Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:




Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.







Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Блаженная схимонахиня Мария», Антон Жоголев

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Взгляд

Картина на крови

Совершено нападение на спорную картину Ильи Репина «Иван Грозный убивает своего сына», искажающую факты русской истории.

Совершено нападение на спорную картину Ильи Репина «Иван Грозный убивает своего сына», искажающую факты русской истории.

Посетитель нанес серьезные повреждения картине Ильи Репина «Иван Грозный убивает своего сына», которая находится в Третьяковской галерее. Вечером 25 мая напавший на картину ударил металлическим столбиком ограждения по стеклу, которое защищало полотно от колебаний температурно-влажностного режима. Стекло разбилось, холст прорван в трех местах в центральной части работы на фигуре Царевича. Также от падения стекла сильно пострадала авторская художественная рама. Как отметили в Третьяковке, лишь по случайности изображения лиц и рук царя и царевича не пострадали. Прибывшие на место сотрудники полиции задержали хулигана. Возбуждено уголовное дело об уничтожении или повреждении объектов культурного наследия. Сотрудники музея пытаются спасти картину. Работа Репина была изъята из постоянной экспозиции и перенесена в реставрационную мастерскую музея. Эксперты оценили ущерб, нанесенный картине, в 500 тысяч рублей.

Нападавшего зовут Игорь Подпорин. Ему 37 лет, он уроженец Дагестана, в столицу приехал из Воронежа. Свое поведение объяснил тем, что в буфете выпил сто граммов водки, а «так как водки не пьет», то из-за выпитого спиртного (видимо, с непривычки) выплеснул агрессию на картину. По словам задержанного, картина неправильная, поскольку Иван Грозный «не убивал своего сына». Подпорину грозит до шести лет тюрьмы и большой денежный штраф.

Картина была написана в 1885 году. Полотно изображает не подтвержденный историческими источниками эпизод из жизни Царя Иоанна IV Грозного, когда он в припадке гнева якобы нанес смертельный удар своему сыну Царевичу Ивану.

Это уже не первый случай попыток повреждения этой картины. 6 января 1913 года 29-летний иконописец из старообрядцев Абрам Балашов, сын крупного мебельного фабриканта, в припадке душевной болезни нанес по полотну три удара ножом. После этого Репину пришлось заново воссоздавать лица изображенных на нем царя и царевича.


Царь Иоанн Грозный, парсуна, XVII в. Музей Углича.

Приступая к комментарию этой новости, сразу же подчеркну: такие методы «художественной критики», к которым прибег задержанный, совершенно недопустимы, и с ними никак нельзя солидаризоваться, как бы плохо кто ни относился к этой картине Репина.

Но случившееся нуждается в осмыслении хотя бы уже потому, что это не просто хулиганство (во всяком случае, не только хулиганство). По всей видимости, нападавший действовал в одиночку и ни к каким «православным активистам» себя не относит, хотя и назвал себя православным верующим. Это был скорее порыв души, взрыв неконтролируемых эмоций, нежели спланированная акция. Но вот насколько случайно и «неспровоцированно» то, что произошло в Третьяковской галерее? Ведь проблемы с этим художественным полотном уже насчитывают больше столетия. Давно уже и открыт счет кровавым жертвам, принесенным этому культовому полотну. Так, после сумасшедшей выходки иконописца Балашова, в 1913 году повредившего ножом картину, хранитель Третьяковской галереи Георгий Хруслов бросился под поезд, когда узнал о порче картины… Теперь вот судьба еще одного человека с неустойчивой психикой может оказаться исковерканной из-за этого полотна… Будем надеяться, что не столь трагично…

…А в действиях иконописца Балашова, который набросился на эту картину, можно увидеть и некие пророческие контуры… Иконописец пошел с ножом на творение Репина, только что завершив работу над написанием иконы «Нерукотворного образа Христа Спасителя». Прекрасная эта икона сохранилась и дошла до наших дней. На тыльной стороне образа оставлен автограф иконописца, родившегося в 1885 году, - в том же году, когда Илья Ефимович Репин закончил работу над своим кровавым шедевром… А когда Балашова повязали работники галереи, он в полубреду твердил: «Слишком много крови…» Начинался 1913 год… последний благополучный год Российской Империи. Что было дальше, всем нам слишком хорошо известно.

А вот что писал в том же 1885 году обер-прокурор Святейшего Синода Константин Петрович Победоносцев (ну да, тот самый, который «над Россией простер совиные крыла», по едкому замечанию нигилиста Блока) - Императору Александру III: «Стали присылать мне с разных сторон письма с указанием на то, что на передвижной выставке выставлена картина, оскорбляющая у многих нравственное чувство: Иван Грозный с убитым сыном.

Сегодня я видел эту картину и не мог смотреть на нее без отвращения. Слышно, что Ваше Величество намерены посетить выставку на днях, и конечно сами увидите эту картину. (Пометка на полях: «завтра».)

Удивительное ныне художество без малейших идеалов, только с чувством голого реализма и с тенденцией критики и обличения. Прежние картины того же художника Репина отличались этой наклонностью и были противны. А эта его картина просто отвратительна. Трудно и понять, какою мыслью задается художник, рассказывая во всей реальности именно такие моменты. И к чему тут Иван Грозный? Кроме тенденции известного рода не приберешь иного мотива. Нельзя назвать картину исторической, так как этот момент и всей своей обстановкой чисто фантастический, а не исторический.

Есть и портрет самого художника на выставке, черты лица его объясняют, что вынуждает его выбирать и рассказывать такие моменты».

И что бы вы думали? Получив такую характеристику картины от влиятельнейшего сановника Империи и даже своими глазами убедившись в справедливости такой оценки, Царь сразу же сослал художника куда-нибудь за Урал (не заточать же его в Шлиссельбурге, в самом-то деле!), а картину приказал сжечь где-нибудь на Монетном дворе Петропавловской крепости? Ничуть не бывало! Картина с изображением некоего «маньяка» за преступлением, которого в действительности никогда не совершал, преспокойно выставлялась всюду и при Царе, и потом при большевиках, и вот добралась до наших дней. Даже два самых могущественных лица Империи ничего уже не могли с этим поделать! «Бес нигилизма» получил уже тогда настолько огромную власть над умами, что перед ним с почтительностью расступались министры и сановники. Даже и сам Царь, поморщившись, проглотил увиденное на холсте, как некую горькую пилюлю. И поскорее прошел мимо… Отделался каким-нибудь вымученным каламбуром…

Правда, впечатление от картины было настолько отталкивающим, что через несколько дней Царь все же сделал попытку ограничить цензурным запретом это «художественное высказывание». Картина была запрещена к публичному показу… всего на три месяца!

Что уж говорить о временах нынешних.

И когда представители православной общественности в 2013 году обратились в Министерство культуры с просьбой убрать из демонстрационного зала музея зловещее полотно, этим они только «насмешили» тех, кто должен был рассмотреть их требование. Что не удалось даже Царю, могло ли получиться у горстки прекраснодушных мечтателей? Может быть, именно для наших дней в особенности и вдохновляли Репина его «гении», водя кистью впавшего в одержимость художника.

Сам Репин вспоминал, что именно цареубийство - гибель Царя Александра II Освободителя от рук народовольца Гриневицкого - подвигло его на эту работу. А еще… еще кровавое зрелище боя быков, увиденного художником в «просвещенной» Европе в 1883 году, подтолкнуло его к созданию жуткого творения. В своих воспоминаниях он писал: «Несчастья, живая смерть (!), убийства и кровь составляют… влекущую к себе силу… В то время на всех выставках Европы в большом количестве выставлялись кровавые картины. И я, заразившись, вероятно, этой кровавостью, по приезде домой сейчас же принялся за кровавую сцену Иван Грозный с сыном. И картина крови имела большой успех». Заметьте, не историческое полотно, не даже сам сюжет, не художественные достоинства, но важнее всего для зрителей оказалась «картина крови»…

Позировал художнику писатель Всеволод Гаршин (автор рассказа «Красный цветок», признанного в психиатрии лучшей художественной иллюстрацией клинической картины развития душевного недуга). Вскоре после участия в этой картине Гаршин кончил жизнь самоубийством. И не в этом ли дерзновенном «позировании», в клевете на Царя, в попытке приписать свой душевный недуг Помазаннику Божию, исказить «под себя» образ Царя, а по сути дела, в самозванстве, и кроется причина такого его печального конца?

Вчитаемся в слова самопризнания художника Репина: «Писал - залпами, мучался, переживал, вновь и вновь исправлял уже написанное, упрятывал с болезненным разочарованием в своих силах, вновь извлекал и вновь шел в атаку. Мне минутами становилось страшно. Я отворачивался от этой картины, прятал её. На моих друзей она производила то же впечатление. Но что-то гнало меня к этой картине, и я опять работал над ней». Все тут - яснее ясного: не хотел, а писал, прятал холст, но вновь толкала к нему некая сила… Просто тогда еще не была настолько ясна природа такого вот сомнамбулического творчества. Это для создания подлинных шедевров высокого и прекрасного в искусстве нужна предельная концентрация личности, «включенность» всех сил души, молитвенная устремленность к Богу. Для создания же антишедевров, вроде вот этого, нужно прямо противоположное - сумеречность сознания, обезличивание, предание себя в руки неких потусторонних сил… Бесовдохновение давно уже заменило в современном «актуальном» искусстве некогда присущее лучшим из художников Боговдохновение их труда… Но ведь и бесовдохновение - все равно же вдохновение. Правда, черпает здесь художник сверхчеловеческие силы из источника темного, словно макает свою кисть в ту самую черную адскую бездну… Или даже в кровь, которой скрепляет договор с дьяволом…

Это сейчас художественное «вдохновение» таких вот «творцов» прямо вызывается определенным ритуалом (в котором кощунство - совершенно необходимый ингредиент) и понимается как сотворчество с демонами. В этом - суть кощунственных перформансов. И таких вот «художников» толкает в сферу сакрального с непреодолимой силой, потому что источник их вдохновения - противник Бога. И выходка «Пусси райот» в Храме Христа Спасителя это только подтверждает. Ведь бесноватый хотя и рычит в храме, а все равно тянется к нему… Пусть и для того, чтобы устроить переполох… утробно завыть на разные голоса… Но и без храма он все равно не может… Его кривляния без близости святыни теряют уже всякий смысл…

Существуют исследования, доказывающие, что эта картина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (для лучшего понимания сути изображенного на холсте названная в просторечии «Иван Грозный убивает своего сына») - с видом крови, с исступлением на лицах изображенных исторических персонажей, с общей экспрессивно-маниакальной манерой изображения сильно и весьма отрицательно воздействует на психику людей, находящихся в пограничном состоянии. А уж дети! Как им-то смотреть на это кровавое безумие в лучшем музейном зале страны! Сам я несколько лет назад наблюдал там такую сцену: экскурсовод Третьяковской галереи объясняла целому классу детей в возрасте около десяти лет, что на самом деле своего сына Ивана Царь Иван Грозный, конечно же, не убивал и к этой картине надо относиться как к художественному вымыслу, причудливой игре воображения художника… Ну, хорошо хоть так, уже на историчности хотя бы не настаивают. Но все равно, какими уж там комментариями эту шизоидную картину ни снабди, она все равно будет разрушительно воздействовать на неокрепшую душу ребенка. Ну и мысль у детей невольно закрасться может, что русские правители, наверное, и все-то были раньше такими вот садистами, раз уж даже своего сына этот вот Царь не пожалел…

Ни одна страна мира не относится, наверное, так дерзко и неблагодарно к своим героям, как мы! Царь Иван Грозный присоединил нам Сибирь (поклон «Газпрому»), присоединил и Астрахань (рыбаки могли бы поднять это на щит), присоединил и Казань… Разве только вот этого мало, чтобы нам чтить и чтить своего Царя?! А сколько еще он сделал для нашей страны? Храм Василия Блаженного на Красной площади вспомнили? Не счесть его заслуг и трудов. Но нет, всё продолжаем упорно твердить, вслед за папским легатом-иезуитом Антонио Поссевино, а также создавшим «кровавый образ» русского Царя в Европе английским послом Горсеем (традиция политической клеветы в туманном Альбионе очень и очень давняя!), что он вот мог-де и сына своего убить… Хотя ни один исторический источник не говорит об этом хоть сколько-нибудь определенно, да и сами иностранцы-дипломаты такое лишь только предполагали…

Разве же мы увидим когда-нибудь, скажем, в парижском Лувре картину про то, как Наполеон Бонапарт, сверкая подштанниками, улепетывает от казаков? Да нет же! Его там изобразят героем! Хотя тут и придумывать ничего не надо, ведь от казаков под Малоярославцем и правда едва удрал… напугавшись их «гиканья» до полусмерти…

Но почему же у нас стало давно уже (при Царях еще, как выясняется) чуть ли не правилом хорошего тона изображать своих великих людей примитивными тиранами, а то и вовсе маньяками какими-то? Историческую картину (сейчас даже не сразу вспомнил имя художника Угрюмова, что тоже показательно) «Иван Грозный покоряет Казань» никто в упор не видел, где-то пылится она в запасниках - я ее случайно узрел в Русском музее - на выставке опять же с характерным названием: «Герои и злодеи русской истории». А это жуткое, кровавое и совершенно клеветническое полотно знают все. С раннего детства. И чуть ли не по школьным учебникам, уже не помню точно. Да именно по ним! Правда, учебникам еще советской поры.

Да даже и если отбросить все «исторические» аргументы…

«Не прикасайтесь к помазанным Моим» (Пс. 104, 15) - эта библейская заповедь помимо прямого смысла имеет и символическое содержание. «Не прикасаться» - это еще и не осквернять образа поставленных Богом правителей своими предвзятыми мнениями. Не искажать их образ ни краской, ни словом… И если эта древняя заповедь будет нарушаться, могут последовать такие события, которые и в страшных фантазиях трудно будет вообразить… Нам же и воображать ничего не нужно! Вот исполняется сто лет уже, как русские не защитили своего святого Царя Николая II. И какие реки крови потом пролились, всем хорошо известно… Но прежде чем произошло это злодеяние в екатеринбургском подвале, нужно было в сознании людей разрушить сакральный образ Царя. И тогда вот стали «прикасаться» к Помазанникам - в литературе, живописи, даже в музыке… Вот чем так сильно поразило современников это полотно «Иван Грозный убивает сына»! Можно сказать, с него-то и началась вся эта вакханалия с оплеванием Царской власти! Репин и дал сигнал остальным, что уже можно, что уже «пора»… А потом от слов и красок перешли и к самому делу…

Недавняя история с «Матильдой» показала всем, что история нас так ничему и не научила!

Вот что-то такое почувствовал, быть может даже неожиданно для себя самого, приехавший из Воронежа «человек судьбы», когда запустил металлическим столбиком в роковое полотно…

Картина эта продолжает сводить людей с ума, что мы видим и из сегодняшней сводки происшествий. Это ли не аргумент за то, чтобы наконец спрятать такую картину от греха подальше куда-нибудь в запасники и показывать раз в год на закрытых каких-нибудь там просмотрах. И на полотне поставить значок 18+, никак не меньше.

Ну, это я просто-напросто размечтался.

Но раз уж картина эта вновь скандально вырвалась из тихих музейных залов в сводку самых «горячих» и обсуждаемых новостей, значит, это не просто так. И зло, раз вырвавшись на волю из-под кисти талантливого художника, все же когда-нибудь должно быть названо именно злом. А уж что дальше делать с этим пасквилем на холсте, пусть решают психиатры, историки и искусствоведы.

Лишь бы подальше с глаз долой.

Антон Жоголев.

115
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
2
5 комментариев

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Пожертвование на газету "Благовест":
банковская карта, перевод с сотового, Яндекс.Деньги

Яндекс.Метрика © 1999—2018 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru