Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:



Продолжается Интернет-подписка
на наши издания.

Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.







Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Блаженная схимонахиня Мария», Антон Жоголев

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

События

Услышать голос Господа

В выставочном комплексе «Экспо-Волга» вновь прошла Православная выставка «Благословенная Самара».

В выставочном комплексе «Экспо-Волга» вновь прошла Православная выставка «Благословенная Самара».

Главной святыней выставки на этот раз был ковчег с частицей мощей Великомученика Пантелеимона, но каждый день рядом появлялись и другие святыни. И каждый день настоятель самарского храма Трех Святителей протоиерей Алексий Гладун рассказывал о святых, чьи иконы и частицы мощей приносили на выставку. И святые угодники Божии становились ближе.

А в день открытия выставки Митрополит Самарский и Тольяттинский Сергий отслужил торжественный молебен и поздравил всех собравшихся с этим духовным событием.

- Во дни Поста человек особенно задается вопросами, в чем заключается смысл его жизни и каков путь, чтобы встретиться с Господом, как определить свою дальнейшую участь. И шествуя тем путем, который определил Господь, он должен, по слову Евангелия, отвергнуться себя. Это значит ограничить свою волю, потому что человек именно через свою волю совершил величайший грех, который мы все унаследовали и который именуется первородным. Церковь открывает нашему взору понимание того, что грех, который однажды совершили прародители, действует на нас и наших потомков. Очень важно сегодня, в преполовение поста, задаться этими глубокими вопросами, и еще раз осмыслить их, и обратиться к Богу, и научить своих детей, чтобы они не повторяли наших ошибок. Не испытывали свою судьбу. Не бросали вызов Богу. А слышали голос Господа и шли за Ним. В Пост мы через воздержание и нашу веру более тонко ощущаем и видим борение внутреннего человека, противостояние греховным страстям. Но человек, с особой силой ощущая это, должен свою дарованную Богом свободу определить к добру.

Вдохновенное напутствие и благословение Владыки задало добрый тон всей работе выставки.

Старцев Угол

Как магнитом притянули эти два слова! Вспомнились давние поездки в эти благословенные места.

Сотрудник Ардатовской епархии Мордовской Митрополии Евгений Афанасьев рассказал, что в свое время побывали в Спасо-Преображенском монастыре и Преподобный Серафим Саровский, и будущий Святитель Лука, а тогда земский врач из Ардатова Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий. Монастырь старинный, основан в конце XVI века, но после революции был разрушен «до основанья…».

- И все же не прекратил свою сокровенную монашескую жизнь!

- Да, старцы молились в пещерах, под землей. По преданию, в Старцевом Углу и ныне идет подземная монашеская жизнь. Я в это глубоко верю. Знаю людей, которые слышали из подземных глубин монашеское пение и звон колоколов.

В Старцевом Углу известны три святых источника - Спасов, Спиридона Тримифунтского и Николая Чудотворца. Они появились по молитвам святых старцев. По старинному преданию во время вражеского нашествия храм вместе со всеми молящимися ушел под землю, и пробилась вода в этих местах. Что интересно, вода в них разная по составу, хотя находятся они вблизи один от другого. Очень целебная эта вода. И названы источники так не случайно: когда везли воду на экспертизу, в пути на банках появились лики святых - в виде маленьких капелек, образующих узнаваемые очертания именно этих иконописных ликов.

- Когда-то мы с дочками видели у святого источника в Старцевом Углу камень, на котором четко отпечатались две продольные ложбинки от ног - следы коленопреклоненной молитвы старцев. Молитвы, что плавила камень, как воск!..

- Этот камень и сейчас там лежит. И есть предание о том, что именно под ним находится вход в подземные пещеры монастыря. Говорят, что в последние времена храм, который ушел под землю, выйдет вновь из-под земли. И будут в нем те монахи и священники, которые все эти годы продолжают молиться, служить. Может быть, это только красивое предание, но не просто же так говорят об этом.

Сейчас Спасо-Преображенский монастырь в Старцевом Углу возрождается, благодаря выставкам отстроен храм, освященный во имя Святаго Духа.

В храме Святаго Духа ежедневной службы пока нет. Еще не решен юридический вопрос: какой земле принадлежит монастырь - мордовской или нижегородской. Раз в год, на Свято-Духов день, служба проходит в небольшой часовне недалеко от монастыря. Приезжают жители многих сел, Крестным ходом из села Большое Игнатово привозят икону «Умягчение злых сердец». Приносят и икону «Успение Божией Матери», написанную на жести. Один из немногих оставшихся в монастыре схимонах Михаил написал ее в 1917 году после своего видения - он увидел в небе Пресвятую Богородицу, окруженную святыми Апостолами, это было Успение Богородицы. Икона, написанная на ржавом листе жести, несколько раз мироточила, из очей Богородицы слезы текли.

- Есть о чем плакать Царице Небесной! К сожалению, не так живем, как надо бы… А убиенный отец Константин Подгорский еще не прославлен?

- Пока нет. Собирают свидетельства… Его тело (а для многих верующих - уже мощи!) по-прежнему лежит в храме села Большое Игнатово. Прихожанам выносят его перст для поклонения. Этот необыкновенный святой в 1918 году был распят на дверях храма. Отче Константине, моли Бога о нас!

Не в бревнах, а в ребрах

Иеромонах Анастасий представлял на выставке храм Святителя Луки Крымского, что в селе Киселёвка Барышского района Ульяновской области.

- Это тот редкий случай, когда храм - он был построен местными помещиками Ушаковыми в честь Казанской иконы Божией Матери - переосвятили. Как многие в советское время, храм был разгромлен, в нем был зерносклад, потом клуб. Там, где был алтарь, устроили сцену, в колокольне сделали будку киномеханика.

В 1990-е годы из-за пожара построили новый клуб, а это здание, заброшенное, пришло в плачевный вид. Лишь в 2014 году началось возрождение храма, и в память о воссоединении Крыма с Россией храм был осящен в честь Святителя Луки Крымского. Настоятель храма иеромонах Даниил (Селеверстов) родом из Симферополя, и вот он испросил благословение у Епископа Барышского и Инзенского Филарета на то, чтобы привезти из Симферополя частицу мощей Святителя для храма.

А Митрополит Симферопольский и Крымский Лазарь благословил нашему храму большую частицу мощей Святителя Луки, ее разделили надвое. И теперь одна частица находится в алтаре, другая в иконе Святителя Луки. Наши сельчане и люди из других сел приходят и приезжают на Богослужения, молятся у честных мощей Святителя. Сейчас строится каменная ограда вокруг храма, облагораживается территория. Отремонтировали колокольню, установлен новый купол. И во многом это делается благодаря лепточкам людей, которые приходят на Православные выставки.

У нас трое батюшек служат, есть и послушники, но они скорее паломники или трудники. Кто-то приходит просто время отбыть, перебиться. Приезжали на зиму, пережить холода, а потом весна, солнышко пригрело… - и они снимались с места. Как перелетные птицы… И сейчас мы во всех работах чаще обходимся своими силами. Уже на приезжих не надеемся.

- Вы в постриге давно?


Иеромонах Анастасий из ульяновской Киселевки.

- Давно. Пострижен в Запорожье, родом из Мелитополя. Вначале была Днепропетровская и Запорожская епархия, а в 1992 году образовалась самостоятельная Запорожская епархия. В непростое время становления на эту кафедру был переведен Епископ Симферопольский и Крымский Василий (Златолинский), ныне Архиепископ на покое. Он как раз и постригал меня в 1997 году. С приходом Владыки Василия епархия очень разрослась, очень много церковных приходов открылось. Он четко проявил себя в 1992 году, когда на Харьковском Соборе был осужден раскол Украинской Православной Церкви.

- «Денисенковский»?

- Да. И что интересно: Владыка Василий ведь был одним из тех, кого рукоположил Денисенко, тогда он еще не проявил себя как раскольник. И потом, уйдя в раскол, самочинный «патриарх» Филарет давил в том числе и на Владыку Василия: что же, мол, ты предаешь своего архиерея! Но Владыка ответил твердо: я не могу разделить ответственность за ваши раскольнические действия, потому что я придерживаюсь церковного канона.

- И вот сейчас в Киселевке созидается монастырь?

- Это будет зависеть от того, как выстоит наша маленькая пока монашеская община. К нам приходят люди, которые хотят служить Церкви. Каждому наш Владыка уделяет много внимания, беседует. Монашеского корпуса с кельями пока нет, есть дом при храме, и в нем живет священник. Стараемся изучать и внедрять монастырский устав, и сам круг богослужений - дневной и годовой - должен быть уже иным, не как в приходском храме, а монастырский. Всё пока в стадии становления. Главное - выстроить монастырь не в бревнах, а в ребрах.

Мученики Царские молятся о нас…

Большой плакат с иконой Царственных Страстотерпцев украшал стенд женского монастыря Рождества Пресвятой Богородицы из Одесской епархии Украинской Православной Церкви.

От иподиакона Александра мы узнали о святом источнике Царственных Мучеников и других святынях монастыря:

- Митрополит Одесский и Измаильский Агафангел благословил освятить в честь Царственных Мучеников этот источник после того, как Одесса первая в Русской Православной Церкви после зарубежников прославила Царя. Мы все знаем, что на Архиерейском Соборе в августе 2000 года в Москве прославили Царскую семью, но в Одессе они были прославлены еще за полгода до этого, на Сретение, как местночтимые святые. То есть в нашей Церкви мы первые прославили Царя. И вот Митрополит Агафангел благословил такой источник, мы его благоустроили, украсили. Кругом мозаика, очень красиво.

Где сейчас находится источник, триста лет назад был мужской монастырь. Турки сожгли монастырь дотла, около трехсот насельников вырезали. Лишь несколько святынь, рискуя сложить голову, удалось выхватить из пламени.

Есть у нас чудотворная икона «Одигитрия Байтальская», названная так по месту своего обретения - нашего селения Байталы. Икона мироточивая, прославилась многими чудесами и исцелениями. Этот образ очень редкий, старинный. Его принесли в Байтальскую церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Так вот есть предположение, что это вернулась одна из уцелевших святынь сожженного монастыря.

На пепелище монастыря забил источник. В XIX веке на этом месте воздвигли красивый фонтан, но его засыпало обвалом. В XX веке его пытались откопать, ничего не получилось. И только потом уже, отыскав исток, обустроили источник. Теперь он получил такое высокое имя.

От этого источника происходит много исцелений и чудес, и мы относим это к тому, что это все-таки источник в честь Царственных Мучеников. От чего исцеляются? От разных недугов. От душевных и телесных болезней, от пьянства. Святая вода помогает в чадородии. Нам пишут о многих случаях Божией милости к страждущим, которые явлены на этом источнике.

Монастырь пока еще в стадии созидания, но уже почти построен храм Георгия Победоносца, монашеские кельи, трапезная. Сестер пока маловато. Наверное, когда уж построим, придут и будут подвизаться. Служба идет ежедневно, как и должно быть в монастыре.

- У вас в жизни что-то связано с Государем?

- Да! В 2000 году у нас образовалось Братство Царя Николая. Но лет через пять оно распалось: кто умер, кто ушел в монастырь, кто, вот как я, другим делом занят. Но Царь меня не оставляет, и я постоянно с Царем. Царственные Мученики о нас молятся - и еще как молятся! Все святые помогают, все. Но Царственные Мученики русскому человеку помогают моментально, потому что мы их подданные. Это уже не раз проверено.

На месте явления Богородицы

- …В 1395 году Матерь Божия явилась хану Тамерлану в его походе на Москву, остановила его. И в ознаменование этого события два старца, Кирилл и Герасим, четыреста с лишним лет назад основали на месте явления Пречистой Задонский Рождество-Богородицкий монастырь, - говорит послушник Задонского монастыря казак Алексей. - Сегодня Задонск называют русским Иерусалимом, потом что там сосредоточено так много святынь! Буквально в шаговой доступности друг от друга - наш мужской монастырь и два женских. И в каждом из них есть свой святой источник. При этом вода в них отличается и по составу, и по тому, от каких болезней люди исцеляются по милости Божией.

Наш мужской монастырь открыт для посещений. Работы очень много, рук всегда не хватает. Милости просим на Донскую землю - помолиться, побывать на ранней Литургии, поклониться честным мощам, окунуться в источник. Питание и проживание во славу Божию, мы не берем ни с кого плату. Но, конечно, посильное послушание. Посильное!


Казак Алексей с Задонщины.

Говоря о нашем монастыре и о нашем городе, тепло сердцу моему вспоминать слова Святейшего Патриарха Кирилла, который сказал, что наш народ к пустому колодцу с ведрами не ходит. Ведь город с населением в 7-8 тысяч человек - он же не единственный, таких городов в России тысячи, если не десятки тысяч. Но именно Задонск известен далеко за пределами не только России, но и нашего континента. И если бы люди не получали то, за чем они туда приходят, не могли почерпнуть для себя этой благодати Божией, этот город не был бы на слуху.

26 августа, в день памяти Святителя Тихона Задонского, в Задонск приходят несколько крестных ходов, самый дальний из которых берет свое начало в Воронеже, за сто километров. Люди идут трое суток, с 23 августа, ночуют прямо в поле. В каком-то месте встречаются с липецким крестным ходом и, объединившись, приходят в Задонск. Мы всех приглашаем и сердечно будем рады!

- Что ближе вашей душе, то, что вы казак - или послушник?

- Рода я казачьего, мы из Семиреков. Но все-таки больше я вижу для себя служение Богу. Богу, людям. Но не как я хочу, а как Бог даст.

Рассказ Алексея дополнил Илья, представляющий изделия Донской ремесленной фабрики:

- Все мы выходцы с Дона, в донских станицах жили наши предки. С 2003 года мы пытаемся воссоздать материальную культуру наших предков, выраженную в ножах, шашках, одежде. Пытаемся дать жизнь тому, чем жили наши пращуры. Ведь и в современной жизни можно носить такие же рубахи, как те, что они носили, пользоваться теми же самыми предметами быта и передавать следующему поколению ту ниточку связи, которая протягивается из глубоких веков Дикого поля, до нашего во многом дикого, к сожалению, времени. Те люди за много веков до нас жили, может быть, в варварских условиях, но были во многом лучше нас. Они были более душевными, более духовными и более чистыми.

Казак не мог в церковь часто ходить. А только когда приезжал в станицу на побывку. Но шли в бой только с молитвой. И делали хорошие дела. Наверное, поэтому Господь и сохранил их, несмотря на страшнейшие годы уничтожения казачества, коснувшегося каждой из наших казачьих семей. Но с Божией помощью наши прадеды смогли передать нам, можно сказать, «казачьи гены», и это помогает нам жить и воспитывать новых казаков.

Записала Ольга Ларькина.

Фото Евгения Ситникова и автора.

68
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
-1
4
Пока ни одного комментария, будьте первым!

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Пожертвование на газету "Благовест":
банковская карта, перевод с сотового, Яндекс.Деньги

Яндекс.Метрика © 1999—2019 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru