Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:




Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.







Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Блаженная схимонахиня Мария», Антон Жоголев

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

События

Небесный Ангел земли Симбирской

Честные останки первого Архиерея епархии возвращены в Симбирск

Краткое жизнеописание

Архиепископ Симбирский и Сызранский Анатолий. В миру — Андрей Иванович Максимович. Родился в 1766г. в дворянской семье в Малороссии. В 1790г. окончил Петербургскую Духовную семинарию. С 1792г. — священник. В 1809г. принял монашество и определен ректором Петербургской семинарии и профессором богословских наук. С 1812г. — Епископ Полтавский. С 1816г. — архиепископ Минский. С 8 мая 1832г. по 1842г. возглавлял вновь открытую Симбирскую епархию.
Благодаря его заботам, в Симбирске была открыта Духовная семинария, построен и 15 сентября 1841г. освящен Свято-Троицкий кафедральный летний собор-памятник первой Отечественной войны. Именно Владыке Анатолию выпала честь в 1841г. проводить в последний путь будущего общероссийского святого — блаженного Андрея (Огородникова), Христа ради юродивого, Симбирского чудотворца.
Был мудр, мягок и красноречив. Однажды, в дни посещения Симбирска Императором Николаем I в 1836г., сказал в его адрес проникновенные слова: "Промысел Всевышнего назначил нам смиренную участь жить в отдалении от твоего престола! Но сия отдаленность не отдаляет нас от твоего сердца… Мы взираем на тебя, как на росоносный облак в земле жаждущей: все оживляется твоим присутствием, все растет и зреет под твоими влияниями". Николаю I речь понравилась, и он, по свидетельству современников, был к симбирянам очень добр.
Уйдя на покой, Владыка Анатолий поселился в небогатом Сызранском Вознесенском монастыре Симбирской епархии. Скончался там же 14 февраля 1844г. и погребен в монастырской церкви Феодоровской иконы Божией Матери. Точное место погребения до недавнего времени было неизвестно.

Известие

Лет восемь назад я впервые прочитал жизнеописание высокопреосвященного Анатолия. "Как же так! — думалось мне, — я так часто бывал в Сызрани, и до сих пор мне не удавалось побывать в этом святом месте — у могилы Владыки, в Феодоровской Церкви!" То, что место это свято, почувствовал почему-то сразу. Однако что-то не складывалось.
И вот в конце лета этого года в прессе прошло сообщение, что в Феодоровской церкви Вознесенского мужского монастыря Сызрани обнаружены честные останки Архиепископа Симбирского и Сызранского Анатолия. И что на уровне Патриархии и двух Архиепископов — Самарского и Сызоранского Сергия и Симбирского и Мелекесского Прокла, вопрос о перемещении останков в Симбирск решен положительно. Так что вопрос о том — еду в Сызрань или не еду, даже не стоял — конечно же еду…
…Постоянно ловил себя на мысли: почему-то все время хочется написать — "святые мощи", а не "честные останки"; "житие", а не "жизнеописание"…

Вознесенский монастырь

Хотя рейсовый автобус пришел в Сызрань поздновато, монастырь нашел поразительно быстро. Приятно удивляло, что каждый прохожий, кого я спрашивал, монастырь знал и уверенно показывал к нему дорогу. И вот я стою перед монастырскими воротами. Пожилой доброжелательный послушник провел в единственный действующий сегодня храм — Вознесенский.
Поздний час, около одиннадцати вечера, огромный совершенно пустой храм, посредине на возвышении — закрытый дубовый гроб с останками Владыки Анатолия, в ногах — его большой портрет. Торжественно и гулко звучит под сводами храма Слово Божие — это братия, сменяя друг друга через каждый час, непрерывно читает Евангелие. Стою тихонечко в сторонке и в меру сил молюсь.
Довольно трогательные чувства охватили при этом: вроде бы страшновато должно быть ночью в пустом храме — а страха нет, наоборот — ощущение чего-то неземного, торжественного; вроде бы и печаль должна охватить — гроб, смерть, кажущаяся победа тления, но нет — на душе ожидание радости, праздника, уверенность, что пред нами святые мощи Небожителя и только Церковь земная, почему-то пока медлит с прославлением этого несомненного Угодника Божия. И что завтра у него будет большой-большой праздник — он, спустя 160 лет, поедет домой! В СВОЙ кафедральный град! Какой уж тут страх, какая печаль!

Последняя Литургия

А утром, 15 сентября, состоялась Литургия. Последняя для Владыки Анатолия на нынешней Самарской земле. И Крестный ход вокруг Вознесенского собора монастыря — словно прощание с обителью, бывшей для него все эти годы хоть и надежным, но все же временным пристанищем и которая — кто знает! — может быть и избежала полного уничтожения благодаря его небесному заступничеству.
Перед выносом Святых Даров служивший Литургию благочинный Сызранского округа Самарской епархии протоиерей Григорий Коберник попросил ульяновского священника Алексия Скала рассказать многочисленным верующим о жизненном пути Архиепископа Анатолия.
Отец Алексий сказал, что целью жизни Владыки было служение Святой Церкви Христовой, служение у алтаря Господа и Спасителя нашего. Это был первый Епископ Симбирской кафедры. В то время Симбирск входил в состав Rазанской митрополии. Но к моменту царствования Алексея Михайловича Романова угодьями вновь присоединенной к России плодородной симбирской земли стали награждаться именитые российские сановники, военачальники, словом, люди, имевшие перед Россией и Царем значительные заслуги. Симбирск даже стали называть "город — дворянин на Волге". Храмов становилось все больше, так как каждый дворянин считал своим долгом обязательно возвести в своем имении церковь. Поэтому неизбежно встал вопрос об образовании самостоятельной Симбирской епархии. И как наиболее мудрого, маститого Архипастыря Священный Синод рекомендовал Царю направить в Симбирск минского Владыку — Архиепископа Анатолия. Он был уже не молод, шел ему 67-й год. Но он с ревностью и тщанием начал проходить свое десятилетнее послушание на Симбирской кафедре. Громадные усилия приложил Владыка для приобщения к Православию иноверцев и инородцев. В 1842 г., "по упадку сил", Архиепископ Симбирский и Сызранский Анатолий попросился на покой. Он мог бы остаться и в самом Симбирске, например, в благоустроенном Покровском монастыре, однако ввиду своей скромности не захотел создавать ситуацию, когда в кафедральном городе одновременно было бы два Архиерея — он и вновь назначенный Владыка Феодотий. Но совсем покидать Симбирскую землю он не хотел, так как именно в ней он и желал быть похороненным.

И выбрал небольшой Вознесенский монастырь в Сызрани. Но поскольку в советское время город Сызрань оказался в составе Куйбышевской области, то сегодня, сказал отец Алексий Скала, выполняя последнюю волю Владыки Анатолия, мы и перевезем его честные останки в его кафедральный град — в Симбирск-Ульяновск. Его присутствие там очень нужно — город, в духовном смысле, изуродован. Из 33 храмов в советское время уцелело всего три. Уничтожено два монастыря, семинария, два духовных училища. Только в одну ночь с 17 на 18 февраля 1938 г. в Ульяновске, на "родине атеизма", было расстреляно 70 священников и пять архиереев! Вот так разрушали Церковь. Хочется надеяться, говорил священник Алексий, что с возвращением Владыки Анатолия у нас что-то изменится к лучшему.
Через эти честные останки мы можем прикоснуться к светлому и радостному времени, когда Русь была Святой, когда во главе страны был Православный Государь, когда Церковь была основой жизни граждан России. Сейчас мы — жатели той нивы, которую не сеяли. Вернется ли то благодатное время — зависит от нас с вами. А примером пусть нам будет жизнь Владыки Анатолия, закончил свое выступление отец Алексий Скала.

Обретение

Об обстоятельствах обнаружения честных останков Владыки Анатолия я попросил рассказать иеродиакона Диодора, ставшего свидетелем этих событий. "Монастырь возвращен епархии в 1996 г, — говорит отец Диодор. — В последнее время здесь располагался завод пищевых концентратов. Соответственно и церковные здания перестраивали под его нужды. Сейчас игумен Марк активно ведет здесь реставрационные и строительные работы. Расчищается территория, убирается мусор, монастырь постепенно возвращает себе прежний благолепный вид. Останки Архиепископа Анатолия были обретены в Феодоровском, самом старом храме монастыря. Несколько лет назад было принято решение о его реставрации. Но прежде чем сделать внешний косметический ремонт, решили выкопать у его стен шурфы и проверить качество фундамента. В начале октября 2003 года, когда копали шурф у колонны в левой части главного зала храма, лом рабочего провалился в неизвестный ранее склеп. Рядом обнаружили еще один. Тот, что был ближе к иконостасу, принадлежал, как выяснил в архивах отец наместник, Владыке Анатолию, а другой — Архимандриту Герману, одному из настоятелей монастыря того же времени. У Владыки прекрасно сохранились митра, облачение. Сюда приезжал Архиепископ Самарский и Сызранский Сергий, останки были подняты и перед ними отслужена лития. В храме три алтаря. В правом алтаре — приделе Архангела Михаила — советские "хозяева" вырыли смотровую яму для машин.
Одна из святынь Самарской епархии — чудотворная икона Божией Матери Феодоровская — была именно в этом храме. Сейчас она в Казанском храме Сызрани".
Благочинный Сызранского округа протоиерей Григорий Коберник сказал так: "Это великое событие. Это, наверное, Промысл Божий, что сегодня состоится перезахоронение Владыки Анатолия на Симбирской земле. Недеюсь, что по его молитвам и нас Господь не оставит. Святители все стоят пред Богом и молятся за нас".
…И вот в полдень 15 сентября группа машин выехала из ворот Вознесенского монастыря. Через несколько часов гроб с честными останками Владыки Анатолия уже готовились встретить в Симбирске. Всю дорогу светило яркое солнце, было тихо и тепло. Да и как могло быть иначе? Завершилась еще одна страница его земной жизни — спустя 160 лет основатель епархии вернулся в свой град. Ведь у Бога все живы…
Наместник Сызранского Вознесенского мужского монастыря игумен Марк (Алексеев), также прибывший в Ульяновск, сказал, что возвращение Архиепископа Анатолия в Симбирск — большое событие и для Сызрани. Последние десятилетия его останки пребывали поистине в "мерзости запустения" — там был и склад, и водонапорная башня, и гараж. Теперь же они будут достойно погребены в Симбирске и им будут воздаваться особые почести. Он также надеется, что прибытие останков Владыки Анатолия даст новый толчок духовному развитию Симбирской епархии.

Снова на кафедре

При большом стечении народа, утром 16 сентября, в кафедральном Неопалимовском соборе Симбирска прошла Божественная литургия, которую с сонмом духовенства отслужил Архиепископ Симбирский и Мелекесский Прокл. После нее была отслужена панихида по упокоению души Архиепископа Анатолия. Богу было угодно, чтобы возвращение Владыки Анатолия совпало с 15-летием возрождения в 1989 г. самостоятельной кафедры в Ульяновске. Очень знаменательно было соприсутствие в храме этих двух Архиереев — основателя Архиепископа Анатолия и Архиепископа Прокла, Владыки, по сути, возродившего симбирскую кафедру заново спустя 167 лет. В отличие от своего предшественника, Владыка Прокл получил епархию, где было не 500, как при Владыке Анатолии, а всего 4 действующих прихода и около миллиона расхристанных, развоцерковленных душ! Такого раньше не было. Дай Бог, чтобы этот благодатный союз двух Архиереев в дальнейшем духовно укреплял всю епархию.

Со святыми упокой!

Перед захоронением Владыки на старом городском кладбище Ульяновска, рядом с алтарем Воскресенской церкви, торжественное слово вновь произнес иерей Алексий Скала: "…сегодня в Симбирской земле погребается седьмой Архипастырь. Владыка Анатолий оказал честь блаженному Андрею, благословив его погребение в Покровском монастыре. И именно вчера, как только мы установили гроб Владыки в Неопалимовском соборе, позвонили из Священного Синода и сказали, что вопрос о всероссийском прославлении блаженного Андрея решено вынести на Архиерейский Собор 2004 г. (решением Собора он прославлен как общероссийский святой — С.С.). Первый симбирский Архипастырь не зря вернулся в наш город".

Гроб с останками Владыки в присутствии Архиепископа Прокла опустили в могилу, вырытую между могилами Василия Асафовича Пифиева, служившего когда-то начальником городской полиции Симбирска, и его сына. Один из присутствовавших на церемонии священнослужителей вскользь заметил: "Пифиев, думаю, был бы рад такому соседству".
Надпись на Кресте гласит: "Под сим Крестом погребен первый симбирский Архипастырь Высокопреосвященный Анатолий, Архиепископ Симбирский и Сызранский. 1766 г.-1844 г. Епархией управлял десять лет — 1832-1842 г.г. Во Царствии Твоем помяни его, Господи!"
Теперь, с помощью Божией, честные останки всех симбирских Архиереев, закончивших свой земной путь на Симбирской земле, находятся в кафедральном граде и их местоположение точно установлено:
— Архиепископ Анатолий (Максимович) (+ 1844 г.) — на старом городском кладбище;
— Епископ Феодотий (Озеров) (+ 1858 г.) — под алтарем Никольского собора;
— Епископ Евгений (Сахаров) (+ 1888 г.) — под алтарем Никольского собора;
— Епископ Варсонофий (Охотин) (+ 1895 г.) — под алтарем Никольского собора;
— Епископ Гурий (Буртасовский) (+ 1907 г.) — под алтарем Знаменского придела Никольского собора;
— Епископ Иоаким (Благовидов) (+ 1929 г.) — на старом городском кладбище;
— Архиепископ Иоанн (Братолюбов) (+ 1959 г.) — на старом городском кладбище.
Архиепископ Митрофан (Гринёв) и Епископ Владимир (Горьковский) -расстреляны в Ульяновске богоборческой властью в 1938 г. Точное место расстрела в настоящее время неизвестно.
Святителие Симбирские, молите Бога о нас!

На снимках: Архиепископ Симбирский и Сызранский Анатолий; Крестный Ход с честными останками в Сызрани; могила Архиепископа Анатолия в Симбирске.

Сергей Серюбин
Фото автора.
19.11.2004
1218
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
1
1 комментарий

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Пожертвование на газету "Благовест":
банковская карта, перевод с сотового, Яндекс.Деньги

Яндекс.Метрика © 1999—2018 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru