Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:


Продолжается Интернет-подписка
на наши издания.

Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.






Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Блаженная схимонахиня Мария», Антон Жоголев

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

«Не погасить в себе священного огня…»

В архиве найден студенческий дневник самарского подвижника иеромонаха Никиты (Сапожникова).

В архиве найден студенческий дневник самарского подвижника иеромонаха Никиты (Сапожникова).

См. также

31 января пришло письмо из дорогого мне города Александрова Владимирской области. В нем крестился я в самый праздник Тысячелетия Крещения Руси, в июне 1988 года. Читаю:

Здравствуйте!
Известно ли Вам, что в отделе рукописей Российской государственной библиотеки в г. Москве имеется духовный дневник за 1911-12 годы студента Московской Духовной Академии иеромонаха Никиты (Сапожникова)?
Если нужно, могу прислать более подробную информацию.

С уважением,
монахиня Сергия (Каламкарова),
Успенский монастырь г. Александрова.

Иеромонах Никита, в крещении Николай, а впоследствии схиигумен Никандр (Сапожников) - исповедник Православия, который провел больше четверти века в ГУЛАГе. А еще он богослов, автор труда по исправлению формы и изложения Православной Пасхалии.

И потому ответил сразу же.

Здравствуйте, мать Сергия!

Благодарю Вас за информацию. Много лет назад наша редакция «Благовеста» издала небольшую книгу про жизнь и труды схиигумена Никандра. Наверное, Вы видели эту книжечку на нашем интернет-портале. В настоящее время мы не планируем возвращаться к этой теме, так как все основное высказали. Потому и не дерзаю Вас просить, чтобы Вы тратили свои силы на этот труд. Но если это не составит особого труда, буду признателен, если Вы какие-то ссылки, а может быть и копию дневника, нам пришлете. Это может заинтересовать читателей. Во всяком случае, я могу передать эту информацию в Кинельско-Отрадненскую епархию Самарской Митрополии, ведь там, как я слышал, готовят материалы к прославлению в лике святых схиигумена Никандра (его останки уже обретены и хранятся в Михаило-Архангельском храме р.п. Красноармейское Самарской области). И в отделе канонизации Епархии могут заинтересоваться его юношескими записями. Мне тоже они очень интересны.

Все это целиком оставляю на Ваше усмотрение.

Антон Жоголев,
автор книги «Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)».

И уже вскоре пришел ответ от монахини Сергии:

За Вашу книгу о схиигумене Никандре очень Вам признательна. Благодаря ей я и смогла опознать его в выпускном альбоме Московской Духовной Академии, который нам в монастырь недавно подарила дочь другого выпускника этого же [1915] года, расстрелянного протоиерея Максима Сикова. Посылаю Вам сделанные мной на днях выписки из дневника, буду благодарна, если Вы передадите их в Епархию. Я выписывала только то, что было важным для меня.

Божией помощи в Ваших трудах!

С почтением, монахиня Сергия (Каламкарова)

…С редакторской торопливостью, граничащей с издательской жадностью, прочел светлые строки юношеского дневника отца Никиты Сапожникова. Подивился тому, что его студенческие записи каким-то чудом уцелели, как-то сохранились в страшные, лихие годины нашей истории. Вот уж воистину «праведники живут во веки; награда их - в Господе, и попечение о них - у Вышнего» (Прем. 5:15). Убедился¸ что это интересный, по-настоящему духовный текст, и сразу настрочил ответ:

Мать Сергия! Теперь пишу с благодарностью. Прочел выдержки из дневника отца Никандра (Сапожникова), это так интересно своей чистотой, своей духовно-информационной насыщенностью (упомянуты больше десяти исторических личностей, есть и прославленные святые). Интересны записи самим духом ушедшей эпохи. В общем, дневник поучителен в самом лучшем значении этого слова. И современным семинаристам, современным соискателям Духовной Академии не мешает познакомиться с духовными переживаниями их сверстника вековой давности. Тем более, что важной страницей дневника стали беседы автора со старцем-затворником, преподобным Алексием Зосимовским. Я очень благодарен Вам за присланные выдержки дневниковых записей отца Никиты. Думаю, Вы выбрали именно те места Дневника, которые особенно нужны сегодня читателю.

В 1995 году по благословению Митрополита Самарского и Новокуйбышевского Сергия я работал в архиве ФСБ по Самарской области. В результате вышла книга «Новые мученики и исповедники Самарского края». Книга, не побоюсь этого слова, уникальная. В этой книге есть и главка довольно интересная, посвященная отцу Никите (Сапожникову). И если к ней приложить Ваши выписки из его дневника в годы учебы, сложилась бы яркая картина, как восторженный и чистый душой учащийся Московских духовных школ превращается в строгого и непреклонного в вопросах веры исповедника Православия. По сути дела, в святого. Тут есть над чем подумать.

Рад нашему знакомству. Когда войдете в Свято-Троицкий храм Успенского монастыря, где я крестился, прошу, помяните о здравии р.Б. Антония.

С благодарностью А. Жоголев.

Такое вот предисловие сложилось к этой публикации. А все остальное скажет за себя сам отец Никита (Сапожников). Давайте только помнить, что писал эти строки не маститый подвижник, борец за Православие, кем он станет впоследствии, а студент первых курсов Духовной Академии, стоявший в ту пору еще на распутии, по какому пути (белого или черного духовенства) ему в жизни пойти. Но что-то есть в самом тоне его дневника такое, в чем угадывается будущая удивительная его судьба. Не зря же столько лет хранил для нас Господь этот дневник отца Никандра!

Дневник студента Московской Духовной Академии иеромонаха Никиты (в миру Николая Петровича Сапожникова) за 1911-1912 гг.

1911 год.

Недели две тому назад Семинария встревожена была случаем, хотя и неясным, о том, что застрелился окончивший в прошлом году студентом нашу семинарию Борисенко. В октябре прошлого года он принял монашество, назначен был миссионером на Аляске и настоятелем монастыря. Таким образом действий он не на шутку удивил всех знавших его; меньше всего можно было ожидать, что он поступит в монахи, не верилось в искренность его поступка, сейчас же заговорили о честолюбивых планах, строили догадки, предположения. Теперь же узнали о таком печальном исходе, говорят, пришло официальное известие. Спасский как-то недавно говорил о нем: захотел надеть золотую шапку, а не рассчитал, что она, может быть, окажется для него слишком тяжелой. Так вот чем прельстила его черная ряса. Не определил он своего положения в мире, блестяшку, игрушку принял за драгоценность…

Все трое сегодня едем домой. То-то наделаем переполоху. Мама, наверно, совсем уже отчаялась в нашем приезде… Причащаться будем дома, а исповедовались здесь. Это и лучше: помня, что я еще не приобщался Св. Таин, я и вести в дороге буду себя сосредоточеннее и таким образом буду приучать себя и в жизненной суете сохранять в душе Бога.

Окончились приемные экзамены в Академию. Не пропали мои надежды и труды, есть-таки воля Божия, чтобы стать мне образованным человеком: я выдержал экзамен, так что принят и на казенную стипендию. А какие у меня были планы о жизни! Я - деревенский псаломщик. Впереди - священство, и все у меня направлено к этой цели, чтобы стать мне добрым пастырем: я вхожу в близкие сношения с народом, изучаю душу его, вникаю в его запросы, нужды; и он идет мне навстречу, простота, искренность и радушие открывают мне доступ во все стороны его жизни, я приобретаю доверие его, стараюсь облегчать тяжесть жизни крестьян. А мама как рада, что дождалась, наконец, того, что я и в самом деле, с Божьей помощью, привожу в исполнение детский лепет: «маму кормить буду», о чем еще на Пасху, смеясь, вспоминала мне мама…

…Но вот привел Бог слушать и настоящих профессоров. Сегодня начались лекции. Чудно прочел две лекции по Систематической философии А.И. Введенский1; какая содержательная, красивая, понятная для детей даже речь. Что ни слово - то мысль, скажет - словом рублем подарит. Без конца, кажется, слушал бы, из этих лекций вынес и полезные уроки для своей жизни.


Иеромонах Никита (Сапожников).

8 сентября. Второй час утра. Завтра мы с Олейником - посланцем Таврической семинарии - причащаемся Св. Таин Христовых, а теперь вот готовимся, как умеем, к этому великому таинству…

11 сентября. Какой счастливый день сегодня! Душа полна чистых и добрых впечатлений и чувств. Эта редкая в будничной жизни радость дар Божий, потому что и то, что дает ее иметь, тоже - дело Божие. Прежде всего, по предложению Олейника я имел счастье побывать в Зосимовской пустыни в 25 верстах от Лавры - месте духовных подвигов старца отца Алексия - затворника2.

Обитель - одна из образцовых в России, славится как строгостью устава, так и чистотою добрых нравов и жизни. Она - хранитель и рассадник настоящего русского православного благочестия, однодневное пребывание в ней подействовало на меня очень умиляюще, освежив душу и как-то окрылив настроение. Особенно много живых впечатлений и очищающее душу влияние произвела на меня беседа и исповедь отца Алексия: так чисто, спокойно, тихо было на душе, как никогда. Как и во время жизни Своей, Невидимый Целитель одним всесильным, живительным словом Своим снял и с моей грешной души все давившие ее грехи и она - чистая, исцеленная - действовала так, как свойственно ее богоподобной природе: после исповеди это чувствуется с неопровержимой убедительностью. Сказал я духовнику все, что было на душе, без всякой утайки, потому и простил меня Господь, хотя вставшие в памяти образы прошлого были настолько отвратительны и гнусны, что невольно хотелось поскорее перейти к лучшему и послушать уже наставления опытной в борьбе с грехом души. Самый о. Алексий не произвел на меня впечатления подвижника, хотя речь его, его чистый, задушевный взор и производят свое действие. Монахом он только три года, а затворником и того меньше; до этого он был Московским батюшкой - протопресвитером Успенского собора, и в манере держать себя и говорить часто это проглядывает, особенно когда он высказывал свои суждения о событиях и лицах внешнего мира. Большой и глубокий опыт духовный также сказывается в его советах. За доверие и откровенность он поблагодарил меня, благословил, словно отец родной, поцеловал и пожелал успеха в доброй жизни и в ученье. Против рассеянности в молитве и блудных образов и мыслей он советовал повторять молитву Иисусову, прервав и затаив дыханье. Для борьбы с тщеславием и гордостью (гордостью - зачеркнуто) самопревозношением нужно почаще вспоминать о своем мерзком прошлом, о безсилии в духовной жизни, и никогда не забывать о том, что если и есть в душе что хорошее, то не мое оно, а - благодати Божией, немощных врачующей и безпомощным помогающей; вообще же внимать своему внутреннему состоянию, познавать себя, потому что знанье себя и тщеславие собой «химически нерастворимы», исключают, отрицают друг друга. Гордость, в каком бы она ни проявлялась виде, говорил он, - есть глупость, и указывал для раскрытия и доказательства этого на Л. Толстого, на его религиозно-философское направление и печальные следствия в жизни; о самом Толстом он отзывался очень сурово и резко, не стесняясь в выражениях, что сначала меня даже немного смутило, но из беседы как-то невольно чувствовалось, что хотя в этом и сказывается человеческая слабость, но подкладка этих резкостей - дух ревности и полной убежденности в истине, требующей решительности осуждения заблуждений и всякого зла.


Иеросхимонах Алексий Зосимовский (Соловьев).

На пути домой я случайно познакомился с дочерью московского протоиерея - человека, по вскользь сказанным словам о. Алексия, очень образованного (окончил университет), умного, высоконравственного, идейного. Если правда, что плод недалеко падает от дерева, то нельзя сомневаться и в этом: знакомка моя, действительно, редкая девица, человек - не от мира сего. Это проглядывало в каждом слове ее, в каждом штрихе ее приятного, румяного девичьего лица. Я, правду говоря, ни разу не встречал еще такой девицы. Она тоже приезжала на богомолье в Зосимову пустынь и на исповедь к о. Алексию. Всего около часу я беседовал с ней в вагоне, но при ее простоте в обращении, при отсутствии лукавства и кокетства ее чистота, целомудрие и доброта сердечная стали и за это время непосредственно очевидными. Сохрани, Боже, чистую, боящуюся Тебя душу ее от греха, и поддерживай среди невзгод житейских и царящего в мире зла огонь праведности и любви к Тебе!

…Дома я получил письмо от Пети. Имел случай несколько познакомиться с жизнью крестьян и этого края. С Олейником ходил в деревню Деулино в 4 верстах от Сергиева Посада…

23 сентября. Утром с товарищем ходил в Гефсиманский скит на пострижение студента II курса Михаила Руберовскаго в монашество. Обряд самый совершен был очень торжественно... Счастливый человек посвящен… На обратном пути заходил в Черниговский монастырь и в Боголюбивую Киновию.

25 сентября. На поздней Литургии был в Троицком соборе. Служил Митрополит Владимир3; присутствовала также сестра Государыни - Великая Княгиня Елизавета Феодоровна и Московский генерал-губернатор. Для Лавры это - редкое торжество, проникнуть в собор стоило немалого труда и изворотливости. Как церберы стоят городовые, но зато в церкви все было в порядке и не очень тесно. Проповедь говорил о. Иоанн Восторгов4 на тему о свободе от Закона (о законе и благодати - ред.)…

9 октября. …Буду приучаться говорить проповеди без письменной подготовки, а то стыдно ведь студенту Академии быть безгласным. Зато когда говорил Оболенский Александр Владимирович, студент III курса, - любо слушать было. Речь содержательная, стройная, красивая, ясная. Сам спокойный, говорит раздельно, без запинок. У него стоит поучиться говорить. Его тема: «О религиозности и религиозных взглядах М.В. Ломоносова».

С двумя товарищами (Н. Колчицким5 и Н. Беляевым [будущим Епископом Варнавой, см. ссылку 9 - ред.]) и двумя монахами (о. Варлаамом и о. Пантелеимоном) был в Зосимовой Пустыни. Исповедовался у о. Алексия, приобщался Св. Тайн Христовых, отдохнул душой в тиши монастырского уединения. Жалко, что не пришлось остаться там дольше: едва ли может такое кратковременное пребывание в обители оставить глубокий след в душе, опять пойдет серая обыденщина, опять продолжится тихое, спокойное, незаметное почти упокоение чистого идеала, и загрязнение души… Долго ли еще будет это? разве на этом и помириться с таким течением жизни? Ничтожное я существо, жалкий пигмей! Не простой пигмей, а породистый, гордый пигмей, лезущий на пьедестал великана. Говорил я о. Алексию о своем желании на рождественские каникулы поехать на помощь голодающим…

…Довольство я променяю на холод и голод, но не дам погибнуть, не погашу в себе священного огня. «Доброе дело задумал, да здоровье-то Ваше выдержит ли? - ответил мне о. Алексий. – Худенький и слабый Вы на вид, вместо помощи только здоровье свое расстроите, а то и попадете в число голодающих. А отдых после труда несомненно нужен; можете, пожалуй, и на второй год остаться, а в лучшем случае далеко отстать. Не забывайте и того, что служение Церкви, к которому Вы готовите себя, нисколько не меньше этой помощи. А таким поступком повредите и первому, и второго не выполните». Серьезные препятствия, я почувствовал, что ничего не поделаешь против таких здоровых замечаний, и в решимости своей начал склоняться к тому, чтобы отложить поездку к голодным на лето, но наряду с этим исподтишка вырастало чувство удовлетворенности за такой исход. Что же делать? плетью обуха не перешибешь. Я слаб здоровьем, а там напридачу к этому эпидемические заболевания чем дальше, тем все больше усиливаются… Такие мысли и успокоили меня и пред самим собой сделали героем, я как бы совершил уже какой-то подвиг. Так и без боя были добыты лавры…

Декабря 3. Недавно молодой профессор Священного Писания Вл. Ал. Троицкий6, всего три года назад окончивший Академию, произнес в академической церкви проповедь, в которой защищал идеи славянофильства. Я не был в тот день в церкви, но проповедь его и сам он заинтересовали меня, хотя слушавшие ее товарищи и обзывали его черносотенцем и старовером. Воспользовавшись поводом побывать у него, я решил познакомиться с ним получше, за что очень доволен. Сам человек церковный, он и меня сразу же полюбил за любовь к церкви, Бог знает когда замеченную: принял меня с распростертыми объятьями, словно старого знакомого, и пробеседовал целых три часа. Говорили больше о вопросе миросозерцания, о церковно-общественной жизни, об образовании. Насытившись разговором, я вышел от него с легкой душой, с приятным впечатлением. Он настоящий русский человек с открытой, благородной душой. Для чтения он дал мне книгу «Ранние славянофилы» и подарил две свои брошюрки.


Архиепископ Иларион (Троицкий).

6 декабря. День Ангела и Небеснаго покровителя (Николая Чудотворца) отмечен духовной радостью: я провел его в пустыни св. Параклита в 7-8 верстах от Лавры, отправившись туда вчера вместе с Ивановым и Олейником…

По внутреннему настроению, по духу жизни пустынь - цветник древнего православного благочестия. Отношения монахов - чисто братские, посетителей обитель принимает как давних знакомых, как родных, ничего не взимая за прием, предоставляя вместе с тем все возможные удобства и приятности, вплоть до чтения в Церкви. Все очень просто и задушевно. Самый старец о. Серапион - человек неученый, малограмотный, но детски чистый и добродушный. Литургию я простоял с редким вниманием, хотя длилась она больше двух часов. Услышав вначале слова псалма «Хвали, душе моя, Господа, исполняющаго во благих желания твоя», я просил Господа, чтобы мне внимательно молиться, и Он услышал меня.

10 декабря. Полгода прошло уже со дня смерти мамы. После обедни знакомый батюшка-грек отслужил панихиду…

25 декабря (Рождество Христово). Вот и светлый праздник пришел. Порядочно таки утомился, почти без перерывов работаючи со времени окончания Семинарии…
Как певчий правого хора разговлялся у ректора. Стол был обильный, изысканный, так что я, как бурсак голодный, наполнил желудок доверху, чем омрачил чистоту и радость праздничного настроения, но вздремнувши, воротил бодрость и свежесть духа…

1912 год. 11 января. Вместо занятий Академия хоронила сегодня своего бывшего профессора церковной истории Евгения Евсигниевича Голубинскаго7 - некогда яркое светило науки, всю жизнь свою посвятившего ей, а последние годы в неизвестности скромно проживавшего или точнее проболевшего в Сергиевом Посаде. После Причастия о. Евгений Воронцов сказал слово…

13 января. В ночных размышлениях посещает мою душу Господь…

22 января. День - один грех, сплошное противоречие и со вчерашней проповедью, и со всем собою. Вставши очень рано и все-таки ничего не написавши, я, утомленный раздумываньем семестра, с тяжкой головой пошел к Троице, помолился - и не искренно и без настойчивости, торопливо, и со своим случайным гостем - 83-летним заштатным псаломщиком из с. Шарапова Владимирской губернии (в 7 верстах от Сергиева Посада) - начал завтракать салом (наелся до пресыщения).


Священник Павел Флоренский.

Февраля 4. Сегодня - годичный праздник Пастырско-Просветительского Братства8. После вечерни в квартире ректора вчера состоялось собрание Братства. На праздник прибыло три основателя Братства - все батюшки, каждый - живое, типичное воплощение идеи пастырства. Все они внесли в жизнь Братства свою долю жизненного опыта, все назидали по-своему, но больше всех мне понравился прошлогодний председатель Братства Иван Николаевич Смирнов, теперь преподаватель гомилетики и литургики в Вологодской Духовной семинарии - человек чистой души, горячий проповедник Христа не словом только, но самою жизнью…

Жадная скотина я, а не человек. Вкусные блины академические совершенно обезоруживали меня и вчера, и сегодня я терял всякое самообладание, приступая к ним, наедался чуть не до отрыжки, так что ни чаю вечером не пил, ни ужинал.

Великий пост. Говеть еду в Гефсманский скит. Товарищи - профессор Владимир Алексеевич Троицкий и о. иеромонах Пантелеимон и иеродиакон Варнава 9, а из товарищей не нашел никого.

Март 3. На всенощную с Ивановым С. и Колчицким Н. ездил в женский Хотьков монастырь - место упокоения родителей св. Сергия Радонежскаго. Самый монастырь не произвел на меня особого впечатления…

Вчера был у отца Павла Флоренского10 и около 2-х часов беседовал об устроении своей внутренней жизни… Добрый человек отец Павел. Спаси его, Господи!..

Май 24. Три недели прошло уже после окончания экзаменов. На второй курс я перешел 40-м, следовательно, казенная стипендия утеряна.

Июнь 1. На поклонение св. мощам приезжал сегодня Государь с Государыней и всем семейством…

В прошлую субботу был в Зосимовой пустыни на постриге Егора Садковского, в монашестве Герасима. Узнавши, что он идет в монахи, я сначала очень удивился, но потом понял, что мудро поступил старец Алексий, приказавши ему немедленно подавать прошение (решение идти в монахи сложилось у него еще год тому назад). Человек он слабохарактерный, веселости хоть отбавляй, к семейной жизни если не по плоти, то по душе способен меньше, чем к монашеской. Время же жизни опасное, человек с его характером да еще летом, что конь без узды: пойдет гулять на воле, не скоро поймаешь. И, конечно, лучше сразу же набросить ее, чем ожидать, пока свобода не заведет в неволю князя мира сего.

Домой пришел пешком и большую половину дороги - босяком…

Позавчера в Параклите был опять постриг - окончившего в этом году Академию Семена Васильевича Ивановского, в иночестве Симона (30 июня).

Август 19. Весь Успенский пост жил в Параклите.

Опять ликуют небеса о грешнике кающемся… Еще один сын блудный принят в «объятия Отча». С именем Афанасия после славословия Великого принял иноческий чин прошлогодний председатель Братства Сергей Григорьевич Сахаров 11. Молитвенный восторг вызвал в душе моей священный обряд. На какие непостижимые высоты духовного совершенства зовется душа грешника! К нему-то и меня, грешного, зовет Господь. Воспламенившись духом у Распятия после пострига, я также дал в сердце своем обет идти всю жизнь свою этим тройственно-единым путем совершенства - послушания, нестяжания и девства, впрочем, без мысли быть монахом…

Ноябрь 11. После подачи семестра всем номером почти ездили в г. Александров Владимирской губернии, в Успенский женский монастырь, место пыток (под самым Успенским храмом) и молитв Иоанна Грозного 12. Так как достопримечательности монастыря показываются только в летнее время, то и нам не удалось увидеть почти ничего. Однако наша поездка и без того оставила в нас самое хорошее впечатление. Не увидали мертвых, покрытых вековой пылью памятников исторической жизни, зато познакомились с живым памятником благочестия, тишайшим образчиком женского монашеского жития - матушкой Дорофеей, заведующей гостиницей. Безхитростной лаской, голубиным незлобием, приемом как родных она одна могла бы вознаградить все возможные неудачи поездки. Но их и не было. И монастырское начальство, в лице игуменьи м. Евфрасии и благочинной м. Тамары, приняло нас как жданных и желанных гостей, и так же необыкновенно радушно. Так что, несмотря на однообразие, какое зима придает природе, и неудачи в осмотре исторических редкостей, впечатления уже одной новизною своею освежили душу, и день, в общем, прошел как нельзя лучше.

Декабрь 4. Слава Тебе, Господи, за вчерашний день, день моего Ангела. Первую половину его я провел в Параклите. Приобщался Святых Христовых Тайн, помолился от всей души и вместе с тем разделил свою именинную радость. На вечер пришел в Академию. Вместе с одностольником и другом своим Колчицким, также именинником, мы после ужина пригласили к себе в номер друзей и близких знакомых на скромное «утешение».

14 апреля (Пасха). Дорогой и редкий гость в Лавре - Патриарх Антиохийский и всего Востока Григорий…

Умер товарищ - Сергей Серaф[имович] Постников. От царапины в бане произошло заражение крови, прорвалось в виде припадка издавна таившееся в душе недовольство жизнью и в три дня не стало человека. С виду он был богатырем, всегда жизнерадостным, веселым. И, однако, как тать ночью пришла смерть и ничего не пожалела…

Пожаловался старцу, что ревность не по разуму изнемождает меня: и боюсь, как бы не вышло от этого худа. В ответ на это он тоже сказал мне: «У тебя есть самоуверенность, и если на себя понадеешься, то заблудишься. Нужно тебе слушаться старших...»

1 октября. Благодать Божия и милость на мне. Ровно месяц назад, 1 сентября вечером состоялся мой постриг в Параклите, в церкви Святого Духа с наречением из Николая в Никиту. 8 сентября в Лавре в трапезной церкви Преподобного Сергия посвящен во иеродиакона. Слава Тебе, Господи, благодеющему мне.

Наша справка. Иеромонах Никита (Николай Петрович Сапожников; схиигумен Никандр) родился 19 февраля 1891 года в селе Контакузовка Вознесенского района Одесской области в крестьянской семье. Окончил Одесскую семинарию и Московскую Духовную Академию (1915 г.). 7 сентября 1914 года был рукоположен в иеромонаха. По окончании Академии Святейшим Синодом был назначен преподавателем каноники, литургики и гомилетики в Самарскую Духовную семинарию. Прослужил в семинарии до ее закрытия в 1918 году. Был приходским священником в Иоанно-Предтеченской церкви г. Куйбышева, а также в Михаило-Архангельской церкви с. Колдыбани Куйбышевской области (ныне р.п. Красноармейское Самарской области). С 1927 по 1956 г. находился в тюрьмах и лагерях. С 1960 года занимался исправлением формы и изложения Православной Пасхалии. В 1970 году Епископом Иоанном (Снычевым), будущим Митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским, был пострижен в схиму с именем Никандр. Схиигумен Никандр скончался в день своего тезоименитства 24 сентября 1974 года в Куйбышеве-Самаре и был похоронен на кладбище в Красноармейском. По благословению Преосвященнейшего Софрония, Епископа Кинельского и Безенчукского, 24 июля 2012 года были обретены честные останки схиигумена Никандра - отца Никиты (Сапожникова). Мощи были положены в новый гроб и сейчас почивают в храме Архангела Михаила села Красноармейское. Обретение честных останков самарского подвижника произошло в рамках подготовки к предстоящему прославлению отца Никандра в лике святых преподобноисповедников Русской Православной Церкви. Но канонизация подвижника еще не состоялась.


1. Алексей Иванович Введенский (1861-1913) - русский писатель, философ и богослов. Был главным редактором православного журнала «Душеполезное чтение». В 1905 году он стал ординарным профессором, а с 1912 года - заслуженным ординарным профессором. Был членом Правления Московской Духовной Академии.

2. Преподобный Алексий Зосимовский (Соловьев). День памяти 19 сентября (2 октября). Иеросхимонах Зосимовой пустыни (в миру Федор Алексеевич Соловьев) родился 17 января 1846 года в Москве. Был «белым» священником, служил в храме Святителя Николая в Толмачах; когда овдовел, стал служить в Успенском соборе Кремля. Когда его сын женился, в 1898 году он принял монашество с именем Алексий в честь Святителя Алексия Московского, постриг прошел в Смоленской Зосимовой пустыни на станции Арсаки под Москвой. С 1906 года старчествовал, с 1908 года в полузатворе. Среди духовных чад старца была Великая Княгиня Елисавета Феодоровна, ныне прославленная в лике преподобномучениц. В 1917 году на Поместном Соборе было решено восстановить на Руси Патриаршество. Избрание Патриарха проходило 5 ноября в Храме Христа Спасителя. Были избраны три кандидата в Патриархи. Избрание Патриарха должно было решиться жребием. Вынуть жребий поручили старцу-затворнику иеромонаху Алексию. Он вынул из ковчежца один из трёх жребиев, в котором было имя Митрополита Тихона, он и стал Патриархом. Когда в 1923 году Смоленскую Зосимову пустынь закрыли, отец Алексий переселился в Сергиев Посад. Почил старец Алексий 19 сентября (2 октября н. ст.) 1928 года. Причислен к лику святых на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Церкви в августе 2000 года. Мощи его обретены и хранятся в Зосимовой пустыни.

3. Священномученик Митрополит Киевский и Галицкий Владимир (Богоявленский) - с 1998 по 1912 г. Митрополит Московский и Коломенский. Священномученик, память 25 января/7 февраля и в день памяти Новомучеников и Исповедников Церкви Русской. В 1891-92 гг. Епископ Самарский и Ставропольский. Основатель Свято-Алексиевского Братства в Самаре. Расстрелян у стен Киево-Печерской Лавры революционными солдатами 25 января 1918 г. Прославлен в лике святых Русской Церкви в 1992 году.

4. Священномученик Иоанн Восторгов (1 февраля н.ст. 1860 - 5 сентября 1918 гг.) - протоиерей, церковный писатель и миссионер, деятель монархического движения. С 1910 года - руководитель Высших богословских женских курсов в Москве. С 1911 года - заведующий псаломщическими курсами в Москве для приготовления псаломщиков в епархии Сибири и Дальнего Востока. Настоятель храма Василия Блаженного на Красной площади в Москве. Председатель Русской монархической партии. Председатель московского совета благочинных. Арестован и расстрелян без суда во время объявленного большевиками «красного террора». В августе 2000 года протоиерей Иоанн Восторгов был причислен к лику святых Юбилейным Архиерейским Собором в составе Собора святых Новомучеников и Исповедников Церкви Русской. Память - 23 августа (5 сентября) и в Соборе святых Новомучеников и Исповедников Церкви Русской.

5. Николай Федорович Колчицкий (1890-1961 г.г.). выпускник (1915 г.) Московской Духовной Академии. Протопресвитер, настоятель Богоявленского Елоховского кафедрального собора г. Москвы, управляющий делами Московской Патриархии. 10 апреля 1945 года вместе с Патриархом Алексием (Симанским) и Митрополитом Крутицким Николаем (Ярушевичем) был принят И.В. Сталиным.

6. Архиепископ Верейский Иларион (в миру Владимир Алексеевич Троицкий), Священномученик. Родился 13 (25) сентября 1886 года. С августа 1911 года преподавал в Московской Духовной Академии Священное Писание Нового Завета. В декабре 1912 года защитил диссертацию на степень магистра богословия по теме «Очерки из истории догмата о Церкви», которая была удостоена Макарьевской премии за 1912-1913 годы. 28 марта 1913 года пострижен в монашество с именем Иларион. С декабря 1913 года - экстраординарный профессор Священного Писания Нового Завета Московской Духовной Академии. С мая 1913-го - инспектор Академии, в мае - сентябре 1917 года - исполняющий обязанности ректора Академии. Секретарь и консультант Святейшего Патриарха Тихона по богословским вопросам. Убежденный славянофил. Главный богословский труд - книга «Христианства нет без Церкви». Находился в заключении в Соловках. Умер 28 декабря 1929 года в Ленинграде от сыпного тифа, когда был отправлен в Среднюю Азию по этапу от одной пересыльной тюрьмы к другой. Прославлен Русской Православной Церковью в 1999 году.

7. Евгений Евсигнеевич Голубинский (1834-1912). Историк Русской Церкви и церковной архитектуры. Сыграл важную роль в канонизации Преподобного Серафима Саровского, когда, в частности, была использована как аргумент книга Голубинского «История канонизации святых в Русской Церкви».

8. Пастырско-Просветительское Братство при Московской Духовной Академии создано в миссионерских целях в 1907 году. Занималось издательской и миссионерской деятельностью. В Братство входили как преподаватели, так и студенты. Одним из направлений деятельности Братства была миссионерская работа с заключенными в тюрьмах.

9. Предположительно, будущий Епископ Варнава (Николай Никанорович Беляев), известный аскетический писатель, автор книги «Основы искусства святости». В 1911 году принял сан иеродиакона. Окончил Московскую Духовную Академию в тот же 1915 год, что и иеромонах Никита (Сапожников). Был Епископом Васильсурским, викарием Нижегородской Епархии. Руководствуясь покаянной дисциплиной, по благословению старцев Зосимовой пустыни принял на себя в 1922 году подвиг юродства после того, как, подчинившись правящему архиерею Нижегородской епархии, подписал документ о признании обновленцев. Узник ГУЛАГа. Позднее жил в Томске и Киеве, скрывал свой епископский сан. Скончался 6 мая 1963 года в Киеве.

10. Священник Павел Флоренский (9 (21) января 1882 г. - 8 декабря 1937 г.) - известный богослов, духовный писатель, изобретатель. Магистерской диссертацией стала основная его богословская работа «Столп и утверждение истины». Профессор Московской Духовной Академии. Редактор академического журнала «Богословский вестник». За разнообразие талантов назван «русским Леонардо». Принимал участие в ГОЭЛРО - занимался вопросами электрических полей и диэлектриков. Получил 12 авторских свидетельств на изобретения в области химии. В 1933 году арестован, находился в Соловецком лагере особого назначения. Расстрелян по решению особой тройки НКВД от 25 ноября 1937 г.

11. Священноисповедник Епископ Ковровский Афанасий (Сергей Григорьевич Сахаров) родился 2 июля 1887 года в Тамбовской губернии и скончался 28 октября 1962 года в г. Петушки Владимирской области. Литургист, составитель «Службы всем святым, в земли Российской просиявшим». Окончил Московскую Духовную Академию в 1912 году. Узник ГУЛАГа. Ссылался на Соловки и в Туруханский край, на строительство Беломоро-Балтийского канала. Содержался в Сибирских и Темниковских лагерях, Дубравлаге. В заключении работал ассенизатором, плел лапти. После освобождения из лагерей жил в г. Петушки. Работал над сбором и систематизацией служб русским святым. Составил молебное последование «О хотящих по воздуху шествовати». Канонизирован Архиерейским Собором Русской Православной Церкви в августе 2000 г. в лике Новомучеников и Исповедников Российских. Память святителя 15 (28) октября и в Собор Новомучеников и Исповедников Церкви Русской.

12. Примечательно, что еще в монархическую эпоху миф о том, что где-то под храмом Александровской Слободы Иоанн Грозный кого-то пытал - был общим местом. Причем, тот безспорный факт, что в этом храме Царь Иоанн Васильевич истово молился, подавая в этом пример другим, стоит на втором месте. А на первом, что якобы где-то под храмом есть место пыток. Но и таким тоже был колорит предреволюционного времени.

114
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
4
1 комментарий

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Пожертвование на газету "Благовест":
банковская карта, перевод с сотового, Яндекс.Деньги

Яндекс.Метрика © 1999—2020 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru