Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:




Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.







Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Взгляд

«Ной» XXI века

В российский кинопрокат вышел фильм, посвященный библейским событиям.

В российский кинопрокат вышел фильм, посвященный библейским событиям.

Об авторе. Людмила Ивановна Белкина родилась в г. Каунас Литовской ССР. Работала в Самаре в областных и многотиражных газетах. С 2001 и по август 2005 года — корреспондент газеты «Благовест». Автор-составитель книг «Игумения Мария» и «Избавительница от бед». Член Союза журналистов России.

Почти сорок дней на съемках американского фильма «Ной» режиссера Даррена Аронофски лил изматывающий, все усиливающийся дождь, дули жестокие ветры, съемочная группа работала в экстремальных условиях, приближенных к «потопным». Что хотел сказать этим Господь?

И что бы сказал реальный Ной, посмотрев картину, которую поставили о нем его далекие потомки в XXI веке? Интересно, что Папа Римский Франциск благословил фильм, а во многих мусульманских странах его запретили.

Апостол Павел в Послании к Евреям писал: «Верою Ной, получив откровение о том, что еще не было видимо, благоговея приготовил ковчег для спасения дома своего; ею осудил он (весь) мир, и сделался наследником праведности по вере» (Евр. 11, 7) .

Премьера фильма состоялась в США 26 марта, а в России уже 27 марта 2014 года. В первый день показа «Ной» собрал в России внушительную сумму — сто миллионов рублей.

История потопа всегда вызывала большой интерес, а в наше время тем более. Мы живем во времена, подобные тем, которые были перед потопом. Зло в мире увеличивается на наших глазах, проникает во всё, его концентрация превысила всякие пределы. Природа изнемогает под неразумным воздействием человека, становится непредсказуемой. Случайно или нет, в кинотеатре перед показом «Ноя» представляли анонсы других фильмов, которые тоже были посвящены теме катастроф. Сейчас наступила эпоха природных, техногенных, нравственных катастроф, которые приближают нас к глобальной катастрофе — концу света, — сопоставимой с потопом.

«Завораживающий и грандиозный фильм» — такое определение актера Рассела Кроу, сыгравшего Ноя, в общем-то, недалеко от истины. Картину смотришь не отрываясь. В ней чувствуется дыхание сверхважного исторического события, и в этом заслуга авторов. Это и необычная тревожная музыка, и эпические картины убитой грехом земли-пустыни, без растительности, с обрубками деревьев, с нагромождением мрачных скал. С женой Ноэмой (Дженнифер Коннелли) и тремя сыновьями — Симом, Хамом и Иафетом — Ной живет вне общества, в пустыне в убогих шатрах, избегая городов, где царят порок, разврат и убийства. Эта маленькая группа людей кажется беззащитной перед окружающими ее со всех сторон опасностями. Семье праведного Ноя то и дело угрожает агрессивная толпа безликих допотопных варваров, грубых, развратных, легко убивающих и животных, и себе подобных.

Но Ной не испытывает страха. Он учит детей жить по заповедям Божиим, беречь природу. И когда Хам срывает цветок, Ной объясняет ему, что «мы берем только то, что используем».

Рассел Кроу в роли Ноя вызывает симпатию и даже восхищение: добрый, мужественный, безстрашный, один среди враждебного мира. Он живет среди зла и не преклоняет перед ним голову, остается чистым и верным Богу. Эмоциональный и серьезный, глубоко переживающий всё, без колебаний выполняющий Божию волю. Актер глубоко внутренне проживает роль, выкладывается в ней без остатка. Как он говорит, «самой трудной работой в моей жизни эту роль сделали не дожди, а тема фильма и ответственность, которую она возлагает». Кроу сумел создать образ яркой, выдающейся личности. Увы, эта убедительность работает, в том числе, и на ложные идеи фильма.

О, если бы режиссер с такой же ответственностью и трепетом подошел к Библии и показал историю Ноя в строгом соответствии с текстом, насколько это вообще возможно. Даррен Аронофски не нашел нужным смиренно следовать за библейским сюжетом, посчитав его, по-видимому, недостаточно драматичным, психологичным и увлекательным. И насытил повествование выдуманными событиями.

Библейский Ной в исполнении Рассела Кроу.

Удивляет та дерзость, с которой он на свой лад толкует Священное Писание. Так, Ной к строительству ковчега, который он в фильме сам построить почему-то не в состоянии, привлекает… падших ангелов - стражей. Огромных сказочных персонажей в виде каменных деревьев. Нам преподносят трогательную историю о том, что после изгнания Адама и Евы из Рая они захотели помочь людям, но Господь разгневался и низверг их в глубины земли. «Мы молили Творца вернуть нас домой, но Он остался глух», — жалуются Ною эти сомнительные стражи. Понятно, что речь идет о бесах. «Добрые» падшие ангелы. Современному искусству не впервой изображать их привлекательными (вспомним популярный у нас роман «Мастер и Маргарита») .

В фильме есть эффектная сцена: к ковчегу приходит толпа во главе с царем Тувалкаином, который угрожает Ною, стоящему одному напротив них. Ной спокойно отвечает царю: «Я не один». Вот тут ждешь чуда вмешательства Божия. Но за спиной Ноя встают… уродливые стражи. А потом, когда начнется потоп и люди станут штурмовать ковчег, стражи станут отбрасывать их, взрывая самих себя, а души стражей будут улетать в небеса.

Отступлений от библейского текста масса. В книге Бытия сказано: «В сей самый день вошел в ковчег Ной, и Сим, Хам и Иафет, сыновья Ноевы, и жена Ноева, и три жены сынов его с ними» (Быт. 7, 13) . Но в фильме ни у Иафета, ни у Хама нет жен. Хам возненавидел отца за то, что тот не взял на ковчег понравившуюся ему девушку, и стал помогать тайно пробравшемуся на ковчег жестокому царю Тувалкаину. По его наущению был готов убить отца.

Известная история о том, как Ной проклял потомство Хама за то, что тот увидел его наготу и рассказал братьям своим, в фильме приобретает другой вид — ведь Хам обижен на отца из-за любимой девушки! Так в картине происходит психологическое оправдание Хама и самого явления хамства, непочитания родителей своих. Современное «толерантное» искусство любит оправдывать Иуду, Хама и подобных им. Так современный человек оправдывает свое зло, размывая границы добра и зла, называя черное белым или хотя бы серым.

Эти придуманные истории своей нелепостью бросаются в глаза. Но есть в фильме и более тонкие духовные подмены.

Как свидетельствует Библия: «Вот житие Ноя: Ной был человек праведный и непорочный в роде своем; Ной ходил пред Богом» (Быт. 6, 9) . То есть он точно знал волю Божию и всегда ей следовал.

Ной в фильме ее знает не всегда. Так, он не сразу понимает, чего от него хочет Бог. Идет к деду Мафусалу (Энтони Хопкинс) : «Я видел воду, несущую смерть. Я должен что-то сделать, я это понял. Но не знаю, что». И дед ему помогает понять, что ему делать. А не Господь.

Ной в фильме почему-то решает, что воля Бога — сохранить животный мир, а его семья должна на обновленной земле жить и умереть, не оставив потомства: «В нас тоже есть порок. Настал час расплаты. Время милосердия прошло». Ной объявляет своей семье, что если у Илы и Сима родится девочка, он ее убьет — чтобы прекратить человеческий род. Так он в фильме понимает свою миссию и волю Бога. Рождаются две сестры, и Ной уже заносит над одной малышкой нож, но убить не сможет. Оставит семью, будет жить один и мучиться чувством вины, что не выполнил «Божью волю». Пока Ила ему не объяснит, что все произошло правильно.

Да и вообще, оказывается, во всем виновата Ноэма! Это она пошла к Мафусалу, обладающему какими-то сверхспособностями, и упросила его исцелить безплодную Илу. Выходит, человеческий род продлился на земле по воле человеческой. Ной упрекает жену: «Ты попросила дедушку изменить волю Творца». Но разве Бог желал уничтожить весь человеческий род?!

Не раз Ной в фильме смотрит с тоской в затянутое тяжелыми серыми облаками небо и не получает ответа: «Разве я не выполнил все, что Ты просил? Почему Ты не отвечаешь мне?» Герой стремится выполнить волю Божию, но часто пребывает в состоянии богооставленности.

Фильм «Ной» — это портрет души современного человека. Особенно западного человека, признающего существование Бога, но по большому счету не верящего в Его всемогущество, помощь, и во всем полагающегося на себя, а также на помощь темных сил. Не умеющего отсекать свою волю, чтобы услышать волю Божию. Поэтому и не способного понять, что означает «ходить пред Богом» и пытающегося объяснить характеры и события с точки зрения своего лжеименного разума.

Так, Даррен Аронофски говорил, что видит Ноя как «темного сложного персонажа, который, пережив потоп, испытывает чувство «вины выжившего». К счастью, в исполнении Кроу Ной темным не получился, но рефлексировать по воле режиссера ему все же пришлось.

Таким противоречивым получился этот фильм. Увы, он больше отражает свое время, чем ветхозаветные события. Хотя надо отдать картине должное: режиссер с библейской фамилией искренне восхищается Ноем и пытается донести до нас свое чувство. Вот если бы убрать все придуманное, какой бы мог получиться фильм! Смотреть его стоит, только если хорошо знаешь библейскую историю и можешь отделять пшеницу от плевел. Смотреть на доброе и мужественное лицо Ноя - Рассела Кроу, воспринимать вибрацию гибнущего мира и… размышлять о себе: тот мир был предназначен воде, этот сберегается для огня. Окажемся ли мы в ковчеге спасения?

Людмила Белкина

1377
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
4
2 комментария

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Пожертвование на газету "Благовест":
банковская карта, перевод с сотового, Яндекс.Деньги

Яндекс.Метрика © 1999—2018 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru