Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:




Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.







Подписка на рассылку:
Электропочта:
Имя:

Наша библиотека

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Публикации

Святыни

Дорога к морю

На нерукотворных крестах, явленных в доме священника-иконописца Михаила Осипенко, виден образ Распятого Христа.


Собирались мы в отпуск в этом году с каким-то непонятным для нас самих чувством: с одной стороны, конечно, хотелось на море, тем более, что места эти — ущелье Святой Варвары под Анапой — уже были нам известны. Но, с другой стороны, в сердце была безотчетная тревога. Решили довериться Богу: жребий показал — ехать!
Из Самары выехали 2 августа, в Ильин день. Эх, если бы знали мы, что это далеко не случайно… И вот уже мы несемся в машине к югу, к уделу Феодосия Кавказского. Дорога к морю шла через город Крымск Краснодарского края — как было не заехать к священнику-иконописцу Михаилу Осипенко, о котором только недавно было написано в «Благовесте» («Крымское чудо» №14, 2002 г.): в его доме замироточили все иконы… Городок оказался приветливым, утопающим в зелени деревьев, склонявшихся под тяжестью щедрых южных плодов. В местном храме нас познакомили с его дочерью Наталией. Она и привела нас к маленькому домику под номером 6 на улице Лагерной (сообщаем адрес специально для паломников). Наталия вошла первой, спросить у батюшки благословения на наше посещение. Ждать пришлось недолго — батюшка радушно пригласил нас войти.
И вот мы в горнице. В ней ничего не было, кроме икон, рабочего стола и стульев. Но на стенах едва ли местечко свободное найдешь — кругом иконы! В углу под иконами неугасимая лампада расточает вокруг тихий свет. Небольшие окна вливают вечернее мерцание.
Усевшись вокруг рабочего стола, мы, затаив дыхание, наблюдали, как батюшка стал выставлять поочередно одну за другой баночки, наполненные святым миром. И мы впервые увидели миро разных цветов. Причем даже в одной банке нижняя ее часть была заполнена зеленым миром, а сверху — янтарно-желтое, при взбалтывании слои мира не смешивались.
Но еще более удивительно было видеть на границе между двумя слоями зеленого и желтого мира нерукотворный белый, по виду как бы восковой, крест. Когда батюшка взбалтывал миро, этот крест колыхался, повторяя в изгибах рисунок возникающей волны. При этом он не терял своей формы, контуры его оставались четкими. На кресте отчетливо виден рельефный образ Распятого Христа! Приглядываемся — образ Христа словно бы выложен мелкими, радужно переливающимися, самоцветными камушками.
Батюшка поясняет: внутри святого мира идет своя таинственная работа; пузырьки, образованные в миро, не содержат воздуха — потому как они не поднимаются, а опускаются и оседают на границе слоев. Но почему они укладываются в четкий Православный крест?
Батюшка ответил:
— Не знаю. Тайна Божия!.. И как образуется миро — тоже не знаю.
При этом он взял с уголка две баночки и показал нам, как миро стекает с лежащего на дне металлического священнического креста. И обратил наше внимание на лежащий рядом в этой же баночке белый крест: тоже нерукотворный. Интересно, что однажды появившись в баночке, этот крест наутро следующего дня исчез. Исчезнувший крест искали, переживали. А на следующий день он сам опять появился на том же месте. Уходил куда-то? «Не знаем!» — отвечает батюшка.
В другой баночке лежит кипарисовый крест, и рядом с ним — тоже явленный в святом мире нерукотворный крест, такого же белого цвета. Только на нем рисунок Спасителя не выпуклый, а словно нанесенный тонкой, чуть вдавленной вглубь линией. Очень благодатный образ — созданный не человеческой рукой.
— Бывает, что утром с молитвой подойду к баночке, — рассказывает батюшка Михаил, — полная баночка! Когда успело набежать? Не знаю. Я кто? — никто… Это все Бог. Миром Бог освятил кресты, иконы. И нерукотворные кресты — Бог создал… Вот камень: и на нем крест.
На камне для растирания красок проявился каплями затвердевшего мира уже четвертый крест. Подобный воску, но не восковой. Наталия пояснила, что по человеческому любопытству попробовала частичку затвердевшего мира на язык, и оно растаяло. Воск остался бы комочком, приметила Наталия.
Не только иконы, но даже и написанные отцом Михаилом картины на духовные сюжеты мироточат. Среди них — портрет Государя-Мученика Николая II.
Осмотрев все святыни — а их в доме отца Михаила великое множество! — беседуем с хозяином и о чудесах, и о его богатой на скорби жизни.
…Тридцать первый год! Ему, мальчику Мише, было всего девять, брату — семь. Семья Осипенко жила в Москве. Паспортов в ту пору не было, жили со справками. Однажды родителей вместе с детьми приглашают якобы для получения паспортов. Ничего не подозревая, вся семья пришла в назначенное место, где уже было много таких же, как они, «приглашенных». Сначала у них забрали справки, попросили подождать. А вечером всех под конвоем повели на вокзал, загнали в вагоны и повезли в Сибирь — без вещей, без еды… Так в Москве «освобождали» престижные квартиры для партийной элиты.
Доехали до Томска, там всех высадили и объявили: «Вы здесь остаетесь на вечное поселение!» По приказу конвоирующих офицеров им предостояло пешком идти в Надым. Сказали, что за неделю они дойдут. Они спросили, как найти путь. Не заблудитесь, увидите… — уклончиво ответили конвоиры. И действительно, заблудиться было трудно, ведь предстояло идти по трупам людей, таких же как и они, вынужденных «переселенцев». Сотни трупов вымостили дорогу до Надыма. Местные жители устраивали настоящую охоту на путников («Им сказали, что мы враги…», — говорит батюшка): ставили на них капканы, подпиливали деревья на их пути, устраивали засады. Кругом болота, и люди, ложась спать, укладывали голову на кочку повыше, а тело целиком находилось в воде. За ночь болото покрывалось коркой льда, и дети резали босые ноги об этот лед. Пили эту же болотную воду, в которой плавали непогребенные трупы, есть и вовсе было нечего.
— Папа, я никогда этого не выдержу! — восклицает в ужасе Наталия.
— А никто этого не выдержит, — соглашается отец. — Если Бог не поддержит! Ведь наступал момент, когда мы совсем не могли идти, и взывали к Богу о помощи — и тогда происходило чудо. Господь давал силы. Над нами была благодать Божия. Но это я понял гораздо позднее.
…Однажды поутру, когда мы уже не могли идти дальше, перед нами явился старичок в холщовой одежде, с большой светлой бородой. Он стоял поверх болота. Николай Чудотворец! Мы с молитвой припали к его ногам, плача просили о помощи. Он показал яркую звезду и благословил идти на нее. «Она укажет вам путь», — сказал святой старец. И еще добавил: «Ничего не бойтесь!»
Так и дошли Осипенко до Новосибирской области — совсем не туда, куда их определили на поселение. В деревне Ефремовке нашлись добрые люди, которые помогли устроиться с жильем и с работой.
Все пережитые скорби не смогли убить в отце Михаиле радостное отношение к жизни. В его маленькой горнице было легко, спокойно, мы ощущали благодатную защиту смотрящих на нас с икон святых угодников Божиих. Взгляд останавливается на образе целителя Пантелеимона — грядет его праздник. Лик великомученика Пантелеимона покрыт уже затвердевшими потоками благоуханного мира, и кажется, что из очей его текут живые человеческие слезы.
Пора ехать дальше. Мы прощаемся с батюшкой, просим благословения на дальнейший путь. И отец Михаил благословляет: обязательно заехать в пустыньку Феодосия Кавказского. Ведь были времена, когда Крымск духовно окормлялся у преподобного старца. И сейчас Крымск не оставлен, и сейчас он под молитвенным покровом святого Феодосия Кавказского.
Но об этом — в другой раз.

На снимке: священник Михаил Осипенко показывает нерукотворные кресты; нерукотворные кресты белого цвета (фрагмент).

Продолжение следует

Александр и Ирина Евстигнеевы
23.08.2002
Дата: 23 августа 2002
Понравилось? Поделитесь с другими:
1
1
Комментарии

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail: Ваш телефон:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:





Яндекс.Метрика © 1999—2017 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru