‣ Меню 🔍 Разделы
Вход для подписчиков на электронную версию
Введите пароль:

Продолжается Интернет-подписка
на наши издания.

Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.

Православный
интернет-магазин





Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Блаженная схимонахиня Мария», Антон Жоголев

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

О доблестях, о подвигах, о славе…

…напоминают нам две реликвии 1917 года — последнего года Православной Империи.

Икона Божией Матери «Августовская Победа», написанная в 1917 году на Святой Горе Фавор.
…напоминают нам две реликвии 1917 года — последнего года Православной Империи.

Недавно антиквар Андрей Болдырев привез в Самару две удивительные реликвии. На первый взгляд они совершенно не связаны между собой: икона Пресвятой Богородицы и… офицерская шашка. Но — лишь на первый взгляд. Эти раритеты (а экспертиза подтвердила их антикварную, коллекционную ценность) связаны не только временем своего появления — 1917 годом, — но и темой русской воинской доблести и чести.

Икона «Августовская Победа» — уникальный, достаточно редкий образ, написанный в годы Первой мировой войны по горячим следам великого чуда — явления русским солдатам Пресвятой Богородицы с Младенцем Христом.
…Осенью 1914 года в Августовском лесу, на территории современной Польши, расположились части нашей 10-й армии. Настроение в войсках было тревожным: предстояло опасное сражение. И вдруг… — воины замерли в благоговении. В ночном небе — в сияющем ореоле — появился четкий силуэт Пресвятой Богородицы с Младенцем Христом. Царица Небесная правой рукой благословила воинов, преклонивших колена пред Нею и Иисусом Христом. Вскоре после этого видения русская армия одержала крупную победу в сражении.
Явление Пресвятой Богородицы, виденное многими солдатами и засвидетельствованное военными священниками, и было изображено на иконе «Августовская Победа».
И вот теперь такая икона появилась в Самаре, она передана благотворителем в дар храму в честь иконы Божией Матери «Умиление».
Настоятель этого храма, благочинный Безымянского округа Самарской епархии протоиерей Олег Китов поделился этой радостью с нашей
редакцией:
— Об этой иконе и о тех событиях, которые она отражает и освещает, мне рассказывал редактор «Благовеста» Антон Евгеньевич Жоголев, он очень ее почитает. И вот внезапно, по Божией милости, эта икона пришла в наш храм — стараниями благотворителя Максима Альбертовича Афонасьева, который выкупил и пожертвовал эту икону для нашего храма.
Мы сейчас будем изготавливать киот для этой иконы, а затем она станет доступна для поклонения молящихся.
Эта икона, конечно же, необычная. В правом нижнем углу иконы можно различить надпись: «Фаворъ, И(еромонах) Мiлетий, 1917». Иеромонах Милетий написал икону в 1917 году, в судьбоносные для нашей страны дни, на Святой Земле, в монастыре на Горе Фавор. В тяжелые времена для России, в 1914-м году, Пресвятая Богородица в Августовском лесу явилась нашим войскам и поддержала их на фронте — в том противостоянии, начале бедствий нашей страны. И мне хочется верить, что благодать Святой Горы Фавор и благословение Божией Матери будет укреплять нашу страну сейчас. Ведь и сейчас у нас — нелегкое время. И души тоже требуют преображения, фаворского света. Души чают спасения на этом фронте — между добром и злом.

Эфес офицерской сабли.
По Божьему Промыслу икона эта пришла в наш храм как раз перед своим празднеством! 14 сентября по новому стилю, когда установлено празднование иконе Пресвятой Богородицы «Августовская Победа», мы будем в 9 часов утра служить в нашем храме в честь иконы Божией Матери «Умиление» молебен пред новоприобретенной иконой. Для того чтобы почтить эту икону и ее появление в нашем храме, а еще — чтобы молитвенно отпраздновать Православный Новый год. Потому что 14/1 сентября — начало индикта, церковный Новый год. И вот мы Новый год будем справлять именно в этот день.
Такое вот славное начало Нового года дал нам Господь!

Мы поинтересовались, в чем же особенность другой реликвии, офицерской сабли, ведь воинское оружие не такая уж редкость. Андрей Болдырев рассказал:
— Это обыкновенная драгунская офицерская шашка — да, таких много. Ее нашли в Казани при разборе старинного дома. И в этом тоже не было ничего удивительного: в Казани до революции находились штаб военного округа и несколько военных училищ, там комплектовались боевые дивизии.
Но вот что привлекло внимание. На устье ножен гвоздем нацарапан череп и надпись: «Лучше смерть — чем позор. Июль 1917», а с другой стороны — инициалы: «ЕИН» и цифра 148.
Царский вензель с короной на эфесе сабли.
148-й Каспийский полк! Едва ли не единственный пехотный полк Царской армии, который имел Георгиевские награды, — это было привилегией гвардии. Он вместе со 147 самарским полком входил в 37-ю дивизию. Изображение черепа — главы Адама — говорит о том, что эта шашка принадлежала офицеру, служившему в ударных частях. Глава Адама была эмблемой ударных частей.
После вынужденного отречения от престола Императора Николая II русская армия, как и вся страна, стремительно стала разваливаться. Солдаты занимались пьянством, мародерством, под влиянием большевистской агитации братались в окопах с противниками… Но верные русские люди, патриоты оставались в армии, их стали сводить в отдельные — ударные части, которые и воевали, собственно, за всю 10-миллионную армию. Они затыкали все прорывы. Они ходили в атаки. Они постоянно находились в окопах, а остальные… — только оплевывали их. Почему оплевывали? Да в первую очередь — потому что эти настоящие воины, оставшиеся верными присяге, будоражили их совесть, напоминали о долге. Генерал Деникин в своих воспоминаниях писал, что когда он видел ударников, они всегда были угрюмы. Им было очень тяжело морально, потому что их подвиги вызывали только злобные насмешки.
Ударные части комплектовались добровольцами. В основном — молодыми прапорщиками с ускоренных курсов, на которых обучались всего по 3-4 месяца. И — на фронт, в пекло войны…
Эта шашка сделана в конце войны. На ней, на ее эфесе, сохранился вензель Императора Николая II с короной! Офицеры Царской Армии носили на своем оружии вензель того Государя, в царствование которого получили свой офицерский чин. Но временное правительство распорядилось убрать эти вензеля. Сейчас очень много имеется кортиков, которые носили морские офицеры, и сабель, где вензель НII (Николай Второй) зачеркнут или стерт. Здесь — оставлен. И понятно, что этот человек только успел получить офицерское звание и шашку… Старый фронтовик не стал бы выцарапывать гвоздем на своем оружии эту надпись. Надписи заказывали граверу, и тот специальным штихелем красиво выписывал девиз. А здесь слова «Лучше смерть — чем позор» — просто накарябаны. Владелец этой шашки не мог отдать ее граверу: он был в окопах.

На устье ножен надпись: «Лучше смерть — чем позор!».
Много надписей можно увидеть на офицерских шашках. А вот такая встретилась мне впервые. Эти слова не были девизом всей части, а уж тем более — российской армии той эпохи. Временное правительство не потерпело бы такое, принять этот девиз значило бы — признать, что страна в их правление переживала неслыханный позор.
Этот юный офицер должен был утвердиться перед самим собой, в своей душе. Это ответ человека на все, что происходило вокруг: развал, безначалие… Он сделал свой выбор. И выбрал смерть, а не позор. И это сочетание гвоздем начертанного девиза и неспиленного царского вензеля показалось мне очень важным.
Эта шашка неспроста пришла к нам именно сегодня! Она донесла до потомков эти суровые слова воина, для которого верность долгу не была пустым звуком.

…В наши дни, когда в чем-то перекликающийся с сабельным девиз «Православие или смерть» считается экстремистским (Люблинский районный суд г. Москвы отправил на экспертизу в Минюст РФ футболку с надписью «Православие или смерть!», которую прокуратура посчитала экстремистской), — с особым чувством читаешь эти нацарапанные гвоздем на сабельной стали слова. Были же сто лет назад люди, для которых воинская честь и доблесть стояли превыше самой жизни! И они, эти люди, не фразерствовали: им слишком хорошо было знакомо дыхание смерти. Эти русские воины не убоялись бы сложить голову за святую веру и Родину, которые им были дороже жизни…

И не о том ли самом прапорщике был сложен грустный и светлый романс:

…Там прапорщик юный со взводом пехоты
Старается знамя полка отстоять.
Один он остался от всей полуроты,
Не хочет он знамя врагу отдавать!..
Ольга Ларькина
17.09.2010
1349
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
16
3 комментария

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Содержание:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Православный
интернет-магазин



Подписка на рассылку:



Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:
Пожертвование на портал Православной газеты "Благовест":

Вы можете пожертвовать:

Другую сумму


Яндекс.Метрика © 1999—2024 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru