Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:




Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.







Подписка на рассылку:
Электропочта:
Имя:

Наша библиотека

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)


Блаженный черноризец

Просветитель вятичей преподобный Кукша Печерский.

Просветитель вятичей преподобный Кукша Печерский.

Об авторе. Николай Михайлович Коняев родился в 1949 году. Секретарь правления Союза писателей России. Автор книг о священномученике Вениамине, Митрополите Петроградском, Митрополите Иоанне (Снычеве). Широкую известность получили его биографические книги о поэте Николае Рубцове, писателе Валентине Пикуле. Книги Николая Коняева отмечены премией имени Василия Шукшина, премией имени Андрея Платонова, медалью св. благоверного князя Александра Невского. Живет в Санкт-Петербурге.


«Как добровольно можно умолчать об этом блаженном черноризце… преподобном Кукше, о котором всем известно, как он бесов прогнал, и вятичей крестил, и дождь с неба свел, и озеро иссушил, и много других чудес сотворил, и после многих мучений убит был с учеником своим».

Симон, Епископ Владимиро-Суздальский (1226 г.)

1.

В знаменитом «Поучении Владимира Мономаха» есть упоминание о ставших традиционными для русских князей походах на вятичей: «А в Вятичскую землю ходили подряд две зимы на Ходоту и на сына его и к Корьдну ходили первую зиму».

Хотя и немногословен тут автор, но впервые приводятся в его известии конкретные сведения о племени, которое вот уже несколько столетий старались подчинить себе русские князья.

До сих пор вятичи пропадали в равнодушном небрежении, делающем их неразличимыми среди других «отсталых» племен: «А радимичи, вятичи и северяне имели общий обычай: жили в лесу, как звери, ели все нечистое и срамословили при отцах и при снохах, и браков у них не бывало, но устраивались игрища между селами, и сводились на эти игрища, на пляски и на всякие бесовские песни и здесь умыкали себе жен по сговору с ними; имели же по две и по три жены»…

Теперь же вятичи словно бы проступают из таинственных слухов и поверий, возникают в более или менее конкретных и реальных очертаниях. «Поучение Владимира Мономаха» называет по имени вятичского князя Ходоту, упоминает загадочный город Корьдно[1]

И получается, что косвенно эти подробности подтверждают предание, связывающее апостола вятичей преподобного Кукшу именно с походами Владимира Мономаха.

Предположение, что Кукша мог быть младшим сыном или внуком самого Ходоты и был взят в качестве заложника, не лишено смысла.

Существует предание, что вятичский предводитель Ходота и вся верхушка племени были уничтожены Владимиром Мономахом, когда зимой они вышли из лесных чащоб и устроились на зимовку в городе, полагая, что Владимир Мономах уже покинул их земли…

Вполне можно предположить, что, одержав решительную победу, Владимир Мономах вспомнил, как легко уплывала эта земля из княжеств, построенных Святославом Игоревичем и равноапостольным князем Владимиром, и тогда и посетила его мысль вырастить Кукшу в Православной вере, чтобы, повзрослев, он сумел донести эту веру до своих единоплеменников…

И в принципе, не так уж и важно, что все эти рассуждения не подкреплены фактами.

Ведь совершенно неважно: в угрюмой лесной чащобе, где затерялся легендарный город Корьдно, или на светлом берегу Оки произошла встреча Владимира Мономаха и вятского мальчика Кукши…

Неважно и то, к какой семье принадлежал Кукша…

Важно, что погруженный в молитву князь — «О Владычица Богородица! Отними от сердца моего бедного гордость и дерзость, чтобы не величался я суетою мира сего в ничтожной этой жизни!» — остановил свой взгляд на мальчике, похожем на выпавшего из гнезда птенца.

По приказу князя отвезли Кукшу в Киево-Печерский монастырь, и здесь приняли его иноки в свое заботливое смотрение.

2.

В Киево-Печерском монастыре рядом с Кукшей подвизались «безмездный лечец» Агапит и сын черниговского князя Давида Святославича, первый князь-инок Никола Святоша. В соседних кельях трудились автор «Повести временных лет» Нестор-летописец и первый русский иконописец Алипий…  

Точно так же, как летописец Нестор, который, создавая по поручению Владимира Мономаха в 1116-1117 годах вторую редакцию «Повести временных лет»[2], закутывал в молитву каждое слово своих великих трудов, так и иконописец Алипий не столько красками писал образа, сколько создавал их силой своей молитвы.

Может быть, это уже при Кукше пришел в монастырь заболевший проказой богатый киевлянин… Ни у волхвов, ни у врачей не нашел он помощи, и ему посоветовали умыть лицо из колодца преподобного Феодосия.

Прокаженный так и сделал, но исцеления не случилось. Напротив, все лицо несчастного залило гноем, так что его стали избегать даже близкие из-за исходящего от него смрада.

И тогда человек этот покаялся иконописцу Алипию, что без веры пришел он к святым Антонию и Феодосию.

— Чадо! — сказал ему Алипий. — Хорошо ты сделал, исповедав Богу грехи свои…

После этого взял вапницу[3] Алипий и замазал гнойные струпья на лице больного, а потом привел его в церковь, дал причаститься Святых Таин и велел умыться водой, которой умываются священники.

И тотчас спали струпья, и больной исцелился…

И может быть, Кукша сам был свидетелем пожара, что произошел тогда в монастырской пекарне. Преподобный Спиридон, работавший в просфорне, мантией своей закрыл устье печи, а потом, завязавши рукава у своей рубахи, побежал с нею к колодцу и, наполнив ее водой, устремился назад. Прибежавший на крики иноков Кукша сам видел, что вода не вытекала из рубахи преподобного Спиридона и он благополучно дотащил ее до пекарни и залил разгоревшееся пламя.

Этот Спиридон был простецом, в монастырь пришел из села, и какой бы работой он ни занимался — дрова ли колол, тесто ли месил — всегда читал Псалтирь, которую знал наизусть…

Подвизаясь в Киево-Печерском монастыре, Кукша видел рядом с собою всё: и летописцев, воплощавших в себе книжную премудрость, и иконописцев, способных красками донести свою молитву до Престола Божия, и ту обращенную к Богу простоту, которая способна творить чудеса, нисколько не удивляясь им.

Главное же, как справедливо отметил историк и писатель Алек-сей Юрьевич Карпов: «Едва ли не самой актуальной для образованных русских людей в XI-XII веках становилась идея особой избранности Руси, «в последние времена» пришедшей к Богу.
Лишь недавно крестившаяся Русь, подобно «работникам одиннадцатого часа», претендовала на то же воздаяние, что и народы, ранее пришедшие к Христианству. Более того, буквально принимая евангельскую заповедь: «Будут последние первыми, и первые последними» (Мф. 20, 16), русские книжники не сомневались в том, что Господь, вспомнив о них и приблизив их к Себе именно «в последние времена», проявил тем самым особую заботу о Своей русской пастве… Распространение Христианской веры «от края и до края» Русской земли казалось подлинным торжеством воплощения Божественного замысла, достойным завершением всей мировой истории. И можно полагать, что именно эта идея, а вместе с ней и глубокое осознание своей личной ответственности перед Богом за судьбы мира влекли Православных миссионеров в области, населенные язычниками, в самые отдаленные уголки Русской земли».

3.

В Тульской, Орловской, Калужской, Московской и Рязанской областях и сейчас еще кое-где можно обнаружить курганные группы. Эти практически неразличимые обыкновенным взглядом остатки древних языческих кладбищ хранят непосредственные свидетельства существовавшей здесь культуры.

Киево-Печерская Лавра.

Провожая в последний путь своих соплеменников, вятичи обыкновенно сжигали их тела, а обгоревшие кости помещали в глиняные урны. Дошедшие до наших дней останки позволили Михаилу Михайловичу Герасимову создать портрет-реконструкцию вятичской женщины. Помимо красоты знаменитый антрополог сумел передать ощущение необыкновенной свободы, которое исходит от самого облика его героини.

Как явствует из материалов археологических раскопок, вятичи занимались охотой, бортничеством и рыболовством, разводили крупный рогатый скот, свиней, лошадей. Перенося по мере истощения пашен свои селения на другое место, где снова выжигался лес и где земля снова начинала давать хороший урожай, занимались они и полукочевым земледелием, которое составляло основу их хозяйства.

Жили вятичи в бревенчатых избах с маленькими окошечками, которые во время холодов наглухо закрывали задвижками.

Браслеты, перстни, височные кольца, крестики, амулеты, извлекаемые из их захоронений, не только свидетельствуют о достаточно высоком уровне развития ремесел и в том числе ювелирного дела, но и несут на себе следы заклинательных символов, вводящих исследователей в мир славянской древности.

Путь Кукши в знакомый ему с детства языческий мир начался в Чернигове.

Черниговский Епископ Феоктист до возведения на кафедру был игуменом Киево-Печерского монастыря и наверняка знал Кукшу. Не рискнем утверждать, что это Епископ Феоктист и вдохновил Кукшу на предстоящий подвиг, но предположение, будто Владыка Феоктист не был посвящен в суть затеянного предприятия, выглядит совершенно нелепо.

Почти наверняка знали о намерениях Кукши и князья Олег Святославич Северский и его брат Давид Святославич Черниговский, в княжества которых и входили тогда вятские земли.

Отметим, что князь Олег Святославич Северский скончался 1 августа 1115 года…

Предчувствовал ли он приближающуюся кончину, неведомо. Но так получилось, что торжественное перенесение святых мощей Бориса и Глеба, проходившее 2 мая 1115 года, а заодно и снаряжение Кукши на предстоящий апостольский подвиг в начале июня того же года стали едва ли не последними свершениями князя, который всю жизнь, как выразился автор «Слова о полку Игореве», мечем крамолу коваше.

Обстоятельство это существенное и, видимо, сыгравшее в жизни Кукши чрезвычайно важную роль.

Ведь отправляясь в начале лета 1115 года вверх по Десне, преподобный Кукша не знал и не мог знать, что уже скоро потеряют силу данные князем Олегом обещания и гарантии и ему с его учеником Никоном останется надеяться только на Божию помощь…

Первым на пути Кукши оказался Дьбрянск[4].

В самом названии города — дебрь, ров, поросший дремучим лесом — вместился пейзаж, где началась близ Чашина кургана первая евангельская проповедь Кукши на вятской земле.

Да, местное язычество было развитым и сложным. Местные ведуны, бормоча магические заклинания, способны были определенным образом воздействовать на природные силы.

Преподобный Кукша объяснял, что еще сильнее воздействовала подобная магия на души самих людей, обрекая их на гибель, но его не слышали.

То, что исповедовали местные жрецы, было схоже с заглядыванием в закрытое помещение… Что-то мелькало, что-то мерещилось там — но зачем было подглядывать, бормоча магические слова, если можно было просто отворить дверь, чтобы ясный свет Православия хлынул из нее, освящая самые дремучие уголки сознания?

Кукша и об этом говорил в своих проповедях, но оказалось, что свет этот не воспринимают привыкшие к языческим сумеркам глаза вятичей…

Любопытно, что, как явствует из археологических раскопок, вятичи в верховьях Десны и Оки знали о Христианстве задолго до прихода сюда Кукши. Но Христианство не удерживалось тут, и местные жители снова обращались к язычеству.

Об этом и думал преподобный Кукша, продвигаясь в глубь вятской земли.

Горели костры на берегах, а по воде плыли навстречу сплетенные цветочные венки.

Вятичи верили, будто в ночь летнего солнцеворота деревья переходят с места на место и разговаривают между собой шумом ветвей, а травы наполняются особой чудодейственной силой, способной защитить человека не только от болезней, но от сглаза и порчи, от молнии и урагана, от змей и хищных зверей…

Живой памятью детства отзывались в душе Кукши эти предания, и только молитва защищала от бесовского помрачения.

4.

Печерский Патерик, являющийся основным источником сведений о преподобном Кукше, не содержит подробностей того, как проходила его проповедь.

Но молчание это тоже несет свой смысл.

Опираясь на него, можно, например, определенно утверждать, что Кукша не занимался, подобно преподобному Авраамию Ростовскому, сокрушением изваяний Велеса и разрушением языческих капищ. Если бы он делал это, наверняка об этом сохранились бы упоминания в его Житии. И храмов христианских преподобный Кукша тоже, похоже, так и не успел создать на вятичской земле.

Существуют смутные предания, что он начал возводить вместе с Никоном скитской дом, должно быть, предполагая остановить-ся здесь на зимовку, но похоже, что завершить это строительство не хватило времени.

Все силы преподобного были направлены на главное. Преподобный Кукша понимал, что мало отпущено ему времени, и чтобы успеть освободить сородичей из бесовского плена язычества, следовало показать, что все силы языческого пантеона, которому поклонялись вятичи, ничто по сравнению с силой истинного Бога.

Да, сами вятичи не различали свет, на который указывал им преподобный Кукша, они не воспринимали смысла его поучений, но это не значит, что света этого не различали духи, которым поклонялись вятичи…

Схожим образом поступил святой Григорий Неокесарийский, который, попав в языческий храм, не стал опрокидывать статуй «богов», а просто сотворил обычные свои молитвы и, знаменовав крестным знамением воздух, оскверненный бесовскими жертвами, заставил бесов оставить это место.

Так поступил и преподобный Кукша. Силою своей молитвы он заставил бесов отойти от селений вятичей…

Священномученик Кукша Печерский.

Когда это случилось, местные жрецы не сразу поняли, что произошло. Они просто перестали различать то, что так ясно различали, пока не пришел Кукша. Они уже не могли делать то, что легко делали до появления преподобного…

А помощь языческих «божеств» — тем летом засуха пришла на землю вятичей! — была нужна жрецам как никогда, но Стрибог, по языческим представлениям, повелевавший ветрами, несущими тучи, больше не слышал их заклинаний.

И это было страшнее для местных ведунов, чем разрушение кумирен. Кумирни легко можно было восстановить, но как вернуть ту силу, которая сообщалась им, когда они обращались с заклинаниями и заговорами к своим «богам»?

Тогда и спала пелена с глаз. Ясно увидели жрецы, что это Кукша своим «колдовством» навел глухоту на «божеств», раньше всегда исполнявших их просьбы… Поняли местные ведуны, что это из-за Кукши, из-за его разговоров о каком-то другом Боге разгневались старые «боги» и теперь погибнет урожай и безпощадный голод придет в дома вятичей.

И еще поняли жрецы, что отвечать за это придется им самим!

С них спросят вятичи и за голод, и за засуху, и за «колдовство» пришельцев.

Надобно было поскорее избавиться от них, но как сделать это, если охраняет их слово князя?

5.

Наверное, известие о смерти князя Олега Святославича Северского, которое в начале августа достигло вятской земли, оказалось воспринято и жрецами, и старейшинами как знак свыше, подтверждающий, что им надобно делать с преподобным Кукшей.

Поэтому и суд над преподобным был задуман, чтобы все: и страдающие от засухи поселяне, и оскорбленные Кукшей языческие «боги» — порадовались наказанию его.

Но безстрашно встал перед разгневанными язычниками на берегу заповедного озера преподобный Кукша.

Считается, что только в XVII веке сложился иконописный облик преподобного: «Кукша подобием: власы с ушей мало кудреват, брада долее Сергия Радонежскаго, ризы преподобнические и епитрахиль, в руках четки».

Но наверняка в основу этого канона были положены уже существовавшие тогда изображения, и вполне возможно, что таким, в ризах, в епитрахили, и стоял Кукша в тот августовский день на берегу заповедного озера перед разгневанными язычниками.

— Нет… — сказал он. — Я не колдун и не пользуюсь никакими заговорами, чтобы вызвать засуху. И если засуха пришла, то случилось это по воле истинного Бога, разгневавшегося на вас, упорствующих в своей слепоте и не желающих обрести Свет Православной веры! И надо полагаться не на заклинания и заговоры, а надо принять Святое Крещение и самим обратиться с молитвой к Богу…

И вот вопреки расчетам жрецов и старейшин слова преподобного Кукши достигли сердец поселян.

Одни из них искренне, другие потому, что понимали, что нет у них иной надежды вызвать благодетельный дождь — ведь местные ведуны истощили все заклинания и заговоры! — поверили длиннобородому пришельцу.

И приняли тогда вятичи в водах заповедного озера Святое Крещение от блаженного черноризца… о котором всем известно, как он бесов прогнал, и вятичей крестил

Великим торжеством обернулся затеянный жрецами суд над преподобным Кукшей, но многомудрые ведуны не мешали этому.

Теперь, когда совершилось Крещение, к которому призывал Кукша, когда омыты были поселяне водами заповедного озера, должно было произойти разоблачение дерзкого пришельца. Ведь теперь все, кто верил и кто не верил Кукше, ждали от него чуда.
И обмана ему не простили бы и те, кто искренне поверил его словам!

Теперь надо было, чтобы прошел обильный, побеждающий засуху дождь, а откуда взяться дождю, если ни облачка не видно в раскаленном небе?

Качали головами ведуны. Вздыхали согласно им старейшины. Не нужно было никаких приказов. Люди сами растерзают дерзкого пришельца, когда увидят, что он обманул их.

Преподобный Кукша тоже не знал, откуда взяться дождю…

Никогда еще не молился он о даровании дождя…

Даже когда мальчиком смотрел, как начался пожар в пекарне, и то, кажется, не молился о дожде. Во все глаза смотрел, как преподобный Спиридон, работавший на пекарне, завязавши рукава, набрал в свою рубаху воды в колодце и тащит этот мешок с водой, чтобы залить разгоревшееся пламя…

Мы не знаем, как начиналась молитва преподобного Кукши, вставшего в ризах преподобнических и епитрахили на берегу заповедного озера.

Только отдельные слова — Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое… — и доносятся через столетия, но мы знаем, что молитва эта достигла Престола Божия и, как свидетельствовал Епископ Симон, в результате преподобный Кукша и дождь с неба свел, и озеро — заповедное? — иссушил, и много других чудес сотворил…

6.

После того как заповедное озеро превратилось в облако, а облако излилось благодатным дождем на страждущие от засухи поля, уже не должно было остаться у Кукши врагов и недоброжелателей на вятской земле.

И даже посрамленные жрецы не посмели тронуть преподобного.

Посланцы их нашли Кукшу в лесу, невдалеке от слияния Зуши и Мецны[5], где стоял недостроенный проповедниками скитской дом.

«… По многих муках усечен бысть с учеником своим», — рассказывает о Кукше Епископ Симон.

Никто не знает доподлинно, что тогда произошло.

Однако поскольку обезглавлены мученики были на утренней заре, 27 августа, то получается, что мучениям их подвергли ночью, и значит, сделано это было тайком.

Вероятно, убийцы пытались еще выведать тайну, секреты тех чудотворений, которые явил преподобный Кукша на берегу озера.

Что мог ответить преподобный своим мучителям?

Только одно.

Он посоветовал им покаяться и принять Святое Крещение, и тогда Бог, если обратиться к Нему, даст им то, что им необходимо.

«Кукша, крестя неверных, под венец дасть главу» — гласит
подпись под старинной гравюрой, изображающей обезглавлен-ное тело страдальца.

А на том месте, где было совершено злодейство, возник Страдальческий колодец, который не иссякает и по нынешний день.

«Всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять, а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек, — говорил Спаситель, — вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную» (Ин. 4, 14).

Глухие были места, где совершилось убийство святых…

И может быть, злодеям и удалось бы скрыть свое преступление, но разве скроешь, когда уходят из земной жизни великие святые?

Тогда подвизался в Киево-Печерском монастыре блаженный Пимен Постник. За свои великие подвиги он был награжден от Бога великим даром исцелять недужных и предвидеть будущее, и притом тайное.

Еще когда Кукша обретался в монастыре, предсказал Пимен свою кончину. Но только 27 августа узнал он, что и Кукша уходит одновременно с ним. Придя в церковь, Пимен громко произнес, обращаясь к инокам:

— Брат наш Кукша в сей день против света убиен есть!

И, сказав это, упал замертво.

«Умер в одно время с теми двумя святыми», — свидетельствует в Киево-Печерском Патерике Епископ Симон.

Обезглавленное тело преподобного Кукши было доставлено в Киев, где и доныне святые мощи его почивают в нетлении в Ближних пещерах Киево-Печерской Лавры.

«Мученическою кровию, священне Кукше, / в проповеди Евангелия со учеником ти, блаженным Никоном, честне украсивыйся, / и Пимене, в постничестве светозарно просиявый, / в един день и час внидосте в свет незаходимый, / идеже молитеся Господеви, / да подаст нам велию милость».

7.

Если мы примем 1115 год от Рождества Христова годом мученической кончины преподобного Кукши, то получается, что как раз в те месяцы, когда перевозили тело апостола вятичского в Киево-Печерский монастырь, и записывал Владимир Мономах заключительные слова своего «Поучения»:

«Прочитав эту грамотку, потщитесь делать всякие добрые дела, славя Бога со святыми Его. Смерти, дети, не бойтесь, ни войны, ни зверя, дело исполняйте мужское, как вам Бог пошлет. Ибо если я от войны, и от зверя, и от воды, и от падения с коня уберегся, то никто из вас не может повредить себя или быть убитым, пока не будет от Бога повелено.

А если случится от Бога смерть, то ни отец, ни мать, ни братья не могут вас отнять от нее, но если и хорошее дело — остерегаться самому, то Божие сбережение лучше человеческого… »

Потщимся и мы, читая поучение великого русского князя, делать всякие добрые дела, славя Бога со святыми Его, в числе которых будем поминать и преподобного Кукшу…

Николай Коняев


1 Некоторые историки полагают, что он находился в окрестностях современного села Карники Веневского района Тульской области.

2 Именно эта редакция летописи дошла до наших дней.

3 Вапница — красящее вещество, представляет собой купорос или отмученную мелкозернистую глину.

4 Нынешний Брянск.

5 Современные исследователи предположительно называют местом гибели Кукши и его ученика город Серенск на реке Серене, притоке Жиздры (нынешний Мещовский район Калужской области).


Дата: 20 июня 2014
Понравилось? Поделитесь с другими:
1
5
Комментарии

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail: Ваш телефон:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:





Яндекс.Метрика © 1999—2017 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru