Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:




Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.







Подписка на рассылку:
Электропочта:
Имя:

Наша библиотека

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Публикации

События

Храм покаяния

В Екатеринбурге освящен храм Всех Святых, построенный на месте расстрела Царской Семьи

В Екатеринбурге освящен храм Всех Святых, построенный на месте расстрела Царской Семьи.

Царское дело
В этот раз я приехал в совсем другой Екатеринбург. Еще год назад это был хотя и интересный, и крупный, но все же обычный провинциальный уральский город. Сейчас меня встречал святой град! В этом может удостовериться каждый, когда увидит над улицей Свердлова, ведущей в центр города от вокзала, вознесшийся в небо золотой купол Храма-на-крови! Храм это возник как чудо. Вырос на месте русской Голгофы не по прихоти человеческой, а по воле Божией, которую достойно выполнили сотни самых разных людей — от Архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского Викентия и Губернатора Эдуарда Росселя до последнего сторожа на этой святой стройке. Великое дело — ЦАРСКОЕ ДЕЛО — совершено этими людьми…
Освящение храма будет завтра утром. Но уже сейчас на Вознесенской горке толпится народ. Перед такой красотой, перед таким могуществом, похоже, сами екатеринбуржцы несколько растерялись. Весь город давно живет ожиданием этого грандиозного события — освящения Храма. Уличные рекламные плакаты с изображением Храма-на-крови и фотографией Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II потеснили привычную рекламу. Все разговоры только о Храме. Кто-то сокрушается о том, что из-за болезни не сможет приехать на праздник Патриарх Алексий II. Кто-то «прикидывает» примерную стоимость этой великой стройки… А какой-то мужчина вслух делится воспоминаниями детства. Он был еще мальчиком, когда в середине семидесятых годов в бывшем доме инженера Ипатьева размещалось множество советских контор. И одна из них была клубом учебного собаководства. В этот самый дом, где некогда пролилась святая Царская кровь, он несколько раз отводил своего любимого пса…
— Если б я знал тогда… Если бы знал! — сокрушался, глядя на величественный храм, этот еще не старый мужчина. Если бы все мы знали!.. А ведь большинство из нас, в этот день пришедших к Храму-на-крови, еще недавно жили в «счастливом неведении» о духовной природе той власти, которая гордо взяла на себя ответственность за чудовищное злодеяние — расстрел Помазанника Божия и его венценосной семьи… Этот зловещий «клуб собаководства» приоткрывает нам многое. Ведь на месте убийства Друга Царской Семьи — Григория Распутина, в замке Юсупова в Петербурге сразу после убийства «одухотворенного странника» Григория застрелили и бродячего пса. Сделано это было якобы затем, чтобы объяснить жандарму, что слышанные им выстрелы были направлены на бешеную собаку… А в шахту на Ганиной яме вместе с телами Царственных страстотерпцев, как об этом свидетельствует следователь Соколов, была сброшена зачем-то и собачка* расстрелянной Великой княжны Анастасии… А потом, спустя годы, на месте расстрела Царской семьи вдруг «случайно» разместили контору учебного собаководства! И эта вроде бы случайная деталь приоткрывает тот страшный факт, что большевистская власть, не смотря на марксистскую риторику, имела в своем зародыше в том числе и потаенный оккультный характер… 

Храмы не ставят на месте поражений, даже если это и храм-на-крови — но только на месте духовных побед! И, стало быть, велика, очень велика была победа Государя, раз на месте его гибели вознес свои золотые купола величественный собор! Царское дело совершено. И самое горькое, самое кровавое, самое страшное место на духовной карте родины завтра станет одним из самых святых ее мест… Наверное, этот храм и есть самое великое чудо Царственных Страстотерпцев. Никак не думали цареубийцы в кровавом 1918-м, ровно 85 лет назад, что когда–то на месте их злодеяния будут молиться Православные — и торжествовать ПОБЕДУ!

Храм для новой России
16 июня в 8.00 по местному времени началось освящение Храма-памятника во имя Всех Святых. Тысячи людей со всех сторон окружают церковь. Пробились внутрь далеко не все — вход строго по пригласительным билетам. Из микрофонов доносятся звуки Православных ликующих песнопений. На соборной площади развеваются хоругви и знамена. Эти величественные полотнища были доставлены из Москвы Обществом Православных хоругвеносцев. На одном из плакатов читаю: “Слава Христу — смерть антихристу!” Пробираюсь к входу в храм — помогает журналистская аккредитация.

Вокруг храма идет крестный ход, который возглавляют Митрополиты Крутицкий и Коломенский Ювеналий и Воронежский Сергий (Управляющий делами Московской Патриархии). В толпе обращают на себя внимание несколько vip-персон: бывший премьер-министр Николай Рыжков, всемирно известные музыкант-виолончелист Мстислав Ростропович и его жена певица Галина Вишневская. В храме на почетном месте слева у иконостаса вижу Главу Императорского Дома Великую Княгиню Марию Владимировну — ближайшую родственницу Русского Царя и законную наследницу Царского престола. А справа от царских врат молится Ольга Николаевна Куликовская-Романова, тоже представительница Царской династии. Она привезла в подарок храму поистине безценный дар — икону Божией Матери «Троеручицу», которая была в Ипатьевском доме вместе с Царской Семьей. На этот святой образ в самые тяжелые минуты молились члены Царской Семьи. И вот, сделав круг чуть ли не по всему свету, эта святыня вернулась в Екатеринбург. Так уж случилось, что я оказался на этой исторической службе возле царских особ (журналист, тем более фотограф — занимает место не по заслугам, а в силу особенностей профессии).

Это большое счастье — молиться вместе с Великой Княгиней Марией Владимировной! На ее лице было много и скорби, и умиления, и какого-то особенного «романовского» величия, которого ни подделать, ни описать невозможно… В эти царские дни она не говорила речей, не вручала никому орденов и сама не принимала наград. И даже на пресс-конференцию ее почему-то не пригласили. Участники праздника в основном видели и слышали Ольгу Николаевну Куликовскую-Романову. Благодарили ее за подаренную икону. А Государыня Мария Владимировна, как мне показалось, была как будто и неприметна, — но именно так, как может быть «неприметна» именно Царственная особа, если она этого почему-то пожелала. Великая Княгиня Мария Владимировна как будто уступила почетное первое место убиенной Царской Семье. Была на этом великом торжестве Православной паломницей, которая приехала в Екатеринбург, как и все мы, чтобы помолиться в этом величественном храме, вовсе не преследуя при этом каких-то иных, пусть даже и благородных целей…
Но все-таки главным «гостем» на этом празднике был… Преподобный батюшка Серафим! Один из самых почитаемых русских святых в канун своего столетнего юбилея со дня канонизации пришел в этот Царский храм частицей своих святых мощей вместе со своей чудотворной дивеевской иконой. «Царя, который Меня прославит, — прославлю», — говорил еще при жизни батюшка Серафим. Он был прославлен в царствование Императора Николая II и потому два эти великие угодника Божия теперь навеки связаны друг с другом. И даже два их великих праздника — освящение Храма-на-крови и торжества по случаю столетия канонизации Преподобного Серафима — оказались разделенными сроком всего в две недели. И если сто лет назад Царь Николай II с Царицей Александрой приняли участие в торжествах по случаю канонизации Батюшки Серафима, то теперь Святой Серафим своим святым образом и частицей мощей почтил праздник Царя-Мученика — все это сколь трогательно, столь же и не случайно…
В Богослужении приняли участие Архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий, Архиепископ Аргентинский и Южно-Американский Платон, Архиепископ Уфимский и Стерлитамакский Никон и около ста священников Екатеринбургской епархии. Во время первого богослужения в Храме Всех Святых изменился статус этой некогда отдаленной провинциальной кафедры. Величественный храм и построенное возле него просторное здание Патриаршего подворья утвердили за этой уральской епархией особый «царский» статус в Русской Православной Церкви. Многого ждет теперь страна от этого уральского города, но высока и ответственность Екатеринбурга перед Россией…
В эти царские дни погода все время менялась. Ночью накануне празднества прошел сильный дождь, он словно бы вымыл улицы города перед началом торжеств. В день освящения храма, 16 июля, было сначала холодно и пасмурно, то и дело принимался моросить мелкий дождь. А к концу первой Божественной литургии вдруг выглянуло солнышко и засветило по-летнему жарко. Торжествовало и небо! Когда служба закончилась и оркестр под открытым небом исполнял свиридовскую «Метель», ораторию Чайковского «1812 год» и другие произведения русских классиков — в городе было солнечно и по-летнему радостно… А после 17 июля в Екатеринбурге началось настоящее (и весьма долгожданное в этом году!) лето. Погода наконец установилась на радость всем горожанам.
«Сегодня началась история новой России, — так обозначил масштаб происшедшего события возглавлявший освящение храма Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий. — Храм этот — символ покаяния нашего народа в грехе богоотступничества и цареубийства. Мы знаем из Священной истории, что покаяние отвращало беды от людей. Мы верим, что этот акт покаяния русского народа привлечет на нас милость Божию, даст мир и согласие нашей стране».
В ночь на 17 июля
Более десяти тысяч человек собрались у храма Всех Святых. Было много молодежи, причем, не «зевак», которые так любят ночные Пасхальные и Рождественские службы, но из которых мало кто простоит даже до их середины — это была другая, уже воцерковленная молодежь. Многие приехали на этот праздник из разных городов страны. Храм уже заполнен до отказа молящимися, а люди все прибывают. В толпе внимание останавливает… мулла. В пестрой одежде с вышитым полумесяцем, он вместе с Православной молодежью направляется в храм. Это почему-то не удивляет, ведь Царь был Батюшкой для всех россиян, а не только для Православных подданных. Вот и решил мусульманский мулла почтить его память в этот исторический день… Только неприятно задевает, когда вижу муллу уже в храме — в характерной тюбетейке, с покрытой головой. Это выделяет его из толпы. Но вскоре я с облегчением заметил, что мулла все же снял головной убор (видимо, кто-то догадался об этом его попросить) и… вскоре слился с толпой молящихся.
Начинается служба. В каждой ночной службе есть что-то монастырское, едва ли не катакомбное. Ночь — лучшее время для молитвы. А в эту святую ночь все молились как-то особенно. Ведь именно в ночь на 17-е июля были расстреляны Царские Страстотерпцы. Размашисто, не спеша совершается служба. Через три-четыре часа уже дают о себе знать ноги. Но мысль о том, что многие из молящихся после долгой ночной службы утром пойдут еще и двадцатикилометровым крестным ходом на Ганину яму, к месту, где цареубийцы пытались замести следы своего злодеяния — это несколько подстегивает и придает сил. Но к утру усталость неожиданно отходит, и весь душой устремляешься ввысь, к постижению подвига Царственных Мучеников. Настоятель Вознесенского подворья г. Екатеринбурга протоиерей Александр (?) Ураков говорит краткую, но очень сильную проповедь: «Кровь Царя и его семьи вопиет в небо уже золотыми куполами этого величественного храма…» На глаза почему-то наворачиваются слезы. Неужели мы будем прощены Царем за все эти десятилетия поругания и отступничества? И в сердце едва слышно бьется ответ: «Будем!..»
… А днем позже я уже увидел несколько пар женихов с невестами, приехавших после бракосочетания поклониться Царскому Храму. Семья Царя — «икона» Православной семьи. И как хорошо, что у этих молодых людей, сегодня светящихся своим счастьем, будут теперь покровители, которые не оставят их ни в радости, ни в беде… Если уже так быстро проторили дорогу к этому храму молодожены, значит, Царь и Царица и правда простили нас. И готовы нас всех обнять в святом порыве жертвенной родительской любви…
Святые Царственные Мученики, молите Бога о нас!
г. Екатеринбург — г. Самара.

*В перечне вещей, найденных следователем Соколовым в урочище Четырех Братьев на Ганиной яме в том числе значится: «№ 64. Труп собаки самки. Снимок №21 передает ее вид. Собака была найдена 25 июня 1919 г. на дне открытой шахты. Благодаря низкой температуре в шахте труп хорошо сохранился. Правая передняя лапа сломана. Череп пробит, отчего, по заключению врача, и произошла ее смерть. Гиббс показал: «У Анастасии Николаевны была маленькая собачка какой-то японской породы с длинной шерстью. Я сегодня видел собачку у шахты. Я утверждаю… что эта собачка и есть Джемми…»

Антон Жоголев
Фото автора
25.07.2003
Дата: 25 июля 2003
Понравилось? Поделитесь с другими:
1
1
Комментарии

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail: Ваш телефон:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:





Яндекс.Метрика © 1999—2017 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru