Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:








Подписка на рассылку:
Электропочта:
Имя:

Наша библиотека

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Публикации

Знамение времени

Битва… во имя чего?

Полемические заметки о фильме "Ночной дозор".


Фильм "Ночной дозор" был обречен на успех. Задолго до его выхода на экраны Первый канал телевидения — и не только — начал беззастенчивую раскрутку "самого громкого и самого долгожданного телепроекта сезона". Было сделано все, чтобы вызвать бешеный ажиотаж вокруг фильма и романа С. Лукьяненко: пресс-конференции и интервью СМИ, откровения руководителей и рядовых исполнителей телепроекта, и даже антипиратские рейды на видеорынках были подчинены все той же цели: создать как можно больше шума — вокруг не столь уж и талантливого фильма. Не стану говорить о профессиональных издержках: их достаточно. Взять хотя бы подбор ключевых актеров. В роли Антона Городецкого — Константин Хабенский, давно и прочно ассоциирующийся у зрителей с милицейским опером Плаховым из "Убойной силы". Но в серьезном кинематографе сериальных актеров на крупные роли не приглашают! В лучшем случае — доверят крохотный эпизод. Здесь же, похоже, сознательно была сделана ставка на узнаваемый образ мужественного борца с подонками и мерзавцами. Теперь он — Светлый маг, сотрудник Ночного дозора, противостоящий силам Тьмы. Он отважно борется с кровожадными вампирами и злобными оборотнями, и даже в смертельную схватку с самим Завулоном — главой Дневного дозора — вступает не колеблясь.
Вот только во имя чего?


— Битвы Добра и Зла шли тысячи лет с переменным успехом, — говорит Антон мальчику Егору, волею обоих дозоров втянутому в эту битву — в роли беззащитного живца, приманки то для вампиров, то — для спешащих на его защиту "Светлых". — Порой Свет побеждал, но если бы ты знал, сколько людей, даже не подозревающих про сумеречный мир, при этом гибли. Иных мало, но ведь каждый Иной способен повести за собой тысячи обычных людей….Если сейчас начнется война Добра и Зла — погибнет половина человечества. Поэтому почти полвека назад был подписан договор. Великий договор между Добром и Злом, Светом и Тьмой.
В этом коротком договоре, регламентирующем взаимоотношения сил Света и Тьмы, особо привлекает внимание постулат: "В сумраке нет разницы между отсутствием тьмы и отсутствием света". В нем — ключ к постижению главного: для авторов романа и телепроекта НЕТ РАЗНИЦЫ между силами Света и Тьмы. Те и другие — живут по своим законам и даже идут на ограничение своих прав. Во имя соблюдения договора. И только!
Больше того: это Ночной дозор (некий тайный орден сил Света, следящий за силами Тьмы) выдает своим противникам лицензии на совершение "магических воздействий" того или иного уровня. Скажем — укус вампира. Должен же бедный вампир как-то продлевать свое существование в реальном мире. Ну а то, что жертва при этом погибнет — или что еще хуже, сама станет кровососущей нежитью — это уж печальная необходимость… И вампир Костя, сурово обличающий Антона за убийство несчастного собрата, в фильме выглядит как представитель страдающей стороны, чьи права безжалостно попраны. А спасший мальчика Антон в этом свете смотрится как настоящий злодей, не считающийся с установленными законами…
Сказанное однозначно в Библии: "Что общего между светом и тьмою?" — в "Ночном дозоре" сознательно игнорируется. И человек, чье знакомство с потусторонним миром ограничивается подобными романами, исподволь проникается искренним убеждением: значит, так оно и есть на самом деле. Но Добро и Зло отнюдь не равнозначны! Все в руках Божиих. И хотя Господь Бог до времени попускает силам зла творить свои черные дела, это именно ПОПУЩЕНИЕ Божие, а не договор с дьяволом. Так должно быть — ради нашего блага, ведь человек очищается скорбями "яко злато в горниле", закаляется в постоянных невидимых миру битвах с коварным врагом. И в этой духовной брани с нами — неотступно наши Ангелы-Хранители, наши святые заступники. Не вступающие в сделки с нечистью и не сдающие своих хранимых "по лицензии" вампирам и оборотням.
В "Дозоре" силы Света отнюдь не гнушаются приемами своих противников. Напротив: глава Ночного дозора Светлый маг Гесер постоянно плетет такие изощренные интриги, что и самые мощные Темные не могут выпутаться из его ловушек. Наводят ужас сцены, в которых Антон, чтобы найти вампира-убийцу, должен сам проникнуться его состоянием — и ради этого он пьет кровь. Пока что свиную, но выданные "на службе" как паек бутылочки с человеческой донорской кровью (в романе) стоят у него в холодильнике.
В отряде дозорных Света — оборотни Тигренок и Медведь, обладатель непобедимой любовной магии Игнат. А среди Темных — весьма симпатичная рыжеволосая ведьма Алиса Донникова, которую убивает ее возлюбленный — Светлый маг.
Не случайно фильм начинается 19 августа 1992 года — именно 19 августа, специально для тех, кто не понял сразу, эта дата повторяется в сухих строках протокола. В Православный праздник Преображения Господня происходит своеобразное "преображение" Антона-человека в Иного. И это страшно. На интернет-сайте, посвященном "дозорам", в рубрике "Вход в Сумрак" звучат многообещающие посулы: "Скоро Иным сможет стать каждый. До открытия почтового портала осталось… дней". Зрителей, читателей, посетителей интернета, пользуясь терминологией романа, инициируют — завлекают в хитро сплетенную паутину. Вырваться из нее неискушенным не так просто, ведь почва давно и умело подготовлена: книжные полки ломятся от мистических триллеров, кинопрокат и телевидение заполнены примитивными ужастиками и философскими драмами на темы Добра и Зла, — по сути, размывающими эти высокие понятия, снимающими границы между ними.
"Иные не верят ни в Бога, ни в богов. Мы сами, как боги", — утверждает "Ночной дозор". Люди — подножный корм, и только. Тот же Городецкий цинично признается самому себе:
— Давным-давно я научился плевать на человеческий мир. Он — наша основа. Наша колыбель. Но мы — Иные. Мы ходим сквозь закрытые двери и храним баланс Добра и Зла… Мы не обязаны любить обыденный мир. Мы храним его лишь потому, что паразитируем на нем.
Правда, с экрана вы этого не услышите. Зато роман-трилогия — после "Ночного дозора" идут еще и "Дневной" и "Сумеречный" — изобилует такого рода откровениями. Фильм снят, что называется, по мотивам двух первых романов. Затейливо перекрученные сюжетные линии то возвращаются к своей основе, то уходят куда-то далеко, подчиняясь каким-то иным законам… В процессе работы над телепроектом было отснято 120 часов и 30 (!) вариантов фильма. Были задействованы не только сериальные, но и известные актеры — такие, как Владимир Меньшов, Римма Маркова.
И если не удивляешься появлению в фильме лидера рок-группы "Мумий тролль" Ильи Лагутенко в роли вампира и певицы Жанны Фриске в роли ведьмы Алисы, то одна из последующих сцен наносит удар "под дых": добропорядочного и совсем не страшного Геннадия, соседа Антона Городецкого и главу небольшой семейки вампиров, играет Валерий Золотухин. Талантливый и яркий актер, известный еще с "Бумбараша". Человек верующий, не так давно построивший храм на родном Алтае, — и вот такая гнусная роль. Как может верующий человек сознательно надевать на себя личину врага, по сути, становиться служителем Тьмы, умело перевоплощаясь в нечисть? Очень печально это перевоплощение.
…"В продажу поступили фальшивые елочные игрушки. С виду как настоящие, но радости от них никакой". Этот анекдот — цитата из романа С. Лукьяненко "Ночной дозор" как нельзя более точно подходит к самому роману — и телепроекту.

Ольга Ларькина


Ночной дозор… в гостях у "Благовеста"


Этого нельзя было и предположить — в тот самый день и час, когда рецензия на телепроект "Ночной дозор" была написана и сдана редактору, произошло неожиданное. В компьютерный зал "Газетного мира", где верстается и Православная газета "Благовест", вошел один из непосредственных участников работы над телепроектом "Ночной дозор" — сторибордист фильма Дмитрий Осетров, приехавший в Самару по своим делам. Много лет назад, до отъезда в Москву, он работал в "Газетном мире" — и теперь зашел навестить старых сотрудников. Разумеется, редактор "Благовеста" Антон Евгеньевич Жоголев пригласил его в нашу редакцию — чтобы обменяться впечатлениями о "Ночном дозоре".

Дмитрий Осетров: Что я — моя роль в этом телепроекте была эпизодической…
Ольга Ларькина: Актерская — да, но ваше участие в фильме только сыгранной ролью милиционера не ограничивается…
Д.О.: Да, я делал сториборд — раскадровку фильма. Перед тем, как фильм или рекламный ролик сделать, над ним работает специальный художник и рисует, как должны выглядеть кадры будущей киноленты.
О.Л.: То есть это вы представляли зрительные образы и этой чудовищной воронки, и отвратительной куклы Машеньки?..
Д.О.: Я делал, в частности, раскадровку битвы в парикмахерской.
Антон Жоголев: Что ты можешь сказать о режиссере фильма?
Д.О.: Очень талантливый человек.
О.Л.: А чей талант превалировал в работе над фильмом — Сергея Лукьяненко или режиссера Тимура Бекмамбетова?
Д.О.: Ну там такой симбиоз… Это же коммерция! Огромный коммерческий проект.
А.Ж.: Режиссер фильма — видимо, человек мусульманской традиции. Но над фильмом работали и крещеные люди?
Д.О.: Да, конечно. Я и сам принял крещение несколько лет назад. И я понимаю, о чем ты хочешь спросить. В своем интервью самарской газете "Навигатор" я отвечал на этот вопрос — вот прочти:
"Вещи, связанные с потусторонним миром, реально существуют, и обращаться с ними надо предельно осторожно. В "Ночном дозоре" с ними, на мой взгляд, работали предельно интеллигентно. Поэтому темные силы нам вреда не причинили. В этом отношении "Ночной дозор" также можно назвать успешным. Хотя, насколько я слышал, Жанна Фриске после съемок фильма ходила на очищение… Вообще главное в "Ночном дозоре", несмотря на все спецэффекты, справедливая идея о том, что за все свои поступки надо отвечать. Не стоит об этом забывать".
А.Ж.: Ничего мистического во время съемок не было?
Д.О.: Насколько я знаю, не было. Ну вот Фриске, она играла помощницу Завулона ведьму Алису, — да, что-то такое с ней начало происходить, после чего она ходила на очищение к белому колдуну.
О.Л.: К "белому колдуну"?!Нашла куда пойти!
Д.О.: Ну понимаете, было ли что-то мистическое — никто ничего не доказал: да, нет… Мы же все время от времени встречаемся со странными явлениями.
А.Ж.: Ты когда работал над фильмом, спал спокойно?
Д.О.: Спокойно…
А.Ж.: Уже снято продолжение фильма?
Д.О.: "Ночной дозор-2" снят даже раньше, чем первая часть, он появится на экранах в январе. Третий фильм тоже будет сниматься.
О.Л.: На основе трилогии?
Д.О.: На основе — да, но просто кино и роман — это совершенно разные вещи.
А.Ж.: Ты доволен фильмом?
Д.О.: Хороший проект. Это очень сильный коммерческий прорыв на внутреннем рынке. При затратах 4,5 миллиона вернулось 19 миллионов долларов.
А.Ж.: А можно был сделать столь же крутой, столь же кассовый проект — только без сцен насилия, с меньшей кровью?
Д.О.: Это не ко мне вопрос. Да, можно сделать все, конечно…
А.Ж.: Но в мировом кино столько по-настоящему интересных сюжетов. Так почему же именно сюжеты про вампиров обыгрываются чаще других?
Д.О.: Ты ведь был ребенком — помнишь, что легче всего воспринимается, светлое или темное? И сколько бы ни говорили, что горячий чайник трогать нельзя, — но только после того, как ты до него дотронулся и обожжешься, понимаешь, что трогать его нельзя.
О.Л.: Ну уж после укуса вампира поздно будет убегать… с пониманием того, что приближаться к нему не стоило.
Д.О.: Это — коммерция, просто — коммерция! И артистам интереснее играть плохих героев. Потому что у них более выигрышные характеры.
О.Л.: А как вы относитесь к уверениям — хоть и опровергаемым в самой книге, — что любой может стать Иным?
Д.О.: Ну это же просто фэнтэзи! Конечно, в реальности существуют белые силы, светлые, существуют темные. А чтобы стать настоящим магом…
О.Л.: А что вы можете сказать о своем персонаже?
Д.О.: Я сыграл эпизодическую роль — полторы минутки — совершенно обычного милиционера, который как раз и приземлял действие фильма. Он останавливал Городецкого на предмет проверки документов. Мент хороший получился. Если продолжить работу над этим персонажем — может быть, мы все вместе что-нибудь и придумаем, — что-то выйдет интересное. Но это абсолютно земной человек, не связанный с потусторонним миром.
А.Ж. (показывая на образок Святителя Николая, висящий у Осетрова на цепочке вместо нательного креста): Ты когда ходил на съемки, эту иконочку носил с собой?
Д.О.: Я всегда ношу с собой икону Николая Угодника. (Далее — с наигранным пафосом): И в церкву ходим. И свечки за здравие ставим.

Наш гость, как оказалось, или не договорил, или же не был информирован: были, были и мистические происшествия во время съемок, "досталось" от темных сил не только Анне Фриске. У Анны Дубровской, сыгравшей вампиршу, неожиданно резко подскочила температура — 41 градус! И хотя сама Анна, по ее словам, посчитала это не более чем простудой (правда, столь сильной ангиной она никогда прежде не болела), сниматься в продолжении фильма она отказалась. Исполнительница роли колдуньи Римма Маркова после съемок угодила в больницу с воспалением легких. Актриса Мария Порошина едва не сломала ногу. Но хуже всего пришлось актерам Константину Хабенскому и Алексею Маклакову. У Хабенского умер отец. Самого Константина сильно покусал доберман. А Алексей Маклаков (в фильме он играет Семена — светлого мага и по совместительству водителя) убежден, что неожиданная смерть его матери непосредственно связана со съемками фильма. "Я теперь уверен, что этими съемками мы пошевелили какие-то страшные силы. Я чувствую, что играть с ними опасно", — сказал актер в интервью "Комсомольской правде".

На снимках: кадры из фильма — Антон Городецкий на приеме у ведьмы; Валерий Золотухин в роли вампира.

Ольга Ларькина
03.09.2004
Дата: 3 сентября 2004
Понравилось? Поделитесь с другими:
1
4
Комментарии

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail: Ваш телефон:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:





Яндекс.Метрика © 1999—2017 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru