Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:


Продолжается Интернет-подписка
на наши издания.

Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.






Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Блаженная схимонахиня Мария», Антон Жоголев

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Слово пастыря

Господь хочет говорить с тобой!

Протоиерей Андрей Ткачев на Православной выставке в Самаре представил свою новую книгу.

Протоиерей Андрей Ткачев на Православной выставке в Самаре представил свою новую книгу.

В праздник церковного Новолетия, 14 сентября, на Православной выставке «Благословенная Самара» вВК «Экспо-Волга» было особенно многолюдно. И не только потому, что суббота, выходной. Очень многие пришли, чтобы встретиться с протоиереем Андреем Ткачевым, услышать его вдохновенное слово. И в те полтора часа, что шла эта встреча с известным московским священником, люди теснились не только в концертном зале, но и прижались вплотную к прилавкам книжных издательств.

Отец Андрей Ткачев не первый раз приехал на выставку в Самару. В этот раз он пригласил своих читателей на презентацию новой книги «Богу не с кем поговорить».

Горькие слова! И кто-то возмущенно скажет: «Как это - не с кем, а со мной? Да я день и ночь молюсь, читаю утреннее и вечернее правила, каноны и акафисты…»

Только ведь и многословные молитвы не всегда - разговор с Богом. Сам Христос в Евангелии напомнил надменным фарисеям слова Пророка Исайи: «приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня» (Мф. 15, 8).

Об этом говорил и протоиерей Андрей Ткачев.

Если ты готов услышать…

- «Богу не с кем поговорить». Почему такое название у книги? Здесь вызова нет, потому что у каждого из нас с Всевышним должны быть живые, личные отношения. В псалмах Давидовых мы постоянно читаем: «Господи, услыши молитву мою!» - это личный голос человека, обращающегося с какой-то просьбой. А в псалме 142 есть такие слова: «Скажи мне, Господи, путь, в онь же пойду». Скажи мне - это значит, что я услышу! Ну не так, как Авраам: «Иди за Мной», - или как Моисей, но я услышу! Через житейские знаки, через житейские ситуации, через совесть - как-то я услышу, должен услышать. Никто не требует, чтобы Бог с нами лично разговаривал вот прямо каждый день и вслух. Нет, это всё гораздо более личное, глубокое и серьезное. Но это всё в нас есть, потому что мы же псалмы читаем постоянно, это как хребет нашего Богослужения. Произнося слова псалма, я говорю Богу: «Услыши мя, Господи!»

Начнем с Ветхого Завета. Пророк Самуил, тогда еще обычный мальчик, воспитывался при храме. И вот Господь призывал отрока Самуила на служение. Ночью, когда шум дня стихает, начинается время откровений, время молитв - в это время какой-то голос зовет спящего Самуила по имени - причем дважды: «Самуил, Самуил!» Он вскакивает и бежит к первосвященнику Илию: «Ты меня звал, отец?» Илий отвечает: «Нет, сынок, я тебя не звал. Иди отдыхай». Отрок лег - и опять голос зовет: «Самуил, Самуил!» - два раза, запомните, это очень важно! Он опять бежит к священнику: «Ты меня звал? Я слышу чей-то голос, называющий мое имя!» А Илий сказал: «Если тебя еще раз позовут по имени, то ты скажи: «Говори, Господи! Слушает раб Твой». И вот Самуил опять ложится - уже, конечно, не спит - и опять ему голос: «Самуил, Самуил!» Он поднимается со своего одра и произносит: «Говори, Господи! Слушает раб Твой». И вот в живом диалоге Самуил призывается на служение.

Я бы вам рекомендовал настоятельно, чтобы, когда диакон говорит: «Премудрость, прости, услышим Святаго Евангелия», вы эти слова Самуиловы произносили в душе, в сердце своем: «Говори, Господи! Слушает раб Твой», - или: «…Слушает раба Твоя». Потому что сейчас будет прочитано Евангелие и Господь наш Иисус Христос скажет всем нам нечто. Каждому - то, что он должен услышать.

Господь всякий раз говорит с нами на службах, и особенно при чтении Священного Писания. Только мы, к сожалению, не относимся к чтению Священного Писания как к разговору Господа лично с нами. Поэтому некоторые позволяют себе бродить по храму со свечками, шуршать записками на панихиду, как будто это всё читается не для них! И хотя годами ходят в храм, они ничего не получают и ничего не уносят. А Господь желает лично общаться с вами! И требует, ждет личного вашего общения с Ним. Поэтому я настоятельно рекомендую, чтобы вы застывали как статуи при чтении Апостола и Евангелия.

Пару недель назад читали притчу о человеке, который получил прощение всех своих долгов, тьму талантов - и душил своего ближнего за какой-то мелкий долг. Это же нам всем слышать нужно, потому что мы же все хотим, чтобы нас Бог простил! А мы годами, десятилетиями живем - брат с братом, сестра с сестрой, невестка со свекровью - как собака с кошкой в одной клетке. Считаем себя правыми, не собираемся изменяться и вообще считаем, что Бог нам должен, а мы никому. И вот тут, когда наступает чтение Святого Евангелия, вы произносите: «Скажи мне, Господи, слушает раба Твоя». И вдруг тебе, который - или которая - уже сто раз это всё слышал, но лишь головой, а не сердцем, - вдруг Господь тебе говорит: «Да прости же ты, наконец! Я тебе тонны, вагоны грехов прощаю, а ты какой-нибудь малый мешочек грехов ближнего к тебе простить не можешь!» И вдруг ты понимаешь это. Вдруг! - а это не вдруг, это от Духа Святого. Если ты готов услышать. А если ты не готов услышать, если не молишься, не просишь, то - Бог-то говорит, но, знаете, ведь танец танцуют вдвоем!

Чтобы Бог был услышан, я должен быть готов услышать.

Бог говорит, но кто Его слушает?

Бог говорит простейшие вещи. Только эта простота не воспринимается людьми, люди стали либо слишком сложные, либо слишком глухие. И диалог с Богом у них не получается. Даже те, которые молятся много, получается так, как будто они Богу много говорят, вычитывают сорок акафистов, две кафизмы Псалтири, по три главы Евангелия, по сто разных молитв, - и этого всего так много, что Богу если бы и хотелось что-нибудь сказать тебе в ответ, так у тебя даже нет времени Его послушать. И ты говоришь, говоришь, говоришь Ему... А потом ты устал и недоумеваешь: что-то я не понял, Он меня слышит вообще или нет? И зачем я это всё делаю? А, наверное, здесь какая-то методологическая ошибка. Может быть, нужно поговорить с Ним, потом помолчать, послушать - вдруг что-то скажет.

Например, ты говоришь: «Господи, так не хочу лететь в Самару! Лететь или не лететь?» Сажусь в такси, бух! - колесо лопнуло. «О, спасибо, Господи!..» Поменяли колесо, вроде успеваем. «Так лететь или не лететь?» Поехали дальше, бух! - второе колесо лопнуло. «Спасибо, я понял!»

Но, судя по тому, что отец Андрей все-таки прилетел в Самару и говорит с нами, Господь дал ему совершенно другой ответ…

Он так с нами разговаривает. Не обязательно греметь с небеси, но Он же разговаривает! Но мы же Его не слушаем!..

Те, которые веруют в Бога, считают, что они должны Господу как можно больше всего сказать. Хорошо! Молиться - это прекрасно. Но дайте отдых языку, голове, сердцу, дайте Богу отдых от ваших слов.

Замолчи. Сядь тихо. Послушай, что внутри. Там внутри кошмары творятся. Сядь в тишине, закрой глаза, выключи все гаджеты, телевизор, радио. Сколько получится молчать? 10, 15 минут, полчаса… - больше не получится. И полезет изнутри всё то, что живет внутри. А там живет не пойми что. Значит, я не могу Бога слышать, потому что я полон другими вещами!

Собеседование с Господом - это непременная задача. Для чего нужно от суеты уходить - из-за страха суеты? Нет, чего ее бояться, это мусор. Дискотеки мусор, эстрада наша мусор, многие новости мусор, информационный отброс. Но бояться мусора не нужно. Уйти от этого надо, потому что ты имеешь драгоценную задачу помолчать и, может быть, расслышать тайный голос совести своей. Где-то в совести вдруг закопошилось: да прости ты его… - кого? А, точно: у меня же есть два человека, которых я уже двадцать лет не прощаю!

Понимаете? Это происходит с каждым человеком. Это плоды духа, мы же миропомазанные, как пишет Иоанн Богослов: «Вы имеете помазание от Святаго и знаете всё» (1 Ин. 2, 20). Мы Духом помазаны, Дух Святой над каждым из нас действие Свое совершает. Если ты только чуть-чуть внимательнее будешь жить «в этом мире бушующем», ты будешь испытывать на себе какие-то очень маленькие, очень нежные прикосновения. Господь - не рубит лес, так чтобы щепки летели. Он тонкие вещи делает! Василий Великий говорит: «Посмотри на пчелу и представь себе ее жало. Эту тонкую трубочку скатал Господь!» То есть пальчики Божии скатали в трубочку тончайшее жало пчелы. Вот Он такие тонкие вещи делает. И когда Он с человеком общается, Он общается с ним не как с дубиной, а как с человеком, у которого есть глубина и тайна. Но если в человеке нет тайны и нет глубины, то с ним нужно обращаться как с дубиной, а как еще - он другого не понимает. Только когда ты «дубина», с тобой обращаются как с дубиной. Когда ты начинаешь быть человеком, ты претендуешь на то, чтобы с тобой общались как с человеком. Это и значит - дайте Богу поговорить с вами.

В нашей стране, в которой подавляющее число русских людей крещены, у нас же массе людей Бог вообще не нужен! Святитель Николай Сербский говорил: представьте себе, что этот стол - это наша цивилизация. И роскошь мира вся на этом столе. Кто будет за этим столом? Банкиры, большие политики, известные спортсмены, артисты и даже элитные путаны. Там всем найдется место. Только не Иисусу Христу! За этим столом Иисус Христос никому не нужен. Его даже к столу не подпустят, скажут: постойте на кухне, Вам потом объедки вынесут. Именно так ко Господу Иисусу Христу относится мир. Наверное, всегда. Не думаю, что только сегодня. Просто Иисус Христос по-разному не нужен таким людям, какие мы сейчас, - и каким-то богатым, великим людям. Им Он в принципе не нужен, Он им мешает, но и нам с вами не Он нужен, а от Него что-то нужно. Это же разница. Одно дело, когда я люблю тебя, другое - когда люблю твое. Одно дело - я женюсь на тебе, другое - на твоем приданом.

Так вот Сам Иисус Христос нужен очень небольшому числу людей, и это отторжение не может быть ненаказанным, кого бы оно ни касалось. Христос тебе кто? При слове «Христос» ты вздрагиваешь от радости? Ты вытягиваешься в струнку, как солдатик? Тебя радует это Имя? Ты при этом Имени трепещешь душой, или тебе что Христос, что Джордж Буш, что Кришна - всё одно, у тебя холодное сердце, тебя только деньги интересуют, личный успех, свои проблемы? Именно так живут почти все люди, неважно, богаты они или бедны. Бедные, да будет вам известно, такие же грешники, как и богатые. Мы с вами не очень богатые, некоторые совсем небогатые, но ничуть не лучше богатых. И у нас, и у них грехи и страсти одни и те же. Просто один смеет тянуть соки из родной дочери или зятя, а другой без зазрения совести тянет соки из всей страны. Мы больны одним и тем же. И им, и нам, и тем и этим - Христос нужен как датель, но не как родитель. Дай - и исчезни. Как блудный сын в притче поступил: дай мне мою часть имения! А дальше хоть живи, хоть не живи - ты мне не нужен. Мне нужно имение!

Должна быть другая модель отношения: мне нужен Ты, мне нужен Господь! Ты Господь мой, я раб Твой. И в слове «раб» нет ничего позорного, унизительного, потому что оно однокоренное слову «работа». Я работаю Тебе. Работаю для Тебя, работаю во Имя Твое. Я слуга Твой, если хотите. Сыном назваться стыдно, но - Ты Господь мой, я слушаю Тебя. Вот этого нам не хватает в нашей религиозной жизни, чтобы она была живая. Потому что у Бога можно всё выпросить, другой вопрос, будет ли тебе полезно то, что выпросишь.

Богатство можно выпросить. А потом что? Можно стать богатым, а через полгода повеситься. Можно получить большой успех - и потерять семью. Можно еще не знаю что приобрести - и потерять здоровье и приблизиться к краю могилы. Мы же должны понимать, что есть то, что на фасаде, и то, что за ним.

Живое общение с Богом предполагает возможность выпросить у Него всё! Только иногда начинаешь молиться, а совесть говорит: «Стой, стой! Этого не проси. Не надо!» А что просить? Да только - «Прости меня!» - вот и всё. А там дальше как уж будет. Как один святой сказал: «Хочу, чтобы было так, как будет».

Мария у ног Иисусовых

В Евангелии есть момент, где Марфа и Мария приняли у себя Спасителя. Старшая сестра Марфа гремела кастрюлями - угостить хотела дорого-го Гостя. А Мария села у Его ног и слушала. Марфа обиделась на сестру: Господи, она одну меня оставила. Скажи ей, чтобы мне помогла! И вы помните, что Господь ей ответил: «Марфа, Марфа!..» Кстати: Самуил, Самуил; Авраам, Авраам! - почему два раза? Может быть, потому что есть два человека в каждом человеке.

Есть два человека в человеке: внешний, который тлеет, и внутренний, который обновляется, - и второй важнее, чем первый. Поэтому: «Самуил, Самуил! Марфа, Марфа». Господь говорит ей: печешися и молвиши о мнозе, - то есть суетишься много, а на потребу нужно только одно. Сварить, подать на стол, посуду помыть… - это неизбежные труды, вечная суета, которая никуда нас не ведет. А Мария молча слушает Христа - и это не отнимется от нее.

Иногда нельзя не бегать, не крутиться. Не покрутись час у плиты, всё пригорит. Но когда всё сварилось-испеклось - сядь и не двигайся.

Никто из нас спокойно сидеть не умеет. Уже всё сделали - посиди. Нет же - куда бы еще бежать, что еще почитать в смартфоне. Куда ни придешь, все читают эту цацку. Там читать нечего, мусор один! - нет, читают все. Это потому что нет покоя уму! Ум, как блоха, скачет, на месте не сидит. И это болезнь. Это значит, что человек грешник нераскаянный. Что у него внутри нет мира.

Грех не трудиться, горе лентяям. Нужно заработать свой хлеб. Но нельзя постоянно трудиться. Об этом мало кто говорит и мало кто знает. Если ты всю жизнь трудишься и не отдыхаешь, ты тоже грешишь! Нужно отдыхать. Для чего субботний покой был приказан евреям? Потому что любили суету. Они бы торговали с утра до вечера всю жизнь. Ты сядь тихо и подумай про Господа. Главный в мире Господь!

Господь хочет говорить с тобой! А как Он будет с тобой говорить, если ты вечно занят? Нам нужно быть спокойнее. У пророка Исайи есть такое слово: ваша сила - сидеть тихо. Он говорит: «за то, что этот народ пренебрегает водами Силоама, текущими тихо, … наведет на него Господь воды реки бурные и большие». Реки Вавилонские… То есть, раз вам так нужна суета, отведет вас в плен, там и суетитесь.

Ваша сила - сидеть тихо! А если при этом у тебя в руках раскрытое Евангелие, это еще лучше. А если ты запомнил наизусть какой-то кусочек Евангелия, пару фраз, притчу, или сидишь и размышляешь об этой притче - вот это и есть благая часть Марии. Марфина работа никуда не девается. Но ты - мужик или женщина, все равно - ты должен быть также и Марией. Сядь и вспомни хотя бы молитву «Отче наш». Прочитай ее еще раз про себя медленно, попытайся понять, что в ней говорится. У тебя уйдет на это занятие блаженное 10-15 минут. В эти минуты твоя душа будет как Мария у ног Иисусовых.

Вот об этом и тема - что Богу не с кем поговорить. Бог может трясти землю под нами - это тоже Его разговор с нами. Бог может внезапно вырвать нас из жизни, как морковку с грядки. Он создал нас, это Его право, Его воля. Но Он хочет говорить с нами! Мы же хотим, чтобы наши дети с нами разговаривали.

Бывает, читаешь молитвы и думаешь: я сам их слышу, когда читаю, или нет? А бывает, два слова сказал - и такое чувство, что эти слова у тебя с губ, как жемчужину из раковины, забрали - и на небо отнесли. И ты прямо чувствуешь: о, дошло! Я знаю, вот это Бог выслушал! Мы не святые, мы грешные, но мы люди и должны быть чувствительны к Божьему голосу!

Христос, Пастырь добрый, каждую овечку знает по имени! И Своих овец глашает - то есть зовет - по имени!

Что было, когда большая часть народа нашего в революцию послушалась чужого голоса? Чужой голос говорил: «Счастье дам! Хлеба дам! Маслом намажу! Ты был ничем, ты будешь всем! Богатый будешь! Только пару голов срежем. Айда со мной!» И пошли. Массово пошли! Послушались чужого голоса! - вот и катастрофа. На долгое столетие, с великими жертвами!

А нужно слушаться голоса Иисуса Христа!

Через Писание, через совесть и через обстоятельства окружающей жизни. А иначе будешь всю жизнь молиться и ничего в себе не изменишь. Человек должен духовно расти с Божией помощью. Преподобный Паисий Афонский говорил: «Я пришел на Афон, и со мной был осел, мы уже десять лет на Афоне. Ни он, ни я не изменились - как были, так и остались ослами…» Умел пошутить.

Не должно быть так, что ходим в церковь десятилетиями, а продолжаем завидовать, замечать чужие грехи, трепать языком чужие души, злословить, лить слезы над пустым сериалом и не лить слезы над Евангелием. Мы теряем безценное время! Вот-вот оно закончится, а мы так и не начали спасать безсмертную свою душу. Мы еще не достигли конца, а некоторые даже не начали и начала.

Нам много надо делать простых незаметных вещей - вокруг себя, рядышком, на работе, в семье, - чтобы было место Иисусу Христу в нашей жизни.

Чтобы Богу было с кем говорить.

Записала Ольга Ларькина.

Фото Алексея Чухонкина и автора.

214
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
11
2 комментария

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Пожертвование на газету "Благовест":
банковская карта, перевод с сотового, Яндекс.Деньги

Яндекс.Метрика © 1999—2019 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru