Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:




Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.







Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Взгляд

Зачем тушить пожар бензином?

Власти Украины вновь пытаются решить проблему церковного раскола и добиться церковной независимости от Русской Православной Церкви путем переговоров с Константинопольским Патриархатом. Это может еще больше накалить и без того сложную церковную ситуацию на Украине.

Власти Украины вновь пытаются решить проблему церковного раскола и добиться церковной независимости от Русской Православной Церкви путем переговоров с Константинопольским Патриархатом. Это может еще больше накалить и без того сложную церковную ситуацию на Украине.

В июле 2018 года мы будем отмечать 1030-летие крещения Руси. Несмотря на столь знаменательную дату, в высших эшелонах украинской власти до сих пор воспринимают Церковь через призму политики. Наглядным примером этого духовного невежества является очередная инициатива президента Украины Петра Алексеевича Порошенко. Заручившись поддержкой парламентариев, он попросил у Константинопольского Патриарха томос о даровании «автокефалии». К чему это может привести?

На Фанар, как на работу…

Выступая в стенах Верховной Рады Украины (ВРУ), президент Порошенко признался, что во время длительных переговоров с Константинопольским Патриархатом Варфоломеем II ему приходилось ездить из Киева «на Фанар, как на работу». И в конце концов в резиденции Патриарха Константинопольского Варфоломея II, согласно заверению украинского президента, вроде бы должны выдать долгожданный томос (указ по вопросу церковного устройства). «Его Святейшество, - так уверял Порошенко своих парламентариев, - единственный, кто способен помочь православным Украины урегулировать канонический статус Украинской Церкви в структуре мирового Православия». По его словам, «автокефалию предоставляют не столько конкретной Церкви, сколько автокефалию предоставляют стране» (!). Исходя из такой странной логики, Украина скоро станет государством не только «нэзалэжным», но и даже «автокефальным».

После пламенного выступления своего лидера депутатское большинство ВРУ приняло документ № 8284: так называемый «Проект постановления о поддержке обращения Президента Украины к Вселенскому Патриарху Варфоломею о предоставлении томоса об автокефалии Православной Церкви в Украине». В связи с этим сразу же возникает вопрос: о каком таком «томосе» вообще можно говорить?

Ведь на самом-то деле не существует религиозной организации под названием «Православная Церковь в Украине». Напомним, что в нашей стране есть Украинская Православная Церковь (УПЦ), находящаяся в каноническом единстве с Русской Православной Церковью. Кроме того, действуют две непризнанные мировым Православием раскольнические группировки - «Украинская православная церковь киевский патриархат» (УПЦКП) и «Украинская автокефальная православная церковь» (УАПЦ). Обе эти структуры не имеют евхаристического общения ни с одной Поместной Православной Церковью. Соответственно, все их «таинства» мировым Православием также не признаются. О чем недавно всему миру показал громкий скандал в Запорожье, где священник Украинской Православной Церкви отказался отпевать мальчика, крещенного у раскольников. Кстати, за прошедшее с того инцидента время на Запорожье уже более сорока человек, ранее крещенных у раскольников, приняли святое крещение в канонической Украинской Православной Церкви. Кому-то тот жесткий урок пошел впрок…

Как известно, представители Украинской Православной Церкви не поддержали идею обращения к «Архиепископу Нового Рима». Как сообщил сам Порошенко, его затея нашла отклик лишь в рядах «иерархов» из УПЦКП и УАПЦ: представители этих двух раскольнических «церквей», по словам президента Украины, передали ему свои подписи «с прошением к Вселенскому Патриарху о томосе относительно автокефалии». Вот такое получается странное «искушение византийством»! Не решив проблему с раскольниками, украинская власть уже ставит вопрос об их – раскольников! - «автокефалии». Если это не абсурд, то что же тогда абсурд?

Византийские миражи

Попытку начать переговоры с Патриархом Варфоломеем организовывали в Украине неоднократно. В марте 2017 года премьер-министр Украины Владимир Гройсман, несмотря на свою приверженность иудаизму, ездил в Стамбул с целью приблизить реализацию идеи «объединенной церкви».

За год до этого (в июне 2016 года) депутаты ВРУ приняли постановление: «Об обращении Верховной Рады Украины к Его Святейшеству Варфоломею, Архиепископу Константинополя и Нового Рима, Вселенского Патриарха о предоставлении автокефалии Православной Церкви в Украине». В том документе они просили «признать недействительным акт 1686 года» (речь идет о воссоединении Киевской Митрополии с Московской Патриархией), а также «принять активное участие в преодоление последствий церковного разделения путем созыва под эгидой Вселенского Патриархата Всеукраинского объединительного собора с целью решения всех спорных вопросов и объединения украинского православия».

Что это будет за собор и кто в нем должен принимать участие, до сих пор непонятно. На данный момент неприятно поражает другое: на каком основании представители законодательной власти Украины грубо попирают Конституцию Украины? Или они уже забыли, что Церковь в нашей стране отделена от государства? Не надо быть юристом, чтобы понимать очевидный факт: никто из власть имущих не имеет никакого права столь безцеремонно вмешиваться в церковные дела. Получение автокефалии не может быть инициировано светской властью. Тем более такой властью, которая привыкла манипулировать религиозными чувствами избирателей в своих сомнительных политических целях.

Но, к сожалению, украинские власти продолжают эксплуатировать полюбившийся им лозунг: независимому государству - независимую церковь. При этом замалчивается общеизвестный факт: раскол в Украине не только не уврачевался, но за прошедшие два десятилетия «с гаком» этот раскол набрал еще большие обороты (в том числе благодаря поддержке светской власти). До сих пор еще никто такие опасные прецеденты не осмелился легитимизировать. В истории Церкви были только возвращения из раскола через покаяние. И только такой путь можно предложить бывшим братьям во Христе, впавшим в раскол. И как бы они ни старались, но иного пути не дано…

Валентин Ковальский,
выпускник Киевской Духовной Академии, иподиакон киевского храма св. Петра Могилы, Украина.


Пока статья готовилась к печати
, стало известно, что 19 и 20 апреля проходило очередное заседание Священного Синода Константинопольского Патриархата под председательством Константинопольского Патриарха Варфоломея. «Согласно Божественных и Святых канонов, а также многовекового церковного порядка и Святой Традиции, Вселенский Патриархат заинтересован в сохранении Всеправославного единства и заботится о Православных Церквях во всем мире, особенно о Церкви Украинской Православной Нации, которая получила спасительную христианскую веру и святое крещение от Константинополя», - говорится в сообщении Священного Синода Константинопольского Патриархата от 22 апреля. В частности отмечается, что свои дальнейшие действия в отношении украинского вопроса Константинопольский Патриархат будет координировать с другими Поместными Православными Церквами. «Таким образом, как истинная Матерь-Церковь, она изучала вопросы, касающиеся церковной ситуации в Украине, как это имело место и в предыдущих заседаниях Синода, и, получив от церковных и светских деятелей, представляющих миллионы украинских православных христиан, петицию, которая требует даровании автокефалии, решила тесно общаться и координировать свои действия со своими сестрами Православными Церквами по этому вопросу», - подчеркивается в документе. При этом, как сообщил РИА "Новости" близкий к Вселенскому Патриархату источник, Украина не получит автокефалии, поскольку вопрос будет обсуждаться с участием Русской Православной Церкви, а для принятия такого решения необходимо единогласие.

Тем временем 21 апреля Отдел внешних церковных связей Украинской Православной Церкви (Московского Патриархата) выступил с официальным заявлением по поводу обращения Порошенко к Патриарху Варфоломею: «Согласно статье 35 Конституции Украины, Церковь отделена от государства, а потому вопросы церковной жизни Церковь решает самостоятельно, - напомнили авторы обращения. - Украинская Православная Церковь, как имеющая каноническую связь с Вселенским Православием, не обращалась к Патриарху Варфоломею с просьбой предоставить автокефалию Православной Церкви в Украине и не уполномочивала на это ни президента, ни депутатов Верховной Рады Украины. В связи с этим упомянутые инициативы являются превышением власти, а также вмешательством в церковные дела». И далее: «Вопрос предоставления церковной автокефалии относится к компетенции канонического права, а не к компетенции государственных законов. Автокефалия предоставляется Церкви, а не государству, а потому инициировать или просить об этом статусе должна Церковь, а не государство», - подчеркнуто в Заявлении. - Убеждены, что сфера религиозной жизни не должна становиться предметом политических манипуляций. Не следует смешивать церковные и политические, а тем более геополитические вопросы. В связи с этим считаем недопустимым, чтобы автокефалия рассматривалась под геополитическим углом зрения. Для Церкви вопрос автокефалии является не политическим, а экклезиологическим, то есть таким, что касается жизни и природы Церкви как Тела Христа (ср. Еф. 1, 22-23)». «Украинская Православная Церковь всегда выступала и выступает за восстановление церковного единства и за единую Церковь, - заверили в УПЦ МП. - Однако предложенный и озвученный властями способ достижения единства не соответствует каноническому праву Церкви и противоречит законодательству Украины. Поскольку власть просит предоставить Томос об автокефалии единой церковной структуре, которой еще не существует. Именно поэтому считаем, что сначала следует преодолеть раскол, восстановить церковное единство, и только после этого ставить вопрос об изменении канонического статуса единой Православной Церкви в Украине. А поскольку без канонической Церкви невозможно иметь единую Церковь в Украине, есть основания полагать, что на самом деле под предлогом создания единой Церкви сегодня скрываются очередные попытки узаконить церковный раскол». «Священноначалие Украинской Православной Церкви имеет постоянные контакты со священноначалием Вселенского Патриархата. Исходя из опыта такого общения, у нас нет оснований предполагать, что Вселенский Патриархат может совершить действия, которые помешали бы единству Церкви как на локальном, так и на вселенском уровне. Даже с точки зрения самого Константинопольского Патриархата, который позиционирует себя в качестве координатора совместных действий всех Поместных Православных Церквей и выражает согласованную точку зрения по различным темам церковной жизни, вопрос возможной украинской автокефалии не может быть решен в одностороннем порядке, поскольку он не согласован со всеми Православными Церквями», - заявили авторы документа. «Патриарх Константинопольский Варфоломей неоднократно и публично называл Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия единственным каноническим главой Украинского Православия. Сегодня же не имеющие отношения к Церкви люди пытаются убедить нас в том, что тот же Патриарх Варфоломей может предоставить автокефалию, даже не спросив об этом канонического главу Украинского Православия. Кроме того, сам Константинопольский Патриархат, как и все другие Поместные Православные Церкви, не считает «УПЦ КП» и «УАПЦ» полноценными Церквями, о чем свидетельствует непризнание действительности священства этих двух структур. Подтверждением этому является тот факт, что иерархи Константинопольского Патриархата перерукополагают переходящих к ним из раскола клириков «УПЦ КП» и «УАПЦ». Так, несколько десятков случаев таких перерукоположений имели место в странах Европы, в частности в Испании и Португалии. Все это дает нам уверенность в том, что Константинопольский Патриархат будет и впредь придерживаться и ревностно отстаивать канонический порядок Церкви и общецерковное единство». «Украинская Православная Церковь является той Церковью, которая существует и действует на наших землях со времен Крещения Киевской Руси в 988 году. С благословения Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия призываем верующих Украинской Православной Церкви сохранять единство Церкви, быть спокойными, не поддаваться на информационные провокации, пребывать в молитвах и не забывать, что судьба Церкви целиком и полностью находится в руках Божьих».

Заместитель главы синодального отдела Украинской Православной Церкви по внешним связям протоиерей Николай Данилевич считает, что «Константинопольский Патриархат, который является ответственным за общеправославное единство, не сделает ничего такого, что бы этому единству помешало, и будет согласовывать вопрос украинской автокефалии со всеми Поместными Православными Церквами. Таким образом, верующим УПЦ можно быть спокойными», - написал на своей странице на Facebook отец Николай Данилевич.

205
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
4
1 комментарий

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Пожертвование на газету "Благовест":
банковская карта, перевод с сотового, Яндекс.Деньги

Яндекс.Метрика © 1999—2018 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru