Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:








Подписка на рассылку:
Электропочта:
Имя:

Наша библиотека

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Публикации

События

"Волга Православная" /продолжение/

Главным контрастом в Петербурге сейчас стали не богатство и бедность, русскость и европейский дух, а сатанизм и святость.


начало здесь

Два Петербурга

Мы должны были плыть сначала на Валаам, но 24 июня на Ладоге поднялся шторм. Теплоход "Максим Горький" взял курс на Санкт-Петербург. К вечеру мы уже приплыли в город и в приподнятом настроении отправились гулять по Невскому проспекту. Те, чья молодость пришлась на "годы застоя", Питер боготворили. Это был особый, ни на какой другой не похожий город. Первоклассный европейский город, но пропитанный русским духом и русской историей. Потрясающе красивый, загадочный, с дворцами вместо обычных домов, с белыми ночами и героями Достоевского, в нем жили изысканные ленинградские интеллигенты и мудрые блокадные старушки. И вот мы с приятельницей радостные выходим из метро. Но в глаза бросается знакомая реклама. Мы сразу попали в огромную толпу людей, безсмысленно шатающихся туда-сюда по Невскому проспекту и набережной Невы. Воскресенье! Петербуржцы развлекаются. В руках у многих, пол и возраст значения не имеют, — бутылка пива, из нее тянут желтоватую жидкость, никого не стесняясь. Стайки полуголых школьниц. Слышны мощные повторяющиеся удары и вой. На площади перед Зимним дворцом — в центре помост, затянутый в черное, с огромным рекламным плакатом "Адидас", и ревущие, как забивающие гвозди, рок-музыканты. Зимний дворец, соседние здания и весь город буквально сотрясаются. Сатанинское радение в самом центре города!
На Невском в кругу зевак девочка лет восьми, затянутая в красное трико, выгибаясь и повиливая бедрами, "танцевала" с мужчиной-китайцем лет тридцати. Русские люди посмеивались, лениво аплодировали и бросали в круг деньги. Ни власти, ни рядовые граждане не усматривали в происходящем ничего предосудительного. Что будет с Петербургом? В этом городе — лжеостанки Царской Семьи. Уже после нашего паломничества, в понедельник 16-го июля, накануне дня злодейского убийства Царственных Мучеников, штормом сорвало крест с главы Смольного собора…
В том, что маршрут неожиданно изменился и мы смогли увидеть, что сделало "открытое общество" и мы сами с Питером, был поистине Промысел Божий. Ведь нас ждал еще один день в городе, где главным контрастом сейчас стали не богатство и бедность, русскость и европейский дух, а сатанизм и святость.
Господь нам показал два Петербурга. На следующий день мы увидели святой Петербург. Святым градом его назвал старец Оптинский Нектарий, хотя перед революцией многие видели в городе печать Божьего проклятия. Однако история основания города говорит о благословении Божием.
С утра мы поехали в Свято-Троицкую Александро-Невскую Лавру. Первым делом поспешили на Никольское кладбище рядом с Лаврой. В нескольких метрах за оградой гремит шумная автострада, а здесь — особый мир. На могиле Владыки Иоанна — черный мраморный крест, цветут роскошные цветы. Мы отслужили литию, игумен Вениамин сказал проникновенное слово о том, что в Самаре Владыка Иоанн многих привел в храм Божий и учил жить по Евангелию. А здесь выполнил, наверное, самый тяжелый подвиг — быть печальником за русскую землю. Духовные чада Владыки Иоанна не могли отойти от креста, становясь на колени, прикладывались еще и еще к нему, заливались слезами, забирая с собой землю, цветы, огарочки с могилки, которые щедро раздавала послушница у могилки раба Божия Анна. Вот что она рассказала:
— С раннего утра до глубокой ночи на могиле Митрополита Иоанна после его похорон служили панихиды. Укроют зонтиком священника — и служат. Дождь шел непрерывно, такое ненастье было, небо плакало, а сердце ликовало. Весь город пришел, его очень любят! В Светлую седмицу в прошлом году на могилу к Митрополиту Иоанну приезжали киприоты, и я спросила у одного монаха, откуда они знают Владыку. Он ответил — это столп до неба, — и показал рукой, какой высокий. Приезжала сюда настоятельница румынского женского монастыря с батюшкой и на румынском языке служили панихиду. На вопрос, откуда им известен Владыка, ответили: "У нас создано общество Иоанна (Снычева)". Со всех уголков земли сюда приезжают люди, которые лично не знали Владыку, но читали его книги и полюбили его. Здесь на могиле Владыки Иоанна день и ночь горят лампады. 31 декабря прошлого года в пять часов вечера, когда зазвонил большой колокол, а затем маленькие, два казака Владимир и Михаил, дежурившие здесь от Крестовоздвиженского храма, услышали треск с нижнего ковчежка и увидели, как над свечами образовалось сияющее облачко, от которого все свечи зажглись сами собой. Большой пучок яркого света ударил от ковчежка на десятки метров в стену кладбища. Владимир вслух усомнился, не галлюцинации ли это у них. Пришел домой и так заболел, что был при смерти. Он взмолился: "Владыка святой, прости, что я усомнился!" — и поправился на глазах. Пришла недавно Елена, у которой сын тяжело болел астмой, и рассказала, что она молилась Владыке и сын поправился по его молитвам.
На Никольском кладбище мы молились священномученику Митрополиту Петроградскому и Гдовскому Вениамину. Потом в Лавре приложились к раке с мощами святого благоверного князя Александра Невского, ощутив огромную благодать. Надо молиться и молиться ему, — с жаром говорит Анна.
Из Лавры поехали на канал Грибоедова к храму Спаса-на-крови. Огромная очередь желающих попасть внутрь, но нам это удается почти сразу и легко, как все в этом паломничестве. Изумительной красоты храм, но алтарь не освящен и служб до сих пор нет. Экскурсовод Лия Владимировна говорит, что видела в алтаре храма офис туристической фирмы! В Исаакиевском соборе есть Православная община, но собор, увы, пока остается музеем. Слава Богу, начали недавно служить Литургии на Исаакия Далматского и на Рождество и Пасху.
С какой радостью мы молились в часовенке блаженной Ксении на Смоленском кладбище. Первая служба, которую совершил Митрополит Иоанн в епархии Ленинградской и Ладожской, была здесь, в храме Смоленской иконы Божией Матери. И свою последнюю торжественную Литургию Митрополит Иоанн служил тоже в этом храме. В следующем году здесь будут праздновать столетие со дня основания часовни и двухсотлетие со дня блаженной кончины Ксении Петербургской.
Сердце, казалось, уже не может вместить все впечатления этого святого дня. А впереди еще ждала встреча со святым праведным Иоанном Кронштадтским в Свято-Иоанновском женском монастыре на Карповке, где наши священники служили молебен и мы приложились к его мощам. Какая сила и какая брань там ощущается! Корчилась и мычала бесноватая у усыпальницы святого праведника.
Два Петербурга: один, истерзанный разнузданной рекламой, охваченный потребительским угаром, страстями. И другой Петербург — тихий, молитвенный, сильный, благоуханный. Лишь бы мы спешили в открытые храмы, бегом бежали туда, где мощи, где мироточат иконы, зовущие нас к покаянию, укрепляющие, спасающие. Нам это все пока дается. Петербург, как и Россия, — спасающийся и погибающий одновременно город. Не случайно Владыка Иоанн — печальник за всю Русскую землю — почил именно здесь. Мы не сомневаемся, что он уже с другими петербургскими святыми молится за святой город, за свою родную Самару (которая тоже играет какую-то особую роль в судьбе страны), и за всю Россию.

Людмила Белкина
17.08.2001
Дата: 17 августа 2001
Понравилось? Поделитесь с другими:
1
1
Комментарии

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail: Ваш телефон:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:





Яндекс.Метрика © 1999—2017 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru