‣ Меню 🔍 Разделы
Вход для подписчиков на электронную версию
Введите пароль:

Продолжается Интернет-подписка
на наши издания.

Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.

Православный
интернет-магазин





Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Блаженная схимонахиня Мария», Антон Жоголев

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

​Соль земли

В Самаре завершил свою работу IX Всероссийский фестиваль документальных фильмов.

В Самаре завершил свою работу IX Всероссийский фестиваль документальных фильмов.

20 сентября Большой зал самарского кинотеатра «Художественный», по традиции предоставивший свою площадку фестивалю документального кино «Соль земли», был переполнен. Но свет еще горел. Просмотр только еще вот-вот начнется. Одно местечко я все-таки нашел и примостился с краешку. Чтобы по-английски незаметно уйти, если станет «не в жилу». Да и публика вокруг была что-то не ахти какая культурная. Молодые ребята из самарских техникумов, училищ, видно, их сняли с занятий, чтобы только согласились пойти на скучное, без «стрелялок», документальное кино. И вот пришли, ерзают, ждут начала просмотра. Кто-то из них, видно по лицам, только и ждет темноты. Чтобы тихонечко улизнуть с обязаловки.

Кадр из фильма «Счастье не за горами».

И вот свет гаснет. На экране появляются вроде бы совсем и не наши, не русские лица. Бурятки? Калмычки? Не то. А, японки!..

Три девчушки с острова сакуры прошли собеседования и поступили в Пермское хореографическое училище. Стали учиться на балерин. «Улицы в Перми не очень красивые, — говорит одна из них, — но зато какие красивые люди! И ходят так красиво, распрямив спину…» В Японии ходят иначе, ссутулившись, озабоченно, — признается девушка. И еще раз говорит, что русские люди очень красивые. Чем подкупает каждого в этом зале. Без единого, так сказать, пистоля!

Непростой такой зал сначала как-то напрягся от происходящего на экране. Потом застыл в изумлении. А потом… потом все мы слились воедино, переживая балетные перипетии японской девушки Юки Фукудо, захотевшей стать балериной. Что это был за фильм! Я давно так сердечно не переживал за героев кино. Это кто же придумал такую глупость, что документальное кино скучное? Не верьте. Я даже заплакал вместе с Юкой, когда она на экране плакала в телефон, рассказывая по-японски (но я понимал каждое слово!), как ее отфутболили в очередном русском театре. Зал негодовал, ворочался. Никто никуда, конечно же, не ушел — напротив, приросли к стульям. Захватило ребят настоящее кино!

А на экране развертывалась русская судьба молоденькой японской танцовщицы. Сначала она трудилась над вирами, леве, тянула свою махонькую и стройную японскую ножку, потом пошли плие, слушала советы опытных педагогов. Потом ей дали первую партию в выпускном спектакле. А потом… Потом перед ней стали закрываться одна за другой двери российских театров. Красноярск, Екатеринбург, Самара (да, и мой город оказался в этом ряду). Улыбались ей. Сочувствовали. А потом показывали на дверь. Не хотели возиться с мигранткой. «Своих балерин девать некуда…» А тут чужая! Хотя и такая милая, такая робкая, талантливая. Даже и на отказ отвечавшая тихо, застенчиво: «Спасипо!»

Молодые ребята в зрительном зале рядом со мной охали и ахали. Жалели героиню.

Оказалось, ей просто некуда уезжать. В Японии, по сути дела, нет балетного искусства. На всю страну всего две полулюбительские труппы. Зато столько талантливых девушек с японских островов хотят учиться на балерин… А ведь «в области балета мы впереди планеты всей», как пел еще Высоцкий. И до сих пор это так.

Вот и милой девчушке с Окинавы так хочется остаться в России! Хочется танцевать, радовать публику своим искусством. Она берет билет до Питера. Потом до Новосибирска, до Астрахани. Широка страна моя родная! Это тебе не Япония, где от берега до берега можно прогуляться пешком.

…Ей там снова начнут улыбаться, давать правильные советы. А потом вежливо покажут на дверь. И она опять растерянно промолвит «спасипо».

Фильму «Счастье не за горами» (режиссер Наталья Саврас, кинокомпания «СНЕГА», г. Екатеринбург) я бы дал гран-при фестиваля. И хотя во всей этой ленте нет ни слова о том, что Юка приняла, например, крещение, а то и стала петь на клиросе, и вообще на эту тему ничего не сказано, но фильм этот глубоко христианский. В своем подходе, в сердцевине. Во взгляде на мир. Потому что Христианство несет в мир доброту. И неважно, кто будет этой доброты получателем. Японская ли беззащитная девушка или кто-то другой.

Вот как описывает свою историю с кинофильмом сама режиссер, 28-летняя Наталья Саврас:

Мое кино. Счастье не за горами...

Эта история длилась год. В прошлом августе я меланхолично сидела у окна в раздолбанном пазике, возвращаясь с неудачного собеседования. Тогда я уже решила, что жизнь надо срочно и кардинально менять, но как — еще не представляла. В голове толпились мысли, чувства, и… в общем, я и думать забыла о том, что примерно в эти сроки Министерство культуры объявляет результаты заявочных кампаний по финансированию кинопроектов. И тут мне пишет знакомая: «Слушай, а “Маленький лебедь” — чей проект?» Вначале меня обдало холодом. Потом затряслись руки. Я пыталась зайти на сайт минкульта с телефона, но меня колотило так сильно, что сделать я этого не смогла физически. Тогда я просто позвонила знакомой и спросила, что она имеет в виду. Минкульт профинансировал мою заявку на дебютный неигровой фильм, которую подавала Кинокомпания «СНЕГА». И это значило, что…Я. БУДУ. СНИМАТЬ. ФИЛЬМ.Сама. Настоящий документальный фильм. На настоящей студии.
С настоящими продюсерами, операторами, монтажером. Начиная с этой минуты события в моей жизни стали развиваться стремительно. Описывать я их не буду, но мне удалось «срочно и кардинально» поменять жизнь.Потом было много всего. Миллион поездок в Пермь. Тысячи часов ожиданий. 40 часов материала. Безконечное количество монтажных версий. Слезы, ссоры, ругань, смех. Не успеем. Опять не успеем. Опять. Переделать. Снова переделать. Еще переделать. И опять переделать. И снова. И еще. Больно, весело, плохо, интересно, тяжело, мучительно, радостно. И наконец…В общем, фильм готов. Называется он теперь «СЧАСТЬЕ НЕ ЗА ГОРАМИ». Это история о юной японке, которая приезжает в Пермское хореографическое училище с мечтой стать настоящей русской балериной.Сейчас мне очень страшно. Ждать, как же наше творение оценит зритель.

…Мы, зрители, еще не знаем, чем завершилась история Юки. Но в Пермском хореографическом училище уже завершен новый набор учащихся. И рядом со славянской внешности стройными девушками и парнями снова стоят несколько робких японок. Они по стопам Юки приехали в Россию для постижения балетного искусства. Старшекурсники, как и положено, напутствуют новичков. Говорят о взлетах и падениях, которые обязательно будут у вновь прибывших за годы учебы. И вдруг, на словах о «падениях», одна японская девушка падает в обморок прямо на построении (видимо, переволновалась). Нервы не выдержали! Ее уводят, поддерживая за руки, старшекурсники. Что ее ждет в России?

И только в самом конце кинофильма режиссер все же сжалился над нами, зрителями. Короткой строкой по экрану пробежали долгожданные слова: «В 2016 году Юку принял в балетную труппу Петрозаводский театр». Наши парни и девушки захлопали в ладоши. Кто-то в зале даже крикнул ура. У всех на душе отлегло. И у меня тоже. Россия добрая страна. Потому что христианская. И поддержит тех, кто пришел к нам с уважением, надеждой, любовью.

Все мы, как маленькие, любим счастливый конец. И не любим концов несчастных. Я бы в расстроенных чувствах ушел из зала, если бы Юку не приняли в наш театр.

А так — остался смотреть дальше.

«Патриарх Кирилл — годы служения на Смоленщине» (режиссеры Александр Быков и Юрий Солопонов, г. Смоленск) — эта лента рассказывает о многолетнем служении на Смоленской земле будущего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Хорошая кинолента! И совсем не официозная. Просто, спокойно, без пафоса показаны будни непростого Архипастырского служения на Смоленщине. Не знаю точно — но, наверное, все-таки Патриархами не рождаются. Ими становятся. Трудами, молитвами, подвигом всей жизни, горячей любовью к Богу и к ближнему. Четверть века Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавлял Смоленскую кафедру. С этой относительно небольшой провинциальной епархии он и взошел на московский Патриарший престол. Кинопленка запечатлела документ исторической важности: пока еще Местоблюститель Патриаршего престола Митрополит Кирилл говорит своей смоленской пастве перед отъездом на Собор, что не знает о том, вернется ли вновь сюда. Не знает о том жребии, который ему уготован Богом. Но если вернется — продолжит начатое. А если ему выпадет высокий жребий стать Предстоятелем для всех Православных в России, он навсегда сохранит в сердце каждого из них — тех, кто сегодня пришел в Смоленский собор с ним проститься. И еще он сказал, что Смоленская земля научила его видеть и понимать Россию, чувствовать нужды простых людей. Все это уже очень скоро пригодится ему в Патриаршем служении…

Будущий Святейший Патриарх Кирилл во время своего служения на Смоленщине в сане Митрополита.

Невозможно без волнения смотреть, как будущий Патриарх кладет земной поклон своей пастве. Просит у прихожан прощения за все то, чем мог обидеть, огорчить каждого из них — делом, словом и даже взглядом

Каждый верный должен почитать своего Великого Господина и Отца — Святейшего Патриарха! Каждый должен молиться о нем. И если понадобится — встать не раздумывая на его защиту. Но эта лента важна тем, что учит нас еще одному, что вроде бы и не столь обязательно, но так важно! Учит любить своего Предстоятеля. Спасибо смоленским кинематографистам за трепетную, с душой снятую киноленту.

«Александр Городницкий. Океан жизни» (режиссер Мария Жуковская-Рязанова, г. Москва). Под его песни, как оказалось, прошла значительная часть и моей тоже жизни. Когда-то (что уж греха таить) слушал и я юнцом у костра заводную песню «В Сенегале, братцы, в Сенегале». Потом наступила пора других его песен. О том, что «на материк ушел последний караван», — песен таежной романтики. А в студенчестве, в Питере, пели мы про атлантов, которые «держат небо на каменных руках». Пели — возле этих самых неутомимых атлантов. Дальше его песни меня уже не сопровождали. Пришел черед других песен. Но все-таки, все-таки… Кто он, их автор? Ученый-океанолог, сделавший немало научных открытий. Побывавший в глубинах мирового океана. Ходивший по тайге, побывавший на Антарктиде. Александр Моисеевич Городницкий. Сейчас он состарился, и его привычный мир — Арбат — так не похож на мир его таежных песен. Но страна все еще говорит его песнями и стихами. Многие еще словно сидят с ним у костра.

Вот и мне было приятно с ним познакомиться с экрана. Хотелось только узнать о его вере. Ленинградский еврей, он не стал скрывать в киноленте, что так и не пришел ни в церковь, ни в синагогу. Ему, видишь ли, «не нужны замполиты». И хочет он, как и многие интеллигенты советской поры, «общаться с Богом сам, без посредников». У Православных эти незрелые признания вызовут разве что печальную усмешку. Но в зале — не меньше трехсот совсем еще юных душ. Не соблазнит ли он кого-то из них этими неосторожными рассуждениями? Ошибкой устроителей фестиваля, на мой взгляд, стало то, что ленту эту, во многих отношениях замечательную, показали по большому экрану, где в зале присутствовали учащиеся и студенты. В Малом зале, в Камерном — это было бы вполне нормально. Но на большой экран… Зря! Фестиваль-то ведь все равно о духовном. Раз назван он «Соль земли».

Хотя — один важный духовный урок преподнес в этой ленте Александр Городницкий. И связан этот урок с чувством благодарности. Совсем молодым, в тайге, он оказался в непростой ситуации. В палатке только он — и молодая женщина-геолог. А пьяные бичи едут сюда на тракторе. «Тебя мы не тронем, а ее нам отдай». Что делать? «Отдать» ее? — и потом уже не сможешь жить, не сможешь смотреть людям в глаза. Умереть самому? Но женщину это не спасет. И вот он хватается за карабин с тремя патронами. Залегает, наводит, предупреждает — стреляет… Пуля сбивает шапку у одного из нападавших. Испугались, упали в снег, отчаянно матерясь. Поняли — хлипкий геолог отнюдь не шутит. Убрались восвояси. А Городницкий до сих пор (прошло уж полвека!) каждый день благодарит Бога за то, что в тот день Он не допустил ему сделаться убийцей. За то, что палец на курке все же чуточку придержал и пуля не попала в того заблудшего человека. До сих пор благодарит Бога! И он посвятил этому случаю одно из лучших своих стихотворений, которое и звучит в киноленте. «Промахнулся!» — так оно называется.

Протоиерей Сергий Гарклавс у Чудотворной Тихвинской иконы Божией Матери.

«Тихвинская икона» (режиссер Татьяна Архипцова, г. Москва). О том, что в Россию в 2004 году вернулась из США чудотворная Тихвинская икона Божией Матери, знают, наверное, все Православные. Событие это стало для России важной вехой на пути духовного возрождения. А вот о том, кто эти люди — сохранившие для нас величайшую святыню, а потом вернувшие ее домой, мало кто знает. Теперь узнает каждый, кто захочет узнать. О них рассказывает эта замечательная кинолента. Священник Сергий Гарклавс больше полувека, с послевоенных лет, у себя дома хранил величайшую святыню. Ждал исполнения обета, данного им своему духовному отцу — и отцу хотя не родному, но подлинному, усыновившему будущего пастыря — Архиепископу Рижскому Иоанну. Когда-то юношей отец Сергий буквально на своей спине уносил эту икону (с окладом — больше 25 кг веса) подальше от линии фронта. Потом нес ее по заграницам: от Тихвина, Риги — по городам Германии. А потом была Америка, Чикаго… В плененной большевиками России шумели овациями съезды КПСС, сменялись пятилетки, генсеки тоже нехотя сменялись под звуки бравурных маршей. А Она, Тихвинская, тихо ждала, покуда народ одумается и начнет возвращаться к вере. Покуда будет восстановлен оскверненный безбожниками Свято-Тихвинский монастырь под Санкт-Петербургом. И когда это время наконец наступило, нашлись люди, которые не только вспомнили о чудотворной реликвии, но и приложили усилия к тому, чтобы в серьезность их намерений вернуть Чудотворную поверили ее временные владельцы. И вот вновь по тому же пути, только в обратном направлении, словно бы время обратилось вдруг вспять, — движется Чудотворная. От берегов Америки — в Ригу. Потом Санкт-Петербург, Тихвин…

Юношей уходил сначала из Пскова, потом из Риги вместе с Чудотворной Сережа Гарклавс. Теперь он возвращается убеленным сединой старцем-протоиереем. С Чудотворной возвращается! С сохраненной его семьей реликвией. С сохраненным в его семье даже по заграницам очагом веры. Приехал на Родину с Чудотворной! Значит, поверил он в то, что Православное возрождение в современной России — не ширма, не декорация, а это теперь надолго… навсегда. И вот Тихвинская вернулась в свою обитель. Словно и не уходила.

Сюжет фильма сербского режиссера Миляна Гогича «Тюремная молитва» для нас не нов. Сколько храмов уже построено по нашим, российским тюрьмам! А тут Сербия, где храмы все-таки так массово не закрывались. Но в этой истории есть свой аромат, свои находки. Руководитель колонии вдруг узнаёт, что одно из помещений тюрьмы когда-то было храмом. Его построили в 1934 году по распоряжению короля Сербии Александра I Карагеоргиевича. Но вскоре из-за бурных событий ХХ века храм закрыли. Знакомо нам это? Еще как знакомо. И вот этот сербский надзиратель ищет помощников среди своих подопечных — наркодилеров, воров, душегубов… Знакомо нам это? Еще как знакомо. Заключенные албанцы, хотя и мусульмане, вырезают для храма иконостас. Цыгане отвечают за штукатурку. Прекрасные иконы пишет местный мастер татуировок. Неожиданно пригодился даже и этот его навык. И общий труд по возрождению храма как-то сплачивает людей, заставляет их по-иному взглянуть на свое место в мире. И вот уже Патриарх Сербский Ириней приезжает в колонию на освящение храма.

…Ни один из тех колонистов, которые возродили храм, в тюрьму после своей «отсидки» больше не возвратился.

И последний фильм, который мне удалось посмотреть на фестивале, — «Арктика Великая. Уроки жизни» (режиссер Ефим Резников). Наверное, и этот фильм тоже достоин гран-при фестиваля. Автор поставил себе задачу не просто повосторгаться просторами Севера, с джеклондонской интонацией рассказать о суперменах-«покорителях», нет, все совсем даже наоборот. Никакие они не покорители, а просто мужики. Живут они тут, вот и все. Просто живут среди тундры. Ищут бивни мамонтов (и находят!), сдают их куда-то. Ловят рыбу, охотятся. Они научились ладить и с тундрой, и с океаном, пользоваться всем этим несметным богатством, но отнюдь не воевать со стихиями. Причем люди эти — живые, настоящие. Им как-то веришь. Только такие вот простые труженики и могут выжить в столь непростых условиях. «Какое тут «покорять Арктику»! Мы рядом с ней песчинки, — говорит в киноленте один из северян. — Много тут было уже таких вот «покорителей». По весне их тела находили… А то и даже не находили вовсе. Смотрите, что тут вокруг нас: какая силища, какой простор… Разве все это можно покорить?»

Покорить, наверное, нельзя. И скорее всего, даже не нужно. А вот понять, почувствовать — другое дело. Раз дал Бог русским такие просторы, то надо не покорять их, а обживать. Об этом и фильм, и другие фильмы фестиваля на «географическую» тему. Ведь задача у нас огромной важности. И хозяйственное, и духовное освоение родных просторов. И такие люди у нас все еще находятся. Они и есть соль нашей земли.

А подвел итог фестиваля документального кино известный режиссер кино игрового. Почетный гость фестиваля Сергей Владимирович Урсуляк («Тихий Дон», «Ликвидация», «Жизнь и судьба») во время встречи с самарскими зрителями сказал:

— Невозможно все время слушать какофонию вместо музыки. Рано или поздно нас потянет к себе что-то другое, то, что нас как-то задевает за душу, — потянет к настоящей музыке, классической, вечной. Так и с кино: документальное кино выше, честнее, лучше. Почему? Потому что в большом так называемом художественном кино, там вертятся большие деньги. И большие деньги привлекают не всегда хороших и честных людей. А в документальном кино деньги маленькие, часто там снимают кино вообще за свой счет, считай, горением сердца. И, как правило, туда идут те, кто без этого жить не может. И потому документальное кино сегодня на голову выше художественного. В документальном кино еще сохранился интерес к обычному человеку, к окружающему нас миру. В большом кино этого почти уже нет.

Антон Жоголев.

P.S. Главной награды фестиваля Гран-При и серебряной статуэтки Архангела Михаила был удостоен фильм «Конкурс» режиссера Евгения Ховаева, Студии «Остров». Фильм рассказывает о XV Международном конкурсе имени Петра Ильича Чайковского. 

698
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
4
2 комментария

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Содержание:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Православный
интернет-магазин



Подписка на рассылку:



Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:
Пожертвование на портал Православной газеты "Благовест":

Вы можете пожертвовать:

Другую сумму


Яндекс.Метрика © 1999—2024 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru