Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:




Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.







Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Блаженная схимонахиня Мария», Антон Жоголев

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

События

Взыскание погибших

Самарцы обошли свой город крестным ходом. Впереди несли чудотворную икону Божией Матери "Взыскание погибших".


Четыре дня Православная Самара жила в едином ключе, в ритме крестного хода, что мощным потоком прошел по улицам города. И в этой многоводной людской реке нашлось место каждому. Слава Богу за все! — и за то, что эти четыре дня, с 13 до 16 августа, сподобил Он нас пройти крестным ходом вокруг города Самары с великой святыней — иконой Божией Матери «Взыскание погибших». Сама Пресвятая Владычица вышла с нами, многогрешными, вышла взыскать погибающих и погибших чад Христовых. И это Божественное присутствие явственно ощущалось на всем протяжении молитвенного шествия горожан.

…Смешно — и грустно. По одному из самарских телеканалов наш крестный ход причислили к антитеррористическим, антикриминальным акциям. Да нет, не ставили организаторы крестного хода именно такой цели. Взыскание погибших — это нечто куда более широкое, нежели протест против взрыва на московской станции метро. Одни ли только диверсии, взрывы и убийства представляют угрозу для людей. Душа — не более ли тела, и не о ней ли в первую очередь должно радеть. И, вознося молитвы о спасении града Самарского от всяческих бедствий, молились мы и о спасении душ православных от вечной погибели.
В Самаре крестные ходы — не редкость. Но 13 августа Покровский кафедральный собор не мог вместить всех желающих пройти если не весь путь, то хотя бы маршрут первого, воскресного дня (назавтра многим поневоле пришлось «сойти с дистанции» — начались рабочие будни). Радостно и торжественно, под ликующий перезвон колоколов, с хоругвями и иконами, с неумолкаемой молитвой крестный ход вышел из храма. Прошли всего-то ничего по обычным меркам, а как много вместили в себя эти восемь километров пути! Удивленные взгляды прохожих — и крестное знамение, творимое старенькой женщиной в прижавшемся к обочине автобусе. Молебен у часовни Святителя Алексия — и лития на месте, где 10 февраля 1999 года погибли в огне 57 сотрудников Самарского областного Управления внутренних дел. А когда молящиеся вошли в храм Архистратига Божия Михаила и начался последний молебен этого дня, произошло чудо. В небе над храмом воссияла необычная радуга — многоцветные кольца, дрожа и переливаясь, увенчали солнце короной несказанной красоты.
— Я впервые в жизни видел, чтобы радуга появилась в сухой день, — поделился радостью один из организаторов крестного хода Александр Тимофеевич Сидоров. А я припомнила, как в такую же сухую погоду, да еще под вечер, после всенощной, Господь украсил радугой небо над домом, где ожидали прибытия чудотворных державинских икон. Нет, недаром посетили они наш город за две недели до крестного хода…
Александр Тимофеевич взял с собой на крестный ход деревянный крест-мощевик с частичкой древа Животворящего Креста Господня и с частицами мощей святых — великомученицы Варвары, преподобномученицы Елисаветы Феодоровны, одного из 14 тысяч Вифлеемских младенцев, от Ирода убиенных. И многие верующие несли самые дорогие семейные реликвии, что передавались от дедов и бабушек или же приходили к нынешним владельцам неожиданным образом…
— Эту икону Гурия, Самона и Авива мне дала мама, — сказала раба Божия Людмила. — А сама она получила ее, можно сказать, чудесным образом. Месяц назад подошел к ней молодой миловидный парень в белой одежде, дал подержать — да так и не вернулся. Мама ждала его, ждала — ну не оставлять же икону, взяла с собой. А дома пригляделась повнимательнее к ликам святых и узнала в одном из них… того самого юношу. Похоже, что это был святой Самон…
И слава Богу, что эта икона обошла с нами хотя бы часть города, ведь святые Гурий, Самон и Авив — покровители честного брака. А надо ли говорить, как мало сегодня в России, в Самаре благополучных, крепких семей.
Здесь же, в храме Архистратига Божия Михаила подошел ко мне раб Божий Василий. он специально приехал в Самару из города Пугачева Саратовской области за советом, как ему быть в непростой ситуации: как уплатить налоги — и не принять идентификационный номер. Василий взял с собой на крестный ход икону «Собор Святых Архангелов», которой много лет назад благословил его маму известный молитвенник и подвижник схиигумен Савва. Два дня шел с нами Василий — и готов был идти до конца, да надо было спешить в свой город, чтобы не опоздать, не промедлить. И, как оказалось, все ему с Божией помощью удалось. В налоговой инспекции отнеслись к его заявлению на удивление спокойно, взяли налог на собственность по документам старого образца. Были у некоторых участников крестного хода обновляющиеся и мироточивые иконы. Была фотография кровоточащего в селе Державино Образа Спасителя. Многие самарцы благоговейно прикладывались к своеобразному иконостасу, что с любовью и тщанием оформила прихожанка Воскресенского храма Анна. С обеих сторон большой доски она наклеила иконы Царя-Мученика Николая II и Царской Семьи.
— Аня, руки затекут, устанешь нести! — увещевала ее подруга. Но Анна упрямо держала свой походный иконостас над головой, вздымая к небу дорогие сердцу образа.
…Стоим в храме — и никак не можем разойтись. Давно окончен молебен, все приложились к главной святыне крестного хода, испили святой водицы, — пора бы и откланяться, да нет, что-то удерживает в храме. Мы еще не знаем, что так будет все четыре дня, что еще долгие часы мы будем стоять и молиться, молиться Пресвятой Богородице. И за порогом храма дерзновенно продолжаем петь неудержимо льющиеся из самого сердца молитвы. Идем, минуя одну за другой, автобусные остановки; с пением «Богородицы» проходим через вокзальный туннель — мимо забывших о спешке пассажиров и торговцев. Молитва — что птица: как ни держи ее в клетке, как ни прячь, да если уж дал ей Бог крылья — не удержишь…
Второй день крестного хода — понедельник. Ну уж сегодня-то, наверное, придут считанные единицы… Нет — к молебну вновь собрались сотни людей. Прощаемся с гостеприимным храмом Архистратига Божия Михаила и идем самый длинный отрезок пути — 17 километров. День вроде бы жаркий, но прямо над идущими зависает облачко — да так и сопровождает нас до самого поселка Металлургов, к храму святого равноапостольного князя Владимира. И ветерок набегает, мягко овевая разгоряченных людей. Благодать!
Колокольным звоном встречает и провожает проходящих мимо крестным ходом старообрядческий храм. Слава Богу! — и эти чада Христовы соединились с нами в эти дни: кто — потаенной в глубине сердца молитвой, а кто — и шествием по крестному пути. По крайней мере одна прихожанка старообрядческой общины точно была в нашем шествии — промелькнуло знакомое лицо. Вот так бы и в жизни быть нам заедино…
Оторопь берет: что там под ногами — уж не икона ли! Нет, но Герб Российского государства — двуглавый орел на смятой сигаретной пачке. Какая адская хитрость: отдать на поругание, втоптать в грязь Герб своего Отечества… Взгляд поднимается выше — и сталкивается с развеселой компанией, ухмыляющейся с рекламного щита. «Почувствуйте вкус, объединяющий мир!» — зазывает реклама. Только ложь это, наглая и циничная: вкус табачного чада как раз и разъединяет людей, разъедает, как ржавчина, одних, еще не понимающих, в какой черной мессе они участвуют, кому кадят «воскурения». Отделяет других, не желающих дышать этим мерзким смрадом.
Самые разные впечатления, свет и тьма сошлись на нашем молитвенном пути. Как и во всей-то жизни.
Никто специально не подгадывал — так совпало по Божьему Промыслу, что наш крестный ход начался и проходил в те же дни, что и Архиерейский Собор в Москве. И вечером 14 августа великой радостью стало известие о долгожданной канонизации Царя-Мученика Николая II и его Семьи. Придя домой и узнав об этом, мы звоним друг другу, поздравляем с праздником: наконец-то земля Русская вновь обрела своего Хозяина. Наутро в Свято-Владимирском храме (что глубоко символично, ибо в православном сознании креститель Руси святой князь Владимир и последний Российский Самодержец мистически связаны, известна икона, где они изображены вместе) звучал Акафист Благоверному Царю-Мученику Николаю II и возносились моления Святым Царственным Мученикам.
— Мы долго ждали этого события, долго молились о нем, и наконец оно свершилось. Исполнилась правда Божия! — сказал о канонизации Государя протоиерей Николай Одинаркин, ключарь Покровского собора, почти весь крестный ход шедший во главе процессии.

Окончание

Ольга Ларькина
08.09.2000
950
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
14
Пока ни одного комментария, будьте первым!

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Пожертвование на газету "Благовест":
банковская карта, перевод с сотового, Яндекс.Деньги

Яндекс.Метрика © 1999—2018 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru