Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:




Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.







Подписка на рассылку:
Электропочта:
Имя:

Наша библиотека

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Публикации

Взгляд

Письма о времени

"Если раньше за день столько успевала переделать, то сейчас только диву даешься, как быстро пролетел день".


Дорогая редакция!
Я, жительница Горного Алтая, считаю газету "Благовест" своей газетой. И на вопрос, с которым сталкиваемся постоянно в нашей "реальной жизни", наверное, нигде более не получу ответа, как у вас. Я хочу спросить о течении времени. Читая поучения подвижников и святых отцов, знаем, что время в "последние" (то есть, наши) времена будет ускоряться: год за полгода, за месяц и т.д. Мы все чувствуем это на себе — ничего не успеваем. Если раньше за день столько успевала переделать, то сейчас только диву даешься, как быстро пролетел день. Люди, занятые практической деятельностью, часто говорят то же: за тот же промежуток времени сейчас успевают сделать меньше, чем раньше. В нашей семье часто обсуждается, происходит ли это "сокращение времени" только в духовной, незримой области, в наших понятиях, мерках духовного состояния, или же "безпристрастная", "реальная" наука может что-то сказать в подтверждение или опровержение этого понятия "сокращения времени", то есть, объяснит, что же происходит реально со временем (конечно, дело не в долях секунд, которые складываются в какой-нибудь лишний день, на котором настаивают сторонники смены календаря). Есть ли исследования и выводы по этому вопросу, объединяющему воедино духовный и научный принцип познания времени?
С этим вопросом мне обратиться больше не к кому, так как там, где царит наука, духовный аспект чаще всего не берется во внимание.
Л. Михайлова, республика Алтай

Мир вам, родная наша редакция!
Я, грешная раба Божия Надежда, решила просить вас, чтобы вы замолвили словечко о том, чтобы с Третьего Тысячелетия не менять время. Как вспомнишь про предстоящий переход на "летнее время", так сердце и заскорбит. Сколько же можно тешить беса, ведь на Святой Пасхе мы возглашаем: "Христос Воскресе!" — в 12 часов ночи, а по настоящему времени еще 11 часов. И не в экономии энергии все дело, а это бесовские козни, дьявол нам навязывает свою волю. Я это прочла в книге "Козни бесовские", которая написана по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Неужели так трудно отменить все эти "летние" и "зимние" времена, а оставить одно настоящее, Божье время, и не крутить стрелку часов туда-сюда? Ведь жили же раньше без этого, и ничего…
Эта боль уже года три у меня на сердце, и вот решила хоть вам поплакаться.
Надежда Роженцева
, пос. Дубинино Красноярский край


Ангел Времени
Эти два письма пришли в нашу редакцию почти одновременно. Объединяет их общая метафизическая тревога: что происходит с временем? Раньше, в советских школах, нас с пафосом учили, что "мы в ответе за время". Но при этом имелось в виду, что мы в ответе за страну, социализм, народ… Теперь пришло время для тревог уже о САМОМ ВРЕМЕНИ… Вдруг оказалось, что не только мы зависим от времени, но и оно зависит от нас. И мы далеко не всегда правильно с ним обращаемся.
Что такое время? На этот простенький вопрос существует сотни ответов, и, значит, ни один из них до конца не верен, не исчерпывающ, так как остаются за скобками какие-то другие грани этого почти безграничного понятия. И потому легче ответить на этот вопрос "отрицательно". Время — НЕ ЕСТЬ вечность, напротив, ее антипод (но такой, который только доказывает наличие вне-временного: если есть время, то оно или конечно, и тогда за ним вне-временное (вечность) или безконечно — и тогда…все равно вечность). Время — один из псевдонимов смерти, ведь когда "времени больше не будет", как говорит Евангелие, то и "последний враг истребится — смерть"()… Можно предположить, что для Адама власть времени началась с момента грехопадения — духовной смерти. Тогда получается, что власть земного времени над людьми причиной своей имеет грех…Время, как правило, однонаправлено, необратимо (Священник Павел Флоренский в своей замечательной работе "Иконостас" доказывает, что "спящий, замыкаясь от внешнего видимого мира и переходя сознанием в другую систему, и меру времени приобретает новую… В сновидении время бежит… НАВСТРЕЧУ настоящему, ПРОТИВ движения времени бодрственного сознания", — то есть, все же нельзя говорить об абсолютной необратимости времени, в сновидении оно обратимо). И, наконец, время — условие нашего спасения, "материал" для перехода в вечность… Ибо только во времени и возможен ВЫБОР (выбор между добром и злом). Вот почему "вечные" бесы уже не могут покаяться, так как для них и времени-то не существует, а Ангелы Света — не могут "пасть", ведь и они в вечности… То первое грехопадение, восстание Люцифера, было на Небе задолго до сотворения земли, а значит, и до СОТВОРЕНИЯ ВРЕМЕНИ. После же сотворения времени "выбор" для них стал невозможен. Зато подпавший под власть греха, а потом и времени человек именно во времени должен сделать свой окончательный выбор вечности (ада или рая).
В литературе описан случай, хорошо иллюстрирующий разницу между нахождением во времени и в вечности. Одному боголюбцу в сонном видении явилась Божья Матерь, державшая в ладони Державу (символ Земного шара). Он спросил Ее: как успевает Она, Царица Небесная, приходить на помощь ко всем, к Ней обращающимся? Ведь просящих множество, а Она одна… Богородица сказала ему, что Она (в отличие от простых смертных) находится вне времени, в вечности, и потому может прийти на помощь ко ВСЕМ к ней обращающимся, даже если и просят Ее о заступлении одновременно множество людей, разделенных большими расстояниями. И в знак удостоверения этих слов повертела в руке Державу, словно бы всматриваясь в "земной шар" и ища взглядом тех, кто вопиет к Ней в молитве…
О "сокращении времени" в последние времена перед концом света ясно говорят святые отцы (например, св. Нил Мироточивый: "День будет вращаться как час, неделя как день, месяц как неделя и год как месяц…"). Есть (правда, косвенное) указание об этом и в Святом Писании: "Ибо тогда будет великая скорбь какой не было от кончины мира до ныне и не будет. И если бы не сократились те дни, то не спаслась бы никакая плоть, но ради избранных сократятся те дни" (Мф. 24). Некоторые толкователи (например, Феофилакт Болгарский) понимает эти слова Христа о "сокращении времени" как сокращение КОЛИЧЕСТВА дней скорби, другие же понимают это как именно сокращение САМОГО времени, ускорение течения времени, ради избранных. И то, и другое истолкования по сути своей не противоречат друг другу.

"Сокращение времени" как реальная проблема, с которой мы все волей или неволей сталкиваемся, по определению не может быть осмыслена силами "голой" науки. Ибо речь тут идет о субъективных переживаниях, духовных категориях, которые не могут являться предметом научного знания. Проблема эта осмыслена на стыке философии и Богословия великим русским мыслителем (ум. в 1988 г.) Алексеем Федоровичем Лосевым (в монашестве Андроник). Вот что он писал по этому вопросу: "Рассматривая время по его существу, как оно дано нам в живом опыте, мы… констатируем некую принципиальную НЕУСТОЙЧИВОСТЬ, характерную для существа времени. Вопреки пространственным схемам и определениям, время… совершенно неоднородно" ("Музыка как предмет логики", 1927 год). В своей книге "Диалектика мифа" (1930 г.) он развивает эту мысль: реальное время "всегда неоднородно, сжимаемо, расширяемо, совершенно относительно и условно… С 1914 г. (начало Первой Мировой войны — А.Ж.) время как-то уплотнилось и стало протекать скорее. Апокалиптические ожидания в прошлом (и, видимо, в настоящем — А.Ж.) объясняются именно сгущением времени, близким к окончанию времени и потом рассасывающимся. Время, как и пространство, имеет СКЛАДКИ и ПРОРЫВЫ. Во времени иногда бывают СОТРЯСЕНИЯ… Религиозный экстаз характеризуется именно прекращением или сворачиванием времени, сжатием прошлых и будущих времен в одну неделимую настоящую точку… Время — боль истории, не понятная "научным" исчислением времени".
А вот та же мысль, но только выраженная поэтическим языком:

Времени тайный размах никому не известен,
Но я не верю, что был он всегда одинаков.
Время коварно, один только маятник честен,
Раб безусловный условно поставленных знаков.

Может быть, сутки то легче бегут, то тяжеле.
Ритма земли не дано ни узнать нам, ни смерить.
Ведь вместе с ней мы летим к ослепительной цели.
Стрелкам часов поневоле приходится верить…

(Борис Садовской, 1935 г.)
Рационалистическая новоевропейская наука "умертвила" время, придала ему механический характер, но как это далеко от истинного постижения времени — величины отнюдь не рациональной, а очень часто эмоционально окрашенной, разнообразной, меняющейся и скорее напоминающей музыкальный строй, чем размеренный ход часов новоевропейского "будильника"… Из Апокалипсиса мы знаем, что есть Ангелы Солнца, ветров и т.д. Можно предположить, что есть и особый Ангел Времени, по воле Божьей "заведующий" его течением, то убыстряющий, то, наоборот, замедляющий его ход…
Пять лет назад, в 1996 году, известный старец схиигумен Иероним (Верендякин) говорил мне о том времени так: "Сейчас перед бурей затишье…" Но вот прошли годы и… затишье начало постепенно сменяться бурей, задули ветры быстрых перемен. Это изменение в ходе времени и ощутила читательница с Алтая. Да, время сейчас как никогда уплотнилось, сжалось. По-видимому, мы оказались в уникальном времени, которое разбежалось настолько, что трудно сказать — очередная ли это лишь СКЛАДКА в нем или действительно наступают "последние времена"? На этот вопрос ни у меня, ни у кого другого нет ответа — ибо время в руках Божиих, а "о дне том и часе" не знает никто, кроме Творца времени, его Подлинного Хозяина. Но и сводить это явное ускорение времени лишь к "психологии" (как это чаще всего сейчас делается), объясняя это переживание тем, что, мол, всегда на изломе веков обостряются апокалиптические ожидания, — не только не верно, но и богословски некорректно. Не от того обостряются эти ожидания, что века и тысячелетия сменяют одно другое, а от того, что при смене столетий ДЕЙСТВИТЕЛЬНО время ведет себя как-то странно — не так, как в обычные непереходные годы. Видимо, это происходит потому, что смена столетий не только "земное", лишь чисто календарное понятие, но оно имеет свое отражение на Небесах. Что -то меняется во всем космосе, в мироздании. Начинается новая ступень на пути к ВЕЧНОСТИ… Сводить же все дело к субъективным переживаниям экзальтированных людей опять же некорректно. Ведь в этом случае игнорируется практически доказанный факт НЕОДНОРОДНОСТИ времени и фактически времени отказывается в его объективных свойствах (признается лишь его, времени, отражение в сознании людей).
Как нам относиться к "сжиманию времени"? Как к реальности, которой все же можно противостоять. Христианин живет не только во времени, но и в вечности. Входя в жизнь Церкви, Тела Христова, живущего по совсем иным, чем мир, законам, в совсем ином времени (вернее, за его пределом, в вечности), — человек приобретает опыт вечности, отрешается (хотя и не до конца) от земного времени. И не в такой степени, как другие, подвержен временным колебаниям. Иисус Навин молитвой задерживал движение солнца и луны, когда народ Израильский мстил врагам своим. Не в нашей власти "удержать" время, так стремительно мчащееся к своему концу. Но в какой-то мере все мы, христиане, своей молитвой замедляем неукротимый бег времени, отодвигаем времена и сроки…

Окончание

Антон Жоголев
23.02.2001
Дата: 23 февраля 2001
Понравилось? Поделитесь с другими:
1
2
Комментарии

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail: Ваш телефон:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:





Яндекс.Метрика © 1999—2017 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru