Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:




Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.







Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Блаженная схимонахиня Мария», Антон Жоголев

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Святыни

Храни вас Бог, Туркуши

Храм просит помощи.

Храм просит помощи.

Сейчас я на пенсии и веду достаточно уединенный образ жизни, ограничиваясь заботами семьи и перепиской и поисками по вопросам родословия. Живу в Новосибирске. В Сибирь мои родители переехали из Горького еще в 1955 году, так и осели. В № 23 «Благовеста» за 2016 год была опубликована статья о Михаило-Архангельском храме в селе Туркуши Ардатовского района Нижегородской области. Говорилось там и о священнике, служившем в этом храме много лет, — отце Венедикте Покровском. Священник Венедикт Васильевич Покровский приходится мне родственником. Родная сестра моего дедушки была замужем за внуком отца Венедикта. У отца Венедикта было много детей — четыре сына и три дочери. У одного из сыновей, Николая Венедиктовича, был единственный сын Борис. Он женился на Клавдии Александровне Васильевой, дочери священника Сергиевской церкви села Бутурлино Нижегородской губернии Александра Михайловича Васильева. Александр Михайлович — мой прадед.

Протоиерей Сергий Пятков с прихожанами. Крестный ход вокруг храма.


Николай Венедиктович Покровский  тоже был священником, служил в селе Погореловка. В 1935 году был осужден на пять лет лагерей. Умер в заключении 23 августа 1936 года. Этим летом я наконец-то смогла съездить в село Туркуши и помолиться на могиле отца Венедикта. Хочу поделиться впечатлениями от поездки.

До сих пор я была только немного знакома с Нижним Новгородом, окрестные же просторы с разбросанными по ним селами, где жили мои деды и прадеды, лишь рисовались в воображении. Но час пробил, и ловкая машинка «Рено Логан», в некотором роде принявшая на себя миссию машины времени, тронулась в путь, унося меня и двоюродных братьев по заранее намеченному маршруту. Правда, этот тщательно продуманный маршрут, как водится, в последний момент волею обстоятельств претерпел существенные изменения.

Человек я сугубо городской. Возможно, поэтому любой природный ландшафт вызывает у меня восхищение. А тут просторы, по которым хаживали мои предки, виды, которые представали и их взору, те самые безхитростные картины родной природы, что навсегда запечатлелись в памяти моего родного дедушки... От осознания этого всё расстилавшееся за окнами приволье обретало особую красоту.

За такими переживаниями незаметно возникло село Туркуши — место нашей первой остановки. Не так давно нам с братьями стало известно, что здесь в церковной ограде, за алтарной стеной, захоронен один из наших дальних родственников, Венедикт Васильевич Покровский. Он с 1881 года был священником церкви в честь Архангела Михаила, заново отстроенной в Туркушах в 1916 году (старая деревянная церковь стояла с 1710 года). В 33-м номере «Нижегородского церковно-общественного вестника» за 1908 год писали так: «Инициаторами и главными руководителями сего благого начинания — построения нового храма Божьего — являются две заслуживающие внимания и уважения личности, это настоятель прихода о. Венедикт Васильевич Покровский, 27 лет уже с честью и пользой подвизающийся здесь на поприще просвещения и удовлетворения духовных нужд своих пасомых, и 5-е трехлетие с особенным усердием и вниманием проходящий должность церковного старосты крестьянин с. Туркуш Иван Иванов Морев». Иван Морев и отец Венедикт Покровский и захоронены впоследствии были рядом (умерли они в 1920-е годы), а вот кому принадлежит третья из могил за алтарной стеной храма в Туркушах, пока покрыто тайной. Предположить, что в ней покоится прах зятя отца Венедикта — священника Михаила Малицкого, сменившего на посту престарелого тестя, мешает тот факт, что отец Михаил был арестован и сослан в лагеря в 1932 году, а дальнейшая его судьба неизвестна.

В 1930-х годах настали черные дни и для самого храма. Сколько вынес он поруганий! За несколько дней было уничтожено всё, что созидалось трудом многих людей. Финал в 1980-х был достаточно традиционен: храм, превращенный в итоге в склад для зерна и овощей, начал разрушаться... И только стараниями неравнодушных людей с 1994 года началось возрождение. Уже в 1996-м состоялось первое Богослужение. Правда, батюшки поначалу менялись очень часто, а вот пришедший в 2000-м отец Сергий Пятков задержался здесь на 17 лет и служит и поныне.

Будничный день, время к обеду, в селе тихо и безлюдно. К нашему приезду церковь стоит замкнутой, и мы, обогнув ее, находим то, что искали. Три надгробных креста утопают в высокой траве, надежно скрывшей следы некогда присутствовавшего оформления захоронений. Так что установить, под каким крестом покоится наш родственник, нет возможности.

Зато нам известно, что Венедикт Васильевич Покровский доживал свой век в доме возле церкви. Семья священника держала хозяйство — корову, овец, кур, огород. Его жену матушку Анну Яковлевну помнят здесь маленькой, сухонькой, согнутой годами. В размещенной нынче в доме священника библиотеке нас встретила приветливая Елена Юрьевна Русакова, с которой мы обменялись имевшимися материалами — и о Покровских, и о храме.

Кроме того, оказалось, что рядом находится и дом нынешнего настоятеля Михаило-Архангельского храма протоиерея Сергия Пяткова. Как было не навестить его? Правда, света на историю захоронений молодой энергичный батюшка не пролил, но с большим чувством и душевной болью говорил о проблемах приходской жизни, о своих неослабных стараниях привлечь внимание местных жителей, бывших сельчан и просто неравнодушных людей к нуждам храма, пробудить интерес и к прошлому, и к будущему села... Батюшка и правда использует для этого все доступные ему возможности (в том числе ведет интернет-сайт Туркуши-храм.рф). Словом, повторяет путь своего давнего предшественника отца Венедикта Покровского и старосты Ивана Морева, о которых тот же «Вестник» писал: «долгое время всеми силами и мерами пытались возбудить в прихожанах желание и решимость, предлагая при этом свои хлопоты и труды...»

Михаило-Архангельский храм в селе Туркуши.

Конечно, Туркуши — поселение малочисленное. Нет там ни каких-то своих предприятий, ни прославивших малую родину выходцев, могущих издалека порадеть о нуждах сельской церкви. Это только как предание передается рассказ о некогда имевшей свой дом в Туркушах графине Анастасии Александровне Ланской, щедро жертвовавшей на церковное благоустройство. Давно революционные вихри замели ее след, ведущий во Францию, а потомки, может, и знать не знают о своей причастности к этому тихому месту, к этому многострадальному храму из темно-красного кирпича.

Не то — более крупное соседнее Мухтолово, визитом в которое мы пожертвовали, хотя там с 1870 по 1873 годы служил мой прапрадед священник Константин Изюмов (а кроме того, как узнали уже позже, до сих пор проживают довольно близкие родственники по другой линии). Древний храм стоял там с 1858 года и, тоже немало претерпев, полностью сгорел в 1985-м. О новом, с нуля построенном, оставалось только мечтать. Но люди собрались всем миром: сам батюшка — протоиерей Алексий Веснин, прихожане, местные предприниматели — и благодаря общим усилиям менее чем за два года на старом месте выросла возрожденная Христорождественская церковь. Она величественно и светло проплыла вдалеке перед нашими глазами.

Мы покидали Туркуши с горячей благодарностью в сердце ко всем, кто внес хотя бы малую лепту в сохранение здешней истории и ее святынь. Справедливости ради хочу отметить, что особенно впечатлило меня во время всей поездки. Это то, что в любом городке или селении, куда мы заезжали, судьба сразу сводила нас с людьми, искренно и деятельно интересующимися историей своего поселения, края, прихода, своим родословием. От этого осталось ощущение какой-то неисчерпаемой полноты жизни, которую невозможно не то что уничтожить, а даже немного уменьшить, хоть дави в тисках...

Храни вас Бог, Туркуши. Пусть будут услышаны все слова и молитвы. Мы сюда непременно вернемся.

Надежда Лазарева,
г. Новосибирск.

Боголюбивые братья и сестры во Христе! Окажите посильную материальную помощь храму Михаила Архангела села Туркуши Ардатовского района Нижегородской области. Наше село находится в 40 километрах от районного центра и в трех километрах от трассы. До села дорога разбита, телефонная связь отсутствует — всё это и многое другое весьма отрицательно влияет на жизнеспособность прихода. Многие храмы крепнут, поскольку им оказывается поддержка. Но есть в глубинках и такие церкви, которым действительно очень трудно выжить в сегодняшнее время.

В селе нет ни колхоза, ни совхоза, ни сельсовета. За помощью обратиться не к кому. Поэтому любое пожертвование весьма значительно в нашем положении. А собственные доходы, к сожалению, у храма небольшие. На содержание, реставрационные и хозяйственные работы их не хватает. Не хотелось бы утомлять перечислением всех трудностей и нужд, связанных с жизнью нашего храма. Хотелось бы в своем письме обратиться за помощью ко всем, кто нас слышит. Помогите, кто как сможет, в сборе средств на содержание храма и постройку воскресной школы.

Протоиерей Сергий Пятков,
настоятель Михаило-Архангельского храма с. Туркуши.

Почтовый адрес для отправки денежных переводов и писем: 607130 Нижегородская область, Ардатовский район, с. Туркуши, ул. Береговая, д. 117, протоиерею Сергию Леонидовичу Пяткову.

Банковские реквизиты:

Банк получателя: Волго-Вятский Банк ПАО Сбербанк

г. Нижний Новгород

БИК 042202603

К/c № 30101810900000000603

Получатель: МРО Православный Приход церкви во имя Архистратига Божия Михаила села Туркуши Ардатовского района Нижегородской области.

Р/с № 40703810742410002046

ИНН 5201003392 КПП 520101001

Назначение платежа: «на содержание прихода и ведение уставной деятельности».

Пожертвования также можно перечислить на карту Сбербанка: 4276 4200 1527 0100 Пятков Сергей Леонидович.

Тел. 8-910-398-8-398.

o-sergij@yandeх.ru

125
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
3
1 комментарий

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Пожертвование на газету "Благовест":
банковская карта, перевод с сотового, Яндекс.Деньги

Яндекс.Метрика © 1999—2018 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru