‣ Меню 🔍 Разделы
Вход для подписчиков на электронную версию
Введите пароль:

Продолжается Интернет-подписка
на наши издания.

Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.

Православный
интернет-магазин





Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Блаженная схимонахиня Мария», Антон Жоголев

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Пока еще не поздно…

Немым укором нам стоят на Руси заброшенные храмы.

Немым укором нам стоят на Руси заброшенные храмы.

Об авторе. Игумен Кирилл (Александр Сергеевич Сахаров) родился в 1957 году в г. Артемовске Луганской области. Кандидат богословия. Член Союза писателей России. После пострижения в монашество в 1985 году был рукоположен в сан иеродиакона, а в 1987-м в сан иеромонаха. Был референтом управляющего делами Московской Патриархии. С 1992 года - настоятель церкви Святителя Николая на Берсеневке г. Москвы. В 1993 году возведен в сан игумена. Служит по старому обряду, при этом является клириком Московской Патриархии.

Для начала констатирую факт - в ряде областей Центральной России на один действующий сельский храм приходится два заброшенных. Причем не только в вымерших деревнях - даже в некоторых райцентрах (например, в Рамешках Тверской области). Больше половины сельских храмов в России не восстановлены - об этом я слышал еще несколько лет назад. Сейчас, может быть, ситуация чуть лучше, и не восстановлены где-то около половины разоренных храмов. Между тем на Украине и в Белоруссии нет ни одного заброшенного храма! На моей малой Родине в Донбассе - тоже ни одного! В чем же дело, почему здесь так? Ведь Россия - богатейшая страна мира. Тридцать лет с общиной в нескольких регионах пытаюсь хоть что-то сделать. Сказать, что мне ясна причина, не могу. Напротив, продолжаю недоумевать и разводить руками. Задавшись вопросом, в чем же причины такого бедственного положения и что делать, попробую разобраться, исходя из своего скромного опыта.

Едем по безкрайним просторам нашей Родины и встречаем на пути руинированный храм, например, в селе Лесково Калачеевского района Воронежской области или селах Михайлова гора и Залазино Лихославльского района Тверской области. Беседуем с первым, вторым, десятым местным жителем - почему храм в таком неприглядном виде (иногда по соседству с замками «новых русских»)? Никто вроде не против восстановления, но что могут сделать те, кто сами едва сводят концы с концами?! Даже если вы выявите пару активистов, которые что-то могут сделать, это мало что даст, потому что люди не знают даже как подступиться к решению этого вопроса. Днем с огнем не сыщешь того, кто согласится быть ответственным. Кто-то должен помочь людям сориентироваться, сорганизоваться, дать толчок, поставить на рельсы. Наверное, это должны быть благочинные.

Вспоминаю встречу одного благочинного с группой сельских жителей в заброшенном храме Воронежской области (дело было в девяностых годах; к тому времени мы сделали генеральную уборку и провели первые службы в храме). Благочинный спрашивает: «Слушаю вас, каковы ваши желания?» Кто-то робко: «Нам бы храм открыть». Благочинный: «Хорошее дело, я вам помогу с документами». Голос из народа: «Нам бы его восстановить». Благочинный: «Ваши предки разрушали, вам и восстанавливать. У меня помочь возможностей нет». Далее: «Нам бы батюшку». - «У меня нет священников. Их не хватает». - «А вы могли бы иногда служить?» - «Нет. У меня свой храм» - и т.п. Я тогда почувствовал, что с таким подходом вряд ли удастся сдвинуть дело с мертвой точки. Возникает вопрос - а разве этим исчерпывается роль благочинного в деле возрождения конкретного храма? Нет возможности ему приехать, нет возможности ничем помочь? А у нас, приезжающих из далекой Москвы, из совершенно «нерентабельного», хотя и московского, храма, есть? У благочинного, служащего не один год в райцентре, общающегося с властями и местными предпринимателями - нет никаких возможностей?! В Одессе бы сказали: «Не смешите мои тапочки». Может быть, скорее, интереса нет, материального стимула нет? В этом главная причина? Как же так? - обезкураженно думал я. Вот конкретный уголок Русской земли - он красив, неповторим. Здесь столетиями жили люди, всем миром строили храм. Сельское население здесь тает каждый год - мужчины спиваются, молодежь выезжает. Безработица, наркотики, преступность... Кто же, в первую очередь, как не благочинный, должен протянуть руку, поддержать загоревшийся огонек, не дать погаснуть лампаде?

Другой благочинный освятил несколько крестов, установленных местными жителями (с нашей помощью). Третий четко распределил все заброшенные храмы между священнослужителями своего благочиния, взял под свою опеку один из них. Но! Даже самое ревностное духовенство крайне редко и очень кратко приезжает в те места, где стоят порушенными храмы. А некоторые не появлялись ни разу! Опять-таки - нет времени, материального стимула, просто нет интереса. Ну что можно сделать за 15-20 минут, приехав в престольный день для совершения краткого молебна? Нужно ведь знакомиться с людьми, входить в обстоятельства их жизни, выходить на администрацию. Помочь в организации регулярных молений мирским чином, пока не решен вопрос с приездом священника. Приезжать на кладбища, освящать источники, административные здания, посещать школы и больницы. Должна быть полная и четкая инструкция опекающему священнику, что и как делать. Нужен контроль за состоянием дел в таком храме, нужны отчеты, что сделано за квартал и т.д.

По нашей подсказке местные жители одного села написали пару писем в областной центр с просьбой о помощи. Оттуда обстоятельно ответили, что их храм является памятником архитектуры (разрушающийся на глазах - иг.К.), что нужно всё должным образом оформить, согласовать. А чтобы самим что-то делать - ни-ни! «Ну что, Петровна, - говорю я старшей инициативной группы, - впрягайся, тяни лямку». Та взмолилась: «Батюшка, у меня тяжелобольной муж, несколько внуков, огород, корова и т.д. Все на мне, как же я буду что-то решать, когда я связана по рукам и ногам, и вообще я в этих делах не разбираюсь».

Судили-рядили, решили, что для начала нужно зарегистрироваться - никуда не денешься, без этого никак. Обратились к благочинному с просьбой о помощи в этом деле. Тот ответил, что есть установка не регистрировать храмы, в которых нет священника. Вот те на! Благочинный сам служит без помощника, нехватка священников даже в Москве. И неизвестно, через сколько десятилетий кадровая проблема будет полностью решена. Ну а храмы? Они же продолжают разрушаться. Еще два-три года и процессы будут необратимы - рухнет купол, обвалится крыша и т.д. Да и люди продолжают уезжать. Получается замкнутый круг: храм невозможно начать восстанавливать, так как он не зарегистрирован; его не регистрируют, потому что нет священника. Священника не будет еще очень долго, а храма не будет уже очень и очень скоро. Если бы не было понимающих, поддерживающих благочинных, то те 2-3 десятка храмов и монастырей, которым мы дали импульс к возрождению, удобрили почву для их возвращения к жизни - они бы, наверное, лежали бы в руинах с грифом: «Восстановлению не подлежит».

Обратим взор и в сторону местных гражданских властей - а здесь что? Лично у меня впечатление безотрадное. В тех местах, где мы помогали возвращать к жизни сельские храмы, я не слышал, чтобы местные власти чем-то существенно помогли. Меня особенно поразил один случай. Глава одного района прослышала о нашей работе в деревнях по возрождению руинированных храмов и установке Поклонных крестов на местах порушенных храмов и часовен, пригласила меня на прием. Казалось, что заинтересованно расспрашивала, поила чаем, вручила памятный подарок. Выдержав паузу, я «подбил» несколько жителей одной деревни, где мы восстановили почти рухнувшую часовню, написать ей письмо - помогите настелить пол в часовне. Ответ меня обезкуражил: «У нас нет такой возможности. И, вообще, нет статьи на такие расходы в районном бюджете». Я чуть со стула не упал. А если уже через пару-тройку лет в районе рухнут огромные сельские соборы, которые можно было бы за сравнительно небольшие деньги законсервировать и потихоньку восстанавливать - Вам будет приятно наблюдать лунный пейзаж вымерших деревень в районе, видеть «косовские» картины рухнувших храмов? Но там, в Косово, их нарочито взрывали, разрушали, а руины на месте храмов вверенных Вам районов - это следствие бездействия, в том числе и с Вашей стороны!

Недавно я побывал на престольном празднике в одном храме на окраине Москвы. Служат в нем аж пять священников. Был поражен великолепным убранством и росписью храма. Он был полон народу - много мужчин, детей. Я подумал: «Может быть, столичные храмы чем-то смогут помочь, обезпечат шефство над руинированными храмами глубинки, возьмут их «на буксир»?

Пишу эту заметку, как часто это у меня бывает, на одном дыхании, когда изнутри прорывается и на тебя «накатывает». Слезы выступили на глазах от сознания тупиковости ситуации, от своего безсилия, от переживаний за гибнущее на глазах национальное духовное культурное достояние. Хотелось скулить от безысходности, как это было на кладбище в Донбассе, когда я стоял у могил родителей.

Итак, обречены ли сельские храмы России? Все же думаю, что нет, надеюсь на Божие чудо. На то, что с Божией помощью восстанут делатели на этом поприще, примут эстафету из обезсилевших рук. Надеюсь, что благодать коснется сердец сильных мира сего, и проблемы будут решаться - может, где-то росчерком пера на поручении, а где-то реальной конкретной помощью. Пока еще не поздно, но время коротко.

Храм просит помощи

Боголюбивые братья и сестры во Христе!

Приход церкви во имя Архистратига Божия Михаила села Туркуши Ардатовского района Нижегородской области обращается ко всем людям доброй воли и просит оказать посильную материальную помощь в ремонте храма.

Летний придел храма находится в плачевном состоянии: штукатурка и краска на сводах и стенах осыпается. Требуется вмешательство специалистов для проведения штукатурно-малярных работ. Трудность заключается в высоте храма (17 метров). Как и всегда, все упирается в финансы, чтобы купить необходимые материалы, смонтировать строительные леса и обезпечить заработную плату рабочим-строителям.

Не имея практически никаких финансовых возможностей, но с верой во Всесильную помощь Божию, с великим желанием мы приступили к ремонту храма, который будет долгие годы стоять. С благодарностью в нем будут молиться верующие о его строителях и жертвователях.

Настоятель протоиерей Сергий Пятков и прихожане,
с. Туркуши Ардатовского района Нижегородской области.

Для всех, кто решит откликнуться на просьбу и внести свою лепту, сообщаем банковские реквизиты прихода и номер карты для пожертвований:

Реквизиты для перечисления средств на р/с храма.

Банк получателя:

Волго-Вятский Банк ПАО Сбербанк г. Нижний Новгород

БИК 042202603 к/c 30101810900000000603

Получатель: Местная религиозная организация. Православный Приход церкви во имя Архистратига Божия Михаила села Туркуши Ардатовского района Нижегородской области

Р/счет 40703810742410002046 ИНН 5201003392 КПП 520101001

Назначение платежа: «На текущий ремонт. Основание: письмо о. Сергия».

Адрес для почтовых переводов:
607130, ул. Береговая 117, с. Туркуши, Ардатовского р-на, Нижегородской обл.
протоиерею Сергию Леонидовичу Пяткову.

Номер карты Сбербанка для пожертвований 4276 4200 1527 0100

Получатель карты Сергей Леонидович П.

Телефон настоятеля 8-910-398-8-398. Номер телефона привязан к карте.

Наш храм принимает записки/требы с именами о упокоении и о здравии по ватсапу, вайберу, SMS на номер телефона 8-910-398-8-398 или по э/почте o-sergij@yandex.ru Возможна переписка с благодетелями через мессенджеры. Наш приход сообщает благотворителям о том, как продвигается ремонт, присылает фотографии. Вы видите на снимках выше, как идет восстановление храма в Туркушах.

Интернет-сайт прихода: Туркуши-храм рф.


62
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
5
Пока ни одного комментария, будьте первым!

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Православный
интернет-магазин



Подписка на рассылку:



Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:
Пожертвование на портал Православной газеты "Благовест": банковская карта, перевод с сотового

Яндекс.Метрика © 1999—2021 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru