Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:




Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.







Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Слово пастыря

«Больше делай и меньше говори»

Письмо третье протоиерея Игоря Макарова к своим прихожанам и духовным чадам.

См. также…

Письмо третье.

6 июля 2014 года,

Неделя 4-я по Пятидесятнице.

Владимирской иконы Божией Матери.

Здравствуйте, мои дорогие!

Сейчас мое главное церковное послушание — это исповедь. Об исповеди я и хочу написать сегодня.

Как бывают мучительны наши исповеди! Мучительны и для нас самих, и для священника, принимающего покаяние… Мне кажется, я помню все исповеди, которые тронули меня глубиной и искренностью. Их немного. Это мое богатство, потому что они многое открыли для меня и стали моим личным опытом. Это моя радость, потому что я стал соучастником той самой небесной радости о «едином грешнике кающемся», радости, которую уже не отнять. Сам себе задаю вопрос: в чем же секрет этих немногих трогательных исповедей?

Я уже не раз рассказывал одну простую поучительную историю. Женщина кается старому священнику. Она долго и с большим волнением рассказывает о своих душевных терзаниях. Ей кажется, что исповедь «удалась», что она, по ее собственным словам, «поймала беса за хвост». Поток ее слов и эмоций трудно остановить. Священник стоит рядом, низко склонив голову, и когда женщина наконец замолкает, он говорит: «А ведь в духовной жизни все проще… Больше делай и меньше говори!»

Мы очень много говорим о грехах и так мало о добродетелях. Да, в покаянии заключена великая сила. Но эту силу надо еще найти. Она не в словах сожаления или самоуничижения, и даже не в сильной ненависти ко греху. Истинное покаяние — это скорее желание Добра, чем нежелание зла. Бегство от зла и стремление к Добру — это совсем не одно и то же. Бегство от зла часто паническое, бездумное, шкурное. Оно не имеет определенной цели, неважно, куда бежать, только бы уберечь себя. Так загоняют диких зверей на охоте, чтобы они оказались именно там, где их ждут. Бегство от зла не только безсмысленно, но и опасно. Стремление к Добру, если оно очищено от гордыни, напротив, спокойно, не эгоистично, а главное, оно имеет цель.

Проблема не в том, что мы не знаем, что или как сказать на исповеди, и не в том, что мы уже все сказали и вынуждены раз за разом называть одни и те же грехи, и даже не в том, что мы так сильно грешны. Проблема в том, что мы ничего не делаем для своего исправления! Или делаем так мало, что это можно назвать теплохладностью, которая так ненавистна Богу.

Помните притчу о блудном сыне? Сначала мы видим грязь, в которой мы оказались. Нам противно и стыдно, нам жалко себя, свою загубленную жизнь. Мы плачем. Но это вряд ли можно назвать покаянием. Как много людей останавливаются на этом этапе оплакивания себя. Останавливаются надолго, бывает, и навсегда.

Дальше, по притче, мы должны прийти в себя. Это можно назвать прозрением. Увидеть дорогу, свой путь… Но бывает, слезы саможаления застят глаза. Душевные переживания, эмоции, чувства связывают человека, не пускают его ни вперед, ни назад. И хотя многие считают, что в этих муках есть польза и смысл, мне так не кажется. Духовно ослепленного человека легко обмануть и повести куда угодно. Здесь часты жалобы на то, что мы не видим своих грехов. Этот этап очень опасен, и его необходимо преодолевать как можно быстрее. Надо двигаться дальше.

Впереди путь деятельной жизни, трудов и больших усилий. Дорога домой. Мы должны быть верны своей цели. Но и на этом этапе нас поджидают вражеские уловки. Нас отвлекают на мелочи, на личные цели (творчества, самореализации, жизненного успеха). И мы начинаем блуждать в поисках своего.

Но если мы прошли все искушения и остались на намеченном пути — нас ждет Встреча! Здесь и радость, и удивление. Нас прощают и возвращают нам честь. Мы приходим в свой образ, обретаем себя. Это «второе крещение». Эта Встреча и есть Таинство Покаяния!

А теперь попробуем поискать себя. Где я? В среде плачущих о себе?… В среде ослепленных своими переживаниями?… Или блуждающих в поисках своего?… Все мы переживаем эти этапы, но нам не следует в них оставаться.

Бывает непросто понять, где ты остановился. Нужна помощь священника, духовника. Напрасно этим пренебрегают, полагаясь только на себя. Господь действует через людей мягче, чем через обстоятельства. Необходимость жизненных трудностей и потрясений чаще всего говорит о том, что мы самоуверенны и горды. Не постесняйтесь и спросите у священника после исповеди: «Где я остановился?» И если вы готовы к правде, священник не постесняется вам ответить. Но чаще необходимо время, чтобы подойти к этой правде вместе.

Сегодня канун праздника святого Иоанна Предтечи — пророка покаяния. Его пророчество — это его покаянная жизнь… Покаяние — это не инструмент для того, чтобы сделать себя лучше. Покаяние — это жизненный путь, на котором мы сначала находим себя, а потом, в себе, — Бога. Покаяние — это не только то, что мы открываем Богу, но и то, что Бог открывает нам. Покаяние — это пророчество.

Вновь задаю себе тот самый вопрос: в чем секрет «настоящей», приносящей радость и утешение, исповеди? Думаю, секрет прост: «Больше делай и меньше говори!»

Простите. Не забывайте в своих молитвах.

Ваш протоиерей Игорь Макаров.

2850
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
16
8 комментариев

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Пожертвование на газету "Благовест":
банковская карта, перевод с сотового, Яндекс.Деньги

Яндекс.Метрика © 1999—2018 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru