Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:




Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.







Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Вечное и преходящее

Новые рассказы Православной писательницы из Грузии Марии Сараджишвили.


Об авторе. Мария Сараджишвили родилась в Грузии, в Тбилиси, в 1969 году. Получила образование в Санкт-Петербурге, по специальности инженер-технолог. Живет в родном городе, работает репетитором по русскому и английскому языкам. С 2005 года пишет рассказы на духовные темы. Ее рассказы публиковались в газете «Благовест». Недавно в России у нее вышла книга непридуманных рассказов «Открытые небеса». Мы публикуем новые рассказы грузинской Православной писательницы.

Это была одна из таких встреч, которые как будто нарочно кто-то подстраивает.

Мы столкнулись в дверях, вместе бегали по этажам школы в поисках нужной аудитории английских курсов и в итоге приземлились на одну парту. На перекличке оказалось вдобавок ко всему, что наши фамилии рядом на одну и ту же букву.

Через два-три урока Маико, невысокая крашенная блондинка с легким макияжем, пользуясь шумом от опроса, шепнула:

— Моя старшая дочка мне помогает это все писать. Ей двадцать восемь лет, еще хорошо помнит грамматику.

— Да когда же ты ее родила? — поразилась я. — Мы же ровесницы.

— В семнадцать лет.

— Везет тебе, все пеленки и памперсы давно позади! — говорю ей. — А мне начать и кончить.

— Я тут ни при чем, — отвечает, скользя пальцем по экрану тоненького мобильника. — Это ведь Бог так захотел.

Многообещающее начало. Тем более, что весь прикид Маико никак не вязался со стереотипным обликом верующей. Ни тебе платка, ни изнуренного вида, ни расплывшихся форм. Наоборот, готовый кадр для показа мод «Кому за тридцать».

— Мне мой мамао (духовник) говорит… — начала было Маико, но я перебила ее самым невежливым образом:

— А ты куда ходишь?

— В храм Апостола Андрея Первозванного. — Тут Маико решила блеснуть методом дедукции, так как повелась на мой русский акцент. — А ты, наверное, в храм Александра Невского?

Пришлось ее разочаровать.

И все же ее аккуратно подведенные глаза вспыхнули подлинной радостью.

— Представляешь, я Александра Невского во сне видела!

Сперва подумала, что ослышалась, настолько это было неожиданно. В Грузии многие видят во сне святого Георгия Победоносца. Этим мало кого удивишь. А вот такого стопроцентно русского святого, да еще и покровителя русского воинства, это в Грузии вроде как непатриотично, особенно на фоне сегодняшних политических неувязок.

Маико без всякого смущения продолжала на том же подъеме.

— Он, знаешь, такой молодой, борода светлая. Лицо радостное и спокойное. В военной одежде. Почему-то во сне я сразу поняла, кто он. Хотя раньше про него почти ничего не знала. Я ему говорю по-русски: «Благословите». Потом вопрос задала, который меня больше всего волновал: «Я замуж выйду?». Он кивнул….

Через какое-то время я зашла в церковь Александра Невского и увидела святого князя на иконе, точно таким, каким видела во сне. Потом мне сказали, что это любимый образ нашего Грузинского Патриарха Илии. Он приходит сюда молиться.

После этого я купила икону Александра Невского и с тех пор всегда ношу ее с собой…

Маико тут же полезла в изящную сумочку, вытащила блокнот и показала мне потертую бумажную икону.

Тут сидящие впереди на нас зашикали, и Маико спрятала блокнот на прежнее место….

Казалось бы, зачем мне надо было услышать эту мини-историю. Наверное, чтобы еще раз понять и удостовериться, что Православные святые интернациональны и вечны. Математик привел бы тут пример постоянной функции, а политические реалии сравнил бы с возрастающе-убывающим графиком, зависящим от множества переменных, вызванных нашими амбициями.

Про Ангела Хранителя

В одном дворе на улице Размадзе сидела под старым инжиром странноватая пара и любовалась золотистым закатом.

Он был в комбинезоне, заляпанном краской, она — в розовой блузке, радующей взгляд.

Оба, само собой, «лица кавказской национальности».

Со стороны было не понятно, какого сорта это свидание, деловое или более нежного характера.

— …Я пришел к вере в 1988 году, когда мне было 28 лет, — рассказывал он. — … Жил я тогда, точно «в бездне греховной валялся». Гулял направо-налево, на стройках вкалывал, денег не копил и думал, что это и есть самая настоящая мужская жизнь… Жил я так бездумно, пока меня Бог не призвал.

Еду я как-то по Омску на такси. (Я туда ездил на заработки. Хотел деньги для женитьбы собрать, да ничего из этого не вышло). Проезжали не то лес, не то парк — не помню. Смотрю, среди деревьев золотой луч блеснул. «А ну притормози», — говорю я водителю. Интересно мне стало. Вышел посмотреть. А это, оказывается, солнечный луч от купола церкви отразился и мне в глаза попал. Дошел я до церкви. В то время я так далек был от всего этого, что принял ее за музей. Захожу внутрь, смотрю, картины развешены, а перед ними свечки горят, и бабушка что-то возле них чистит. Удивился я, зачем, мол, тут свечки, так и картины попортить можно. Ну и спросил у бабульки, к чему тут это все. Та в свою очередь удивилась. «Сынок, говорит, это не музей, ты в церковь попал. Сам-то крещеный?» — «Вроде, да, — говорю, — меня в детстве на Украине крестили. Тогда там мой отец сапожником работал».

Вот с тех пор и возник у меня интерес. Почему это должны свечки гореть? Зачем? С какой целью? А я дотошный. Очень технику любил. Нравилось мне любой прибор до винтика разбирать и собирать.

Стал я духовные книжки покупать. Все информации мне не хватало. И так вот тихо-тихо Бога нашел. Ну, я тебе скажу, новый мир для меня открылся. Как приехал из России, каждое воскресенье стал в Александро-Невскую церковь в Тбилиси ходить. Даже удивительно, как я жил без этого раньше. Стал замечать за собой странное.

Захожу туда взбудораженный, сумрачный, а выхожу успокоенный. Опять возник вопрос: почему так? Мне кто-то объяснил про Ангела Хранителя. Сперва мне это все доброй сказкой показалось. Потом мой Ангел себя проявил — мне жизнь спас.

Вышел я как-то из Александро-Невской церкви на проезжую часть. В этот момент как будто меня за ухо кто-то дернул. Я назад обернулся и отошел. Слышу визг тормозов. Прямо на том месте, где я только стоял, маршрутка со всего разгона остановилась. Если бы я не отпрянул тогда — точно меня бы задавило.

Его собеседница слушала, не перебивая. Потом улыбнулась.

— Надо же, как похоже. Хотя всегда была скептиком, а со мной произошло почти то же самое… Меня крестили поздно, в пятнадцать лет. Это произошло по настоятельной просьбе матери. Тогда я была неверующей. После крещения со мной стали происходить вещи, которые я никак не могла объяснить с физической точки зрения… Помню, в девятнадцать лет стояла я на автобусной остановке. Вокруг человек десять, переминаясь с ноги на ногу, ждали автобуса. Вдруг метров за двести от себя вижу машину, летящую на большой скорости. В голове у меня зазвучал голос: «Отойди, а то она на тебя наедет!». Причем голос этот обладал такой силой, что сопротивляться ему было очень трудно. И я отскочила вглубь тротуара метров на десять. Машина с разгона въехала на тротуар точно на то место, где я стояла пять минут назад. Капот с лязгом раскрылся и к моим ногам упал какой-то тяжелый прямоугольный ящик. Аккумулятор или что-то в этом роде. Вот тогда я первый раз в своей жизни с чувством перекрестилась.

Объяснение всему этому пришло намного позже.

Другой случай, когда мой Ангел Хранитель напомнил о себе, произошел после моих первых попыток воцерковиться.

Пошла я как-то за хлебом, прихватив старую мамину сумку. Смотрю, идет навстречу пожилой, ничем не примечательный человек. И вдруг опять в голове тот же явственный внутренний голос: «Смотри, вот это твой отец!». (К слову сказать, на отца у меня была давняя детская обида: «У всех есть, а у меня нет! Зачем он меня бросил?!»). На этом фоне внутренний голос был настолько шокирующим, что я тут же резко повернулась в его сторону, не понимая: с какой стати этот помятый неинтересный тип должен быть моим отцом? И еще раз обернулась. Смотрю, он бежит ко мне и рукой машет: остановись, остановись! Я из любопытства остановилась. Он подбегает и говорит:

— Я твой отец.

— Я знаю, — отвечаю ему.

— Ты не можешь меня знать. Тебе был год, когда мы с твоей матерью разошлись. Я тебя по сумке узнал. Твоя мать носила ее, когда была беременной…

Сколько раз в детстве я представляла себе эту встречу. Как выскажу ему всю накопившуюся за многие годы обиду. А тут… не смогла ничего сказать. Куда-то все пропало при виде чужого человека, отводящего глаза…

Дальше было неинтересно. Ненужные оправдания и пустые обещания. Все то, что обычно говорят немолодые люди в таких случаях, неожиданно сталкиваясь с забытыми ими взрослыми детьми…

Дело было в другом. Состояние тихой духовной радости, в котором я тогда пребывала почти постоянно, тут же сменилось бурей осуждения и злобы. Рассказала я это своим сестрам во Христе и услышала вместо сочувственных ахов и охов невозмутимый ответ:

— Так и должно быть. Ты начала молиться за родителей, хоть через пень колоду, но все-таки поминать отца на утреннем правиле. Вот тебе Ангел Хранитель и показал человека, за которого ты молишься. И осуждение твое тоже понятно. Это всего-навсего доказательство того, что душа твоя еще покрыта греховными пластами. Тебе ох как много еще придется трудиться над собой, чтобы научиться прощать своих должников. А иначе и «Отче наш» читать не имеет смысла.

— Да-а, насчет греховных пластов сказано точно, — думая о чем-то своем, протянул обладатель заляпанного комбинезона, до этого молча глядевший на узкую полоску заката.

Под старым инжиром стало совсем темно. Пора было расходиться. Впереди обоих ждал новый день, а значит, и какие-то еще не сделанные открытия.

Рис. Г. Дудичева

1415
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
2
2 комментария

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Пожертвование на газету "Благовест":
банковская карта, перевод с сотового, Яндекс.Деньги

Яндекс.Метрика © 1999—2018 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru