Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:




Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.







Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

«Батюшка»

Новый сериал глазами Православного кинокритика.

Новый сериал глазами Православного кинокритика.

Фильм «Батюшка» показывали по телеканалу «Россия» на Страстной Седмице. Православные, как правило, редко смотрят телевизор, только иногда выделяя в телепрограммах что-то полезное и близкое сердцу. В пост же и вообще его выключают, так как просиживание перед «ящиком» в дни покаяния и усиленной молитвы неуместно. Но название заманивало: батюшками народ ласково называет священников, и в особенности любимых пастырей, кому доверяет, к кому идет со своими нуждами и скорбями, житейскими и духовными. Отношения со священником, духовным отцом занимают такое важное место в жизни христианина, что фильм о батюшке мог бы стать событием.
Он обещал им стать: в титрах — режиссер Василий Мищенко (сериал «Штрафбат», 2004 г.), авторы сценария — Аркадий Высоцкий и Давид Ройтберг, в ролях — известные актеры, песня замечательного Юрия Шевчука и он сам в одной из ролей. И начался фильм многообещающе: удар грома (Иван Бунин, к примеру, искал для себя «звук», чтобы сложилось новое произведение), ливень, отрок в подряснике, выносящий и выливающий помои — как очищение «от всякия скверны», старый храм с полуразрушенным сводом, грозящим в любой момент упасть, требующий приложения человеческих рук. Эта символическая, возвышенная интонация невольно напомнила фильм «Андрей Рублев» А. Тарковского, где во всем происходящем слышится торжественная, непод-властная суете небесная музыка. Но на этой высокой ноте авторы смогли продержаться совсем недолго. Неожиданно рухнул вниз и разбился почти насмерть тот самый выбегавший с ведром помощник батюшки Степан — по наущению недоброго малого он самочинно полез латать крышу храма. И, как показало дальнейшее, вместе со Степаном рухнули и надежды зрителя на вдумчивый фильм-размышление о спасении в современном мире.
События понеслись вскачь, одно за другим, как в типичном боевике, с безконечными стычками, с пролитием крови. Видимо, по мнению авторов, зрителю станет скучно, если в одной серии «православной» ленты он не увидит окровавленный труп на полке вагона, в другой — нож в груди зарезанного человека, в третьей — попытку группового изнасилования деревенской красавицы, правда, неудавшуюся, так как главный герой подоспеет вовремя и махом раскидает четверых. А где же батюшка? В фильме есть старый священник отец Афанасий, рассудительный, трезвый, мудрый, но он появляется на экране, к нашему недоумению, совсем мало.
А в центре повествования — богатырь и красавец боцман Роман с хорошими ясными глазами, зарабатывающий на жизнь вдали от родного села в какой-то заграничной южной стране. Узнав, что его брат Степан в больнице, Роман возвращается в родные места. Все этому симпатичному супергерою удается играючи. В поезде убивают пассажира, и Роман добивается освобождения своего попутчика Митьки, которого посадили, желая лишь дело закрыть, и указывает правосудию истинного убийцу. Добивается он и возврата поселку здания, где был храм, а потом находилась тюрьма, и начинает храм восстанавливать, привлекая и других к этому богоугодному делу. Прекрасный сюжетный ход, который мог стать стержнем умного, глубокого фильма. Восстановление полуразрушенного храма — восстановление таких же порушенных душ человеческих. И вот, казалось бы, наконец тот самый положительный герой, делать жизнь с кого, по кому истосковались зрители. Надежный, честный, сильный, Православный, воплощающий идею активного добра. Роман и за бедных китайцев вступится, строящих что-то на нашей земле за высоким забором, и пожалеет о  бритом китайце, гулявшем с русской девушкой, которого убили за это русские парни. А ведь подобная ситуация в киноленте воспринимается не как частный случай убийства, которое, понятно, не может не вызвать возмущения, а как художественное обобщение. Авторы фильма, видимо, никогда не слышали о том, что китайцы уже активно заселяют Дальний Восток и потихонечку проникают и в другие российские города. Китайцы в знак благодарности Роману дружной толпой несут большой крест, который должны водружать на главку храма. Странный символ: среди своих, русских, никого для такого дела будто бы и не нашлось? И этот надуманный экранный случай находится в трагическом противоречии с реальной жизнью: как раз в дни показа фильма «Батюшка» из Владивостока пришло известие о массовом избиении толпой китайцев русских студентов… Но таких странностей в фильме, справедливости ради надо сказать, не так уж много. Зато много земных страстей, как в любом светском сериале. Тут и продавщица местного магазина Маринка, безответно влюбленная в Романа, и ее брат с криминальными наклонностями, и злобный дед, то и дело хватающийся за ружье, и припадочные (!) художник-иконописец с женой, и сватающийся к Елене кандидат в депутаты, и колдун Ковыль, собирающий в свою секту легковерных жителей села. Святые отцы не случайно предупреждали о том, что неполезно нам всматриваться в страстные переживания. Зато человек, который должен бороться со страстями, почему-то подан карикатурно: приехавший в село упитанный молодой монах как огня боится маленькой собачки, но при этом хочет носить вериги и желает в затвор.
Только к концу недоумение, в которое неизвестно зачем ввели нас авторы по поводу названия фильма, наконец-то разрешится — батюшкой станет Роман. 
Все сюжетные линии, как в мыльных сериалах, закончатся хэппи-эндом: Степан выздоровеет и решит принять постриг. Бывший зэк Митька, которого высвободил из тюрьмы Роман, перекуется в ревностного церковного служаку. Злобный дед смягчится. Марина выйдет замуж за участкового инспектора Удалова и забеременеет. Красавица Елена, в которую влюблен Роман, окажется девственницей, а ее дочь — приемной, что эффектно выяснится прямо во время венчания, и каноническое препятствие для рукоположения героя исчезнет. Отец Роман усердно помолится — и колдуна-сектанта Ковыля, с которым в селе не знали как справиться, съест в лесу медведь!
Все легко, удобно, почти магически. Есть храмы, кресты, слова про веру. Но стилистика, дух фильма — мирские. Нет неотмирности Православия, его дивной строгой красоты, очищенной от страстей, всего душевного, земного: красоты аскезы, покаяния, трудного, мучительного преображения души, того, что сделало другой фильм на Православную тему — «Остров» — событием. Может быть, авторам «Батюшки» просто «не хватило пороху» копнуть так глубоко, почему они и утонули в штампах кинематографа на радость массовому зрителю.
И все же фильм «Батюшка» может стать полезным — как напоминание о том, что в эти лукавые времена мы должны заботиться о нашем Православии, чтобы оно не стало для нас чем-то привычным, удобным — внешним. Чтобы мы не роднились с миром, учились жить не землей, а Небом.

Людмила Белкина
08.05.2008
1034
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
1
5 комментариев

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Пожертвование на газету "Благовест":
банковская карта, перевод с сотового, Яндекс.Деньги

Яндекс.Метрика © 1999—2018 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru