Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:




Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.







Подписка на рассылку:
Электропочта:
Имя:

Наша библиотека

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

​Автобиография иеромонаха Никиты (в миру Николая Петровича Сапожникова)

Родился я 19 февраля 1891 года в селе Контакузовка Вознесенского района Одесской области.

По национальности русский.

Родители мои — крестьяне.

Отец: Сапожников Петр Иванович, села Знаменки Таврической области, служил в сельских приходах псаломщиком. По национальности русский. Мать: Сапожникова Акилина Никитична (урожденная Приходько), села Привольного Кировоградской области, по национальности украинка. Нигде не работала, занималась воспитанием и домашним хозяйством в семье. Родителей лишился: отца — в 1910 году, а матери — в 1911 году.

Учился последовательно 15 лет: окончил Елисаветградское Духовное училище (курс обучения 5 лет), затем окончил шестилетний курс Одесской Духовной семинарии и за четыре года окончил Московскую Духовную Академию в 1915 году по второму разряду с присвоением мне степени кандидата Богословия.

Будучи студентом третьего курса Академии, принял постриг в монашество с именем Никиты от ректора Академии Епископа Феодора (Поздеевского). Постриг состоялся 1 сентября 1913 года.

8 сентября того же года им же был посвящен и в иеродиакона.

Спустя год (7 сентября 1914 года) по благословению Епископа Феодора Епископом Тульским Иувеналием (Масловским) был рукоположен в иеромонаха.

В мае 1915 года Епископом Феодором был награжден набедренником.

По окончании Академии Святейшим Синодом был назначен преподавателем каноники в Самарскую Духовную семинарию. Преподавал там же и курс литургики, гомилетики и церковной археологии.

Прослужил в Семинарии до закрытия таковой в 1918 году.

С 1918 по 1927 г. состоял приходским священником: в Иоанно-Предтеченской церкви г. Куйбышева, что на 7-й просеке, в Михаило-Архангельской церкви с. Колдыбани того же района Куйбышевской области, в Воскресенской церкви гор. Чернигова и снова в с. Колдыбани.

С 1927 по 1956 г. с небольшими промежутками, но в общей сложности полных двадцать семь лет провел или в ссылке (три года), или содержался в тюрьмах и лагерях.

1. В 1927 г. «тройка» ОГПУ по Куйбышевской области по 58-10 ст. УК подвергает меня «вольной высылке» сроком на три года.

2. В 1931 г., когда я еще находился в ссылке, «тройка» ОГПУ по Новосибирской области снова определила мне десять лет заключения в исправительно-трудовых лагерях по 58-10 ст. УК.

3. В 1941 г. по освобождении из лагерей проживал в г. Куйбышеве. В связи с началом военных действий отдел гормилиции предписал мне покинуть г. Куйбышев, запретив проживание в таковом и разрешив нахождение в пределах области, но не ближе 100-километровой зоны.

Я подчинился и выехал.

Через несколько дней, желая сменить один район проживания на другой, при переезде был вынужден следовать через г. Куйбышев и за это снова был арестован и предан суду (нарушение паспортного режима). По приговору Народного суда г. Куйбышева был осужден к лишению свободы сроком на два года в ИТЛ.

4. В 1946 г. по назначению Московской Патриархии я должен был следовать в г. Киев. По условиям того времени при таком выезде и проезде в г. Киев надо было иметь пропуск-разрешение. Патриархия такового не выслала мне. Я по неопытности также не надоумился обратиться к ней с такою просьбой, а за намерение проехать в Киев нелегально был привлечен к ответственности и по приговору Нарсуда Духовницкого района Саратовской области был заключен на 5 лет в исправительно-трудовой лагерь.

5. В том же году, находясь в лагерях, был предан снова суду и по приговору Саратовского областного суда (лагерный суд) по 58-10 ст. УК осужден к лишению свободы сроком на десять лет.

Последний срок отбывал уже с 9 сентября 1946 г. и был освобожден 16 июля 1956 года по постановлению особой правительственной комиссии, действовавшей на основании Указа Президиума Верховного Совета СССР от 24 марта 1956 г. (о проверке обоснованности содержания под стражей и осуждения лиц за политические, должностные и хозяйственные преступления).

Освобожден был со снятием с меня всех судимостей и полным восстановлением во всех правах. До 1960 г. с благословения Святейшего Патриарха Алексия лечился и восстанавливал свое здоровье, столь подорванное заключениями в тюрьмах и лагерях.

В 1960 г. на праздник Успения Пресвятой Богородицы я был награжден Святейшим Патриархом Алексием золотым наперсным крестом.

С 1960 г. выполнял послушание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия по исправлению формы и изложения Православной Пасхалии. Ныне эта работа почти окончена, и я намерен вновь возвратиться к пастырской деятельности.

По церковному ведомству никогда никаким взысканиям и наказаниям не подвергался, под церковным судом и следствием не состоял, никакими отклонениями или течениями в религии не занимался. Всегда был, оставался и останусь до конца моей скорбной жизни староцерковником.

В 1965 г. реабилитирован Сов. судом по всем трем судимостям по ст. 58-10 УК РСФСР.






Яндекс.Метрика © 1999—2017 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru