Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:



Продолжается Интернет-подписка
на наши издания.

Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.







Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Блаженная схимонахиня Мария», Антон Жоголев

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

События

Храм в Центральном поселке

На месте бывшего Свято-Троицкого Шихобалова монастыря началось строительство церкви.

На месте бывшего Свято-Троицкого Шихобалова монастыря началось строительство церкви.

10 мая, раннее утро. Я проснулся в своем деревенском домике не от соловьиных трелей, и даже не от петушиных всхлипов, а от какого-то шума за окном. Первая мысль понятна: «И на отдыхе не дают выспаться!» Вторая: «Что-то случилось, и надо одеться, выйти к калитке». Так вот начались для меня майские праздники в деревне - с неожиданного визита. За калиткой уже меня ждал незнакомый немолодой, но бодрый человек с бородкой, выдававшей в нем прихожанина. А когда возгласил он: «Христос воскрес!» - никаких сомнений не осталось, ведь ни газовики, ни электрики, ни даже милиционеры, хотя и приезжать могут без приглашения, и даже в раннюю рань, если потребуется, так обычно все-таки не приветствуют. Пока что…

А утренний визитер мой представился Яковом, прихожанином Свято-Троицкого храма в поселке Центральном. Он единственный мужчина-прихожанин в селе, если не считать иконописца Андрея Мартемьянова (хотя почему, собственно, не считать? Пусть он и собирается, как я слышал, податься на Кубань, к братьям-казакам, со всем своим многодетным скарбом, но сейчас-то он с нами пока что). О Якове я был уже наслышан.Крестился он одним из первых во временном храме поселка Центральный. По национальности еврей. Но это слышал я от других. А вот что он сам успел мне в эту раннюю рань поведать:

- В начале 2000-х из Самары я перебрался с семьей в эти роскошные шихобаловские места, - рассказал мне у калитки прихожанин Яков. - Тогда о монастыре Свято-Троицком, Шихобаловском, не было здесь ни слуху ни духу. Прожили мы тут лет пять, а то и все восемь, и вот однажды приходят ко мне сельчане, предлагают войти в число тех, кто хлопочет об открытии храма на монастырской земле. Я, конечно, записался одним из первых. К тому времени уже побывал на Святой Земле с паломнической группой. Познакомился в поездке с Архимандритом Вениамином (Лабутиным). Он меня и крестил у себя в Свято-Ильинском храме, что на 116-м километре…

Так что молва не во всем права. Но суть уловила верно. Давно уже «в строю» новый мой знакомый Яков. Прихожанин со стажем! Потому и доверили ему впереди всего нашего Крестного хода нести образ Святой Троицы на место будущего храма. Но об этом чуть позже.

Оказалось, вот дивно, Яков даже знал моего отца! Хотя, конечно, кто только моего отца не знал, а вот все равно приятно. Сам Яков в прошлом был известным коллекционером старинных грампластинок, вот мой отец про него однажды в газету и написал. Журналистом Евгений Жоголев был тоже известным. Потому и встретились.

Но пора к делу приступать. Спрашиваю, что побудило в такую рань…

Отвечает:

- Староста попросила за вами приехать. Телефон у вас недоступен все сутки напролет (это уже моя предусмотрительная хитрость: хочешь отдохнуть - отключи телефон. Не всегда срабатывает, но все-таки). Вот и пришлось мне за вами съездить. Благо тут рукой подать. Сегодня уж очень важный день. Не проспите!.. Храм в селе строить начали. Завершают уже цокольный этаж.

- Я это видел, когда вчера въезжал в село. Даже на 9 Мая не остановилось строительство. Чуть не прослезился от радости! - отвечаю.

- Священник к нам приехал. Служба во временном храме уже вот-вот начнется. Приезжайте с диктофоном и фотоаппаратом. Поддержите стройку! Все вас ждут, - закончил объяснение мой новый знакомый.

Меня в храм два раза звать не нужно. Ногу в стремя (в смысле, в автомобиль), и вперед. Мало ли, что выходной. У журналиста законный «выходной», наверное, только в гробу и будет. Но вот с фотоаппаратом закавыка вышла (диктофон-то всегда со мной, как монокль, как гребенка какая-нибудь или на цепочке часы с перламутром). Оставил в редакции. Поохал по этому поводу, напяливая на себя парадный кафтан. И вдруг…

- Папа, а я как чувствовала, - это дочка с печки вдруг подала свой заспанный голосок. - Взяла с собой фотоаппарат. Подумала, вдруг тебе пригодится.

И протянула небольшую фотокамеру.

Через полчаса уже был я в храме. Мне сказал Яков, что вместе с благочинным игуменом Николаем (Пашковым) приехал местный «златоуст», зовут Денисом. Кто он такой, толком не пояснил. И Андрей Мартемьянов не объяснил мне статуса этого довольно еще молодого человека приятной, как говорится, духовной наружности, в подряснике, но без креста, - когда я встретил Андрея в притворе храма, молящегося и одновременно «пасущего» сразу нескольких пришедших на церковную службу сыновей. «Слышал, что по образованию он юрист, и еще в администрации работал», - так отозвался он о прибывшем госте. А тем временем этот мне неизвестный пока что человек сказал в сельском храме десяти-двенадцати старушкам, а также Якову, Андрею и мне такую проповедь, что и в кафедральном соборе было бы не зазорно ее услышать. Приведу лишь ту часть проповеди, которая касалась возведения храма и которую регент хора Свято-Никольского монастыря районного поселка Богатое Самарской области Денис Александрович Ильницкий (я позднее все же установил-таки его статус) в нашем временном Свято-Троицком храме в тот день произнес.


23 августа 2017 года. Епископ Кинельский и Безенчукский Софроний освящает место под строительство храма в поселке Центральный.

- Не все у нас монастыри восстановлены, да и будут восстановлены - не все. Причин тому мы не знаем. Ведь не секрет, что Священноначалие в первую очередь старается восстановить храмы в тех местах, где раньше были святые обители. И тем не менее - не все!.. Не слишком далеко от нас был Мойский Свято-Троицкий монастырь (на реке Мойке), который до сих пор не восстановлен и почти забыт. Был в Самарской области широко известный Раковский монастырь. И в нем до сих пор нет даже храма! Хотя здание монастыря (в нем находится пансионат) уцелело… Почему? Это для нас неизвестно. Но мы с вами знаем из надежных источников, что Свято-Троицкий монастырь, на месте которого мы сейчас молимся, был построен всего за один год! За такое короткое время построен храм и воздвигнуты монастырские строения самарским купцом Антоном Николаевичем Шихобаловым… Вот как Господь благословил этого человека! До сих пор многие пользуются плодами его трудов. И в этом селе, и в Самаре им построены многие дома. И до сих пор в них живут люди. Прошло уже сто лет, мало кто помнит, кто эти дома строил, но люди в них живут. Им же построены и храмы… Видите, как велик был подвиг этого человека, как крепка была его вера. Понятно, что строил он не для того, чтобы это все потом разрушалось. Но мы видим, как он любил Бога. И какой добрый пример он нам оставил. И мы должны стремиться к тому, чтобы, как и он, преображать тот мир, который рядом с нами, - воздвигая храмы, и в первую очередь преображать мир своей верой, своей духовной красотой. Этого от нас Господь ожидает! Потому прошу вас, сейчас, когда в эти светлые пасхальные дни возводятся стены храма у вас в селе, на месте бывшего монастыря, не ослабевайте в молитвах, не ослабевайте! Молитесь каждый день, чтобы успешно шло строительство. Приходите сюда во временный храм, читайте акафисты. Поддерживайте молитвой своей начавшееся строительство! Все силы полагайте на это. Чтобы здесь у вас в полноте возродилась жизнь церковная, а потом и монашеская...

Литургия завершилась панихидой по почившим монахиням Свято-Троицкого Шихобалова монастыря, и это стало связующей нитью прежней обители с нашими днями, с нашим строительством церкви. И вот небольшой Крестный ход из прихожан двинулся к месту строительства храма. Шли с пением Пасхальных гимнов. Мне почему-то припомнилось из Евангелия, как после Тайной вечери, после первой на Земле Евхаристии, Христос с горсткой Своих учеников примерно вот так же вышел из горницы, как мы сейчас вышли из здания сельской администрации, где тоже совершилось то же Таинство Причащения, - и с пением гимнов пошли они на Елеонскую гору… А мы - мы пошли к строящемуся храму. Там вовсю уже трудилась бригада строителей. Мне показалось, что даже за день стены успели заметно подняться. Через них уже просто так не перелезешь. А скоро, Бог даст, поднимутся ввысь и купола! Благо их будет целых пять, что для сельской церкви все-таки редкость…

После того, как с молитвой обошли мы возводимые стены, я сфотографировал священника и прихожан у развернувшейся церковной стройки. Сколько мы ждали этой минуты! Как могли, каждый на своем месте, приближали ее! И вместе с нами, как мне вдруг почудилось, незримо присутствовали на этом Крестном ходе, и на этом снимке тоже, все те читатели «Благовеста» со всей страны, кто принимал участие в этой стройке. Присылал деньги, помогал молитвой. Так что не такой и маленький был на самом деле наш Крестный ход!.. Десятки и сотни людей в нем незримо присутствовали. А если учесть еще и прежних монахинь Свято-Троицкого монастыря!.. И как же мог обойтись наш Крестный ход без духовного участия давно почившего, но незримо здесь сегодня все равно присутствовавшего человека, которому Шихобаловская обитель обязана своим именем - главного попечителя монастыря Антона Николаевича Шихобалова!..

После молебна я обратился с вопросами к настоятелю строящегося храма игумену Николаю (Пашкову), и он ответил:

- Сейчас мы строим приходской храм в честь Святой Живоначальной Троицы. Но в будущем, надеюсь, здесь возродится монашеская жизнь. Храм этот, по проекту, в «московском стиле». Довольно компактный, но вместительный. Рассчитан он на сто человек. Красивый будет храм!.. В этом году мы планируем возвести стены и выйти под перекрытия… Если удастся, то и перекроем в этом году, но на все воля Божия!

Строящийся храм наш связан с историей Самарской губернии, с фамилией известных меценатов Шихобаловых. В Самаре ими был построен Покровский кафедральный собор. И здесь в селе остались строения, некогда принадлежавшие монастырю. Сейчас мы возрождаем то, что было утрачено. Храм строится на пожертвования прихожан. С деньгами ситуация напряженная. Сметная стоимость строительства церкви - пять миллионов рублей. Денег не хватает, а стройка уже идет. Мы надеемся, что люди будут откликаться, помогут нам.

Заметную долю пожертвований на это строительство храма нам прислали читатели «Благовеста». Многие из них никогда не увидят этого храма, не смогут в нем помолиться. И все равно они нам помогают, и мне хочется сегодня всех их поблагодарить за отзывчивость их сердец, за такое их внимание к нуждам своих собратьев-верующих. Всякое благое даяние совершается Свыше! Как это понимать? Господь сначала дает человеку мысль пожертвовать средства на строительство храма. И потом уже человек эту благую мысль, вложенную в его сердце Господом, осуществляет. Жертвует на храм! И этот дар не напрасен! Сказано: блаженнее давать, нежели брать. Если человек хотя бы малую лепту приносит на благое дело, это имеет великое значение в первую очередь для него самого. И конечно же, этот дар важен для общего нашего церковного делания.

Думаю, что, когда будет здесь храм, народ в округе проснется. Сюда потянутся люди. В 1998 году, когда я приехал служить в эти места, был на целый район всего один храм - в Богатом. А сейчас уже почти в каждом селе есть свой храм. Уже сложились приходские общины, не всё идет гладко, есть и определенные трудности, как это и везде бывает. Но все же дело уже сдвинулось! Есть место, где совершается Литургия. Приходская жизнь налаживается, возрождаются церковные традиции. Звучит Евангельское слово. И это очень важно для нашей жизни.

- А читателям «Благовеста» вы, пожалуйста, сообщите, - это вступает в разговор староста строящейся церкви Татьяна Ивановна Кондратьева, - мы ни одного благотворителя не забыли! Обо всех поименно молимся. Всех вас в молитве ко Господу благодарим! И за «Благовест» тоже молимся, за редакцию…

…А на следующий день, и тоже неожиданно, но все-таки не в такую рань, пожаловали ко мне в гости Андрей Александрович и Елена Васильевна Мартемьяновы с одним из своих сыновей (семья многодетная). Говорили о том, как прожили зиму, вздыхали о трудностях, о недугах (того и другого у нас хватает). Конечно же, Мартемьяновы говорили с тревогой и с болью о ставшем для них родным поселке Центральном. Поселок переживает сейчас нелегкие времена.

- Сюда в Центральный словно нагрянули вновь девяностые годы, - говорит иконописец Андрей Мартемьянов. - Тогда, в настоящие 1990-е, здесь было относительное изобилие, завод «Прогресс» занимался своим подсобным хозяйством, люди имели работу, достойную зарплату, снабжение. Сейчас все это, к сожалению, заканчивается. Завод отказывается от своего подсобного хозяйства. Закрывается сельхозпредприятие. Работников сокращают. Немолодые уже люди, но которым прибавили пенсионный возраст - теперь только знай работай, - пребывают в унынии. Куда ж им умения и силы свои приложить? Сокращается поголовье скота, котельная дорабатывает последние месяцы. Многие жители поселка продают дома и уезжают кто куда, к своим детям или просто в те места, где есть работа. Их здесь скоро сменят дачники, и судьба поселка Центральный будет совсем иной. Какая-то новая жизнь наступает у некогда элитного «космического» поселка. Мы живем в доме, где раньше была трапезная монастыря. Потом - сельский клуб, где по вечерам бурлили страсти на дискотеках. Там и знакомились, влюблялись, ссорились и мирились жители молодого, только отстроенного поселка, все как на подбор в ту пору тридцатилетние. Сейчас им под семьдесят уже. И такие под старость им испытания… Видеть, как их сельхозпредприятие, некогда снабжавшее качественной свежей продукцией завод, становится ненужным, чуть ли не обузой… И все же строится храм! И все же что-то в самом воздухе начало меняться с началом этой стройки. Храм и даст поселку новую жизнь. Возможно, будет здесь вновь монастырь. И то, что было здесь раньше, сменится на то, что было здесь всегда.

- В феврале к нам приезжал Епископ Кинельский и Безенчукский Софроний, - вспоминает регент и псаломщик храма Елена Мартемьянова. - Молились мы вместе с Владыкой во временном храме. И вот на Великом входе, где говорится: «Благословляются прихожане храма сего…» Владыка неожиданно возгласил: «Благословляются прихожане обители сия…» Это что-то означает в судьбе поселка! После приезда Владыки сразу что-то сдвинулось незримое. И стройка церкви, до этого всё тормозившаяся, как раз и пошла.

Антон Жоголев.
Фото автора.

Храм в поселке Центральном можно назвать «благовестовской» стройкой! Десятки и даже сотни наших читателей оказали помощь в возведении этого храма. И вот когда стройка наконец началась, средств для продолжения строительства храма пока не хватает. Просим всех, кто может помочь строительству Свято-Троицкого храма в поселке Центральный, присылайте пожертвования почтовым переводом по адресу: 446626 Самарская область, Богатовский район, пос. Центральный, ул. Центральная, дом 4, кв. 2. Кондратьевой Татьяне Ивановне. Тел. 8-927-201-27-74.

Пожертвования также можно перечислить на карту Сбербанка 2202 2008 7770 2462.

Банковские реквизиты:

Местная религиозная организация Православный Приход храма во имя Святой Живоначальной Троицы поселка Центральный сельского поселения Печинено муниципального района Богатовский Кинельской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

ИНН 6377011832 КПП 637701001

Р/с 40703810354400027621

К/с 30101810200000000607

БИК 043601607

Поволжский Банк ОАО «Сбербанк России» дополнительный офис 6991/0628 Самарского отделения 6331

Помощь строительству храма оказали: Башкортостан, Федоровский р-н, с. Дедово: Покровский мужской монастырь; г. Уфа: Ольга Десяткина; Самарская обл., г. Сызрань: Лидия Глушкова; г. Пенза: Мария Обухова; Тульская обл., Богородицкий р-н, п. Товарковский: Александра Губарева.

Благодарим всех, кто откликнулся на призыв редакции газеты «Благовест» о помощи этому храму.

63
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
6
Пока ни одного комментария, будьте первым!

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Пожертвование на газету "Благовест":
банковская карта, перевод с сотового, Яндекс.Деньги

Яндекс.Метрика © 1999—2019 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru