Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:




Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.







Подписка на рассылку:
Электропочта:
Имя:

Наша библиотека

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Публикации

Взгляд

Вечное возвращение

Что-то должно было произойти очень серьезное, раз наши давно уже освоившиеся на Западе "русские европейцы", известные своим вольнолюбием и устойчивым недоверием к "совдепии" решились вновь причалить к материку под названием Россия!


"Священный Синод приветствовал решение приходского собрания Свято-Никольского прихода в Риме о возвращении в лоно Матери-Церкви и постановил принять этот приход в юрисдикцию Русской Православной Церкви на правах ставропигии. Принято к сведению назначение Святейшим Патриархом Алексием II протоиерея Михаила Осоргина настоятелем этого прихода. Священник Алексий Байбаков направлен на пастырское служение в этот приход".

Наверное, у подавляющего большинства православных россиян это решение заседавшего в конце декабря Священного Синода не вызовет особой реакции. Ну, стало у нас одним храмом больше. И хорошо, что теперь в Риме будет где помолиться… Кому-то, но не нам… Далеко больно — Рим!
У меня же это известие вызвало чувство радостного изумления. И не только потому, что в феврале 1998 года я имел счастье отстоять обедню в этом русском православном храме в центре католического Рима. Не только потому, что даже сподобился исповедоваться в этом храме православному священнику из Польши (словно и приехавшему-то в Рим для того лишь, чтобы мы, православные паломники из Самары, на пути в Бар-град смогли очистить свою душу покаянием). Нет, в этом я лично усмотрел знаковое событие, значимое для всей Церкви. За этим фактом, хочется верить, стоит тенденция, которую я условно назову "Вечным возвращением".
Но сначала о храме.
Церковь Святителя Николая на Виа Палестро имеет давнюю и славную историю. Указ об учреждении "греко-российской церкви" при Римской миссии был подписан 6 октября 1803 года Императором Александром Благословенным. Приписана она была к Санкт-Петербургской епархии, но существовала, как сейчас говорят, на дотации Министерства Иностранных Дел и именовалась Посольской. На ее убранство Царская Россия не поскупилась, ведь, как писал Русский посол в Риме барон Икскуль, "храм во всемирном центре римско-католической веры должен соответствовать высокому значению Православия и, по крайней мере, не уступать в размерах и изящности католическим храмам…"
Свою лепту в украшение Посольского храма внес будущий Святой Царь-Мученик Император Николай II.
После октябрьского переворота Посольская церковь не сразу разорвала "пуповину" от осатаневшей безбожной России. Стараниями архимандрита Симеона (Нарбекова) домовая церковь при Российском посольстве (а в перспективе — советском!), находившаяся в ведении Министерства Иностранных Дел, стала независимой, приходской. Княжна М.А. Чернышева (1919 г.) завещала русской церкви свой дом на виа Палестро, но из-за юридических осложнений приход официально получил наследство лишь в 1931 г. Римская община вошла в возглавляемую Митрополитом Евлогием Западно-Европейскую епархию. Указом Патриарха Тихона от 5 мая 1922 г. Митрополиту Евлогию было поручено управление заграничными приходами. Одним из них был этот — римский приход Святителя Николая. Частичка России постепенно вступала в самостоятельное и казавшееся тогда безконечным "плавание" — ввиду гибели "материка". В 1927 году Митрополит Евлогий порывает с Московской Патриархией и переходит в Русскую Зарубежную Церковь. Это решение привело к "отколу" бывшей посольской церкви от "материка". Свободное плавание началось…
До 1985 года эта небольшая община в Риме находилась в непосредственном подчинении Председателю Архиерейского синода Зарубежной Церкви. Оживление приходской церкви в Риме было в годы Второй Мировой войны, когда в Вечном городе находилось множество "перемещенных лиц", которым община всячески помогала. В 1984 году община "выжила" из Рима своего настоятеля — священника Михаила Маклакова — под странным предлогом: за… "антиэкуменическую линию", которую он проводил. И вскоре храм в поисках "устойчивого канонического положения" перешел под омофор Вселенского Константинопольского Патриарха. При этом он остался русским храмом и даже не перешел на "новый стиль", по которому уже довольно давно живет Константинопольский Патриархат.
В 1998 году, когда я молился в этом храме, а потом беседовал с его служителем — диаконом Всеволодом Борзаковским (см. № 9 за 1998 г.) такое положение клир и немногочисленных прихожан вполне устраивало. И вот…
Что-то должно было за эти два года произойти очень серьезное, принципиальное, раз наши давно уже освоившиеся на Западе "русские европейцы", известные своим вольнолюбием и устойчивым недоверием к "совдепии" решились на этот шаг — вновь причалить к материку под названием Россия! Нам, живущим на этом "материке", быть может, не так заметны те перемены, которые разглядели они — наши братья во Христе и по крови, волею исторических судеб оказавшиеся "там" — не то в свободном мире, не то на территории апостасии…
За эти годы стало понятно, что главная сила, бросающая вызов апостасии, "глобализму" или как там еще называют — это Русская Православная Церковь. Еще недавно внешне слабая, да и сейчас еще раздираемая разномыслием и противоречиями, именно она сегодня не только главный объект для атак наших врагов, но и "духовный магнит", надежда и опора для наших (впрочем, немногочисленных) друзей… Именно эта Церковь еще не пустила на свою территорию победно объехавшего многие православные страны Римского Папу. Именно эту Церковь ревниво пытается ослабить претендующий на лидерство в православном мире Вселенский Константинопольский Патриарх Варфоломей — путем "переподчинения" эстонских приходов и легализации украинских раскольников… Именно эта Церковь наконец прославила Императора-Мученика Николая II (на чью икону в римском храме я молился еще в 1998 году). Русская Церковь поднимается, крепнет — и это стало фактом для всех! И для друзей, и для врагов. А для других разбросанных по всему миру, как светлячки в ночи, православных русских приходов встает во весь рост сакраментальный вопрос: а не пора ли домой, в Россию? И от того, как они ответят на него, зависит их будущее.
Хочется верить, что "вечное возвращение" в лоно Матери-Церкви обязательно начнется. Уже началось. С этого маленького прихода в центре Рима.
Как говорится, создан прецедент.
Теперь в Риме есть место, где мы не гости.

Антон Жоголев
19.01.2001
Дата: 19 января 2001
Понравилось? Поделитесь с другими:
1
2
Комментарии

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail: Ваш телефон:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:





Яндекс.Метрика © 1999—2017 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru