‣ Меню 🔍 Разделы
Вход для подписчиков на электронную версию
Введите пароль:

Продолжается Интернет-подписка
на наши издания.

Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.

Православный
интернет-магазин





Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Блаженная схимонахиня Мария», Антон Жоголев

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Сор из избы

Заметки редактора приходской газеты.

Заметки редактора приходской газеты.

Есть народная поговорка, что не надо бы выносить сор из избы. Это в советской печати широко практиковалось, мол, всё-то у нас хорошо — и с надоями, и с выплавкой чугуна, и с культурной жизнью. На деле же далеко не всё было в стране «на уровне», и тот самый сор десятилетиями копился в углах. К чему это привело, всем известно. К сожалению, сегодня скопилось немало «сора» и в церковных оградах, а умилительный елей, изливаемый в Православных изданиях и на сайтах, конечно, не отражает всей реальности. Да, хорошего у нас много, много больше! И все же… Предлагаю читателю несколько зарисовок из нашей церковной жизни. Подумаем вместе, может, пора за веник браться?..

Здравствуй, брат!

Ну, это театр, говорят, начинается с вешалки. У нас всё начинается с паперти, с притвора. И что мы видим каждый раз? Священники говорят на проповедях, что не надо подавать деньги алкоголикам, стоящим у ворот. Но редко какая прихожанка не бросит им мелочь, видимо, считая, что совершает доброе дело. После службы идешь — «бедненькие нищие» уже хмельные, иной уже и встать не может, валяется. Зачем это делается нашими прихожанами, причем многие из них не первый год в храме? Конечно, опустившихся, спившихся людей всё равно жалко. Ну, подай пирожок, яблоко. Деньги-то ведь понятно на что пойдут. Не милосердие получается, а умножение зла. Знаю один пример из жизни. Желая отблагодарить хорошего врача, люди постоянно дарили ему коньяк, водку. Бывало, он выйдет в регистратуру, вернется, а у него на столе — канистра со спиртом. В конце концов талантливый доктор спился. Потерял работу и семью. Хороша благодарность?!

Входишь во двор, в притвор. И каждый раз невольно поражаешься — люди много лет уже ходят в храм, и все мы, причащающиеся из одной Чаши, — братия и сестры во Христе. И как часто они проходят мимо друг друга, не здороваясь. Порой чувствуешь — человек тебя узнал, ты смотришь на него, собираясь поздороваться, а он притворился, что не видит. Почему? Да, по правилам светской вежливости первым здоровается тот, кто моложе или просто лучше воспитан. Но ведь мы-то братья и сестры. Или нет? Если это кого-то утешит, такая же картина и, например, в далекой Грузии. Моя молодая подруга тоже писала об этом — что не хватает единства и любви между прихожанами. Так что — ДАВАЙТЕ ЗДОРОВАТЬСЯ!

Со своим уставом…

Из-за того, что мне очень далеко ездить в родной храм, зимой я несколько раз побывала на службе в других приходах. И увидела, что по крайней мере в двух из них поведение людей отличается от нашего. Если вы когда-нибудь стояли всю службу в нашем притворе, то видели, что здесь творится. Дети кричат, бегают туда-сюда, нередко и взрослые позволяют себе безсчетно заходить и выходить, дверь громыхает, звонят телефоны. А уж о говорильне и упоминать нечего — порой шумно, как на вокзале. К сожалению, без конца ходить позволяют себе и давние церковнослужители храма. Дверь на колокольню за Литургию открывается раз двадцать. На службе в тех двух других приходах у меня было чувство, что нахожусь «в монастыре с чужим уставом». Почти никто здесь не ходил, не разговаривал. И я даже не могла улучить момента, чтоб поставить свечи. Под удивленными взглядами прихожан тихонько протиснулась к подсвечнику. И еще подумалось — когда же здесь свечи ставят? А, «вспомнила»: перед службой или после нее это можно сделать свободно. Кстати, о свечах. Я была в другом храме в поминальную субботу, и мне в лавке не дали сразу десять свечей, кивнув на объявление, что выносить свечи и использовать для сомнительных целей не разрешается. Не раз видела, как у нас в лавке тоже, бывает, не дают свечи иным покупателям, подозревая их в неправильном отношении к святыням. И хотя со второй попытки свечи мне тогда всё же продали, я на себе испытала, как можно обидеть человека подозрительностью. И когда шла ставить эти самые свечки на канунник, чувствовала, как бдительный взгляд прожигает мне спину. Может, мне это лишь казалось, но слезы закипали в глазах.

Отмечу, что наш настоятель многократно говорил с амвона, как надо вести себя в храме. Что дети должны стоять на службе рядом с родителями, а не носиться во дворе, что малышей лучше приносить незадолго до Причастия. Что в Божием доме нельзя разговаривать без необходимости и ходить во время службы без особой на то нужды, и конечно же, особенно во время чтения Евангелия нельзя ходить по храму и разговаривать. Все эти правила известны, но как мы выполняем их?

ДАВАЙТЕ ВЫПОЛНЯТЬ!

Благоговение

В августовском номере нашей приходской газеты была опубликована фотография чудотворной иконы Иоанна Предтечи, Крестителя Господня. В статье внештатного автора рассказывалось, как в поселке Кутулик обновляется этот образ. Еще сообщалось, что от этого образа уже происходят исцеления и икона будет привезена на выставку «Православная Русь». И вот мы с сыном пошли на выставку больше всего из-за этой иконы, хотелось увидеть ее, приложиться. Нашли, приложились, взяли освященную фотографию. И вот через несколько дней после закрытия выставки стою на службе в нашем притворе и вдруг вижу на тумбочке помятую, покореженную фотографию этого удивительного чудотворного образа. Кто-то из наших прихожан (!) уже насмотрелся на нее и принес как ненужную, вот, мол, что хотите с нею делайте, а мне — не надо. Так было больно! Ну не надо тебе — не бери! Мне порой бывает даже тяжко смотреть, как безцеремонно сминают читатели нашу газету со святыми ликами, с иконами, которые я любовно выискиваю в альбомах, в интернете, чтобы порадовать читателей. А уж сколько старых иконок — за ненадобностью! — мы видим выставленными всё на тех же тумбах для пожертвований! Где же оно, наше благоговение, с которым надо относиться к святыне?

Тем, кто уже успел подумать, что вот, мол, столько лет в храме работает, а ничего хорошего не видит, приведу иной пример. Видела, как в Великий пост одна пожилая и больная прихожанка к Распятию прикладывалась. Она медленно и тяжко оплыла к подножию Креста со своего металлического приспособления, без которого уже не может ходить. Припала к полу, медленно поднялась на коленях и с заплаканными глазами лобызала ножки Спасителя Христа. Припадала к образу Богоматери, к образу святого Апостола Иоанна. Сколько же любви, тайны, БЛАГОГОВЕНИЯ было в ее тяжких усилиях, глазах, слезах! Как прекрасен может быть человек в своей искренней вере!

ДАВАЙТЕ БЛАГОГОВЕТЬ!

Вера без дел мертва

У той же молодой подруги прочла, как они у себя на приходе в Тбилиси повесили объявление, чтоб люди собирались после службы, сообщали, кому в чем надо помочь, словом, хотели как-то расшевелить приходскую жизнь и взаимопомощь. Не стану описывать, как жалконько всё это закончилось. Но нашелся-таки у них один мужчина, который после стал помогать пожилым нуждающимся прихожанам. Ведь далеко не всегда нужны только деньги. Порой надо просто выслушать человека, пожалеть его, порой просто починить крышу или компьютер, вскопать огород.

Давно заметила некоторых наших прихожанок, что с елейным видом и долу опущенными очами стоят на своих местах на службе. Глянешь на них, ну, думаешь — тебе далеко до их благочестия… Наверное, из таких сердец льется поток милосердия и добрых дел. Но вот один раз напечатали мы объявление, что надо бы помочь сиротам нашим Маше-Ване, что крест на могиле их убиенной матери надо поменять. Денег немного попросили и другой помощи. Эти прихожанки, что со «своих» мест, не подошли. Другую Господь послал, зовкую на чужую боль, она многим помогала и помогает. Лицо ее любовью и лаской светится, и ребятишек этих сирых она полюбила! Бабушки наши от пенсионных щедрот собрали деньги. Так умилительно: «Катя — 200, Наташа — 150…». Не с нашего, с прихода в честь Ксении Блаженной парень, который и не знал убиенную Ксению, предложил установить на кладбище новый крест.

Попросили в газете хоть немного помочь конкретной семье беженцев из Украины. Одна раба Божия у нас откликнулась. Одна!

Порой, замещая наших распространителей, стою с нашей газетой у двери храма. Вы бы видели, с какой скоростью, с какими лицами несутся мимо люди, словно не из храма святого, а с пожара. До чужих ли бед, до чужих ли дел тут?.. Просфоры скорее взять — и в автомобиль… Чем же мы отличаемся от людей светских? Нужны ли друг другу, готовы ли утешить, прийти на помощь, если мы действительно община, братия и сестры во Христе?

ДАВАЙТЕ ПОМОГАТЬ ДРУГ ДРУГУ!

Многострадальная дверь

Последний рассказик — больше для смеха. Хотя скорее — для смеха грустного.

Пару лет назад у нас в редакции поменяли дверь. Но как-то забыли заштукатурить выломленные дыры по ее периметру. Сначала я обращалась по адресу — к нашим хозяйственникам. Обещали. Много раз. Но у них действительно много более важных дел. Дверь обмерзала. Я решила действовать сама — попросила нашего прихожанина привезти цемент (тяжелый — сама не допру). Купил. Привез. Денег не взял. Спаси его Господь! Теперь можно было бы огласить список людей, которые обещали раствор пустить в дело и наконец-то многострадальную эту дверь оштукатурить. Но зачем это читателю? Обещанного, как известно, три года ждут. Теперь уже год остался до обозначенного трехлетнего срока. Подожди еще, дверь!
А может, прочитав эти заметки, кто-то придет и просто предложит помочь?

ДАВАЙТЕ ВЫПОЛНЯТЬ ОБЕЩАНИЯ!

Да не придет кому-то помысл, будто не вижу ничего доброго, что было и есть на нашем замечательном приходе. И воскресную школу-то сколько лет наш настоятель тянет, и газета приходская худо-бедно выходит, и библиотека у нас знатная, на весь город известная. Ансамбль молодежный есть, беседы проходят интересные и полезные для души. И столько замечательных людей трудится на приходе. И прихожане — тоже замечательные. Но досадные нестроения, о которых сегодня шла речь, к сожалению, тоже есть. И, думаю, не только у нас. Так оглянемся на себя. И постараемся что-то исправить.

Людмила Листова,

редактор Православной газеты «Верую!» Михаило-Архангельского храма, г. Иркутск.

887
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
2
2 комментария

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Содержание:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Православный
интернет-магазин



Подписка на рассылку:



Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:
Пожертвование на портал Православной газеты "Благовест":

Вы можете пожертвовать:

Другую сумму


Яндекс.Метрика © 1999—2024 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru