Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:



Продолжается Интернет-подписка
на наши издания.

Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.







Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Блаженная схимонахиня Мария», Антон Жоголев

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Эстетический и богословско-литургический смысл колокольного звона

«Вибрации колокольного звона создают в мире те же образы, что пронизывающий слои эфира свет солнца и сияние свечей и паникадил...»

См. также...

Об авторе. Владимир Николаевич Ильин (1891 - 1971) - доктор богословия, музыкант и культуролог. Окончил Киевский университет по естественнонаучному и философско-историческому отделениям и частную консерваторию. В 1919 г. эмигрировал. С 1925 г. - профессор Русской музыкальной академии в Париже и лектор Свято-Сергиева Богословского института. Прихожанин парижского прихода Трех Святителей (Московской Патриархии). Автор книги «Преподобный Серафим Саровский» и статей религиозно-философского содержания. Приводимая ниже статья впервые напечатана в журнале «Путь», Париж, 1931, № 26. Она написана в период, когда в советской России набирала силу кампания по уничтожению колоколов. Эти события тяжело переживались русской эмиграцией. Статья печатается в сокращении.

Vivos voco Живых призываю

Mortuos plango Мертвых оплакиваю

Fulgura frango[1] Молнии ломаю

Тьмолюбивый дух действует в русской революции, с самого зачатия ее. Ныне с особенной ненавистью обрушился он на колокола и колокольный звон. Трудно найти явление более символическое, чем этот вызов, брошенный небесам. На философском языке можно было бы окрестить одержимость революционеров как предельный психологизм: воспаленная, безумная, бредовая голова и холодное, жестокое, глухое сердце. Это состояние - полная противоположность духовности, которая характеризуется холодной, ясной головой и любящим, горячим сердцем. В этом смысле колокольный звон есть символ церковной духовности. Холодный металл, отлитый по правилам искусства, прорезывая своими колебаниями слои воздуха, отзывается в человеческом сердце высокими, чистыми голосами трезвыми - духовно согревает его.

Вибрации колокольного звона создают в мире духовноматериальном те же образы, что пронизывающий слои эфира свет солнца и сияние свечей и паникадил.

Однако основной чистый замысел колокольного звона подвергался в истории церковного искусства недолжным перетолкованиям и даже искажениям.


Царь-колокол.

Существует два стиля колокольного звона. Первый заключается в том, что колокола дают мелодический рисунок какой-либо готовой темы, причем ритм звона естественно соответствует этой теме, играя либо составную, либо подчиненную роль. Это же придется сказать и про специфический тембр колокола. Иногда мелодический рисунок состоит в повторении какой-либо несложной фигуры или интервала. Это - тип западноевропейский: его внес в Россию талантливый, но совершенно лишенный чувства русского стиля [ростовский протоиерей] о. Аристарх Израилев (род. в 1817 г.). Основной порок западного стиля тот, что он поручает колоколам несоответствующую им задачу, которую несравненно лучше и целесообразнее поручить человеческим голосам и оркестровым инструментам. Мелодическая фигура, или даже целая мелодия на колоколе, может иметь значение лишь гротеска-барокко, каковой мы и наблюдаем, например, в исполнении курантами или карильонами их мелодии. Всерьез же исполняемая на колоколах мелодия (да еще с литургическими целями) производит впечатление чего-то крайне неуместного, мертвого, фальшивого, искусственного и надуманного. Впечатление здесь аналогично производимому картинно-перспективными приемами в иконописи или, что еще хуже, - движущейся куклой или автоматом (приблизительно то же самое, как если бы задумали, например, скульптурным произведениям католических храмов сообщить движение или ввести кинематограф в богослужение).

Второй стиль колокольного звона состоит в том, что на первый план выдвигается тембр, ритм и темп. Что же касается непосредственно самого звукового материала, то роль его здесь оказывается совершенно особенной. Мелодия, в собственном смысле слова, отступает на задний план или же совершенно исчезает. Во «втором стиле» вместо мелодий появляется ритмически звучащий, специфический тембр колокола. Эту музыку можно назвать музыкой ритмо-обертонной или ритмо-тембровой. Всё это усиливается и оживотворяется ритмом, динамикой (силой) и скоростью, темпом.

При таких условиях колокола играют совершенно самостоятельную роль. Их музыкально-метафизическое задание сводится к максимальному одушевлению в соответствующем роде косной, неорганической материи, высшим типом которой является, несомненно, металл. В колокольном звоне она начинает жить по-своему, но зато по-настоящему. Здесь максимально выявляется в акустико-музыкальном вибрирующем образе платонова идея неорганической материи. Это настоящее звучание колокола не имеет ничего общего с манекеном поющих карильонов. И оживленная, порой даже как бы плясовая фигура колокольного звона, полная своеобразной, важной торжественности (именно вследствие сочетания оживленно-плясового ритма с мощным гулом) - есть ответ неорганической материи на Божественный зов. Она принимает участие в службе Божией физическими колебаниями и волнением воздуха, организованным гармоническим шумом ритмо-тембров. Это - звучащая мудрость материи.

Способны колокола давать и другие, противоположные настроения, но не разыгрыванием «печальных мелодий», а редким, одиноким звоном малых, или лучше средних, колоколов, периодическим их совмещением на слабых временах такта.

Богословский логизм литургических текстов и стройное пение по церковным ладам дает картину подлинной иерархии ценностей. Священство - дух, народ, хор - душа, колокола - тело.

И если «мелодии», разыгрываемые «настроенными» колоколами, напоминают попугаев, плохо произносящих непонятные им же самим человеческие слова, то ритмо-тембровый колокольный звон может быть уподоблен гомону и щебетанию птиц на птичьем, но и птицам и людям понятном, им свойственном языке. Символически можно сказать, что ритмо-обертонный колокольный гармонический шум понятен даже самим колоколам, хотя последнюю сущность «разума колоколов» так же, как и шум и движение вообще неорганической материи, постигает один Господь и в Нем пребывающие святые Его. Во всяком случае, человек здесь не похищает души материи, а сотрудничает с ней на соравных началах.

Колокольный звон во всем его богатстве, великолепии и царской пышности известен одной только Православной России. Следует упомянуть здесь и замечательного мастера-виртуоза этого звона Александра Васильевича Смагина (род. 1843 г.). Необычайной высоты достигла в России и техника отливки колоколов, величина которых без сравнения оставляет за собою не только Европу, но и весь мир. Первое упоминание о колоколах в русских летописях относится к 1066 г. В 1533 г. в Москве отлит был колокол-благовестник в 1000 пудов. В это же время появился и виртуозный трезвон. В 1688 г. в Ростове отлит колокол «Сысой», весом в 2000 пудов. Немного ранее, при Царе Алексее Михайловиче, в 1654 г. был отлит колокол весом в 8000 пудов; но поднят он был на колокольню лишь в 1668 г. Бернгардт Таннер отмечает его художественные достоинства и грандиозность[2]. Вследствие пожара и трещины колокол с 1701 г. «пребыл безгласен». В 1734 г. к материалу этого колокола было прибавлено новое количество металла, и искусством мастера Ивана Феодоровича Моторина был отлит колокол в 12.327 пудов 19 фунтов весом[3]. Это и есть знаменитый Царь-колокол - самый большой в мире.

Вкус к колокольному звону, богатство колокольных композиций (рисунков звона) и понимание смысла того языка, которым говорит колокол, вполне соответствует высоте, глубине и красоте православно-русской литургики, в которой колокольный звон, наряду с знаменным распевом, составляют существенный момент.

Здесь нельзя не упомянуть о чистоте и безстрастии колокольного звона при всем его блеске, оживленности и выразительности. Его чистая духовность и непорочная, глядящаяся в самое сердце ясность и вызвали к нему особую ненависть нечистого, немощно-страстного, рассудочно-эмоционального мелкого беса революции. Обе революции (на Западе так называемая великая французская революция и у нас, начатая царствованием Петра Первого[4] и законченная большевиками) сопровождались и сопровождаются открытым походом на колокола и, что особенно замечательно, с одними и теми же практическими целями - переливки их на пушки для защиты «революционного отечества» и на пользу, будто бы, промышленности.

Это один из вариантов приема Иуды Искариотского, который жалел миро, возливаемое на ноги грядущего на смерть Господа Иисуса Христа, но не из любви к нищим, а потому что «был вор» (Ин. 12, 6). Татями были и остались бунтовщики и революционеры - коронованные и некоронованные. Государству-зверю ненавистен чистый, ангельский голос колокола, возвещающий о «вожделенном небесном отечестве», о «граде Божием». Но тем более должны любить этот язык все чающие «жизни будущего века».

Париж. Февраль 1930 г.



[1]. Первая, вторая и третья строки эпиграфа - надпись на швейцарском колоколе 1486 г. из Шафгаузена, широко известная благодаря Ф. Шиллеру, использовавшему ее в качестве эпиграфа к своей «Песне о колоколе». Текст ее знаменует «смысл и значение колокола и звона в нашей жизни» (Рыбаков С.Г. Церковный звон в России. СПб., 1896).

[2]. См.: Таннер Б. Описание путешествия польского посольства в Москву. М., 1891.

[3]. Осенью 1734 г. начата первая плавка, закончившаяся неудачно. Отлит Царь-колокол был лишь с 24 на 25 ноября 1735 г. Иван Моторин умер 19 августа того же года, и работу завершал его сын Михаил Моторин.

[4]. Оценка автором деяний Императора Петра I страдает односторонностью, и целиком с ней трудно согласиться.

41
Ключевые слова колокола, Владимир Ильин
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
0
0
Пока ни одного комментария, будьте первым!

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Пожертвование на газету "Благовест":
банковская карта, перевод с сотового, Яндекс.Деньги

Яндекс.Метрика © 1999—2019 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru