Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:


Продолжается Интернет-подписка
на наши издания.

Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.






Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Блаженная схимонахиня Мария», Антон Жоголев

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

«Хвалите Бога во Псалтири и гуслех»

Странствующий гусляр и сказитель Андрей Байкалец — один из тех, кто собирает сегодня по крохам утраченную великую русскую культуру.

Странствующий гусляр и сказитель Андрей Байкалец — один из тех, кто собирает сегодня по крохам утраченную великую русскую культуру.


Фестиваль Православной культуры «Царские дни» впервые прошел в Екатеринбурге с 19 по 21 июля 2002 года в рамках Дней памяти Царственных Мучеников.
Центральной фестивальной площадкой стала Вознесенская горка — напротив Храма-на-Крови. Все, кто выступал на летней сцене, видели прямо перед собой вознесшуюся в небо величественную красно-кирпичную громаду храма на месте Ипатьевского дома, где в подвале в июле 1918 года была расстреляна Царская Семья.
В фестивале приняли участие приехавшие из разных городов России церковные хоры и фольклорные коллективы, звонари, иконописцы, певцы, Православные литераторы, художники, фотографы, гончары, Русский Духовный театр «Глас» (Москва), шел фильм режиссера В. Рыжко «Русская Голгофа».
Приветствуя участников фестиваля, Архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий призвал Божие благословение на их труды и сказал: «Наши отцы все, что ни делали, стремились основывать на вере Православной, нравственном законе, и они преуспели во многом. Мы, жалея о потерянном, желаем по крохам вновь восстановить порушенное и дать настрой нашим людям, которые имеют большие таланты от Бога, вновь строить все ценное по заповедям Божиим, чтобы все дышало благодатью Божией. Этот дух Православия, дух веры, благочестия так необходим нам для созидания сильной крепкой страны».

Странствующий гусляр и сказитель Андрей Байкалец — как раз один из тех, кто собирает сегодня по крохам, по выражению Владыки Викентия, утраченную великую русскую культуру. Он начал свое выступление с прекрасного стихотворения Сергея Бехтеева «Царь»:
Царь — это солнце блистательной славы!
Царь — это гордость страны!
Грозная сила могучей державы,
Страшный врагам без войны.
..Царь — это вдовьи отертые слезы,
Труд безмятежный в глуши.
Царь — это лучшие, светлые грезы
Любящей русской души.

Зрителям он представился так: «Аз многогрешный Андрей Байкалец приехал от вод священного озера Байкал, чтобы помолиться на русской Голгофе, месте страдания нашего благоверного Царя-Мученика и Страстотерпца, Царя Николая». Мне удалось поговорить с Андреем за кулисами фестивальной сцены, где его обступили местные музыканты, расспрашивая о его инструментах — гуслях, лире. Задала свой вопрос и я.
— Андрей, вы играете на гуслях, расскажите об этом редком сегодня инструменте.
— Это библейский, духовный инструмент. Из Библии известно, что гусли — это первый музыкальный инструмент, он положил начало всей музыки. Пра-прадедушкой сегодняшнего рояля являются как раз гусли — струнный инструмент. А духовой инструмент, с которого я сегодня начинал на фестивале, — это наша простая сопелка, ею пользовались пастухи — те музыканты, которым было первым возвещено о Рождении Христа.
— В Библии сказано, что Давид воспел Господа на гуслях. Вы не случайно их выбрали?
— Вы видите, у меня как раз вырезана на гуслях церковнославянской вязью цитата из псалмов Царя Давида. «Хвалите Бога во Псалтири и гуслех, хвалите Его во струнех и в органех». На гитаре, например, невозможно играть былины, духовные стихи.
— Андрей, вы много лет до этого были рок-музыкантом, барабанщиком в сибирской рок-группе «Ностальгия». И поэтому можете сравнить изнутри рок-музыку и то, чем занимаетесь сейчас.
— Любой человек должен творчески развиваться. Музыканты — это люди, у которых тонкая душа, тонкое восприятие звуков. А звуки даются Свыше, от Бога. Превращаясь в гармонию, в пение, они должны служить прославлению Имени Божия. Музыкант, начиная с душевного, должен со временем прийти к духовному. Как, например, Игорь Тальков, который начинал с душевной музыки, даже со страстной, а закончил на высоком патриотическом уровне. Через Православие человек должен прийти к духовному осознанию того, что он делает, кем бы ни был, тогда он становится на службу и Богу, и Отечеству. И через это служение спасает свою душу.
Когда я занимался роком, все время чувствовал глубокое неудовлетворение, подмену. И потом разобрался, что это музыка страсти, а страсть иссушает душу. А душа должна питаться — благодатью Божией, которая приходит, если человек находится в истинном поиске. Рок-музыка не есть истинный поиск. Огромное число рок-музыкантов просто погибает. И меня бы это погубило. Рок-музыка приводит к беснованию — или алкоголизму, или наркомании, блуду и даже сатанизму. Я думаю, это не моя заслуга, что я пришел к духовной музыке. У меня было искреннее желание найти эту музыку и встать на служение, и Господь, видя это, послал людей, послал книги.
— Вы один или есть еще в России странствующие сказители и гусляры?
— У нас целое содружество — «Калики», калики перехожие. Замечательный гусляр Юра Стрельников, удивительный музыкант, подвижник, прекрасно владеет колокольным звоном. Валера Гаранин — суздалец. Если посчитать, сколько сейчас одиночных калик в России — хватит пальцев одной руки. Я знаю, что ребята с моих кассет начинают изучать все это, сами делают гусли. Где ни появишься с гуслями, всех это искусство начинает интересовать, даже в монастырях монахи интересуются. Один батюшка сказал, что гусляры идут с проповедью Христа по миру. Калики перехожие давали обет безбрачия, нестяжания, это были по сути странствующие монахи, не скоморохи. А скоморошество строго пресекалось. Во времена Царя Алексея Михайловича даже были целые бунты против скоморохов, сжигали их инструменты, потому что они были глумники, люди неверующие, и Царя-батюшку хулили, и власть.
— Как вас воспринимают люди?
— Когда выхожу на сцену, мой наряд иногда вызывает улыбки. А это одежда калики XII — XIV веков, чисто льняная рубаха, сапоги-калиги. Само слово «калики» произошло от слова «калиги», обозначающего род страннической обуви.. Но начинаю петь, и люди понимают, что это не а ля рюс, не фольклор, мы сами говорим, что это этническая музыка — музыка наших предков, наших истоков, корней.
— В чем ее особенность?
— Она не пустая и не развлекательная, и не обрядовая, имеет всегда глубинный внутренний смысл, воспитательный характер, что былины, что духовные стихи. Музыка помогает слову, слово на первом месте.
— Какой у вас репертуар?
— Очень большой, и я стараюсь его постоянно расширять. Это былины, духовные стихи калик перехожих из сборника Кирши Данилова и «Голубиной книги», казачьи и народные песни, еще я сам сочиняю музыку на стихи Сергея Есенина, Николая Рубцова, Великого Князя Константина Романова и пророка-поэта, чья поэзия сейчас пришла к нам из-за границы — Сергея Сергеевича Бехтеева.
— Как родители относятся к вашему странничеству?
— Слава Богу! Маме нравится. Она благодаря моему воцерковлению тоже стала ходить в храм. Раньше я чудил очень сильно, да и сейчас иногда люблю почудить. Но теперь стараюсь держать себя в рамках, потому что звание сказителя, странника-гусляра предъявляет к его носителю очень высокие требования. Кому много Господь дает, с того много спросится. Господь очень много мне дал, открыл — инструмент такой и музыку духовную.
— Расскажите, как вы странствуете.
— У меня есть благословение на странничество. Это один из самых сложных и опасных видов спасения — странничество, паломничество по святым местам. Я стараюсь не просто бродить, как раньше, с барабанами, а идти именно как странник, по монастырям, по храмам, по приходам. Нагружаю на тележку все свои инструменты, сумки, термосы с горячим чаем и хожу. Кто-то подвозит. Если надо срочно ехать, и на поезд сажусь.
— Как вы попали на фестиваль «Царские дни»?
— Очень почитаю Царскую Семью уже двенадцать лет. Я ношу серебряный медальон Царя-Мученика. Мое пребывание здесь — по милости Царской и по молитвам моего духовного отца, который тоже сугубо чтил и старца Григория Распутина, и Царя-батюшку. Мой духовник митрофорный протоиерей Анатолий Яковин (он во Владимирской епархии был духовником благочиния), настоящий старец, почил в Бозе в Дивеево — погиб год назад в автокатастрофе. Он наставлял особо молиться Царю. Я все время ездил к нему в храм, исповедывался у него, набирался духовных сил. Отец Анатолий руководил моим духовным движением, говорил, что то, что я делаю, очень нужно, потому что на эстраде льются хаос и бесовщина. Как радостно было, когда я однажды пел на Пасхальную светлую седмицу, подошел один парень, постоял, послушал, бросил червонец в шляпу, обнял меня и сказал: «Знаешь, брат, слава Богу, что ты есть!» Он услышал настоящую русскую музыку, и его это так внутренне порадовало, что он от всей души сказал эти слова. Господь дает мне силу быть таким — это не моя личная заслуга, значит, это нужно.
— Григория Распутина вы тоже почитаете?
— Очень! Это был великий старец, великий странник. Мало кто знает, что он был в монашеском постриге. Он осуществлял великую миссию соединения батюшки-Царя с простым народом. Хочу приоткрыть одну тайну: режиссер Виктор Рыжко, автор фильма «Русская Голгофа», будет снимать фильм о старце Григории.
Как человек без головы, так Россия без Царя жить не может. Когда в доме нет хозяина, дом можно грабить, что и происходит с Россией. Я чувствую особое небесное заступничество Царственных Мучеников. Когда Святейшему Патриарху задали вопрос, можно ли служить на Ганиной яме на улице, если будет слишком много народу, он очень хорошо сказал, что там, где Царственными останками пропитана вся земля, вся земля является антиминсом. Мы находимся там на самом антиминсе земли русской. Нужно осознавать, что сегодня очень нужна молитва к Царю. Царь-батюшка, его молитвы должны нам помочь.

Людмила Белкина
16.08.2002
1059
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
1
Пока ни одного комментария, будьте первым!

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Пожертвование на газету "Благовест":
банковская карта, перевод с сотового, Яндекс.Деньги

Яндекс.Метрика © 1999—2019 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru