Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:




Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.







Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Возвращение образа

Самарский художник Рудольф Баранов завершил работу над большой иконой Христа Спасителя и портретами Святых Царственных Страстотерпцев по заказу самарского отделения Центробанка России.

Художник Рудольф Баранов считает это масштабное полотно с Ликом Спасителя делом своей жизни.

Самарский художник Рудольф Баранов завершил работу над большой иконой Христа Спасителя и портретами Святых Царственных Страстотерпцев по заказу самарского отделения Центробанка России.

Заслуженный художник России Рудольф Николаевич Баранов (в крещении Рустик) только что закончил большую работу над иконой Христа Спасителя и портретами Святых Царственных Страстотерпцев — Императора Николая II и Императрицы Александры Феодоровны. Эти масштабные полотна писались по заказу Главного управления Центрального банка РФ по Самарской области.

Два года назад Рудольф Николаевич Баранов возглавлял Самарскую областную организацию Союза художников России. В то время к нему пришло письмо от начальника Самарского отделения Центробанка Виктора Алексеевича Данилина с просьбой «восстановить историческую справедливость» и написать вновь для банка утраченные после революции икону Спасителя и портреты Царской Семьи.

В письмо была вложена ксерокопия дореволюционной фотографии, где на парадном снимке в зале Самарского отделения Госбанка на улице Дворянской (ныне ул. Куйбышева) были запечатлены сотрудники Госбанка под большой иконой Христа Спасителя, находившейся в самом центре просторного зала. Банковские служащие, и молодые, и в зрелом возрасте, все как один на том снимке в темных костюмах, с накрахмаленными белыми воротничками, элегантными галстуками-бабочками. Уверенные в себе, образованные, благополучные — самарская финансовая элита. Каждое лицо — яркое, неповторимое. Их еще не закружил вихрь революции, не разметал, не изломал их судьбы, не стер и не смешал все индивидуальности в одну серую «советскую» массу. И словно незримо благословляет их Господь Иисус Христос с иконы под резной сенью каслинского литья. С двух сторон от иконы — портрет Государя Императора Николая II и Императрицы Александры Феодоровны.

Глядя на этот исторический снимок, понимаешь, что он мог быть сделан только в Православной Российской Империи.

Под портретом Царя (вот характерная деталь!) — «Указатель учетных нормъ», под портретом Царицы — «Курсъ на% бумаги». Так просто, по-деловому, даже буднично. Ведь Император — Хозяин земли русской, его державной руке подчинен и банк, и финансы.

Царь и Царица еще не отринуты и не преданы своими подданными, пока далеко до ночных выстрелов в Ипатьевском доме Екатеринбурга… На этих портретах они еще не прославлены как святые, они здравствуют, любимы народом, от крестьянина до банкира, и правят сильной, богатой, стремительно развивающейся страной. В конце 1913 года редактор Economiste Europeen Эдмон Тери напишет: «Если дела европейских наций будут с 1912 по 1950 год идти так же, как они шли с 1900 по 1912 год, Россия к середине текущего века будет господствовать над Европой как в политическом, так и в экономическом и финансовом отношении».

Глядя на этот снимок,сделанный до революции в самарском Центробанке, становится понятнее, почему Российская Империя достигла такого величия в самых разных сферах жизни.

…Кто из этих строгих мужчин на снимке остался верен Царю, а кто отступил от верности Государю? Кто сохранил веру в Бога, а кто записался атеистом на всероссийской переписи населения 1937 года? То ведает лишь Бог. Революция все перевернула, все сместила с привычных мест. Храмы разрушались. И наверное одними из первых были содраны обезумевшими людьми со стены главного финансового учреждения Самарской губернии икона Спасителя и портреты Царя с Царицей. Исчезла, видимо, в переплавке кованая сень — искусное произведение уральских мастеров-литейщиков.

Банк же остался на своем месте. Он был нужен любой власти. Все послереволюционные годы в его помещении на улице Дворянской, 112, потом Куйбышевской, не располагалось никаких случайных контор, кроме банка, менялись только его названия.

Сохранилась арка, в которой находилась икона Спасителя, словно напоминание об утерянном Державном прошлом. Однако никто и предположить не мог, что здесь вновь может появиться светлый Лик Спасителя и портреты последнего Самодержца Российского и его супруги.

Но Господь рассудил иначе.

— Было бы грешно отказываться от такого предложения, — говорит Рудольф Николаевич, перед тем как в своей мастерской показать мне свои новые работы. — Когда я увидел эту дореволюционную фотографию, сразу понял, что тут работал серьезный художник. Но я не стал писать Императорскую чету в овалах, ведь овальные изображения лучше подходят для гостиной. Фигуру Спасителя решил сделать даже больше, чем она была до революции. Это диктует архитектура зала и арка, где раньше была икона.

Иконописец Рудольф Баранов завершает работу над иконой Христа Спасителя.

Я сделал пять эскизов иконы Спасителя. Один из них Виктор Алексеевич Данилин утвердил и вывесил в помещении банка с предложением всем работникам высказаться, восстанавливать иконы или нет на их историческом месте. Восемьдесят процентов сотрудников высказались «за». Но полтора года назад на эту руководящую должность, которую занимал Данилин, был назначен другой человек — исполняющий обязанности управляющего банком. Он предложил мне эскизы забрать. Я отнесся к этому так: «Значит, не сподобился написать, недостоин», и эскизы унес. А один эскиз все же оставил им на память.

Когда Главное управление Центрального банка РФ по Самарской области возглавил новый начальник Константин Юрьевич Суриков, кстати, с художественной фамилией, он случайно увидел мой эскиз, заинтересовался, приехал ко мне в мастерскую. Посмотрел все эскизы и одни из них утвердил — тот, где Господь идет по облакам. Мне этот вариант самому тоже нравится.

Написать пятиметровую фигуру в условиях мастерской и без лесов очень сложно. Когда сделал рисунок и начал работать, я уже был готов отказаться от дальнейшего исполнения этого большого замысла. Но тут я где-то прочитал, что знаменитый художник Василий Иванович Суриков свое четырехметровое полотно «Боярыня Морозова» писал в небольшой мастерской, сматывая и разматывая холст. Так же стал делать и я. Икона Спасителя размером 6 на 2,5 метра писалась частями. За образец я взял объемное афонское письмо настенных росписей храма Христа Спасителя. Небо написал мой сын Павел — у него изумительно получаются облака.

Над изображениями Императора и Императрицы надо еще провести тонкий золотой нимб — ведь они канонизированы Церковью. Только весной я делал портрет преподобномученицы Елисаветы Феодоровны для Марфо-Мариинской обители, и вот в этом году сподобился написать и ее Царственную сестру.

Работа закончена, жду ее утверждения. Это работа всей моей жизни. Я реставрировал много икон, какие-то сам писал. Но это особый случай.

Я волнуюсь: предстоит сложнейшая процедура наклейки холста большой иконы на стену. В банке уже работают дизайнеры и осветители — там будет сложное освещение, рассеянное и точечное.

…Вот что сказал корреспонденту «Благовеста» протоиерей Дионисий Толстов, клирик Свято-Вознесенского собора города Самары после посещения им мастерской художника: «Иконы мне понравились, они вполне соответствуют каноническим требованиям. Сама композиция — Христос Спаситель в центре и Царская чета — более чем удачная, в ней есть что-то знаковое. Тот факт, что в банке хотят восстановить иконы, очень радует. Они будут освящать деятельность этого очень важного учреждения. Это незримое участие и покровительство Господа Иисуса Христа и Царственных Страстотерпцев в политике, экономике, устроении нашего государства».

Игумен Григорий (Дружинин), клирик Свято-Богородицкого Казанского мужского монастыря села Винновка Самарской области тоже на днях побывал в мастерской у художника Баранова и осмотрел иконы: «Меня радует, что иконы будут вновь находиться в таком значимом финансовом учреждении. И что банкиры решили повесить у себя в здании святые изображения. Господь Иисус Христос и святые Царственные Страстотерпцы будут благословлять их работу. Может быть, сотрудники банка станут им молиться. Возможно, постепенно произойдут благие изменения, которые могут затронуть и всех нас».

Банкиры дореволюционной России наверняка знали, что они обязаны трудиться не только для своего личного процветания, а прежде всего для процветания всего народа, укрепления Государства Российского. В этом состояло их призвание, служение, жизненный подвиг. Его легче и радостней было нести под благословляющей десницей Божией, под ясным чистым взглядом Самодержца Российского. Впереди нас еще ждет торжественная установка этих реликвий в главном финансовом учреждении нашей губернии. Но уже сейчас понятно, что это очень важное и большое событие, после которого многие люди вздохнут с облегчением и радостью. Несмотря ни на какие трудности, все-таки важно осознавать, что наша жизнь, и в том числе экономическая, финансовая, зависит не столько от кризисов где-то за океаном, а в первую очередь от Христа Спасителя, вознесшего над нами Свою благословляющую руку.

Людмила Белкина

Фото Максима Баранова.

1656
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
3
2 комментария

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Пожертвование на газету "Благовест":
банковская карта, перевод с сотового, Яндекс.Деньги

Яндекс.Метрика © 1999—2018 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru