В Самаре прошел кинофестиваль под девизом «Доброе кино возвращается!»
В Самаре прошел кинофестиваль под девизом «Доброе кино возвращается!»
19 мая в кинозале самарского ТК «Амбар» открылся кинофестиваль «Свет лучезарного ангела». Этот фестиваль проходит по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и под патронатом Светланы Медведевой, председателя Попечительского совета Комплексной целевой программы «Духовно-нравственная культура подрастающего поколения России». По благословению Митрополита Самарского и Тольяттинского Сергия этот фестиваль впервые прибыл в Самару. Девиз фестиваля — «Доброе кино возвращается!» И в этом смогли убедиться все гости фестиваля в светлые дни работы кинофорума. Показ фильмов и мастер-классы с известными кинематографистами проходили безплатно. Ведь фестиваль этот благотворительный. Гостями фестиваля стали автор документальных фильмов о Преподобном Паисии Святогорце Архимандрит Киприан (Ященко), артист Дмитрий Дюжев, журналист Аркадий Мамонтов.
А первым встретился с самарскими подростками режиссер-аниматор, автор мультфильма «Пересвет и Ослябя» Станислав (в крещении Вячеслав) Анатольевич Подивилов. На встречу с ребятами он пришел в костюме древнерусского князя. Костюм этот, к слову сказать, пошит им собственноручно. А после показа фильма о святых монахах-воинах Пересвете и Ослябе мальчишки смогли примерить на себя кольчугу, шлем, взять в руки древнерусский меч… Известный аниматор рассказал всем благодарным зрителям, чем русский меч того далекого времени отличался от монгольского клинка, как выглядели доспехи древнерусского воина… Но сначала режиссер представил свой фильм.
— Куликовская битва была совершенно особой битвой в нашей истории, — так начал Станислав Подивилов свой рассказ. — Это была битва за право на существование нашего народа. Потому что в отличие от хана Батыя, который победил Русь и обложил ее данью, хан Мамай претендовал на саму душу нашего народа. Батыю нужен был от русских людей только материальный эквивалент господства: деньги и продовольствие. Батый не собирался менять Православную веру нашего народа, не менял он и жизненный уклад наших предков. Не того хотел самозванец Мамай! В Золотой орде ханом мог быть только прямой потомок Чингисхана. А Мамай не был прямым потомком великого завоевателя. Но амбиции у него были очень большие. Победи он в той битве, Мамай устроил бы здесь «московское ханство», полностью изменил бы уклад жизни и веру нашего народа. И уже из этой завоеванной территории начал бы диктовать условия Золотой орде… Встал вопрос о самом существовании русских. И Русь достойно ответила на этот вызов. Представьте, ребята: все, кто только мог держать в руках оружие, вышли на эту битву.
Но мой фильм, он в первую очередь о любви. Почему о любви? Чтобы понять это, надо знать, как тогда проходила битва. Вот стоит полк в тысячу человек. Воины построены рядами. И первые четыре ряда воинов в бою не выживали. Гибли они все до единого! Это были добровольные смертники. Причем в эти ряды смертников ставили лучших из лучших воинов. Потому что от их стойкости, от их мужества, от их способности любить и жертвовать собой, по заповеди Христовой, зависело, будет ли битва выиграна. Сражаться в первых рядах могли только люди, по-настоящему умеющие любить. Любить свою семью, детей, свою веру, свой народ, свою землю… Вот про это мое кино. Хочется, чтобы современное молодое поколение об этом помнило, понимало.
Самарские мальчишки и девчонки, по уши потонувшие во всевозможных гаджетах, вдруг притихли в своих креслах и только сопели удивленно носиками. На личиках их читалось удивление, смешанное с восторгом. Читалась и причастность к своей истории, которую многие в тот миг вдруг в себе, быть может, впервые ощутили. А Станислав Подивилов как опытный педагог выдержал паузу и продолжил:
— Кто такие Пересвет и Ослябя, мальчишки?
— Они монголов «сделали»…
— А кто их прислал?
— Из монастыря пришли. У них молитвы были сильные. Те не устояли.
— Правильно! А Пересвет и Ослябя — это их имена?
— Да, имена. А как же?
— А вот и нет! Это их фамилии. Звали же их так: Александр Пересвет и Андрей Ослябя. Мы знаем еще, что Ослябя был с Брянских земель. Их наша Церковь причислила к лику святых… Им молиться можно.
— А расскажите про поединок! — воскликнул детский восхищенный голосок из полутемного зала.
— В стародавние времена, ребята, если две рати были примерно равны по силам, все решал поединок. Все люди тогда верили в богов. Неверующих ведь не было (хотя и не все тогда верили в единого Истинного Бога!). И потому тогда выходили два самых лучших воина на поединок. И в этом смертельном состязании они старались определить, на чьей стороне высшие силы. Чей воин проигрывал схватку, то войско сдавалось и уходило с поля битвы.
И вот выехал страшный великан Челубей! Он был печенег огромного роста. А еще он был языческий жрец, по-нашему, считай, колдун. Как с таким справиться? А этот Челубей на огромном коне еще и кичился своей силой. В битве один на один ему не было равных. Он был в железных доспехах. А навстречу ему выехал смиренный монах Пересвет — с одним копьем, без щита и кольчуги. В схиме!.. И победил Челубея силой духа, силой своей веры!
И сам погиб в этой схватке…
Пересвет был учеником Преподобного Сергия Радонежского. А святой Сергий дал свое благословение князю Димитрию Донскому на эту битву.
— Мальчишки у вас в Самаре живые, незамороченные, — после показа фильма сказал мне Станислав Подивилов. — Не везде это так, к сожалению. Вот в Сочи недавно был, там так и не раскачались ребята. Я это всегда чувствую, когда выступаю перед показом своего мультфильма. У ваших детей тут есть неподдельный интерес. Значит, и город живой, Православный. Рад, что приехал к вам в Самару.
…В эту ночь многие ребята, побывавшие на фестивале, еще долго ворочались на своих подушках. Мечталось кому-то из них, как рука их крепко сжимает древко копья. И боевой конь несет их прямо в самую гущу схватки!
А лучезарный Ангел незримо осенял крестом их детские трогательные личики.
Мне всегда почему-то нравился артист Дмитрий Дюжев. Давно! Наверное, еще с пресловутого сериала «Бригада». Ведь, что там ни говори про лихо закрученный криминальный сюжет, надо все же признать: все главные (и неглавные тоже!) герои ленты там как живые! А самый живой, наверное, из них — Космос Юрьевич Холмогоров, сыгранный как раз Дюжевым. И его герой там, наверное, из всей четверки, несмотря на тяжкие грехи своего персонажа, все-таки ближе всех к Богу. И когда сюжет фильма поставил «к стенке» своего героя, он ведь оказался единственный в том кадре, кто очень убедительно, искренно и по-русски истово перекрестился… Но каким окажется известный киноартист в жизни? Ох, боюсь я разочарований…
И вот заглядываю в большой полутемный кинозал, где готовится к встрече с самарской публикой еще не застегнутый на все пуговицы только что прибывший к нам столичный киноартист. Что-то там хочет подправить в освещении. Подзывает паренька-осветителя. «Вас как зовут? Илья? Ну так вот, Илюша, сделайте так вот и так… Чтобы тень мне на лицо не падала, — довольно-таки высокомерно ему говорит, как этакая столичная знаменитость. Но вдруг тихо и просто добавляет: — А меня Димой зовут…» Этим «Димой» он меня окончательно подкупил. Не гордый!.. Потом он еще несколько раз меня удивил за вечер. Я то и дело про себя восклицал: «Верующий!», а потом: «Искренний, как ребенок!» Говорил он с публикой без дистанции, без апломба. А просто и искренно, потому что говорил в основном о вере.
В общем, сам артист Дмитрий Дюжев мне даже больше понравился, чем его роли. Надеюсь, вы сейчас узнаете, почему я так пишу. И тоже полюбите не только его роли, но и его самого. Ведь свое выступление он превратил в настоящее исповедание веры. И оставил самарцам на добрую память о себе искренний, трогательный рассказ-исповедь о своем пути в храм. Ниже я привожу отрывки из его выступления на фестивале.
— Счастлив, что сегодня я гость кинофестиваля в Самаре. И счастлив, что вижу людей, которым мое творчество небезразлично… — так начал Дмитрий Петрович Дюжев свое выступление. — И так хочу, чтобы каждый человек, который со мной встречается в жизни, отходя от меня, вдруг начинал улыбаться!.. И вот у меня сегодня есть такая прекрасная возможность. Этот фестиваль — спасение для тех из нас, кто своим творчеством хочет благодарить Бога. Хочет рассказывать о себе какие-то истории, рассказывать о своей вере. Вот и я одну такую историю для вас приберег. На эмблеме нашего фестиваля Лучезарный Ангел изображен, да еще сложившим скрещенные руки на груди («правая поверх левой»), как при Причащении. Вот и я вам расскажу историю с участием Ангела. Но заодно уж вначале и про Причастие скажу… Вы испытываете радость, когда причащаетесь? Это необыкновенное чувство! На мой взгляд, оно несравнимое ни с каким другим чувством в нашей жизни. Мы сами это чувство готовим в себе, взращиваем. Постимся перед Причастием, сами определяем день для Причащения. Но вначале мы исповедаемся, очищаемся от грехов. И всегда перед тем, как подойти к батюшке на исповедь, я поворачиваюсь лицом к другим пришедшим на исповедь и прошу у них прощения за свои невольные, неосознанные мной грехи… И вот мы исповедались. А до Причастия еще проходит какое-то время. Будьте в эти минуты особенно осторожны. Храните себя! Лелейте себя! Берегите себя от лишнего слова, от грязного слова. Уж лучше молчать совсем и сохранить себя до того момента, когда откроете рот и получите ложечку Святого Причастия. Наивысшего счастья, более лучезарного чувства, чем это, я никогда не испытывал…
Я был крещен в раннем детстве. И я этого уже не помню. Но впоследствии была пионерия, а мои родители были как-то равнодушны к вере. Только моя прабабушка в деревне на меня влияла в вере. Лампадка перед образом в ее доме, ее шепот молитвенный… Это было интересно: что-то такое существует рядом с нами, и в то же время оно таинственное, неизведанное...
Родители мои не сдерживались и нередко грешили рукоприкладством. Ну и мне доставалось порой. И в один момент я понял, что уже не могу выдержать этого, и убежал из дома. Мне было лет двенадцать тогда. И еще время такое было, конец 1980-х, может быть, уже 1990 год. Много было тогда беглых детей, безпризорников. Бомжей в то время было очень много. Бродячих собак на улицах тоже было навалом. И как-то так считалось тогда, что убежать из дома даже как бы и круто. А тут времена криминальные уже начинались, и внушалась детям мысль, что так и надо жить, отдельно от всех, самому кулаками пробиваться в жизни, если ты хочешь быть признанным. И вот я встал на этот опасный путь…
…Я вас умоляю! Пожалуйста, не бейте своих детей! У вас не хватает терпения, я это понимаю. Но ведь лупануть ребенка легче всего — легче, чем сдержать себя и объяснить ему этот вопрос. Эту задачку… Но вы услышьте сейчас меня! Пожалуйста!.. Ну не бейте!.. Сдержите себя. Я, когда-то убежавший от такого вот гнета, об этом вас прошу.
И не потому так вышло, что мои родители были плохие люди. Нет! А просто они, прежде чем ударить, не задумывались о том, что так нельзя поступать с детьми. Поступали как было проще… Но не лучше!
И я убежал, и прекрасно себя целый день чувствовал. И гулял, и где-то себе уже место искал. Но вечерело и становилось холодно. И гулять как-то было уже не очень радостно. Темнело. Я зашел в один подъезд, в другой подъезд сунулся. Ничего не нашел подходящего для ночлега и подумал, что вот нигде меня особенно-то и не ждут. И единственные окна, которые тогда горели в этот холодный вечер, были окна храма. Я никогда туда не заходил. Но вот подумал, что если уж сильно замерз, то можно просто зайти в храм и там немного постоять, отогреться. Не молиться, нет, а просто подышать теплом.
А там как раз шло елеопомазание. Это когда священник освященным маслом крестообразно мажет лбы прихожанам. И когда я зашел в храм, все на меня оглянулись — народа было мало, и тут я пришел. Такое внимание сразу ко мне… Ой, мальчик, а что ты здесь делаешь? Откуда тебя к нам занесло?.. Да я просто погреться зашел… Ни с кем я не собирался больно-то разговаривать, а только погреться, да и всё. Но тут начались со мной какие-то беседы. И меня батюшка тоже помазал маслом. И тогда я сказал ему, что убежал из дома, что меня никто не любит, что я теперь сам себе принадлежу, и весь мир злой, а кругом одни враги…
Он спросил:
— Ты чувствуешь этот крест на своем лбу? Ты чувствуешь это Божье благословение?
— Что-то такое необычное ощущаю, — неопределенно, но честно ответил я.
— Ты представляешь, какая это большая ошибка и заблуждение у людей, когда они думают, что они могут быть одиноки? — продолжил батюшка. — Ох, какая же это большая ошибка!.. Одиночества не существует! Человек никогда не остается один. Человек всегда находится или с Ангелом, или с бесом. Ты когда-нибудь знакомился со своим Ангелом-Хранителем?
— Нет, — так же честно ответил я. Подумал, что это шутка какая-то. Анекдот. Как можно с Ангелом познакомиться?
— Сейчас ты выйдешь на улицу, пойдешь домой, но только вначале хорошенько запомни: он с правой стороны. У каждого человека с правой стороны его Ангел. Ты с ним и пойдешь домой…
— Нет, я не пойду домой… Меня там так прибьют!.. Мне лучше замерзнуть где-нибудь в канаве, чем терпеть эти побои.
— Ты не слышишь меня… — тихо сказал батюшка. — Твой Ангел приведет тебя к Ангелам твоих родителей. И они обо всем договорятся. И ты увидишь, как родители тебя радостно встретят.
— Они побьют меня!
— Нет. Иди и проверь…
— Ну хорошо, но если только…
— …Если только они замахнутся на тебя, то сразу беги ко мне. У меня есть место, я тебя тогда приму на ночлег. А сейчас пойди и проверь то, что я тебе только что сказал.
Эти слова священника вызвали во мне такое чувство необыкновенное! Когда вышел на улицу, подумал, какой же у меня Ангел? Как с ним можно познакомиться? Неужели все так и есть?
И вот когда я шел, то вдруг стал так внимателен ко всему. Мне словно что-то открывалось новое в окружающем мире. Стал вдруг понимать, что происходит вокруг меня, и стало так интересно все. Так много подробностей, так много мелочей замечалось, которых я раньше не видел совсем, не замечал… Я вдруг понял, что это как будто мне глаза открывает мой Ангел, дает мне особое какое-то, духовное зрение. И я начал с ним разговаривать, и так в этом разговоре с Ангелом дошел до своего дома. И пригласил Ангела домой. Позвонил в дверь. И когда дверь открылась…
— Димочка!.. Родненький!.. — вскричали родители. И давай меня целовать, обнимать, заливаться слезами радости от того, что я наконец нашелся…
— Куда же ты уходил, где же ты был все это время?! — то и дело всхлипывали папа и мама.
Я не верил своим глазам.
— Как мы испугались за тебя! Как мы тебя любим!..
Тогда я решил воспользоваться моментом и сказал им:
— Мне батюшка в церкви дал с собой крестик. Сказал: носи его на веревочке. Можно мне его носить?
…Я ведь вначале отказывался, не хотел и брать. Говорил, что родители будут меня ругать, если я стану носить крестик. Но все-таки взял, решился.
— Надевай. Носи!.. — сказали мне родители. И тогда я надел крестик. И стал его носить. Прятал его на физкультуре под майку, прятал и за красным пионерским галстуком. Был момент, когда учитель-трудовик мне сказал: «Дима, я заметил на тебе крестик. Убери, не надо». И я поглубже тогда крестик спрятал, но все же не снял.
И так я стал ходить в церковь. Стал узнавать, что такое Литургия, что такое вообще свет Божий.
И еще я понял, узнал, как страшно быть неблагодарным… Что такое быть «лишним» в этом мире. Быть изгоем… Каково это, чувствовать себя всегда недовольным. Чувствовать всегда, что мне чего-то недодают…
У меня когда-то ушла на тот свет младшая сестра. Ей было всего 12 лет, когда она умерла от рака крови. Через недолгое время ушел папа на тот свет, а через полгода и мама. И как-то так они быстро друг за другом уходили, что я в тот момент ощутил себя сиротой, изгоем… И тогда только я осознал радостный смысл замечательной русской пословицы: где родился, там и пригодился…
Ты родился в особом месте, куда тебя и направил Бог. Там рядом с тобой живут добрые люди, которые любуются тобой, наблюдают, как ты растешь, как ты меняешься… А рядом с тобой взрослеют и другие дети, твои сверстники, и это твое окружение, твой мир… И этот мир для тебя родной. Это твой социальный круг, вокруг тебя люди, с которыми ты вырос…
Но вот так вышло, что я переехал из родного города в Москву. Потом родители стали уходить, и я вдруг понял, что оказался совсем один. И если я оступлюсь, ухну в какую-то яму, пропаду, то через сколько же, интересно, дней меня начнут искать, меня хватятся? Сколько должно пройти недель, чтобы кто-то вспомнил: «А что-то Дюжева давно не видно?»
Это было непередаваемое ощущение, что никому не интересно, что со мной происходит. Я вдруг стал принадлежать лишь самому себе. Хочешь, спейся и валяйся в грязи. А хочешь, ходи в церковь, что я и делал. К шести утра бежал из общежития в Троицкий храм на Рижской, там в этот ранний час народный хор пел на клиросе... И я пел с этим хором… Почувствовал полную свободу распоряжаться собой. Но вспомнил я и слова батюшки о том, что один человек никогда не бывает — он всегда или с Ангелом, или с демоном… Выбирай, с кем тебе быть! И я решился. Взял себя в руки. Запретил себе лениться. Запретил себе скулить на свою жизнь, жаловаться, унывать. Понял для себя главное: каждую минуту мне надо благодарить Господа за то, что у меня есть сейчас. Один раз в минуту прошептать: «Господи! Спасибо Тебе за все, что Ты мне даешь, что вокруг меня организуешь!» И в этот момент я осознал себя счастливым. И вы себя счастливыми почувствуете, только попробуйте! Поблагодарите Бога! И вы будете каждую секунду счастливы! Вот сейчас вам тепло, вам хорошо, — вы сидите в мягких удобных креслах… Артист вас развлекает душеполезной историей. Правда, он немного зануда… Нет, не зануда? (из зала: нет, не зануда!) Ну хорошо, тогда буду продолжать…
Все ведь на самом деле просто прекрасно! Это стало кредо моей жизни: я никогда не ропщу! Если начинаются мысли унылые, вот, мол, сниматься не зовут, раньше было так много фильмов, а сейчас мало, то могу себя иногда даже и ударить. Раньше в детстве били, привык. Могу себя шибануть по лицу. Потому что не имею права роптать. Нет такого чувства у меня, как лень, уныние. Надо благодарить Бога за все. Он столько мне дал! И вам, и всем дает…
…Мы все хотим улыбаться, хотим быть полезными. И я этого тоже хочу. Но еще я знаю завет Христа, — и если человек умирает за другого человека, он обязательно попадает в рай. Обязательно! А какой главный смысл в нашей жизни? Попасть в рай!..
«О чем вы мечтаете?» — часто меня спрашивают. В детстве мечтал заиметь компьютер, потом машину. Ну а сейчас, собственно, я все это могу купить. Ну, накоплю и куплю дом, машину. Куплю такую одежду, что закачаешься… Ну а дальше-то что? А ничего. И я понял для себя, что теперь моя мечта — это достойно умереть. Вот это и есть моя настоящая мечта. Но смерть бывает достойная только у того, кто достойно жизнь свою прожил. И люди к нему приходят, чтобы почтить его память. А если нет памяти о человеке, то не знай жил, не знай не жил на земле такой человек. Никто и не вспомнит даже. Отца Паисия Святогорца хорошо помним? Хорошо! Вот он достойно прожил. И нам надо так вот стараться прожить.
…Все, что мы делаем, надо делать во славу Божию! И в сериале «Бригада» дал мне Господь сыграть то, что я сыграл… А сейчас Господь дал мне вот здесь у вас в Самаре, в прекрасном торговом центре «Амбар» очутиться. И Он дал мне возможность вам эти слова сейчас говорить… Ничто не бывает случайно! Надо лишь откликнуться. И быть благодарным.
Подготовил Антон Жоголев.
Фото автора.
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru