‣ Меню 🔍 Разделы
Вход для подписчиков на электронную версию
Введите пароль:

Продолжается Интернет-подписка
на наши издания.

Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.

Православный
интернет-магазин





Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Блаженная схимонахиня Мария», Антон Жоголев

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

На молитве я понял, что в Чкалов назначен по Произволению Божию

Дневник Митрополита Мануила (Лемешевского).

Дневник Митрополита Мануила (Лемешевского).


Архиепископ Чкаловский и Бузулукский Мануил. 1946 г.

Хранительница архива Митрополита Мануила (Лемешевского, † 12 августа 1968 года) передала в дар нашей редакции самиздатовскую книгу «ДНЕВНИКИ Митрополита Мануила (Лемешевского) 1928-1945 гг.». На титульном листе указаны место и год издания: Куйбышев, 1970. Книга в твердом переплете, текст набран на печатной машинке. Очевидно, что книга была подготовлена по благословению Архиепископа Куйбышевского и Сызранского Иоанна (Снычева), впоследствии Митрополита. В этом самиздатовском фолианте есть записи, относящиеся к тому времени, когда Владыка Мануил находился на Чкаловской/Оренбургской кафедре. Дополняем вновь обнаруженными записями его уже опубликованный нами дневник. Продолжаем начатую публикацию дневника Митрополита Мануила.

1945 год. Город Чкалов (Оренбург).

22 марта. Вопрос Фомы к св. Николаю: о священстве и о том, нужно ли теперь образование?

Я потерял эти дни Богородичное правило.

Посещение р. Божия Фомы (желающего быть священником).

23 марта. От чудесной и чистой души Фомы Ивановича Приводкина.Обращение верующего с мольбой к св. Николаю о рукоположении его во священника:

Святителю Христов Николае, Архиепископе Мирликийский чудотворче, ты знаешь мою веру и пламенную любовь ко Владыке и Богу моему и желание мое быть священнослужителем, но наши Архипастыри спрашивают светское образование, которое Апостол Павел называет суетным и безполезным. И Святитель Христов Николай отвечает мне грешному: на Вселенском Соборе я ударил по щеке Ария за его превозношение своей наукой, неправильное мудрствование о Святей Троице, и был прав перед Господом и Владычицей мира, так же и ты будешь прав, хотя и не имея такового образования, станешь служить Господу в страхе Божием. А также и Апостол Павел когда заповедовал ученику своему Тимофею рукополагать во священство, тоже не спрашивал светское образование. Кто премудр, как не тот, кто имеет страх Божий. Аминь.

Аз же множеством милости Твоей вниду в дом Твой, поклонюся ко храму святому Твоему.

Как поступить с Фомой, на Крещение сам освятил воду (из Требника ничего не читал, но свою молитву прочитал). Куличи освящал и пасхи.

26 марта. Удивительные дела выкидывает о. Александр. Вчера на базаре купили 3 пуда овса на церковные деньги и поставили мешок в сенях у него. А лошади овса почти и не дают. Зато узнал сегодня случайно, что у батюшки во дворе гуляют его собственные куры. Теперь всё понятно. И верующие из ревнующих всё это видят и терпят.

Глаза Лизы преследуют меня своим угнетенным страданием. Чем дети виноваты в делах родителей? Для чего им страдать таким страданием?

28 марта. «Просфорочка старого завета».

Впечатление от о. Леонида Ив. Смирнова из Бузулука - превосходное. Пастырь - истинный, рачительный, уставной.

Только ослабеешь, (мягче) слабее воды будешь. Окрепнешь, и крепче камня будешь.

Слова 87-летнего старца Петра Михайловича Данилова.

Чудо с 20-ю тоннами пшеницы кубанской, рассказ П.М. Данилова.

29 марта. Утренний гимн по радио похож на Херувимскую.

Сегодня вечером молился о назначении пререкаемой Надежды Ивановны Гейштеф на место продавщицы просфор. И Господу угодно было проявить Свою волю, отказал ей в этой должности, - были две записки: «допустить до просфорного ящика» и «нет». Жребий пал на «нет». И я подчиняюсь этому. Сколь краты я прибегал к сему и никогда не сожалел об этом. - И теперь мне стало легко на душе от этого проявления воли Божией.

30 марта. Сегодня утром в новом нашем храме (Никольский собор города Оренбурга - ред.) Гейштеф и Боканов учинили скандал церковному старосте. Шумели, галдели, ругались… требовали от него ключей от свечного ящика. Вот с какими нахальными и скандальными людьми имеем мы дело. Они уже вновь храм превращают в вертеп разбойников… И о. настоятель еще не понимает, каких людей он приблизил к себе…

1 апреля. Начальнику уголовного розыска г. Чкалова. Заявление.

19 марта на поезд № 8 в вагон № 10 проводница вагона Александра Матвеевна Копчикова приняла от племянницы моей Елены Павловны Розановой, проживающей в Москве по Конюшковской ул. дом 28 кв. 6, чемодан с архиерейскими облачениями и узел с митрою. По прилагаемой при сем описи все вещи получены, кроме второго черного дерева складного посоха с вызолоченною головою змея, усыпанного аметистами или уральскими камнями (точно не знаю). Таким образом, этот посох, составляющий особую ценность, не оказался в вещах.

Не смея подозревать Копчикову в краже, ставлю вас в известность о факте исчезновения этого посоха.

Племянница по описи писала: 2 митры, но тут же исправила цифру два на «1 митру». Если она задержала бы отправку второго посоха, то также исправила бы эту цифру.

На основании вышеизложенного я просил бы Уг. Розыск провести в вагоне № 10 и в купе проводников обыск и опрос самой Копчиковой.

Апрель 1 дня 1945 г.

Мануил, Епископ Чкаловский.

(По этому случаю клал жребий - «Посылать в Уг. Розыск» или «нет».)

2 апреля. Телеграмма областному уполномоченному церковными делами Тептяреву.

Верующие извещают вас нашу церковь села Кашкун хотят переделывать под общежитие учителям школы. Протестуем.

4 апреля. Какими хитросплетениями уполномоченного оказался опутанным молитвенный дом в Красном Городке. Его закрывают, и когда! - накануне, можно сказать, Пасхи. Не дают верующим помолиться на Страстной и Пасхальной неделях… и волнуют их до слез, до истерики, чтобы соблюсти мертвую букву закона… Это закрытие - первый путь колеблющихся к безбожию и безразличию к религии вообще.

Если из Красного Городка придут к уполномоченному делегаты, он будет играть на моем распоряжении, как основном. И сделает всё, чтобы «поддержать авторитет» архиерея и местной власти, - и в их просьбе откажет.

5 апреля. Первая ласточка… к возрождению монашества в Чкаловской епархии. Хотя верующие и просили меня не доверять одной особе.

Пребывание в Тамбове [у Святителя-исповедника Луки (Войно-Ясенецкого)] кажется мне теперь словно каким-то сном, но хорошим, молитвенно настроенным сном. Никогда за последние годы я так искренно и глубоко не молился и в церкви, и у себя в своей келье, как в Тамбове. Тамбовское житие наложило на меня особый отпечаток[1].

6 апреля. Сегодня утром написал Карпову (Уполномоченному Совета по делам Русской Православной Церкви при СНК СССР - ред.) телеграмму следующего содержания: «Сорвана еще на неделю договоренная Уполномоченным важная поездка в Бузулук отсутствием кассе билетов. Обезпечьте будущем получение брони на дальние поездки по области». Епископ Мануил Чкалов Лемешевский.

10 часов утра. Прибежал настоятель. Заслушал мою телеграмму Карпову и говорит:

- Шибко обидится на вас Тептярев (уполномоченный Совета по делам Русской Православной Церкви при СНК СССР по Чкаловской области).

- А мое-то какое положение?! Как мне иначе поступить?

- Позвольте мне самому сходить к нему и на городскую кассу и достать билет на часовой поезд. Запоздаете ко Всенощной, под ночь приедете на утреню.

Я дал ему согласие, и он побежал…

7 апреля. Виктор Викторович! [Мирские имя-отчество Владыки Мануила.]

На Московский поезд имеется только две брони, которые на вторник и среду уже выданы депутатам Верховного совета.

Во вторник должен идти 55 поезд, на который завед. общим отделом облисполкома обещал выделить Вам три билета.

Уполномоченный совета Тептярев.

А на четверг бронь есть? Епископ Мануил.

8 апреля. Сегодня был в гостях у Колиной будущей крестной. Договорились на завтрашний день его крестить. Личико Коли сияет. Только уж больно много он пьет воды. Рассказывает, что по 20 полулитровых кружек выпивает всякой жидкости. Я сократил потребление воды: он постоянно будет уменьшать число кружек до 10-ти (почти 5 литров). И то много.

Безобразие Вершинина в Саракташе. 15 тысяч взял себе из церковных денег - внучке на ожерелье.

9 апреля. Бог помог мне сегодня одеть с ног до головы Колю. - Купила его хозяйка на базаре телогрейку (250), брюки (150), гимнастерку (180) и туфли-тапочки для лета (250). Итого истратила она 830 рублей. С сегодняшнего дня племянница тети Ани, славная, черноокая Тося, нанята обучать его грамоте, письму и чтению. Он со слезами благодарности обещался учиться хорошо и к осени приготовиться к школе. Дал бы Господь ему прилежания, разумения, смирения и послушания.

10 апреля. Оренбург - первый город по безбожию.

11 апреля. Какая борьба внутренняя была у меня сегодня из-за денег от общины Красного Городка. Они передали мне 1,5 тыс. на содержание епархиального архиерея… Я не брал, отказывался, они настаивали… мне стало неловко.

Сам ходил сегодня на гл. телеграф и сдал Святейшему Алексию молнию в 140 слов с просьбою, согласно просьбы верующих Димитровского и Красного Городка молитвенных домов отсрочить закрытия их до Радоницы 15 мая.

О. Лука не слушался эти дни и, вопреки моему распоряжению о последней службе в воскресенье вечером, продолжал служить все эти три дня, не объявляя верующим о мотивах закрытия этих молитвенных домов (судя по всему, эти молитвенные дома было решено закрыть, чтобы взамен вернуть верующим в Чкалове Никольский кафедральный собор - ред.). А меня заочно ругает и унижает, указывая, что архиерей не сумел обезпечить религиозные нужды верующих хотя бы до Радоницы. В среде городских верующих слышны выступления против меня.

- Вот приехал новый архиерей. И что же? Только и сделал, что закрыл наши церкви (так некоторые верующие называют свои молитвенные дома).

- Хорош, нечего сказать. И он подлаживается под сов. власть и безбожников.

№ 78. Апреля 11 - 45 г. Молния в ответ 15. Москва 34, Чистый, 5. Святейшему Патриарху Алексию.

1 апреля совершено освящение Никольской церкви гор. Чкалова. 2-го апреля оформлена передача общине верующих Никольского храма. 4-го апреля мною в письменной форме предложено церковным приходским Советам Димитровского и Красногородского молитвенных незарегистрированных домов закрыть таковые, а церковное имущество сдать по описи Никольскому Собору.

Уполномоченные означенных молитвенных домов обратились просьбою отсрочить закрытие их до 15 мая дня Радоницы и дня первой годовщины кончины Святейшего Патриарха Сергия. Ввиду приближения праздников Пасхи представители общин (именно старых немощных лишенных возможностью посещать храм дальностью расстояния Никольского Собора, уже теперь праздничные дни переполненного) умоляют Ваше Святейшество не отказать их просьбе.

Уполномоченные обязуются 15 мая все церковное имущество своих молитвенных домов представить Никольскому Собору.

Надеются на результаты Вашего внимания молитвенного их религиозным нуждам узнать чрез меня, а областному уполномоченному просят сообщить чрез Председателя Совета Карпова.

Формально лишенный возможности отменить свое решение прошу Ваше Святейшество не отказать их просьбе.

Мануил, Епископ Чкаловский. Малоленинская, 52.

Сегодня в полноте меры уразумел руку, отводящую меня от поездки в Бузулук 7-го апреля.

12 апреля. Из-за болезни нашей церковной лошади я сегодня второй день хожу по городу пешком по самым центральным улицам. Многие кланяются на улице, на окраине Форштадта подходили под благословение. Невольно вспомнил я Тамбов и подходивших ко мне верующих мужчин, женщин и детей.

То и дело слышится:

- Кто это такой? Поп?

- Нет.

- Так кто же он?

- Архиерей… вот кто.

И облегченно вздыхает вопрошаемый.

Сегодня в Главном Почтамте завел две сберкнижки: одну для военных займов и налогов, вторую - для 10 процентов отчисления от всех моих доходов на «Библиограф. Богословский институт в Москве».

Это дело - будущего, но великое и нужное будет через несколько лет…

Я имею обыкновение в келии у себя быть в скуфейке. Сейчас сижу без скуфейки и случайно взглянул на себя в зеркало. Открытый лоб и сплошная лысина посередине головы, с боков редкие пряди седых волос… Как я в это время похож на блаженной памяти Епископа Игнатия Брянчанинова, заснятого без клобука незадолго до своей кончины.

9 часов вечера. Сейчас имел одно знаменательное посещение. Возвращаясь из церкви, переходя лужу, заметил около своего дома одну плохо одетую девочку. Мне стало ее жалко, и я с ней ласково заговорил. Она посмелела и стала рассказывать о себе, о сестрах и братьях своих, о больной маме, которая нигде не работает, потому что она болящая.

- Где же вы живете, - спрашиваю я. Она показала на мрачный подвал соседнего с моим дома. Я осмелел и говорю ей, ибо стало мне всех их жалко. Я спустился в указанный подвал полутемный. Девочка нерешительно тронула едва заметную в темноте дверь, и я вошел в совершенно мрачную комнату.

13 апреля. Отец диакон рассказывает, что среди верующих идут слухи о том, что я послал в среду Патриарху Алексию молнию с просьбой уволить меня из-за местных нестроений…

На поклонении Кресту смотрю слева - стоит мой вчерашний мальчик еврей Борис и как усердно крестится и кладет земные поклоны. Мое участие к их бедности ужасающей и желание их крестить… раскрывает молодые трепещущие сердца людей непросвещенных.

Борух будет истинным христианином…

Вредительство сплошное. Лука в среду 11 апреля говорит: Ни одному Архиерею не подчинюсь, ни одному Уполномоченному не подчинюсь - и всё.

17 апреля. Стало легко на душе - отдай все дела свои Господу. Ты гряди по Мне…

22 апреля. Рассказ крестной моего Илюши о том, какое благотворное влияние имеет «Илиотропион»[2] на нее и ее мужа.

26 апреля. Николай [крестник] рассказывает мне, как он стоял в очереди за карточкой, получил от дяденьки подсолнухов.

- Когда семечки грызешь, ты своему Ангелу в глаза плюешь, - сказала ему соседка по очереди.

- Правда ли это?

Я ничего не мог сказать ему, так как такое народное мнение о грызении семечек слышу впервые.

1 мая. Ночь 1.30. Жребий «Готовиться к переводу».

3 мая. Хотя Владыка Лука [Войно-Ясенецкий] на мои два письма упорно не отвечает, я все же послал ему сегодня поздравление с Пасхой.

6 мая. Сердце уязвилось у меня за титул «Чкаловского». Вопреки обещания не дали «и Бузулукского».

ПАСХА. С нетерпением ждал почту. Она принесла много телеграмм, бандероль, письма от Святейшего, но ожидаемого возведения в Архиепископы не получил…

Так смиряет меня Господь правящим Первосвятителем.

10 мая. Согрешил, что в своей пастырской и архипастырской деятельности внимание оказывал красивым и молодым прихожанам и прихожанкам, проявляя этим соблазнственные отношения к себе окружающих.

11 мая. Бузулук. Протоиерею Леониду Смирнову.

Воистину Христос Воскресе. Приветствую близкую сердцу моему Бузулукскую паству великим Светлым Христовым Воскресением, да примет она целование любви моей к ней. Идя навстречу желаниям верующих разрешаю им хлопотать перед Святейшим Патриархом Алексием закрепить эти узы любви и молитвенного единения дарованием Чкаловскому епархиальному архиерею дополнительного титула Бузулукского.

Мануил Епископ Чкаловский.

Безсмертно не помрешь.

Дело с обновленной иконой вовсе замолкло… Многие молебнов не служат и не поклоняются Ей.

15 мая. Здесь мне мало уважения. День моего Ангела даже не интересует верующих. Моя жизнь и т.д.

16 мая. Москва. Боткинская больница. Корпус 5, второй этаж, палата 21. Евдокии Дыдочкиной.

Не бойся операция необходима Помню Имею заботу о тебе.

Дни - 17, 18, 19 мая.

Эти дни, когда идут разговоры с о. А. Архангельским о моем и его перемещении в Горький, я чувствую, словно нехорошее дело затеваю. Тайком от народа даю согласие на отъезд от людей, маленькая горсть которых уже привыкла ко мне… Словно я их окрадываю…

23 мая. Письмо Святейшему Патриарху Алексию. Конфиденциально.

Ваше Святейшество, Милостивейший Отец и Архипастырь!

23 сего мая выезжает в Горький по семейным делам жена прот. Александра Архангельского с сыном Игорем. За два с половиной месяца пребывания своего в Чкалове я присмотрелся к семейной буквально бивачной жизни самого протоиерея, его жены и детей. Ютятся в квартире как временные жильцы, как в гостинице. Дети спят на полу. Обстановки нет и не приобретается из-за «командировочного» положения о. Александра.

К настоящему моменту в процессе обновления и капитального ремонта храма, в процессе духовного нестроения верующих в связи с общими местными церковными вопросами как я, так и протоиерей похудели, изменились, особенно он. Верующие находят в нем разительную перемену: он поседел и значительно похудел и ослаб. За два месяца, III и IV, протоиерей Александр хворал чирьями, и 2-х сторонним воспалением легких, да и местной малярией. Климат здешний также не благоприятствует его здоровью.

Я вполне поддерживаю просьбу матушки о. Александра Александры Ивановны о переводе его на старое место настоятелем церкви в г. Горьком. Своим здешним страданием бивачной жизни (25 мая исполнится год, как он, выехав из Горького, разъезжает по разным командировкам), он вполне заслужил своего возвращения в г. Горький и отдохновения в обезпеченной материальной обстановке, какой он не мог иметь здесь по местным условиям и фактически не имел.

В более обезпеченной материальной обстановке, какой он особенно за последнее время не мог иметь и создать здесь при специфических местных условиях религиозной жизни г. Чкалова.

26 мая. Сегодня опубликована в газетах краткая, но замечательная и знаменательная речь Сталина, сказанная на приеме командующего состава Красной Армии 24 мая в честь и славу русского народа[3].

Мой крестник в последнее время, как безпризорник, стал хулиганить и грубить мне. Я страдаю невыносимо. Больше никого не возьму себе в крестники. А этот оказался нехорошим, может даже стать доносчиком. Грозит, что уедет в другой город. В таком случае - скорее бы это сделал.

Слава Богу: диакон скандалист Михаил Гар. уехал сегодня ночью. Намечал служить еще в воскресенье, и вдруг подвернулась возможность получить билет вчера вечером. Быстро собрался и уехал.

Меньше сплетен будет. Увез чемодан и большую корзину. Это за два месяца обобрал всех барышень и молодых женщин! А приехал с двумя парами белья и полотенцем. И всё…

29 мая. Все эти дни волнует меня помысл: не нарушил ли я воли Божией, разрешив жене протоиерея хлопотать о совместном нашем переводе в Горький?

Верующие волнуются глухими слухами о моем определенном отъезде из Чкалова и говорят:

- Если Владыка уедет из Чкалова, то мы прекратим хождение в храм, так как теперешних порядков не можем терпеть. Из-за них и архиерей уедет… А к о. Александру не пойдешь… И вдруг я буду виновником падения посещаемости храма…

30 мая. Сегодня память незабвенного Преосвященного Владыки Андроника Пермского[4].

Сегодня после Крестного хода на воду я говорил проповедь о Памфалоне и скоморохе[5].

В житии преп. Никодима Кожеезерского сегодня читал следующее наставление:

«Ржа снедает железо, так снедается и монах от похвалы человеческия, если сердце его прилежит к оной»… (св. Афанасий Великий).

2 июня. У верующих Локомотивстроя и у Никельстроя такая пламенная надежда на мои хлопоты об открытии их молитвенных домов…

А я думаю… а вдруг на столе о. Александра лежит телеграмма его жены о моем перемещении?

5 июня. Трагедия о. Алекс. Архангельского. Матушка не успела сдать письма Патриарху Алексию, и моя поездка не состоялась и мой перевод в г. Горький и др. епархию отсрочен, одним словом случилось попущение и произволение Божие.

14 июня. Протоиерей Александр Архангельский рассказывал мне, что он сегодня видел сон, будто я за обедней умираю. Голову ослабевшую я наклонил на него и с закрытыми глазами слабо вздохнул. Не делая паники, о. Александр распорядился послать за врачом, в надежде, что возможно будет спасти меня… Все решал, как он будет заканчивать литургию при новопреставленном епископе…

15 июня. День моего пострига. Преисполнен воспоминаниями об этом важном дне жизни моей.

18 июня. Прошло уже 3 недели со дня поездки жены прот. Архангельского в Москву, а от Л.Н. Парийского[6] у меня нет никакого ответа на мои запросы.

Какое неуважение со стороны людей, высоко взлетевших и почивающих на лаврах.

19 июня. Добрейший и боголюбивейший о. Николай! (письмо предположительно протопресвитеру Николаю Колчицкому)

Внимательно прислушиваясь к разговорам о. Ал-дра Архангельского о нестроениях церковной жизни в Горьком, я по ознакомлении в копии с докладом от 7 октября 1944 г. о. Ал-дра Архангельского о позорной жизни епископа З. (на имя Патриарха Алексия) был преисполнен жалостью к виновнику сих духовных бедствий Горьковской епархии владыке З.

Отец Александр (Сноска Владыки Мануила: Он снова сильно захворал местной, так наз. «оренбургской» малярией. Заболеваемость в городе от нее превышает в этом году более 50 % городского населения. Лично у меня малярия проявляется уже недели три еще в терпимой слабой форме) в своих высказываниях и разговорах о возможном своем отозвании в Горький неоднократно выражал желание видеть меня около себя в качестве правящего епархиального архиерея. В настоящее время о. Александр поглощен ремонтными работами в нашем храме. Идет полным темпом окраска всего храма внутри, а затем перейдут к наружному ремонту храма. В тамбуре заново оборудованы крестильня, свечной завод и сторожка. Свечной завод функционирует уже и на днях переходит в новое помещение.

Между прочим, о. Александр так выразил свое мнение о предстоящих ему командировках:

- Пусть дадут мне возможность хоть немного побыть вместе с семьей. И тогда я поеду в любую командировку, хотя бы и за границу. А если я буду знать, что в Горьком архиерействуете вы, то тем более скорее и охотнее соберусь в новую патриаршую командировку для блага нашей Церкви.

Я не знаю, в чем должна выразиться воля Божия в отношении меня в связи с высказываниями о. Александра. И не рассчитываю на благоприятный какой-либо сдвиг в моей жизни. Я уже примирился со своим незавидным и нелегким положением здесь, и оно отвечает моему душевному настроению. (Чем хуже, тем лучше; чем больше скорбей, тем легче их переживать.)

Если же и по молитвам «старчика» моего Серафима Саровского, паче чаяния моего состоялось бы мое назначение в Горький, я хотел бы предварительно получить условную от Вас телеграмму, даже без подписи (например: «Витя получил путевку Горький»). А затем я стал бы терпеливо дожидаться указа по почте и уже по получении его объявил бы об этом по епархии. Ввиду специфических условий здешней церковной жизни и для блага ее, необходимо передачу всего делопроизводства новому архиерею сделать лично.

Если же Господу Богу угодно будет продлить дни жития моего в Чкалове, я ничего не теряю как монах. Если Святейший отклонит мое ходатайство о вызове в Москву, то я лично ничего не теряю как монах. Наоборот, постараюсь еще усилить свои молитвы о внутреннем своем благоустроении и начну служение долгожданного заупокойного сорокоуста о близких своих. И верю, что тогда горечь от сердца моего отойдет и претворится в сладость и радость о Господе.

Благословение Божие да пребудет на Вас. Да умудрит и Вас Вседержитель во мнозем совете мудрых при решении моего положения.

Ваш искренний богомолец Епископ Мануил. 16 мая 1945 г.

По прочтении можно уничтожить.

Post scriptum не для оглашения никому.

I. Попутно несколько слов о вдовствующей Калининской кафедре. После своего освобождения из Сибирских лагерей в феврале 1937 года я посетил 17 марта того же года покойного Святейшего Патриарха Сергия. Тогда в беседе со мной он предложил мне свободную Калининскую кафедру, но я, еще усталый от лагеря и неустроенный, отклонил это предложение.

За ослушание ему (и, конечно, и по другим мотивам и соображениям) Патриарх Алексий в памятный для меня день 5 октября 1944 г. встречи с ним после 13-летнего перерыва (4 марта 1931 г.) отверг мою просьбу о назначении меня на свободную Калининскую кафедру, а сослал меня для исправления в Тамбов, откуда в феврале с.г. направил в Чкалов. (Сравнительно небольшой срок моего пребывания в Чкалове убедил меня в том, что назначение мое сюда было не попущением Божиим, но волею Господа, внушенной нашему Первосвятителю.)

Невзирая на свое пребывание здесь, я по-прежнему тоскую о родной и близкой сердцу моему Калининской кафедре. Ее монастыри и святыни и многие почившие подвижники благочестия духовно связаны со мною. Начало монашеской жизни в 1910 г. полагал в Николо-Столпенской пустыни, близ гор. Вышнего Волочка, а первым моим старцем в иноческой и монашеской жизни был почтенный Архиепископ Тверской и Кашинский Антоний (Каржавин), сонм святых Тверских, особенно Анны Кашинской, проявляли в те и последующие годы много милости своей ко мне и до сего дня близки моему благодарному сердцу.

II. Теперь несколько слов об отношении ко мне Совета по делам Русской Православной Церкви и его Упономоченного по Чкаловской области.

Я знаю, что вопрос о моем перемещении вообще должен быть обсужден и в Совете Карповым. За день до своего отъезда в Чкалов 13 марта я был в Совете. Не застав Карпова, беседовал с его заместителем Зайцевым.

Тот выразил свое удивление и «недоумение» Совета, что «такой старый и опытный архиерей» (каким меня почему-то считает Совет) получил незавидное назначение в Чкалов. И тут же он прибавил:

- Мы, впрочем, ваше теперешнее назначение рассматриваем как очередной этап к продвижению к центру на более ответственную и большую епархию, чем Чкаловская.

Отношение ко мне местного областного Уполномоченного также хорошее, более чем удовлетворительное. Скорее я имел бы основание жаловаться на его медлительность в разрешении неотложных дел. Все появлявшиеся облачки и тучки с его стороны быстро рассеивались мною. В общем, мы живем в «полном контакте». Вы наверно познакомитесь с ним на ожидающемся всесоюзным совещании всех уполномоченных 5-6 июля с.г.

Отношение других ответственных областных органов ко мне также хорошее и корректное, предупредительное. Прилагаемая газетная вырезка с телеграммой нашего вождя Сталина на мое имя говорит сама за себя.

III. 7 ноября 1944 года в Ленинграде после обедни в Никольском Морском соборе я был приглашен на чашку чая к (Митрополиту тогда) Патриарху Алексию. За чашкой чая сестра Патриарха Мария Дим. много выговаривала мне за мою церковную деятельность в Ленинграде в период 1917-1924 гг. Между прочим, указала на «помпёзные» празднования моих именин (17/30 июня). Все ее указания я понял и принял во внимание. В результате этого - ни в Тамбове, ни в Чкалове никто из верующих не знает дня моего монашеского ангела. (Он будет мною отмечен служением заупокойной литургии и пройдет незаметно, так как я по субботам обычно служу заупокойные литургии. Этот день в этом году приходится в субботу.)

Я здесь - совершенно одинок. Не с кем поговорить - окружающие не внушают к себе духовного расположения (не говоря о недоверии к ним - общей нашей болезни). Одиночество это замыкает меня в себя. Отношение верующих ко мне - в общем сдержанное. Но здесь верующие вообще очень холодные ко всему. (Факт с календарями.)

Я стараюсь себя во всём ограничить, ничем о себе верующим не напоминать, особенно, о каких-либо своих «нуждах». И я не боюсь никаких наговоров на себя, хотя бы в Московской Патриархии. Я далек от всего этого: такого рода интриги и выпады просто мне лично противны.

E.M. 18 июня 1945.

Какие недостатки явные, а не скрытые, нужно иметь, чтобы получить внеочредную награду - в виде архи[епископства] и креста на клобук (увы, не бриллиантовый, хотя бы из аквамарина).

Арифметика для архиереев

Задача № 1. Сколько нужно пребывать в обновленческом расколе и неистовствовать с ними, ругая православных священнослужителей и паству, чтобы покаявшись по понуждению, снова быть и у православных в почете.

По ходу всех епархиальных дел намечаемых, главным образом, я не имею ни нравственного права и никакого основания или оправдания для своего ухода в другую епархию.

23 июня. Выдать особые молитвы о некрещенных умерших детях.

Скорбь о потерянном Синодике в Орске.

Никого нет вести дневник обо мне.

24 июня. Береги себя прежде всего для самого себя. Тогда много останется для других.

Троица. Народу много. Какой удар наношу своей епархии своим отъездом.

26 июня. В присланном № 3 Журнала Московской Патриархии мое назначение не пропечатано.

28 июня. Мой крестник [Николай] стал настоящим хулиганом. Подделывает мою подпись ему незнакомую даже, и от моего имени требует у людей деньги, выдает долговые расписки и т.д.

Далеко пойдет.

30 июня. Слезы, вопли и воздыхания души покаянной перед Господом в келье, в алтаре перед Престолом - могут ли искупить вину мою перед Богом?

13 июля. Ночь. Посадка в Бузулуке безобразная. Беганье с вещами от вагона к вагону.

Девчата, женщины, подростки и т.п. столпились у моего спального вагона и навзрыд плачут.

Проводница грубо их отполосовала:

- Ну чего вы столпились и плачете?!

22 июля. Воскресенье. Вечер. Пришел от утрени из церкви и нашел два пакета из Патриархии. И сердце сжалось, словно чего-то боюсь. В чем-то виноват, и как виноватый, словно жду наказания. - Слава Богу, в одном конверте прислано извещение о получении 21 тыс. взносов на содержание Патриархии за 3-4-5, а в другом - прислан мне баланс конторы ЖМП на православную литературу - с указанием о досылке мною 4 950 руб. за календари и другую литературу.

1 августа. После обедни о. Стефан [Акашев] рассказывал удивительные, многозначительные в его жизни сны. Поклонение его неведомому архиерею в храме Бузулукском, который предрек ему трижды пророческое слово: ПОДВИЗАЙСЯ; явление ему в лагере тетки его жены, явление ему убитого 13 сентября 1930 г. при закрытии Покровского монастыря, близ Платовки, настоятеля иеромонаха Досифея, стяжателя Иисусовой молитвы, и другие сны. Чувствуется в о. Стефане большая внутренняя сила, благодатная. И я невольно подумал о нем, каким заботливым хорошим архиереем он был бы на любой епархии. С этого дня он имеет на это особые права.

Сегодня память Преподобного Серафима Саровского. Я говорил после молебна проповедь о смерти Елены Мантуровой за «послушание»[7] и о законе любви. Привел два примера (Соловки - Наталия Фредерикс* и Николай К.; М[осква?] - протоиерей Александр и схимонахиня Мария).

__________

* Соловецкая узница Наталия Модестовна фон Фредерикс ( 30 марта 1926 г.) - фрейлина трех Императриц, баронесса, исповедница. Наталья Фредерикс родилась 8 июля 1864 года в имении Знаменовка под Донецком. В юные годы Наталья была принята во фрейлины. С 1914 года по март 1917 года уже немолодая баронесса как сестра милосердия ухаживала за ранеными, помогала во время операций в Царскосельском лазарете. После революции была прихожанкой Сергиевского собора на Литейном в СПб, раздавала просфоры. Ее во второй раз арестовали в 1924 году за «активную церковную деятельность на приходе» и отправили на Соловки.


Баронесса Наталия фон Фредерикс.

Самым тяжелым видом женских работ на Соловках считались «кирпичи» (формовка и переноска сырца). Попадавшие на «кирпичи», после двух-трех месяцев работы на заводе навсегда подрывали здоровье. Баронесса не стала избегать самой тяжелой работы. Уголовницы злорадствовали: «Эй, баронесса! Фрейлина! Это тебе не за царицей хвост таскать! Трудись по-нашему!» Пожилую женщину старались унизить и оскорбить, - завидовали ее прошлому, точнее тому, что представляли о ее прошлой дворцовой жизни. Но Наталья Модестовна как человек, прошедший школу дворцового этикета, умела держать себя в руках. У трона, помещицей в своем имении, и в лагерном женбараке, Наталья Фредерикс была одной и той же - собой. Ко всем окружающим относилась доброжелательно. Вечером, после изматывающего трудового дня баронесса подолгу молилась перед маленькой иконой в своем бараке. Стоя на коленях, фрейлина просила у Господа не облегчить ее участь, а дать силы и терпение на то, чтобы нести свой крест безропотно.

Отношение сокамерниц к баронессе Фредерикс стало меняться. Помогло назначение бывшей фрейлины на выборную должность уборщицы камеры. Выборы прошли быстро, хотя раньше каторжницы кулаками боролись за это «теплое» место: уборщица следила за порядком в помещении, носила дрова, воду, топила печь. Работа была не тяжелой, но требовала аккуратности и ответственности.

Староста камеры спросила у собравшихся женщин, кого они хотят в уборщицы. Отчаянная уголовница Сонька Глазок язвительно выкрикнула: «Баронессу! Кого, кроме нее? Она всех чистоплотней! Никакой неприятности не будет...» (за грязное состояние камеры наказывались все ее жительницы).

Для бывшей фрейлины такое назначение было милостью в сравнении с тасканием кирпичей. Весь коллектив барака предложение Соньки поддержал. Когда Наталья Модестовна стала больше времени проводить в бараке, к ней начали обращаться женщины с вопросами: как лучше пользоваться косметикой и вообще как ухаживать за собой, чтоб сохранить красоту? Баронесса охотно рассказывала, о чем знала.

А на Страстной неделе 1925 года почти весь ее женский барак исповедался и причастился у местного лагерного батюшки, которого изобретательные каторжанки тайно провели в здание соловецкого «театра» и спрятали в костюмерной. Святые Дары батюшка пронес в солдатской кружке.

В начале 1926 года на Соловках началась эпидемия сыпного тифа. Не хватало сестер милосердия. Начальница санитарной части М.В. Фельдман понимала, что в приказном порядке назначение женщин на эту должность равносильно смертному приговору и не пошла на такое. Она пришла в женбарак и предложила добровольцам по уходу за больными хорошее жалованье и дополнительный паек. Женщины стояли молча.

Тогда Наталья Модестовна предложила свою кандидатуру.

Фельдман поинтересовалась ее образованием и опытом работы. Бывшая фрейлина ответила: «Я работала три года хирургической сестрой в Царскосельском лазарете». Начальница санчасти уточнила: «Как ваша фамилия?» Наталья Модестовна назвалась «баронессой Фредерикс». Сонька Глазок воскликнула: «Она настоящая баронесса!..» - и по примеру фрейлины записалась, вместе с еще несколькими женщинами, ухаживать за больными в сыпнотифозный барак.

Наталью Модестовну назначили старшей сестрой милосердия. В этой должности у нее была возможность больше руководить и меньше ухаживать за больными самой. Но баронесса этой возможностью не пользовалась.

Тифозные больные лежали на полу на древесных стружках. Эту пропитанную нечистотами подстилку сестры должны были постоянно сменять. Баронесса ухаживала за больными день и ночь. Наталья Модестовна и почти все сестры-каторжницы очень скоро заразились тифом и заболели. Умерла на руках у баронессы и Сонька Глазок…

28 марта 1926 года начальница санчасти заметила на шее и руках сестры Фредерикс характерную сыпь. «Идите и ложитесь в особой палате... Разве вы не видите сами?»

Наталья Модестовна ответила: «К чему? Вы же знаете, что в мои годы (ей был 61 год) от тифа не выздоравливают. Господь призывает меня к Себе, но два-три дня я еще смогу служить Ему и ближним...»

Фельдман обняла Наталью Модестовну, а позже говорила: «Мне хотелось тогда перекрестить ее, как крестила меня в детстве няня. Но я побоялась оскорбить ее чувство веры. Ведь я же еврейка».

Наталья Модестовна умерла 30 марта 1926 года, прямо во время своего утреннего обхода больных.

В 1981 году Архиерейский Собор Русской Православной Церкви Заграницей прославил Наталью Фредерикс как исповедницу в Соборе новомучеников и исповедников Российских.

Прокуратура Санкт-Петербурга реабилитировала Наталью Модестовну Фредерикс 10 ноября 1991 года.

В те же годы, что и баронесса Наталья Фредерикс, в Соловецком лагере находился и Владыка Мануил (их арестовали в Санкт-Петербурге с разницей в один день). Возможно, он лично знал баронессу или слышал о ее исповедническом подвиге. И спустя много лет рассказал об удивительной женщине своим прихожанам. Текст составлен по рассказу Бориса Ширяева «Фрейлина трех императриц».

__________

3 августа. Под утро в полудремотном сне слышу, что какой-то святой человек говорит мне:

- И быть вам епископом Костромской епархии.

Я тотчас же проснулся с чувством горечи в душе…

5 августа. Сегодня м. Ермиония, зайдя в алтарь, говорит мне:

- 5 августа - это, знаете, Владыко, 40-й день моего сна о вашей смерти. И мне кажется, что теперь должна с вас сняться тяжесть, нависшая на вас.

- Я только одно знаю, что приближаюсь незаметно и неизбежно к своему естественному концу, своей кончине.

Сегодня в конце обедни подошла ко мне одна женщина молодая и рассказала, какое ей было видение от иконы Спасителя в терновом венце. Две капли крови она видела истекающих из чела Спасителя. И было видение от иконы св. Великомученика Георгия Победоносца.

9 августа. «Кто хочет, чтобы с ним уважительно обходились другие, тот прежде всего должен уважать себя сам».

4 сентября. Сегодня передавала кума моя Анна бабушки своей разговор с нашим крестником на базаре: весь оборванный, похудевший, вшивый, обросший волосами… плакал, жалился, умолял взять его к себе… Но она отказала ему, так как взяла себе внука Алешу.

А что я буду с ним делать, когда он будет проситься - простить его и принять. А кто возьмет его к себе?

Рассказ матери девицы Агнии. Сон ее сестры - являлась Агния, стучалась и просила передать матери слова ее: «Пусть мама терпит девятую заповедь»[8].

Молитва ко Господу

Господи, собери в сосуд мира и прощения все мои слезы, выплаканные от оскорблений, нанесенных мне, от обвинений; все [тюремные] слезы от страха за близких и неведения о судьбе их…

И как среди них мало слез от внезапной радости, от избытка радости и удачи в делах…

29 декабря 1956 г. Молитва Митрополита Мануила.

9 сентября. Рабочий день настоятеля чкаловского кафедрального собора.

1. С верующими беседа о колоколах, которые имеются в разных частях города.

2. Увещевал церковного старосту сменить эл. лампочки у наружной двери на более сильные.

3. Обезпечить жалованием просфорниц - всех.

4. Приказал м. Еванфии починить венчики от иконы Преподобного Сергия Радонежского (к дню его праздника).

5. Составить повестку общего собрания Церковно-Приходского Совета к 16 ноября с.г. и объявление написать на 2-х дверях входных.

6. Для скорбящих двух матерей переписал заупокойные молитвы о умерших некрещеными детях их Вячеслава отрока и Клавдии девочки.

В воскресной сегодняшней проповеди о богатом юноше я коснулся моего милого прав. Памфалона…

13 сентября. Сегодня получил № 7 ЖМП. О моем назначении до сего времени ничего не напечатано. Когда распечатаются в редакции?!

Самым интересным и характерным в журнале оказалась «Летопись Русской Православной Церкви». Июль. На странице 49 читаем под 20 июля: «День кончины протоиерея Валентина Амфитеатрова[9], настоятеля Архангельского собора. Отличался высокой духовной настроенностью и был известен как отличный пастырь и искусный руководитель душ. Умер в 1908 году».

Пропущено вообще в Летописи место погребения всех поминаемых в ней духовных лиц.

А могила о. Валентина под запретом на Ваганьковском кладбище.

22 сентября. С какой любовью и доверием обращаются ко мне верующие. Один только намек с моей стороны о возможности моего перевода в другую епархию тревожит и расстраивает их. А я чем отвечаю им? Мысли о Калинине, Калуге и других местах нет-нет да и задерживаются во мне, как помысл вредный и суетный.

Во время служения молебна я почувствовал такую невидимую, но крепкую связь со вселенскими святыми и, конечно, сугубо с русскими, что сам поразился этому новому во мне переживанию. Раньше я этого не наблюдал в себе…

Продолжение следует.


[1] По благословению Святейшего Патриарха Алексия I, вернувшийся из мест заключения Владыка Мануил был направлен для знакомства с современной жизнью Церкви, как это было ему сказано, в Тамбов. Епископ Мануил пребывал в Тамбове с ноября 1944 до февраля 1945 г. После чего получил назначение в Чкалов (Оренбург).

[2] Книга «Илиотропион, или сообразование человеческой воли с волей Божественной» - труд Митрополита Иоанна Тобольского (Максимовича). Книга написана им в 1714 г. Святитель Иоанн прославлен в лике святых в 1916 году. «Господи! что повелишь мне делать?» (Деян. 9:6). Этот вопрос да будет ежедневно повторяем каждым из нас при всяком нашем недоумении о том, как поступить нам в постигшем нас событии или сомнении. Господи, что повелишь мне делать? Какая об этом воля Твоя, всеблагой Иисусе? Открой ее мне, каким Тебе угодно знаком, чтоб я понял ее добрым словом, советом или другим каким-либо откровением. Охотно последую я Твоему благому соизволению, молитвенно внушенному мне Тобой».

[3] «За русский народ!» - тост, произнесённый Сталиным на кремлевском приеме 24 мая 1945 года. Мероприятие в честь командующих войсками Красной армии состоялось в Георгиевском зале Большого Кремлевского дворца. В ходе банкета Сталин выступил с застольной речью, венцом которой стал тост за русский народ. По газетной публикации (несколько отличающейся от стенограммы) тост звучал так:

Я хотел бы поднять тост за здоровье нашего советского народа и, прежде всего, русского народа.

Я пью, прежде всего, за здоровье русского народа потому, что он является наиболее выдающейся нацией из всех наций, входящих в состав Советского Союза.

Я поднимаю тост за здоровье русского народа потому, что он заслужил в этой войне общее признание как руководящей силы Советского Союза среди всех народов нашей страны.

Я поднимаю тост за здоровье русского народа не только потому, что он - руководящий народ, но и потому, что у него имеется ясный ум, стойкий характер и терпение.

У нашего правительства было немало ошибок, были у нас моменты отчаянного положения в 1941-1942 годах, когда наша армия отступала, покидала родные нам села и города (…) покидала, потому что не было другого выхода.

Иной народ мог бы сказать правительству: вы не оправдали наших ожиданий, уходите прочь...

Но русский народ не пошел на это, ибо он верил в правильность политики своего правительства и пошел на жертвы, чтобы обеспечить разгром Германии.

И это доверие русского народа Советскому правительству оказалось той решающей силой, которая обеспечила историческую победу над врагом человечества - над фашизмом.

Спасибо ему, русскому народу, за это доверие!

За здоровье русского народа!

[4] Священномученик Андроник, Архиепископ Пермский и Кунгурский (в миру Владимир Никольский, род. 1 августа 1870 года). 19/6 июня 1918 года на допросе арестованный Святитель Андроник сказал следователю-большевику: «Мы враги открытые, примирения между нами быть не может». Палачи отвезли Владыку Андроника Пермского в лес по Сибирскому тракту в ночь на 20/7 июня и заставили вырыть себе могилу, грозя закопать его живым. Закончив работу, Владыка помолился, поклонился на четыре стороны света, и лёг в свое последнее пристанище. Его тут же начали закапывать заживо, но священномученик не подавал признаков жизни. Несколькими выстрелами чекисты закончили свою «работу адову». Перед этим они сняли с Владыки архиерейский наперсный серебряный крест, на цепи от которого затем водили собаку. Причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.

30 мая н.ст. - память Апостола от 70-ти Андроника, день Ангела сщмч. Андроника (Никольского).

[5] «Скоморох Памфалон», Н.С. Лесков, 1887 г. Нравственно-философская повесть о праведности как служении людям, земном мире как школе, путях преодоления самомнения, признания собственной неправды и восстановления утраченного чувства родства с Богом. Эпиграфом к повести стали слова древнекитайского мыслителя Лао-Цзы: «Слабость велика, сила ничтожна. Когда человек родится, он слаб и гибок; когда он умирает, он крепок и черств. Когда дерево произрастает, оно гибко и нежно, и когда оно сухо и жестко, оно умирает. Черствость и сила - спутники смерти. Гибкость и слабость выражают свежесть бытия. Поэтому, что отвердело, то не победит».

[6] Лев Николаевич Парийский († 1972, Ленинград) - православный богослов и журналист, сотрудник Московской Патриархии; профессор Ленинградской Духовной Академии. Автор многих статей в «Журнале Московской Патриархии».

[7] Преподобный Серафим Саровский назначил Елену Васильевну Мантурову начальницей Мельничной общины в Дивеево. Брат монахини Елены Михаил Васильевич Мантуров сильно заболел. Преподобный Серафим сказал ей: «Брату твоему пришло время умереть. Но он еще очень нужен нашей обители. Хочу я дать тебе, матушка, одно послушание. Исполнишь ли его?» Елена Мантурова ответила, что она исполнит любой его наказ. Тогда старец сказал: «Вот послушание тебе - умри за своего брата!» Елена Васильевна выслушала старца молча, но вдруг смутилась: «Батюшка, я боюсь смерти». - «Нам ли с тобой ее бояться, - ответил Серафим, - для нас с тобой это будет лишь вечная радость». Переступив порог кельи, Елена упала в обморок… Вскоре ее привели в чувство. Вернувшись в свою келью, Елена заболела. Помощницам она сказала: «Я уже более не встану». Перед смертью она имела благодатные видения. Скончалась Елена Дивеевская 10 июня 1832 г. Ей было 27 лет. В 2000-м году обретены ее мощи, состоялось ее прославление как местночтимой святой. А ее брат Михаил Мантуров выздоровел и много потрудился для Дивеевской обители.

[8] Девятая заповедь - «Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего».

[9] Амфитеатров Валентин Николаевич (1836-1908) - протоиерей, почитается в Москве как чудотворец. В 1858 г. окончил Московскую Духовную Академию, был определён в Калугу инспектором и учителем высшего отделения Духовного училища. По ходатайству митрополита Московского и Коломенского Иннокентия, в 1874 году был назначен в московский храм Святых равноапостольных Константина и Елены. В 1892 году отца Валентина определили настоятелем в Кремлевский собор Архангела Михаила и возложили на него обязанности благочинного. Полная потеря зрения в марте 1902 года сделала для него дальнейшее служение невозможным. 20 июля 1908 года отошел ко Господу, похоронен на Ваганьковском кладбище. На месте его погребения установлен памятный крест. Поток людей, идущих помолиться на место его погребения, не иссякает и в наши дни.

128
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
5
1 комментарий

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Содержание:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Православный
интернет-магазин



Подписка на рассылку:



Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:
Пожертвование на портал Православной газеты "Благовест":

Вы можете пожертвовать:

Другую сумму


Яндекс.Метрика © 1999—2024 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru