Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:




Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.







Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

«С Богом ничего не страшно!»

— такими словами завершили свой первый концерт в Самаре музыканты московского ансамбля «Ихтис». Древнейший символ Христианства

Певец Адриан Гусейнов.

— такими словами завершили свой первый концерт в Самаре музыканты московского ансамбля «Ихтис». Древнейший символ Христианства


10 февраля в Самаре впервые состоялся концерт вокально-инструментального ансамбля «Ихтис» из Москвы. Это выступление завершило IV зимний слет Православной молодежи, организованный Центральным благочинием Самарско-Сызранской епархии и клубом Православной молодежи «Татианинцы» при Самарском государственном университете.

Название музыкального коллектива — «Ихтис» — по-гречески означает «рыба». Слово это первые Христиане расшифровывали как «Иисус Христос, Сын Божий, Спаситель» и в годы гонений узнавали по этому символу единоверцев. Название это у ансамбля существует лишь чуть больше года — первый концерт под этим именем состоялся в январе 2012 года. Но вместе выступать участники стали уже несколько лет назад. Они исполняют Православные народные канты, песни и колядки на русском, украинском, сербском, болгарском, церковнославянском, греческом языках, а также произведения на стихи Святителя Николая Сербского, Митрополита Стефана (Яворского) в сопровождении акустических инструментов. В ансамбле есть профессиональные музыканты, которые одновременно продолжают работать в других музыкальных коллективах — например, виолончелиста Петра Акимова многие знают по группе «Ковчег». А Михаил Смирнов (перкуссия) и Иван Смирнов-младший (гитара) играют в коллективе своего отца — гитариста-виртуоза Ивана Смирнова (к слову, оба эти музыканта из «Ихтиса» — племянники известного московского пастыря протоиерея Димитрия Смирнова). Михаил Смирнов к тому же известен как композитор, автор музыки к кино. У солиста группы Адриана Гусейнова и вокалистов Ивана Жежеруна, Сергея Ляховецкого большой опыт пения на клиросе. У Михаила Полторака — консерваторское образование… Всех их объединяет давняя дружба и любовь к духовной музыке. А самое главное — их объединяет живая вера Христова: все участники ансамбля «Ихтис» — воцерковленные Православные христиане, готовые щедро делиться своей верой с окружающими, свидетельствовать о Христе теми талантами, которыми одарил их Господь.

Православный флэшмоб

Два года назад на Святках интернет облетел запомнившийся многим видеоролик. Фудкорт (зона с кафе и закусочными) одного из крупных московских торговых центров, люди за столиками едят, общаются между собой, рядом по эскалатору туда-сюда проезжают посетители с покупками… И вдруг к наряженной елке выходит крупный человек с бородой и начинает петь рождественскую колядку. Следующий куплет подхватывает девушка со звонким «народным» вокалом, один за другим присоединяются другие певцы… Появляется бубен с погремушками, и вот уже весь зал наполнен слаженно звучащими голосами, радующимися о Рождестве Христовом, эта радость передается окружающим, люди останавливаются послушать, улыбаются, аплодируют, подпевают…

Гитарист Иван Смирнов.

Флэшмоб (от английского flash mob — мгновенная толпа) — явление, ставшее возможным благодаря интернету, когда незнакомые люди из разных концов города, а то и земного шара, договариваются в социальной сети или на форуме о некоем совместном действии. Иногда это акции протеста или поддержки, как флэшмоб с фонариками в Самаре против введения московского времени, иногда достаточно безсмысленные действия — скажем, когда улицу неожиданно заполняют люди в темных очках и со свернутой газетой в правой руке и расходятся так же внезапно, как появились, а иногда и просто веселое озорство вроде сезонных «снежных» или «водяных» битв. Популярны молодежные танцевальные флэшмобы в людных местах города: юноши и девушки заранее списываются по интернету, разучивают несложные па, чтобы удивить прохожих массовым уличным танцем…

А вот Православные флэшмобы появились у нас как раз благодаря музыкантам из группы «Ихтис» и их друзьям. До этого Адриану Гусейнову прислали видеозапись с флэшмобом на Рождество на Западе, где люди поют рождественские гимны также посреди торгового центра. Сначала он сомневался, стоит ли копировать чужой образец, но идею неожиданно поддержали знакомые батюшки, единодушно решили: Рождественскому Православному флэшмобу быть! Первый опыт оказался настолько удачным, принес столько радости и восторженных откликов, причем не только от Православных, что на следующий год подобные акции прошли и в других городах, в том числе и на самарской земле, в Тольятти. А на Светлой неделе Пасхальные стихиры и песнопения, народные волочебные песни (поются на Пасху) пели уже на Новом Арбате в Москве.

Вера наша

В 2008 году Адриан Гусейнов и Петр Акимов поехали в Сербию с группой Ольги Арефьевой «Ковчег», участвовавшей там в неделе русской культуры. Музыканты познакомились с известной сербской певицей Иваной Жигон, которая пригласила их вместе поработать над клипом с песней на стихи Святителя Николая Сербского «Вера наша». Этот сербско-русский клип приобрел невероятную популярность в том числе и в российском интернете, а в Сербии подарил песне вторую жизнь. «До этого ее там пели очень редко, она звучала в более медленном темпе и не была так хорошо известна, — рассказывает Адриан Гусейнов. — Так что мы с Иваной стали популяризаторами песни «Вера наша» даже в самой Сербии».

…Посреди летнего цветущего луга, на холме, полуразрушенная церковь. Без кровли, но живая — кое-где к стенам прислонены иконы, горят свечи… Со всех сторон стекаются к ней люди: входит женщина с ребенком, мужчина в пастушьем плаще, бегут по лугу дети в ярких народных костюмах — сербских и русских… Все они собираются в храме, и сквозь балки разрушенной кровли в ясном небе над ними становится виден белый облачный крест — как два пересекающихся следа от самолетов. И вот уже над головами молящихся на месте пустого прогала — синий купол с изысканной росписью, вместо облупившейся штукатурки — алтарная стенка с иконостасом, горящие лампады, — воскресший храм, возрожденный верой, людскими трудами и волей Божией…

— Мы должны были снимать часть клипа в разрушенном храме в Косово, — вспоминает Адриан. — Но поскольку Ивана не только певица, но и известный общественный деятель, то о ее приезде узнали косовские албанцы и ждали, готовили всякие пакости. С нами были дети из России и Сербии, поэтому мы решили не рисковать и не повезли их в Косово, а нашли в сербской деревушке храм, разрушенный еще во время Второй мировой войны. Во время оккупации хорватские усташи согнали туда сербов, жителей этого села, заперли и пытались взорвать здание вместе с ними. Но — чудо! — взрыва не произошло. Они трижды переминировали этот храм, но так и не смогли его взорвать. Потом приехали немцы, они поступили гуманнее усташей и выгнали из здания сербов, но храм все равно разбомбили… И вот во время съемок в этом храме произошло чудесное явление — на небе мы увидели крест. Это не был след от самолета — он появился и исчез на наших глазах. В кадре, если приглядеться, видно, что его лучи слегка расширяются от центра к краям, в разные стороны — от самолета такого не бывает. Для нас это было великим утешением, знаком того, что все делается так, как нужно…

Сербская тема не отпустила, а может, то было особое покровительство Святителя Николая (Велимировича): друзья из Сербии прислали еще несколько песен на стихи этого удивительного святого, мыслителя, поэта, которые группа «Ихтис» теперь исполняет на своих концертах. Поначалу сербский репертуар вообще преобладал, но сейчас его значительно разбавили русские духовные стихи, канты, колядки, духовные песнопения на разных языках, в том числе и очень древние. А вот английская народная песня о Рождестве звучит в исполнении группы частично в оригинале, а частично — на русском и церковнославянском в переводе священника Алексия Агапова.

Музыкальное братство

«У нас несколько критериев подбора репертуара: это должны быть духовные песнопения, не богослужебные, они должны быть испытаны временем, как правило — народные, хотя в редких случаях мы берем и авторские произведения», — поясняет Адриан Гусейнов.

С вокалом «Ихтис» обращается очень аккуратно, не упрощая и не адаптируя под современные ритмы, как это делают эстрадные исполнители народной музыки, а лишь бережно вплетая в подлинное звучание голоса музыкальное сопровождение. «Мне нравится, что у нас не академическое звучание, а скорее народное и церковное», — говорит Адриан. Яркая особенность этого коллектива — его чисто мужской состав, и не потому, что так было задумано заранее, а просто сложилось такое музыкальное Православное братство. И каким же мужественным предстает Православие в их исполнении, какая мощь и сила звучат даже в скорбных народных песнопениях, духовных стихах, а уж радостью, бьющей через край, зал на их выступлениях буквально окрыляется… Нам особенно дороги выступления перед светской аудиторией — есть возможность заронить в души людей семена красоты и пасхальной радости, из которых могут взойти ростки веры.

Адриан Гусейнов сам Православный педагог, он много лет работает со школьниками.

— Самое главное — помочь своим ученикам обрести осознанную, живую веру. Пока дети маленькие, нужно стараться делать их жизнь в Церкви интересной — потому что детское благочестие несколько другое, чем взрослое. И еще надо научить их оставаться верными Церкви вопреки тому информационному потоку грязи, который несется на Церковь. Я сейчас преподаю Закон Божий в 11 классе и стараюсь объяснять своим ученикам причину этих информационных атак, объяснять, как нужно на них реагировать и почему нужно оставаться верными Церкви.

Заканчивая концерт, музыканты группы «Ихтис» пожелали участникам слета Православной молодежи «ничего не бояться, а просто идти и изменять этот мир к лучшему. Потому что с нашим Богом ничего не страшно!»

Надежда Локтева, г. Самара.

1973
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
2
Пока ни одного комментария, будьте первым!

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Пожертвование на газету "Благовест":
банковская карта, перевод с сотового, Яндекс.Деньги

Яндекс.Метрика © 1999—2018 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru