Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:




Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.







Подписка на рассылку:
Электропочта:
Имя:

Наша библиотека

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Публикации

Личность

«Бог ищет милующие и искренние сердца»

Монахиня Евфросиния (Мухамедзянова) в своей непростой судьбе совершила исход из татарского рода в род Православных

Монахиня Евфросиния (Мухамедзянова).

Монахиня Евфросиния (Мухамедзянова) в своей непростой судьбе совершила исход из татарского рода в род Православных

Мы должны свидетельствовать об Истине своей жизнью. Кто ищет Истины, просто не может её не найти. И я должна рассказать, как Господь нашёл меня, а потом и я — Его.

Ничто не предвещало мне Православия, а тем более монашества. Родилась в семье простых служащих в чисто татарской семье в маленьком городе в эпоху воинствующего атеизма. Когда училась на биологическом факультете, после изучения животного и растительного мира на планете, я поняла: тайна мироздания есть. Пошла на психологический факультет, чтобы понять: тайна души — есть! Человеческие умозаключения безсильны исчерпать немые вопросы и предчувствия. И вот сначала я знакомлюсь с миром Горнего теоретически: читаю в «Литературной учёбе» Евангелие от Марка и житие Преподобного Серафима Саровского (журнал «Литературная учеба» был очень популярен на заре перестройки, так как одним из первых начал печатать после стольких лет атеизма Христианские тексты). А потом пошла практика. После сильного ушиба в тонком сне вижу Батюшку Серафима в белом балахончике и впервые ощущаю неземную любовь, то есть благодать, исходящую от его присутствия и утешения.

Потом, еще даже некрещеной, в церкви Раифского монастыря прикасаюсь к чудотворному образу Грузинской иконы Божией Матери. Потом я днём вижу мысленно Нерукотворённый Спас на плате, никогда ранее мной не виданный. Вскоре встречаю этот образ в церкви и после этого без раздумий принимаю Крещение, потому что игнорировать это знамение просто боюсь. И вот итог, превышающий мои ожидания и старание: я попадаю в состояние нового рождения души, физически ощущаю сползание с себя прародительского греха. Я ликую, слышу в душе голос: ты Моя дочь! И хожу, не прекращая улыбаться, три дня, во время которых принимаю Причастие. Забываю всё: прошлое, страхи, скованность — и жадно ищу нового дома для новой души. Езжу по монастырям, церквам, просто стою в храме, где душа моя открывает глаза, уши и дышит благодатью. И я не хочу губить эту новорождённую душу в мире зла: всё моё окружение, включая родных, меня не поняло и стало «спасать».

Ухожу в монастырь, принимаю постриг — вот и всё. Конец мучениям жизни до крещения, и всё пребывающая радость бытия с Господом Иисусом Христом, Его Пречистой Матерью и святыми, с наставниками в вере, братьями и сёстрами во Христе.

Конечно, «человеческий фактор» сыграл главную роль в принятии монашества. Чудный старец с небесно мудрыми подслеповатыми глазами учит меня жизни во Христе, одаряет любовью, превышающей все трудности полной смены психофизического бытия. И через 20 лет я должна исполнить его добрые слова: ты звёздочка татарского народа, забудь о своём земном счастье и служи народу, как Бог повелит.

И я должна рассказать о моём Христе так бережно, чтобы не вызвать неприязни от вторжения чужого ума в устоявшийся мир представлений чужого человека, кто бы он ни был, не задеть интимного чувства Бога, сложившегося в его душе.

Значит, я имею право говорить только сердцем, только пережитое мной. Отдать свой опыт на суд, так как мню, что живу верой и хочу вернуть свою веру тем, кто по Промыслу Божию ждёт моего свидетельства.

И поэтому далее речь пойдёт о народе, к которому я принадлежу по рождению, но не по крови уже, так как кровь моя стала обновлённой Причастием.

Первым моим наставником стал мой отец Мударис Фатыкович, тактичный, деликатный, благородный, щедрый, трудолюбивый и смиренный. Кротость этого высокого и красивого человека, несомненно, есть продолжение лучших качеств рода набожных мусульман.

И если вы приедете в Татарию, вы приятно удивитесь засеянным полям и ухоженным лесам, нарядным деревням и поголовью домашнего скота. Трудолюбие и миролюбие скрепляет два народа и две веры: более четырех с половиной веков здесь существуют две мощные идеологии, несомненно, испытавшие благотворное влияние друг друга в условиях любви и уважения — Православие и ислам. Отношение татар к родителям, детям, а также тесная взаимовыручка в пределах рода, землячества и соседства приятно удивляет в наше время оскудения любви. Неприятие праздности и добродушие смирения и терпения также можно отнести к добродетелям татар.

Мудростью, проверенной веками, стало решение святого благоверного князя Александра Невского, избравшего временный союз с Ордой, но не с латинянами. Лучше иметь чёткие границы противоположностей в вере, чем размытые суемудрием искажения одной веры. На первый взгляд отличить сейчас китайский поддельный товар от патентованных фирменных изделий может лишь специалист. И мы свидетели того, как неискушенные люди на Украине нередко отклоняются от истинной веры к униатству или раскольникам.

А существование веры в условиях соперничества мобилизует и укрепляет её. Когда Греция IV века боролась с турецким игом, как она верила, сколько мучеников делали веру непобедимой! А когда к власти в XIX веке пришёл баварский ставленник король Отто, с этого времени уклонение Греции к Западу привело её к сегодняшнему кризису, в идеологии в том числе.

Мы имеем много свидетельств о сохранении и умножении Православия в тесном соприкосновении его с мусульманством. Ярчайший пример — это Казанская Митрополия, ставшая до революции пятым духовным центром России, избранная Царицей Небесной для явления наиболее чтимой во всём мире Казанской иконы Божией Матери. До революции паломничество к этой чудотворной иконе приобрело мировой масштаб. Святая Казань была! Доход местной казны от паломничества составлял 75%! В Казани процветали 19 монастырей, сотни храмов, тысячи монашествующих, была даже Духовная Академия. При этом расцвета достигло и мусульманство, соперничая с Православием в просвещении. Медресе охватывали поголовно всё мусульманское население, арабский язык знали и читали суры очень многие. Религиозная философская мысль находилась в состоянии глубокого поиска нравственных догматов для мусульман. Перенимая у Православных учение об аскезе, телесных подвигах для очищения души и тела, возникали новые течения суфизма, институт дервишей. Глубокое и искреннее уважение живоносных Православных традиций, обрядов благотворно сказывалось и на нравственном облике казанских мусульман.

Несомненно, лишь истинная вера Православия способна умирить своей красотой и чистотой разногласия разных традиций. Проповедь благочестием — это самая верная и действенная проповедь, не нуждающаяся в словопрениях. И эта нота должна быть взята в сложных регионах России со смешанным населением для создания в них очагов мира и добрососедства.

Некогда Казань Чингисидов безпокоила Россию дерзкими набегами, разоряя поселения и святые обители. После её взятия вся Российская Церковь собрала в новую Казанскую Митрополию, вследствие расширения границ государства оказавшуюся в её центре, всё лучшее: Святителей Гурия, Германа, Варсонофия, лучшую церковную утварь и книги, лучшие церковные облачения и лучших мастеров — зодчих храмостроителей. Этим был обезпечен мир на долгие века.

И по некоторым пророчествам татарский ислам станет пограничным к Православию, станет заслоном и противодействием мировым неутешительным тенденциям ваххабизма и джихада. Наблюдая религиозное воодушевление Православных, мусульмане задумываются о благодати Святаго Духа, Который и их может наставить на истину.

В Ульяновской области в этом году мусульмане рядом с купелью Православных на Крещение сделали свою прорубь и поставили палатку с самоваром. Радости от погружения в воду святых источников они тоже ищут. Грозный правитель Эмира Ибрагим паша в XIX веке женился на Православной гречанке Василике и построил для неё монастырь святого Пантелеимона. Святой Иоанн Русский, как и Святитель Николай Чудотворец, почитаются мусульманским миром, не говоря уже о почитании Божией Матери. После трех лет явления Божией Матери в Зейтуне близ Каира, когда были исцелены десятки тысяч людей всех вероисповеданий, президент Египта Абдель Насер построил храм Божией Матери. И первый президент Татарстана Минтимер Шаймиев восстановил древний Благовещенский собор Казанского Кремля, а сейчас восстанавливает жемчужину Свияжских монастырей. Дивны дела Твои, Господи. Все народы поклоняются Тебе и поют имени Твоему, Вышний!

Возвращаясь к своей судьбе монахини-татарки, я искренне могу сказать, что прожила двадцать лет в радости и счастье. Многие ли из наших женщин могут это же с уверенностью сказать о себе? Но я не погрешаю против истины: земное душевное счастье ничто по сравнению со счастьем духовным, которое есть мир и радость о Духе Святом.

Первые десять лет я жила безвыездно в монастыре, несла послушания швеи, цветовода, огородницы, затем строителя подворий. Всегда главным стержнем и утешением для меня был богослужебный суточный круг и церковная молитва, исповедь и Причастие. А верстовыми вехами на пути были живые хранители церковного предания: старцы и старицы, без совета и молитвенной поддержки которых, к огромному моему счастью, я никогда не оставалась. Это блаженные схиигумены Нифонт Раифский и Иероним Санаксарский, монахиня-фронтовичка София (Ошарина), игумения-старица Георгия Горненская, схимонахини Иоанна и Мария из Иерусалима, схиигумения Антония, схиигумен Агафон (Чесноков), афонский схимонах Гавриил и схиархимандрит Иона Одесский.

Укрепляя веру и приобщаясь к соборности русского и вселенского Православия, Божией милостью я побывала во многих святых местах России, Украины, Израиля, Египта и Греции. Я видела неистощимую Славу Православия и ежедневный скорбный путь воздержания и терпения трудов и скорбей, без которых немыслимо целенаправленное восхождение ко Христу-Подвигоположнику. И это правда, что сначала ты несёшь крест, потом крест несёт тебя.

Как дитя, которое веселят невидимые Ангелы, отрёкшись от всего земного, я налегке иду как странник вслед за Господом, упокаиваясь там, где позаботится об этом Матерь Божия. И когда я по человеческому опасению спрашиваю у отцов-молитвенников, куда направить стопы свои, неизменно слышу ответ: Матерь Божия всё устроит. Никогда не знала я нужды ни в духовной, ни телесной потребе, на опыте испытала слова Евангелия: ищите прежде Царства Небесного, всё остальное приложится вам. Расставаясь и вновь обретая братьев и сестёр, я постоянно окружена теплом церковной семьи, зная при этом, что на кресте каждый остаётся один со Христом.

Основным попечением обо мне Господа считаю то, что по мере потребности я как бы случайно встречаю на своем пути делателей Иисусовой молитвы, встреча с которыми даёт мне новые силы искать и возделывать её. Не прерывая никогда частой слёзной исповеди и потрясения Причастием, познав свою полную немощь, я лишь Телом и Кровью Господа Иисуса Христа возвращаю душе крупицы чистоты и свободы от насилия страстей.

И мой путь — самый обычный путь Христианина, имеющего Бога — Отцом, а Церковь — Матерью. И всё же, сравнивая подарки своей судьбы с теми, кто родился в Православной среде, уверенно заявляю, что порой сугубая благодать в Крещении и несении креста дается тем, кто искал и нашёл Бога за пределами своего рода, нации, семьи. Бог подкрепляет мужество тех, кто, решившись на сиротство земное, обретает гражданство вечное в лоне Бога Отца, посредством Бога Сына через Утешителя Духа Святого.

И всем моим горячо любимым соплеменникам-татарам хочу сказать: Бог ищет тех, кто поклоняется Ему в Духе и Истине. Обрести смысл своей жизни и спокойный взгляд в будущее может только верующее, милующее и искреннее сердце.

Монахиня Евфросиния (Мухамедзянова).

Дата: 6 марта 2013
Понравилось? Поделитесь с другими:
1
4
Комментарии

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail: Ваш телефон:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:





Яндекс.Метрика © 1999—2017 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru