‣ Меню 🔍 Разделы
Вход для подписчиков на электронную версию
Введите пароль:

Продолжается Интернет-подписка
на наши издания.

Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.

Православный
интернет-магазин





Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Блаженная схимонахиня Мария», Антон Жоголев

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

«Stabat Mater»

«Stabat Mater»

Исполнением двух музыкальных произведений о Скорбящей Божией Матери начался Второй Волжский фестиваль духовной музыки.

Дирижер Дмитрий Коган и певица Людмила Жоголева во время исполнения кантаты Перголези.

Исполнением двух музыкальных произведений о Скорбящей Божией Матери начался Второй Волжский фестиваль духовной музыки.

2 апреля в Самарском академическом театре оперы и балета открылся Второй Волжский фестиваль духовной музыки. Праздник духовной музыки предварило видеообращение к самарской публике Почетного председателя фестиваля, Председателя отдела внешних церковных связей Московского Патриархата Митрополита Илариона (из-за зарубежной командировки он не смог присутствовать на открытии фестиваля). В своем слове композитор и церковный иерарх отметил: «Духовная музыка — понятие более широкое, чем церковное пение. Духовной музыку делает ее внутреннее содержание. Многие произведения, не предназначенные для богослужения, нравственно возвышают человека, а значит, приближают его к Богу».

Инициатором и организатором фестиваля вновь стал скрипач с мировым именем, Заслуженный артист России, художественный руководитель Самарской государственной филармонии Дмитрий Павлович Коган. В этот вечер он предстал перед самарцами еще и как дирижер. В первом отделении концерта исполнялась кантата Перголези «Stabat Mater», а также впервые в Самаре было исполнено произведение с таким же названием, но написанное в наши дни композитором Митрополитом Иларионом (Алфеевым). Старинное произведение исполнили солисты Самарской филармонии лауреат международных конкурсов Ольга Ушкова (сопрано) и лауреат международного конкурса, дипломант всероссийского конкурса Людмила Жоголева (меццо-сопрано). В концерте участвовали Хор Академического музыкального колледжа при Московской консерватории имени П. Чайковского (руководитель — заслуженный артист России Леонид Павлов) и Камерный оркестр Самарской филармонии под управлением Дмитрия Когана. Публика на одном дыхании слушала довольно сложное произведение, весь зал с замиранием сердца внимал музыкальному повествованию о Скорбящей Божией Матери. И хотя оба произведения (старинное и современное) исполнялись на латинском языке, никому не потребовался переводчик, ведь все слова были и так понятны и проходили через сердце. В ближайшие дни фестиваль продолжит свою работу как в областной столице, так и в крупнейших городах Самарской области Тольятти и Сызрани.

Вскоре после концерта мы попросили поделиться своими впечатлениями солистку Самарской филармонии, Православную певицу Людмилу Борисовну Жоголеву.

— Все началось с… поступка?

— Наверное, можно так сказать. После сентябрьских гастролей в Челябинске я была под впечатлением от исполнения «Страстей по Матфею». Под впечатлением от общения с Митрополитом Иларионом (Алфеевым), от общения с Дмитрием Павловичем Коганом. Это дало мне большой творческий импульс. И вот тогда я вспомнила о замечательном произведении Джованни Баттиста Перголези, итальянского композитора начала XVIII века. Оно называется «Stabat Mater», в переводе «Мать скорбящая стояла…», а если продолжить перевод названия, то: «…видя страдания Сына Своего единородного». Написано произведение для двух женских голосов. В России сложилась традиция исполнять это произведение с хором, то есть все дуэтные номера поет хор, а арии исполняют солисты. И вот я дерзнула предложить художественному руководителю Самарской филармонии Дмитрию Павловичу Когану дать нам возможность исполнить это прекрасное произведение. У меня замечательная партнерша Ольга Ушкова, мы давно работаем с ней в одной группе в филармонии. Мы обсудили это и решили, что исполнить шедевр Перголези будет сложно, но с Божьей помощью справимся. Встретиться с Дмитрием Коганом нелегко, он не всегда бывает в Самаре. А говорить с ним о чем-то значимом сразу после концерта просто нереально, музыкант сначала должен восстановиться. Ведь Дмитрий Павлович всегда работает с полной отдачей. Тогда я решила передать ему через секретаря номер газеты «Благовест», в котором была статья о наших гастролях на Урале, и еще приложила письмо, которое написала просто от руки, неофициально. В нем было высказано пожелание исполнить произведение Перголези нам с Ольгой Ушковой и с камерным оркестром. Передала письмо, и никто ничего мне не сказал, кроме того, что Дмитрий Павлович письмо получил. Это было еще в сентябре. Но вот проходят месяцы, а ответа все нет. Ну что же, подумала так, что могла я сделала, а там как Бог даст. «Делай что должно, и будь что будет». И вдруг в начале января узнаю, что Дмитрий Павлович решил включить это произведение в программу Второго Волжского фестиваля духовной музыки. Предстояло исполнение в Самаре «Stabat Mater», современной кантаты композитора Митрополита Илариона (Алфеева). А вначале должна прозвучать старинная кантата Перголези… в нашем с Ольгой исполнении…

«Мать Скорбящая стояла…»
В 1735 году итальянский композитор Перголези, едва достигший двадцати пяти лет, но уже широко известный своими операми, резко меняет образ жизни. Из Неаполя он переезжает в небольшое местечко Поццуоли, расположенное неподалеку. Причина тому — начинающаяся чахотка. Перголези обращается к духовной музыке. Среди его сочинений этого года — Stabat Mater.
«Мать скорбящая стояла» — одно из средневековых песнопений, исполнявшихся во время католической мессы. Известно много произведений на этот сюжет и эти слова. По своему содержанию текст очень близок к Православному богослужению.

Мать Скорбящая стояла
И в слезах на крест взирала,
На котором Сын страдал.
Сердце, полное волненья,
Воздыханий и томленья,
Меч в груди Ее пронзал…

Что за скорби и печали
Благодатную терзали
Матерь Просветленного.
Как страдала, как дрожала,
Как в терзаньи созерцала
Муки Ей рожденного.

Кто без слез бы мог суровый
Видеть Матери Христовой
Слезы несравненные?
Кто бы мог без сожаленья
Встретить Матери мученья,
С Сыном разделенные?

Ради грешных искупленья
Зрит Она Христа мученья,
От бичей Грядущего.
Дорогого видит Сына,
Как гнетет Его кончина
Дух Свой предающего.

Мать, любви источник вечный,
Дай из глубины сердечной
Слезы мне делить с Тобой,
Дай и мне огня, так много
Возлюбить Христа и Бога,
Чтоб доволен был Он мной.

(Перевод Афанасия Фета)

Над своей Stabat Mater Перголези работал до последних дней жизни. Не удовлетворенный написанным, он вносил все новые и новые поправки в партитуру, пока смерть не заставила его выронить перо из рук.

— Ваше письмо повлияло на такое решение?

— Я это точно не знаю. Но просто так, наверное, ничего не бывает. Может, Дмитрий Павлович прочитал письмо, а потом вспомнил о нем, когда обдумывал репертуар фестиваля. Он наверняка советовался с Митрополитом Иларионом. Владыка Иларион, я думаю, тоже поддержал нашу идею. И в конечном итоге Бог благословил наши планы. Урок в том, что надо просто дерзать. Стучите, и вам отворится, это в Евангелии сказано. Мы стучали, и вот пришел ответ.

— Тяжело исполнять духовное произведение?

— Я отнеслась к этому проекту как к религиозному поступку. Подготовка к концерту была долгой, прошло несколько месяцев. И все время я просила у Богородицы помощи. И вчера, перед выходом на сцену, и каждый раз перед репетицией говорила: «Пресвятая Богородица, я с Тобой, хочу послужить Тебе пением». Ведь в «Stabat Mater» рассказывается о Ее страданиях, когда Она видит муки Своего Сына. Во вступительном слове Митрополит Иларион сказал, что о страданиях Христа написано много музыкальных произведений, а о страданиях Матери Божией их намного меньше. Есть перевод текста с латыни: «Как Ты страдала, плакала и терзалась, видя муки Сына Своего».

— Перед такой значимой духовной работой принято причащаться, исповедоваться…

— Я так и сделала, правда, не перед самым концертом, а за несколько дней до него, на первой неделе Великого поста, в праздник Торжества Православия. Все это время находилась в необычном состоянии, чувствовала, что подошла к очень значительному рубежу в своей артистической и личной судьбе. Пришло время послужить Богу, принести свои труды во славу Богородицы — не только молитвой, хождением в храм, но и своим трудом певицы. Это большое счастье и большая ответственность.

Репетиции шли на удивление благодатно. Мне было нелегко к ним готовиться. Все время нервничала, молилась Богородице, чтобы Она мне помогла волнение побороть. Ведь певице волнение очень мешает. И вот что удивительно — волнение присутствовало, но только до того момента, когда входила к камерному оркестру, когда подходила к дирижеру. Первые звуки раздаются, и сразу успокаиваешься.

- Вы полюбили это произведение?

Певицы Ольга Ушкова (справа) и Людмила Жоголева во время концерта.

— Я уже давно его полюбила, еще со студенческих лет. Оно замечательное, потому и живет столько веков. И будет жить дальше. Ведь те страдания, которые испытала наша Заступница Матерь Божия у Креста Своего Сына, просто не могут не волновать всех Христиан, как бы далеко по времени ни было это величайшее событие…

— Как вы восприняли современное произведение на эту же тему, даже на те же слова, композитора Митрополита Илариона?

— Кантата Митрополита Илариона хотя и ориентирована на западноевропейскую старинную классическую музыку, но она абсолютно русская по мелодике, по широте звучания, по переживаниям. Наверное, эти два произведения не нужно сравнивать, а только слушать и сопереживать. Меня как слушательницу произведение Владыки Илариона затронуло за душу. Думаю, не меня одну, но и большинство тех, кто присутствовал в этот вечер в зале оперного театра.

— В Великий пост не принято участвовать в увеселениях, концертах. И вдруг — полный зрительный зал. Многие из зрителей прихожане самарских храмов. Были и священники в зале. Почему такое исключение?

— На увеселения, да, нельзя ходить в пост — в цирк не нужно, слушать эстрадную музыку, всякие аргентинские танго. Но наш Духовный фестиваль промыслительно проходит второй раз в Великий пост. Организаторы фестиваля в этом году учли и то, что оказалось не учтено раньше. В прошлом году в Самаре премьера «Страстей по Матфею» состоялась Великим постом, а вот продолжение фестиваля, когда концерты проходили по городам Самарской области, пришлось на Пасхальное время. И это придало выступлениям иную тональность. Ведь «Страсти» должны звучать именно в пост! Теперь весь фестиваль проходит во время поста. На Крестопоклонной неделе в Тольяттинской филармонии и Сызранском драматическом театре прозвучат «Stabat Mater» Перголези, «Concerto grosso» Митрополита Илариона и симфонические фрагменты из «Страстей по Матфею». Наш фестиваль, как и заявлено в его названии, носит духовный характер. И в целом настоящая классическая музыка воспитывает душу, ведет нас к Богу. Оптинский старец преподобный Варсонофий (Плиханков) советовал своим духовным чадам учить детей музыке, чтобы души их становились восприимчивее к молитве, духовной жизни…

После своего выступления я видела вдохновенное лицо Архимандрита Вениамина (Лабутина), когда он стоя аплодировал нам. Он находился в зале как раз напротив меня, и потому я его заметила со сцены… Для меня это большая радость.

Идея создания «Stabat Mater» посетила Митрополита Илариона (Алфеева) еще в 2007 году, когда он работал над «Страстями по Матфею». «В Евангелии от Матфея ничего не сказано о Матери Божией, стоящей у Креста. Но мне хотелось написать сочинение, которое было бы посвящено именно этой теме. Это вечная тема: Мать, плачущая о страданиях своего ребенка, и Божия Матерь, Которая плачет о страданиях всего мира и с молитвой обращается к Своему Сыну — воплотившемуся Богу».
Мировая премьера «Stabat Mater» Митрополита Илариона (Алфеева) состоялась 22 января 2012 года в Москве. Она ознаменовала завершение II Московского Рождественского фестиваля духовной музыки.


Кантата Перголези поется двумя солистками. А это и двойная ответственность — за себя и за своего партнера по дуэту…

— Что такое петь дуэтом!? Сердца певиц в такие минуты должны биться одинаково, как у одного человека. Когда ты один на сцене, то отвечаешь за себя. А тут мы должны вдвоем так глубоко слиться и голосами, и тембрально, и даже духовно. Это гораздо сложнее. Мы с Ольгой уже давно поем дуэтом. Она очень хорошая певица. Ей особенно удается исполнение произведений западноевропейской и духовной музыки. Ольга Ушкова глубокий человек и замечательный партнер. Интересно, что утром перед концертом у нас было одинаковое физическое состояние, ощущение того, «как же это все тяжело». Мне было очень трудно утром, а Ольге, наверное, еще тяжелее. Когда ей позвонила, она сказала: «Люда, у меня в глазах темно». Я ей посоветовала сделать дыхательную гимнастику и успокоила, как могла: «Все будет хорошо». Когда мы встретились в театре, она говорит: «У меня были мысли о том, почему другие женщины живут спокойно и безпечно, а мы с тобой страдаем». Я говорю ей: «Ольга, да, мы страдаем, но потом получаем бонусы». Мы действительно получили такой «бонус» после выступления, такой духовный заряд! Мы обнялись и со слезами радости сказали друг другу: «Какие же мы с тобой молодцы!».

Подготовил А. Тимофеев.

Фото Екатерины Жевак.

3324
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
1
1 комментарий

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Содержание:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Православный
интернет-магазин



Подписка на рассылку:



Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:
Пожертвование на портал Православной газеты "Благовест":

Вы можете пожертвовать:

Другую сумму


Яндекс.Метрика © 1999—2024 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru