Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:




Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.







Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Святыни

Царская реликвия

Почти сто лет хранилась во Франции рубашка святого Страстотерпца Цесаревича Алексия. Теперь она в России, в Самаре.

Почти сто лет хранилась во Франции рубашка святого Страстотерпца Цесаревича Алексия. Теперь она в России, в Самаре.

Нечаянная радость ожидала пришедших на Литургию и молебен в воскресенье 30 ноября прихожан храма в честь Царственных Страстотерпцев, что при самарской Православной школе № 54. Прихожанин этого храма раб Божий Андрей привез в храм для поклонения верующих — ненадолго, на несколько дней — несколько крестов-мощевиков с частицами мощей многих святых, частицами Животворящего Креста Господня и Ризы Господней, другие редкие святыни, в том числе и связанные с Императорской Династией Романовых. Это и икона из числа тех, которыми одаривали подданных в память о своем бракосочетании Государь Император Николай Александрович и Императрица Александра Федоровна, и икона, написанная в честь спасения Царской Семьи во время крушения поезда в Борках (в нижней части иконы даже изображен маленький паровозик… ).

И — подлинная нижняя рубашка Цесаревича Алексея.

Белая одежда

В 2012 году в одном из небольших городков во Франции проходил аукцион. Самый обыкновенный, местного значения. На таких аукционах можно купить недорого неплохие вещицы. Внимание устроителей аукциона привлекла одна из таких «вещиц», выставленная по достаточно невысокой цене. Нижняя рубашка Царевича Алексея… — откуда эта необычная вещь попала сюда из России? Выяснили, что продают ее наследники служителя Царской Семьи Смирнова.

Цесаревич Алексей в ночной рубашке в тобольской ссылке. 1918 год. Возможно, именно эта рубашка теперь хранится в Самаре.

Эта рубашка вместе с другими личными вещами Августейших узников была привезена в Тобольск. Среди прибывших в ссылку с Императорской Семьей немногочисленных близких людей и слуг был и служитель Смирнов. В Екатеринбурге, в доме Ипатьева, с Государем и его Семьей были оставлены лишь пять человек свиты: доктор Евгений Сергеевич Боткин, камер-лакей Алоизий (Алексей Егорович) Трупп, комнатная девушка и горничная Императрицы Анна Степановна Демидова, повар Иван Михайлович Харитонов и ученик повара Леонид Седнёв. Все они, кроме юного поваренка (его тоже казнили — но намного позже, то ли в 1929-м, то ли уже в 1942-м, данные расходятся… ), были расстреляны вместе с Царственными Мучениками.

Этот крест-мощевик хранит в себе частицы мощей многих святых.

Одни из спутников Августейшей Семьи по ссылке были убиты, другие отправлены в заключение. Служитель Смирнов, которому удалось остаться в живых, был вынужден бежать за границу. Неизвестно, каким был тернистый путь эмигранта. Как и многие соотечественники, унесенные за рубеж кровавым ураганом революции, он поселился во Франции. И то, как бережно Смирнов до конца своей жизни хранил нижнюю рубашку Цесаревича, свидетельствует о его искренней преданности Царской Семье и любви к убиенному Наследнику.

Из Экспертного заключения

Рубашка (сорочка) ночная из белого полотна, присборенная на кокетке; рукава длинные, с манжетами на двух пуговицах; воротник отложной с закругленными углами. Пластрон с застежкой на 4 пуговицах, под ним вышита гладью белыми нитками метка: буква «А» кириллицей под Императорской короной.

Россия. Около 1917 г.

Данная ночная рубашка принадлежала последнему российскому Цесаревичу Алексею Николаевичу. Именно этот факт придает несомненную ценность этой вещи. Сама же по себе рубашка является типичной для того времени ночной одеждой для детей и подростков (пижамы вошли в широкое употребление в Европе и Советском Союзе уже после Второй мировой войны). Ночные рубахи обычно доходили до колен, и потому ее длина (около 135 сантиметров по спинке) указывает на возраст владельца — около 13 лет. В похожей рубашке Цесаревич запечатлен на одной из своих последних фотографий, сделанных в Тобольске.Рубашка Алексея Николаевича сшита из полотна высокого качества, шелковистого и в то же время достаточно плотного и приятного в носке.

Буква «А» с царской короной — вензель Цесаревича Алексея. Такой же вензель вышит белым шелком на рубашке Царевича-Мученика.

В собрании различных российских музеев хранятся костюмы, принадлежавшие последним царским детям, в том числе и Цесаревичу Алексею Николаевичу (Гос. Музей-заповедник «Царское Село», Гос. Эрмитаж, Гос. Исторический музей). В основном это военные мундиры по видам тех полков, чьим шефом он был. Кроме этого, в собрании Государственного Эрмитажа хранятся личные вещи, которые Цесаревич носил в ранние детские годы — младенческое платье, чепчик, пальто, обувь, головные уборы. На зеленой муаровой подкладке детской офицерской полевой фуражки (Государственный Эрмитаж) напечатан золотой краской такой же вензель «А» под Императорской короной, какой вышит и на рубашке.

Однако подобной ночной рубашки в собраниях нет, поскольку после ареста и ссылки в Тобольск Царской Семьи почти все их носильные вещи, оставшиеся в Александровском дворце в Царском Селе, были разобраны теми людьми, которые первыми попали в гардеробные дворца.
И те предметы, которые не представляли художественной ценности и имели исключительно бытовое назначение (а среди них, в первую очередь, было нижнее белье), были изъяты либо для собственного употребления, либо, как в данном случае, на память о членах Царской Семьи.

Первыми владельцами (а точнее, хранителями — О.Л.) этой рубашки была семья лакея Цесаревича, Смирнова. Очевидно, его лакей сохранил светлую память о мальчике «с прекрасными природными качествами: сильным и быстрым умом, находчивостью, добрым и сострадательным сердцем, очаровательной у царей простотой; красоте духовной соответствовала и телесная». (Отец Георгий Шавельский. Из воспоминаний последнего русского протопресвитера русской армии и флота. — В кн. Николай II. Воспоминания. Дневники. СПб., 1994, с.139.) Председатель Государственной Думы М.В. Родзянко вспоминал: «… Я обратил внимание на всех выстроенных в шеренгу лакеев, солдат и казаков. С какой любовью они смотрели на Наследника». (Родзянко М.В.Крушение империи. Харьков, 1990, с. 48.)

Данная же вещь представляет собой редкий памятник истории, связанный с последними днями русской Императорской Семьи, чей 400-летний юбилей отмечается в России в этом [2013] году.

Кандидат искусствоведения Ю.В. Плотникова.

Благословение — с молотка?…

— Да, «Царских» предметов в мире, особенно за границей, не так мало — сохранились многие книги из Царской библиотеки, подарки Царя и членов Царской фамилии, — говорит Андрей. — До нашего времени дошло немало икон, принадлежавших Царской Семье. А рубашки никто не сохранял. Тем дороже для нас сегодня эта, в общем-то, обычная вещь, сохраненная для потомков лакеем Смирновым. Обратите внимание, насколько точно соответствует эта рубашка той, в которой Царевич Алексей был сфотографирован в Тобольске!

Рубашка Цесаревича на аналое в храме Царственных Страстотерпцев при самарской школе № 54.

Я одного не могу понять: как могли люди продать такую святыню! Ведь это безценная реликвия, это Царское благословение всему роду Смирнова! И продать такой раритет за сущий пустяк, 200 евро (это уже в России рубашка была продана совершенно по другой цене) — ну никаких своих материальных проблем наследники Царского служителя решить с помощью этих денег не могли.

… Но, наверное, это произошло по Божьему Промыслу. Иначе раритеты так и лежали бы — и это в лучшем случае! — среди семейных реликвий, в укрытой от посторонних глаз шкатулке.
А так — благодаря этому десятки и сотни людей, для которых это действительно дорого, теперь могут прикоснуться к святыням, ощутить дыхание ушедшей эпохи, помолиться святым Царственным Страстотерпцам.

«Тихий мальчик в рубашонке шел ночной… »

Вместе с завхозом редакции Евгением Ситниковым мы приехали в храм Царственных Страстотерпцев. Протоиерей Иоанн Болгов с красной повязкой дежурного по школе открыл нам дверь храма, а потом и вынес из алтаря некоторые из привезенных сюда на время святынь. И мы с непередаваемым волнением смогли приложиться к крестам-мощевикам, а затем и к рубашке Цесаревича.

Представлялось, что за целое столетие белое полотно, из которого сшита рубашка, должно было стать желтым. Но оно лишь обрело желтоватый оттенок.

… В ночь на 17 июля 1918 года Царскую Семью, едва отошедшую ко сну, подняли с постелей за полчаса до полуночи. Государю и его семье дали сорок минут на то, чтобы собраться, будто бы для переезда в другое место, и свой последний час они встретили одетыми. Но в комнате, откуда больного Наследника унес на руках его отец, еще хранила тепло юного Цесаревича точно такая же белоснежная рубашка, как эта — с Царской короной и вензелем.

Цесаревич Алексей

Снилось мне — летели вороны к сердцам,

Содрогалась мать-земля громадой всей,

Вдоль России по обугленным цветам

Шел убитый Цесаревич Алексей.

Тихий мальчик в рубашонке шел ночной,

И глаза синели болью вековой…

Нес он крест! Дымилось ранками чело…

Много мальчиков кровавых следом шло…

                                           Татьяна Смертина.

Когда отец Иоанн открыл застекленный киот и возложил рубашку на аналой, чтобы Евгений смог ее сфотографировать, на какое-то мгновение показалось, что рядом встали Государь и Цесаревич. Где-то в глубине сердечной осталось ощущение пролившегося из Горнего мира света. И легкая желтизна тонкого полотна в этот краткий миг сменилась ослепительно-белым цветом, какого нет ни в заснеженных горных вершинах, ни даже в облаках…

«… один из старцев спросил меня: сии облеченные в белые одежды кто, и откуда пришли?… И он сказал мне: это те, которые пришли от великой скорби; они омыли одежды свои и убелили одежды свои Кровию Агнца.

Они не будут уже ни алкать, ни жаждать, и не будет палить их солнце и никакой зной: ибо Агнец, Который среди престола, будет пасти их и водить их на живые источники вод; и отрет Бог всякую слезу с очей их» (Откр. 7, 13-17).

Эти ребята из школы № 54 попробовали со сцены рассказать о подвиге своих святых Венценосных сверстников — детей последнего русского Царя.

Отец Иоанн рассказал, что и многие школьники смогли утром в понедельник приложиться к привезенным святыням. Некоторые даже сподобились дважды подойти к аналоям с лежащими на них реликвиями.

А 5 декабря — так совпало, никто специально не подгадывал — в школе прошел вечер, посвященный Царской Семье. Учащиеся этой замечательной школы своими силами исполнили спектакль, посвященный Царским детям. Этот необычный спектакль по произведениям на Царскую тему самарского писателя Алексея Солоницына прошел под руководством заместителя директора по воспитательной работе школы № 54 Елены Евгеньевны Булкиной. На благотворительный концерт в помощь самарским детдомовцам пришли учащиеся нескольких самарских школ. Спектакль пролетел на одном дыхании, дети с большим интересом смотрели постановку, рассказывающую об их Венценосных ровесниках, отдавших жизнь за Христа… А перед началом спектакля его участники — ученик 7 Б класса Валерий Макаров (он играл Цесаревича Алексия), ученицы 11 класса Анна Жоголева (ей доверили играть Великую Княгиню Ольгу Николаевну), Екатерина Пунтус и Марина Скороумова, а также десятиклассница Анна Корабель молитвенно прикоснулись к Царской реликвии — рубашке с вензелем Цесаревича Алексия. И в школьном актовом зале вновь ожили прекрасные и трагические страницы нашей с вами истории.

Ольга Ларькина

1916
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
19
Пока ни одного комментария, будьте первым!

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть


Добавьте в соц. сети:





Яндекс.Метрика © 1999—2018 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru