Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:




Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.







Подписка на рассылку:
Электропочта:
Имя:

Наша библиотека

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Публикации

Святыни

Древний храм на земле Вятской

Из шести городских соборов Вятки уцелел только один — Спасский.


Из шести городских соборов Вятки уцелел только один — Спасский

Чудо о слепом

Дивная весть разнеслась среди жителей древнего Хлынова. На паперти Троицкой церкви прозрел Петр Палкин, ослепший три года назад. Случилось это после его усердной молитвы перед образом Спаса Нерукотворенного. Никто из хлыновцев даже не помнил, откуда у них взялась эта икона. Большая доска с Ликом Спасителя (на убрусе) находилась над входом в деревянную церковь.
Чудо о слепом произошло 12 июля 1645 года — накануне восшествия на престол Царя Алексея Михайловича Романова. И слух о чуде вскоре долетел до Москвы и коснулся уха Государя, который и повелел доставить сей чудотворный образ в столицу. И тогда Крестным ходом принесли его в Москву. Выйдя за ворота, Алексей Михайлович пал перед Ликом Спасителя на колени. Затем святыня была доставлена в Кремль и установлена на внутренней стороне Фроловской башни. С той поры Кремлевская башня с курантами зовется Спасской — по названию древней вятской иконы.
Но благочестивый Государь не оставил хлыновцев без утешения. Взамен чудотворного образа в Вятку был отдан список с него в серебряном окладе. Согласно летописи чудотворений, за один год от древней иконы Спаса Нерукотворенного из Хлынова было явлено 180 случаев благодатной помощи, а список прославился исцелениями уже по дороге в Вятку.
Почитая этот образ, хлыновцы воздвигли на месте деревянной Троицкой церкви каменный Спасский собор о шести приделах и самой высокой колокольней в городе. В конце XIX века в Спасском соборе было около девятисот прихожан — чиновников, военных, купцов, мещан.
Вскоре грянула революция. Один за другим в Вятке до основания были уничтожены не менее величественные Троицкий, Воскресенский, Богоявленский, Николаевский и Александро-Невский соборы (не говоря о церквях!). Спасся от разрушения только Спасский собор.

Святыня под спудом

Спасский собор — это не просто здание, а целый город под крышей со своими улочками, площадями, лестничными переходами и домами-кельями. Крыша Спасского собора закрывает десятую часть гектара! Внутреннее пространство храма организовано так, что любой человек может найти здесь свой уголок тишины и уединенно помолиться. При любом количестве народа здание не кажется переполненным.
Такую особенность планировки храма использовала советская власть, когда здесь было устроено общежитие педагогического института. Высокие сводчатые залы разгородили на сотни комнат-ячеек и заселили их студентами. Эту давнюю пору вспоминают теперь некоторые прихожанки. Несколько лет назад, когда в Спасском соборе уже начались постоянные Богослужения, при храме трудилась женщина, родители которой в молодости жили в алтаре Казанского придела. И первые шаги в своей жизни она сделала именно в этих древних стенах.
На закате советской власти в соборе квартировал научно-исследовательский институт кирпича «Оргтехстром». В 1990 году директор этого НИИ принимал посетителей из Кировской (ныне Вятской) епархии, которые получили от властей разрешение подыскать для открытия еще одну церковь, кроме Серафимовской. Митрополит Вятский и Слободской Хрисанф с благоговением ступил на это святое место, превращенное в производственную территорию. Повсюду сновали люди в спецодежде, грохотали станки, проводились какие-то испытания. Под сводами нижнего этажа пристроили еще один ярус кабинетов. В одном из алтарей разместился актовый зал. Все внутреннее пространство храма было переделано до неузнаваемости. Спасский собор помрачнел, как древняя икона, покрытая многолетней копотью наших грехов.
Осмотрев этот вавилон, опечаленный Владыка вышел на крыльцо собора и, помедлив, сказал своим спутникам из епархии: «Пока у нас нет возможности принять такой храм».
Но дни «Оргтехстрома» были уже сочтены. Институт приказал долго жить вместе с крушением СССР. Оставлять такое громадное здание без присмотра было нельзя: в начале 90-х годов в стране процветала «растащиловка». Поэтому глава областной администрации В.А. Десятников решил вопрос о передаче храма единым росчерком пера. В день памяти преподобного Трифона Вятского он был приглашен на молебен. И там неожиданно для всех заявил: «Владыка, я подписал распоряжение о передаче Вятской епархии здания Спасского собора».

Возвращение Неба

Приготовить к Богослужениям такой собор было делом невероятной сложности. У молодого прихода не было средств, чтобы оплатить многомиллионные (по тем деньгам) счета за свет и тепло. Не на что было нанять рабочих, чтобы выкорчевать из земли бетонные блоки, служившие опорой для станков. И тогда настоятель собора священник Александр Перминов закатывал рукава и сам брал в руки кувалду…
Постороннему глазу казалось, что храм остается все такой же безликой громадой с глухо задраенными окнами. Но внутри него шла другая важная работа — по собиранию духовных сил. Ибо сдвинуть с мертвой точки такую махину можно было только с помощью Божией.
И эта помощь подавалась в зримом виде. В одном квартале от Спасского собора находилась антикварная лавка. И однажды среди множества старинных икон, выставленных на продажу, там замироточила одна небольшая икона — Спаса Нерукотворенного. Владелец антикварной лавки посчитал невозможным продавать такую святыню и передал ее в Спасский собор.
Второй случай Небесной помощи — до начала регулярных Богослужений был пожертвован в храм другой образ Спаса Нерукотворенного — гораздо большего размера, но совершенно темный. По словам мужчины, у которого хранилась эта икона, образ был найден в деревенской избе почти двадцать лет назад. Его поместили на горнее место в алтарь Екатерининского придела. И через несколько лет заметили, что черная икона просветлела. Она обновляется до сих пор, ведь еще пару лет назад на ней был неразличим цвет одежды у Ангелов.
В прошлом году настоятель Спасского собора протоиерей Александр Перминов привез со Святой Горы Афон редкую икону греческого письма святой праведной Анны с Пречистой Девой на руках. Образ установили в храме, чтобы молодые бездетные пары могли молиться о ниспослании им помощи в рождении детей. И впервые совершая молебен с акафистом святым праведным родителям Божией Матери, отец Александр смутился от такой мысли: «Акафист Иоакиму и Анне, а ведь иконы Иоакима у нас нет!» После молебна к батюшке подходит мужчина с предложением пожертвовать в храм икону. И ведет его на улицу к автомобилю, на заднем сиденье которого лежит образ. Мужчина откидывает с него плат. И батюшка замирает от изумления: перед ним — ростовая икона святого праведного Иоакима!
В одном старинном предании рассказывается, как из города, в котором умаляется вера, вышел и удалился сонм Святых. А здесь — наоборот: после многолетнего запустения храма в него вернулись Святые. И среди них предстоит Богу бывший клирик Спасского собора — священномученик Николай Агафонников, расстрелянный в 1937 году на полигоне Бутово. Его икона написана по благословению настоятеля и помещена на левом столпе центрального придела.
Кстати, Спасский собор стоит на Казанской улице (ныне улица Большевиков), переходящей в старинный Казанский тракт. Несколько лет назад настоятель сменил на фасаде храма табличку с названием улицы — на исконное. Это вызвало волну негодования у некоторых горожан. В те дни отец Александр вошел в историю Вятки своей легендарной фразой: «Спасский собор на улице большевиков — это все равно что храм Христа на улице Иуды».
Название Казанской улицы связано с этим собором: один из его приделов — Казанский. Поэтому в первый год празднования Дня народного единства Божественную литургию в Казанском приделе Спасского собора совершил Митрополит Вятский и Слободской Хрисанф. А среди почетных гостей находился Губернатор Кировской области Николай Иванович Шаклеин.

Соборяне

«У нас трое батюшек, и никто из них любовью прихожан не обижен», — говорят в Спасском соборе. У каждого священника здесь — свой круг прихожан, свое послушание.
Настоятель отец Александр Перминов — восстанавливает собор, заботится о его благолепии.
Иерей Константин Варсегов — ведет пастырскую работу в областном детском перинатальном центре: служит молебны для рожениц, молится о благополучных родах, наставляет женщин в несении материнского креста. Между прочим, он и сам — многодетный отец.
Иерей Сергий Мартынов несет послушание в детском отделении Кировского института гематологии, духовно окормляет детей с заболеваниями крови и их родителей. Эти дети годами лежат в больничных палатах. Многие из них уходят из жизни на глазах своих матерей. Но лейкемией болеют и взрослые…
Эту трудную тему объединила с жизнью Спасского собора удивительная история Светланы Сергеевны Г.
Пенсионерка Светлана Сергеевна приехала в Вятку из Тюменского города Сургута и выбирала себе храм по сердцу. Случайно узнала, что недавно в городе открылся старинный Спасский собор. Она пришла туда вместе с 80-летней мамой и, пройдя под закопченными сводами собора, оказалась в небольшом Екатерининском приделе, сияющем небесной чистотой. Оказалось, что Екатерининский придел освятили в день ее рождения, и это тронуло ее сердце. А слова настоятеля отца Александра, сказанные на проповеди, были словно обращены к ней лично: «Нам нужны не столько ваши пожертвования, сколько ваши воздыхания, молитвы. Не оставляйте наш храм!»
И Светлана Сергеевна осталась в Спасском. Ей нравились доверительные отношения между прихожанами, ласковое обращение священников, совместные трапезы за длинным столом на Пасху, Рождество Христово и на престольные праздники. Полюбились и неспешные исповеди у отца Сергия Мартынова.
Выяснилось, что они с батюшкой живут в одном районе. И тогда Светлана Сергеевна пригласила отца Сергия в гости, собрав у себя дома всех немощных соседок, которые не могли прийти в храм. Батюшка пришел со Святыми Дарами, переоблачился и стал принимать исповедь, для которой была предоставлена отдельная комната. Старушки заходили к нему по очереди, кто с палочкой, а кто с помощью хозяйки. После исповеди все причастились Святых Христовых Таин.
Однажды Господь послал испытание — Светлана Сергеевна заболела лейкемией. И отец Сергий, приходя к больным детям в институт гематологии, навещал и Светлану Сергеевну.
Вскоре понадобилась кровь для ее лечения, и отец Сергий отслужил в храме молебен о здравии, а затем обратился к прихожанам с просьбой помочь больным лейкемией — пополнить банк крови института гематологии. И сам первым сдал кровь.
Время от времени Светлану Сергеевну отпускали домой, и она просила батюшку прийти к ней, потому что уже не могла самостоятельно ходить в храм. Часто у нее подскакивала температура, и тогда она звонила по телефону с просьбой, чтобы отец Сергий за нее помолился. И к вечеру она сообщала по телефону подругам, что ей стало лучше — температура спадала.
А болезнь брала свое — здоровье Светланы Сергеевны таяло с каждым месяцем. Она стала молиться Богу, чтобы ей не умереть раньше своей старенькой мамочки. Наступил момент, когда мама стала отказываться от пищи и слегла в постель. В этот критический момент приехала из Сургута младшая сестра.
К умирающей маме призвали отца Сергия. Он побывал у постели старушки, а Светлана Сергеевна ждала его в другой комнате. Минут через пятнадцать после ухода батюшки произошло чудо: мама на своих ногах вышла из комнаты! Потрясенная этим, младшая сестра на следующий день побежала в церковную лавку покупать Православный молитвослов.
После этого мама Светланы Сергеевны прожила еще пять месяцев. Умерла она накануне Рождества Христова. А полгода спустя Господь призвал и Светлану Сергеевну. И мать, и дочь отпевали в Спасском соборе. Отец Сергий служил панихиды во все памятные дни, а подруги Светланы Сергеевны собирались с мужьями на поминки.
Несколько лет назад настоятель отец Александр привез из Греции в помощь иерею Сергию Мартынову, окормляющему больных лейкемией, икону Божией Матери «Пантанасса» («Всецарица»).

«Яви нам свет Лица Твоего»

Спасский собор обновляется, как древняя икона, мало-помалу, слой за слоем. Уже близка к завершению расчистка первого этажа. Почти десять лет назад начинали его реконструкцию с придела Великомученицы Екатерины. Было в нем тесновато, и люди на службах стояли плотной стеной.
«Однажды я захворала, — рассказывает одна прихожанка, — а когда вернулась в храм после болезни, увидела: люди стоят по-другому — рядами, мужчины справа, женщины — слева. Оказывается, освятили центральный придел в честь Казанского Образа Божией Матери, и храм сразу раздался вширь».
Вернуть собору его царское величие было задачей не из легких. Ведь сохранились лишь самые общие описания интерьеров, например: «Иконостас с 12 колоннами, золоченными на полимент». Пользуясь этой фразой, удалось вписать в центральный придел 12 колонн с киотами для икон, с Царскими и боковыми вратами. Изготовление такого иконостаса обошлось в 100 тысяч евро.
Определяется внутренний облик храма: легкий, воздушный тон потолка и стен, наборный пол из пяти сортов уральского мрамора. Отец Александр весьма придирчив при выборе материалов: это, мол, не деревенская изба, а собор! Постепенно храм приобретает строгие черты классицизма.
На очереди освящение третьего придела — в честь Рождества Пресвятой Богородицы, где полным ходом идет реконструкция. Третье лето подряд возводится над крышей трехъярусная колокольня, которая станет самой высокой точкой в городе (после кировской телевышки).
Да, затраты на реконструкцию собора — огромные. Слава Богу, что у Спасского собора есть такие жертвователи, как компания «Вятнефтепродукт», фирма «Меховая мода» и другие.
А через несколько лет на втором этаже Спасского собора начнется восстановление еще трех алтарей: Вознесения Господня, Святых Апостолов Петра и Павла и центрального — Нерукотворного Образа Спаса.
Между прочим, в XVIII веке отделочные работы в новом соборе велись на протяжении 48 лет. Настоятель отец Александр надеется, что нынешние прихожане собора смогут помолиться в центральном приделе — в честь Нерукотворного Лика Спасителя.

На снимках: почитаемый Образ Спасителя, который сейчас находится в Спасском соборе г. Вятки; так выглядит возрождающийся Спасский собор.

Олег Четвериков
г. Вятка (Киров)
22.06.2007
Дата: 22 июня 2007
Понравилось? Поделитесь с другими:
1
1
Комментарии

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail: Ваш телефон:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:





Яндекс.Метрика © 1999—2017 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru