Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:


Продолжается Интернет-подписка
на наши издания.

Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.






Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Блаженная схимонахиня Мария», Антон Жоголев

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

«У нас впереди Святая Русь…»

Интервью с редактором журнала «Всерусский Собор» поэтом Андреем Ребровым.


В гостях у нашей редакции недавно побывали два петербуржца: редактор журнала «Всерусский Собор» поэт Андрей Борисович Ребров и его заместитель лауреат международной премии поэзии, Всероссийских премий имени Николая Гумилева и Александра Прокофьева поэт Владимир Иванович Шемшученко.

— Как рождался ваш журнал?

Андрей Ребров: Еще в свое время по благословению Митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычева) мы организовали Православное общество санкт-петербургских писателей, из него потом вышел Собор Православной интеллигенции, а из всего этого получился наш журнал. Мы и сейчас чувствуем на себе благословение Владыки Иоанна.
«Всерусский Собор» выходит по благословению Архиепископа Тихвинского Константина. Владыка благословил нас на то, чтобы наш журнал способствовал воцерковлению людей. Это не чисто церковное издание, а журнал русской литературы.

— Почему вы дали ему такое название — «Всерусский собор»?

— Это международный литературно-художественный журнал, он поступает и за границу в русские диаспоры, в Казахстан, Прибалтику, несет объединяющую миссию среди русских людей.

— Какова сейчас Православная духовная ситуация в Санкт-Петербурге?

А.Р.: По статистике у нас в городе 56 процентов относят себя к Православным, но воцерковленных всего 4-5 процентов. На богослужениях остались люди наиболее верные, и стало много приходить молодежи.

— В Православном Санкт-Петербурге есть сейчас такая авторитетная ключевая фигура, каким был Митрополит Иоанн?

А.Р.: Есть такие фигуры. Это Архиепископ Тихвинский Константин, который такого же духа, как и Владыка Иоанн, он пишет очень интересные статьи, выступает против глобализации. Это также известный священник Иоанн Миронов. Петербург разный. Это город шопов, банков, музеев — но это и город святынь, город Казанской иконы, мощей Ксении Петербуржской, Иоанна Кронштадтского, Александра Невского. Самый нерусский город России единственный несет в своем названии слово «святой».

— Когда мы были, на ваш взгляд, ближе к Святой Руси — лет 10 назад, когда Православная жизнь только начинала возрождаться и когда мы впервые встретились, — или сейчас? Святая Русь у нас позади или впереди?

А.Р.: Святая Русь — вверху, это понятие вертикальное. За это время передано Церкви и открылось много храмов, Александро-Невская Лавра, открываются Православные школы. Одновременно происходят и апостасийные процессы. Но старцами сказано, что будет еще у нас Православное царство. Я каждые два года путешествую по коренной России. Приезжаешь в какую-нибудь деревню — там полная разруха, мужики пьют, и в то же время заложили храм. Через три-четыре года видишь — построен храм, создалась община, есть библиотека, церковная школа, мужики работают, пить перестали. И так везде. Весь лик России покрыт святыми источниками. Святая Русь поднимается, как град Китеж, из глубин. Я надеюсь, что мы сейчас ближе к Святой Руси, чем десять лет назад.

— О чем рассказывает ваш журнал?

А.Р.: Сейчас все крупные события в стране связаны с Православием. Открытие храмов, освящение часовен, установление памятников святым — у нас в Санкт-Петербурге недавно поставлено два памятника святому благоверному великому князю Александру Невскому. Наша задача — показать идеологию русского возрождения. Наш журнал собирает в себе и литературу, и публицистику, и искусство, и русскую школу. Вышло пять номеров, не считая пилотного.

— Какие ваши публикации вызвали к себе особый интерес?

А.Р.: Наибольший интерес вызывают статьи нашего Епископа Константина, «Мой манифест» писателя Валентина Распутина.

— Андрей, в Казанском монастыре Вышнего Волочка лежат рядом двое мощей: блаженной схимонахини Марии Самарской и вашей блаженной питерской Любушки. Расскажите о ваших встречах с Любушкой.

А.Р.: Я дважды ее посещал, впечатление, конечно, осталось необычное. Она сказала нам: «Молитесь, ничего не бойтесь, делайте свое дело». А второй раз мы ее посещали с нашими писателями. Она, как книжку невидимую, читала у себя на ладони страницы жизни каждого.
Владимир Шемшученко:…А мне запомнилось, что когда мы были в древнем пещерном Костомаровском монастыре Воронежской епархии, духовник этого монастыря всем нарисовал мелом по одному кресту на лбу, а мне — три. Там за последнее время трижды являлся Преподобный Серафим Саровский.

— Владимир, вы — член жюри Грушинского фестиваля авторской песни, который ежедневно проходит под Самарой. Что сейчас происходит с авторской песней?

В.Ш.: Возникла тревожная ситуация. Массовая культура, которая насаждается очень агрессивно, изгоняет из авторской песни творчество, появляются некие усредненные музыка и текст. Я бы сказал, что из песен уходит душа, они превращаются в развлекательный жанр. Современный слушатель хочет чувствовать себя комфортно, в большинстве своем серьезную песню отторгает. За авторскую песню стали платить, и авторы стараются делать то, за что заплатят.

— А Православные на фестивале должны быть?

В.Ш.: Конечно, мы должны нести слово Божие там, где только это можно. И то, что уже два года на Грушинском действует Православная миссия, — очень хорошо.

— Какова, на ваш взгляд, современная русская литература?

А.Р.: Русская литература осталась без героя. Мы помним героев русской классики XIX века, героев советского времени — Павла Корчагина, Василия Теркина. А сейчас в литературе их нет, и от этого в том числе происходят нестроения в нашей стране. Не на чем воспитывать молодежь. Кто же герой нашего времени? Брошено все во многих городах и селах. Все держится на русском батюшке. Он, помимо своего служения, часто и с молодежью занимается, и фестивали проводит, социальные проблемы решает. Герои нашего времени — воин и священник. А батюшка часто сочетает в себе и то и другое, пройдя и Афган, и Чечню, начинает служить Богу в храме. Недавно был канонизирован целый сонм Новомучеников и Исповедников Российских. Какое заступничество у нас на небесах от Небесного воинства, такого нигде в мире нет! Ведь можно воспринимать это как поражение — вот, мол, людей уничтожили, разрушили храмы, но это победа — ведь эти люди насмерть стояли за веру. Это русская победа, та жертва, которая была заложена. Святая Русь впереди — с таким сонмом молитвенников и заступников. Вот неисчерпаемая тема для писателя.
Нас безпокоит, что кто-то ратует за переход на современный русский язык в богослужении. Церковнославянский язык — это язык вневременной, литургический, это духовный стержень великорусского языка. Современный русский язык сейчас тоже находится в апостасии, это газетный язык, и многие писатели сейчас пишут газетным языком, к сожалению. Церковнославянский язык богослужения — незыблемая основа, ее трогать нельзя. Тогда мы потеряем и литературу, она станет окончательно газетной и перейдет на слэнг, на жаргон. Мы стремимся выявить и напечатать в нашем журнале лучшие произведения русской литературы. Такие, как повесть ярославского автора Юрия Бородкина, его героя напутствовала в жизни Казанская икона Божией Матери. У нас есть рубрика «За други своя», где пишем об армии. Писали о шестой роте, погибшей в Чечне. Нам прислали материалы из Пскова, письма и дневники этих ребят, — это были Православные люди. Сейчас русская литература возрождается. Именно благодаря Православию русские писатели находят свой стиль, особое духовное проникновение в суть событий. Но мы замечаем, что сейчас настало время разделения: многие стали окончательно определяться — и в творчестве, и в жизни.

Антон Жоголев
28.11.2003
1070
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
1
Пока ни одного комментария, будьте первым!

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Пожертвование на газету "Благовест":
банковская карта, перевод с сотового, Яндекс.Деньги

Яндекс.Метрика © 1999—2019 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru