Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:


Продолжается Интернет-подписка
на наши издания.

Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.






Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Блаженная схимонахиня Мария», Антон Жоголев

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Часть 2

1. Его Святейшеству, Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II от Матукасовой Марии Ивановны


Протоиерей Иоанн Букоткин с блаженной Марией Ивановной Матукасовой.

Прошение

Ваше Святейшество,

Прошу Вашего Святительского благословения на пострижение меня в схиму в Свято-Введенском монастыре Оптиной пустыни.

Автобиография и рекомендация прилагаются.

Рекомендация

Рабу Божию Матукасову Марию Ивановну я знаю 27 лет. Знаю ее многотрудный подвиг юродства Христа ради. Учитывая ее преклонный возраст (89 лет) и усердие к подвигу юродства, я осмеливаюсь сказать с уверенностью, что сия раба Божия с достоинством и благодарностью примет схиму, если последует на то благословение Вашего Святейшества.

Нижайший послушник и молитвенник Вашего Святейшества протоиерей церкви святых Апостолов Петра и Павла г. Самары Иоанн Букоткин.

Заверяю, Ваше Святейшество, что в течение моего 5-летнего пребывания на Самарской кафедре Матукасова Мария Ивановна действительно окружена всеобщим почитанием.

Вашего Святейшества смиренный послушник Сергий, Епископ Самарский и Сызранский.


2. Канцелярия Святейшего Патриарха Московского и всея Руси

№ 5708 24 декабря 1997 г.

Его Высокопреподобию, Архимандриту Венедикту, Наместнику Свято-Введенского монастыря Оптиной пустыни

Канцелярия Московской Патриархии сообщает Вашему Высокопреподобию резолюцию Его Святейшества, положенную на Вашем прошении о благословении на пострижение в Оптиной пустыни Матукасовой Марии Ивановны в схиму и Мавринской Евгении Илларионовны в монашество: «23.ХІІ.1997 г. Благословляется».

Арсений, Архиепископ Истринский, викарий Святейшего Патриарха Московского
и всея Руси.


3. Московская Патриархия

Наместник Ставропигиального Свято-Введенского монастыря Оптиной пустыни

24 января 1998 г. № 14

Удостоверение

Настоящим удостоверяю, что Матукасова Мария Ивановна в седмицу 30-ю по Пятидесятнице,

23/5 января 1998 года, по благословенню Его Святейшества, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, содействующу Святому Духу, пострижена в схиму с именем Мария в честь равноап. Марии Магдалины схиигуменом Илием, духовником обители, в храме Илариона Великого Свято-Введенского монастыря Оптиной пустыни.

Наместник Свято-Введенского монастыря Оптиной пустыни Архимандрит Венедикт.

4. Его Святейшеству,Святейшему Алексию II, Патриарху Московскому и всея Руси от монахини Евгении (Мавринской),
Свято-Введенский ставропигиальный монастыръ Оптина Пустынь

Ваше Святейшество,

Святейший Владыко и Милостивый Отец! Благословите! Прошу милостиво простить меня, грешную, за дерзновение к Вам обратиться, но возникла ситуация, которую в силах разрешить только Вы, Ваше Святейшество. Изложу вкратце ее суть. На протяжении последних лет я являюсь келейницей блаженной старицы схимонахини Марии (Матукасовой), постриг мы принимали с благословения Вашего Святейшества 6 января 1998 года в монастыре Оптина пустынь. Схимонахине Марии в этом году исполнился 91 год, она больна тяжелой формой диабета, недавно с ней случился удар (микроинсульт), сейчас она поправляется, хотя очень похудела. В связи с этим у нее развилась сильнейшая булимия (острое чувство голода) и она постоянно просит пить и кушать. Уже примерно 10 лет, как схимница причащается практически каждый день, за редким исключением, и в последнее время, чтобы утолить постоянное чувство жажды и голода, я ее с утра немного кормлю и пою, то есть она причащается не на голодный желудок. Учитывая, что таковые мои действия идут вразрез с уставом, отец наместник благословил обратиться к Вам, Ваше Святейшество, за разрешением этого исключительного случая. Умоляю Вас, Святейший Владыко, о снисхождении к телесным немощам матушки схимонахини Марии и о благословении ей причащаться по возможности каждый день и по ее силам.

Испрашивая Первосвятительских молитв и благословения Вашего Святейшества, всегда Ваша богомолица и смиренная послушница

многогрешная монахиня Евгения, Оптина пустынь, 28 июня 1999 года.

5. Канцелярия Святейшего Патриарха Московского и всея Руси

№3734 6 июля 1999 г.

Монахине Евгении (Мавринской) (Свято-Введенский ставропигиальный монастырь Оптина пустынь)

Канцелярия Московской Патриархии сообщает Вам резолюцию Его Святейшества, положенную на Вашем прошении о благословении причащаться схимонахине Марии (Матукасовой) до Божественной Литургии:

«5.VІІ.99. Благословляется причащать до Божественной Литургии запасными Дарами, чтобы не ожидать окончания Божественной Литургии».

Арсений, Архиепископ Истринский, викарий Святейшего Патриарха Московского
и всея Руси.

6. Справка о смерти № 68

Матукасова Мария Ивановна (фамилия, имя, отчество)

11 апреля 1908 г. (дата рождения)

умер(ла) 14 января 2000 г. (дата смерти)

о чем составлена запись акта о смерти № 68 от 14 января 2000 г.

Причина смерти Цереброваскулярная болезнь

Место смерти г. В. Волочек

Место государственной регистрации

171110 г. Вышний Волочек,

ул. Кирова, 41/45

Городской отдел ЗАГС

Тверской области

Дата выдачи 14.01.2000 г. на пособие Руководитель органа записи актов гражданского состояния (подпись).


7. Канцелярия Святейшего Патриарха Московского и всея Руси

№ 229 24.01.2000 г.

Его Высокопреподобию, Архимандриту Венедикту, Наместнику Свято-Введенского монастыря Оптиной пустыни

Канцелярия Московской Патриархии сообщает Вашему Высокопреподобию резолюцию Его Святейшества, положенную на Вашем прошении о перезахоронении схимонахини Марии (Матукасовой) в Оптиной пустыни:

«21.1.2000 г. Схимонахиня Мария (Матукасова) была по Нашему благословению в Оптиной пустыни пострижена в схиму в январе 1998 года. В Казанский монастырь города Вышнего Волочка она прибыла как паломница. Настоятельница монастыря игумения Феодора не имела права без Нашего благословения совершать захоронение схимонахини Марии.

Разделяю ходатайство руководства Оптиной пустыни о необходимости перезахоронения схимонахини Марии в Оптину пустынь.

Сообщите к сведению и исполнению».

Заведующий канцелярией Московской Патриархии протоиерей Владимир Диваков.

8. Канцелярия Святейіиего Патриарха Московского и всея Руси

№ 1685 13.IV.2000 г.

Его Высокопреподобию, Архимандриту Венедикту, Наместнику Свято-Введенского монастыря Оптиной пустыни

Канцелярия Московской Патриархии сообщает Вашему Высокопреподобию резолюцию Его Святейшества, положенную на Вашем рапорте о необходимости перезахоронения схимонахини Марии в Оптину пустынь:

«8.ІV.2000 г. Принимая во внимание все изложенное в рапорте о. Наместника, полагаю справедливым сохранить захоронение схимонахини Марии в Казанском монастыре г. Вышний Волочек».

Арсений, Архиепископ Истринский, викарий Святейиіего Патриарха Московского и всея Руси.

Комментарии к документам 1-7.

Блаженная схимонахиня Мария всю жизнь прожила без паспорта и других документов. Пенсию не получала, прописки нигде не имела. Но и без удостоверений личности ее называли человеком Божиим. Вся жизнь ее настолько слилась с жизнью Церкви, что государству ничего не осталось, как просто «не замечать» блаженную, совершенно не нуждавшуюся в его опеке.

Паспорт появился у нее только за год до смерти. Стараниями ее келейницы, монахини Евгении, отношения с государством были установлены. Но старица на это не обратила внимания. Ей, готовящейся к «переезду» в Небесный Иерусалим, было не до прописок... Во всяком случае, в деле восстановления документов старица инициативы не проявляла, впрочем, она дала своей келейнице благословение на эти хлопоты, которые увенчались успехом, и в результате блаженная схимонахиня Мария получила возможность побывать в 1999 году на Святой Земле, завершить круг земных странствий. Во всяком случае, ни я, ни многие другие близкие к матушке люди никакого желания «быть замеченной» государством у матушки Марии не обнаруживали. Даже контакты с врачами скорее были лишь только терпимы ей по снисхождению к опекавшим ее близким людям. Она всецело принадлежала лишь только одной «Организации» - Телу Христову, Святой Матери Церкви...

И все же в последние годы появилось в жизни матушки и нечто «официальное». Решив принять схиму, старица не могла не вступить в определенный контакт с «церковной бюрократией». Вот на этот-то шаг она пошла вполне сознательно. Ибо в жизни Церкви все пронизано духовным смыслом, и даже «бюрократия» Ее носит совершенно иной, чем принято думать, характер. 06 этом можно судить, познакомившись с вышеприведенными документами.

Первые три документа, связанные с благословением на постриг в Великую Схиму, в особых комментариях не нуждаются. И все же несколько слов об этом сказать нужно. Никто из нас, наверное, не предполагал, что старица Мария, по слову Преподобного Серафима, «стяжавшая дух мирен», вдруг захочет уехать в монастырь и как-то «легализовать» свой подвиг. Но она этого захотела. Зачем, почему? Ведь, например, блаженная Любушка Петербургская, по словам близко знавшей ее игумении Феодоры, решила «смириться до зела» - остаться навсегда лишь блаженной, юродивой. От пострига отказалась. И в этом проявилось великое смирение подвижницы. Но Мария Ивановна и тоже из смиренного послушания воле Божией пошла на этот шаг. Предпочла путь преподобной «наставницы монахов и собеседницы ангелов». Нам она объяснила свое решение тем, что схима - это как бы смерть для мира, и потому она отодвигает дату физической смерти. Старица «обещала» жить после пострига еще лет 10-12. А мы привыкли ей верить...


Документы №№ 4 и 5.

Люди, подвижнической жизнью стяжавшие благодать Святого Духа, к Таинству таинств Святой Евхаристии относятся по-другому, чем «простые смертные» христиане. Немалое смущение у приходского священника в Вырице под Петербургом вызывало поведение Любушки: подходя к Чаше, она просила батюшку причащать ее троекратно (как это было принято на Руси до великого раскола 17 века). Сначала священник отказывал ей в этом, а потом... смирился. Понял, что перед ним человек необычный, и причащал троекратно.

Таинство Святого Причащения настолько великое и страшное, что в Церкви выработаны особые правила, как к нему готовиться, чтобы Причастие было не во осуждение, а «во исцеление души и тела». Но правила эти ведь тоже условны, так как рассчитаны по большей части на людей еще только начавших путь ко спасению. А как быть с теми, кого людская молва еще при жизни называет пророками, блаженными? Неужели и им нужно соблюдать все те правила, которые рассчитаны все же на тех, кто еще только делает первые шаги в вере? Ведь не случайно разные категории людей подходят к Чаше по-разному. Священнический чин причащается не так, как миряне. Православный Император, Помазанник Божий, причащался не как мирянин, а как священник, хотя и не имел священнического сана. Мирянам рекомендуется причащаться не чаще одного раза в неделю (это тоже довольно условное определение, рассчитанное именно на всех, и потому должны быть и имеются исключения). Монашествующие же могут причащаться и чаще, подражая первым христианам, причащавшимся почти каждый день...

До переезда в Самару, в селе Кинель-Черкассы старица Мария причащалась примерно раз в две недели (об этом мне говорил настоятель Вознесенского храма с. Кинель-Черкассы протоиерей Александр Телегин), как это делают многие ревностные христиане. Когда же начался в ее жизни новый этап уже всероссийского служения, когда к ней поехали за советом, за помощью люди со всей страны, она стала причащаться гораздо чаще - так часто, как только была возможность. Когда жила она при храмах, где службы совершаются почти ежедневно (Петропавловская церковь и Воскресенский собор г. Самары), она причащалась практически каждый день. И никого из священников, насколько мне известно, это ее поведение не смущало. Священники не допытывались у нее, хорошо ли «подготовилась» старица к великому Таинству. Понимали - она человек Божий и в силу этого не подлежит суду человеческому.

Не так было в Оптиной пустыни. Монастырь по сути своей основан на дисциплине и порядке. Кто бы ты ни был изволь подчиниться, раз уж пришел в эти святые стены. Ведь «в чужой монастырь со своим уставом не ходят». А устав этот строг и не любит делать исключения. Вот почему у блаженной старицы Марии, являвшейся именно «исключением» из любых нам известных правил, даже в одном из лучших монастырей России (каким является Оптина пустынь) не могли не начаться трения и недоразумения. Когда схимонахиня Мария начала и в Оптиной пустыни причащаться каждый день, как она это делала в Самаре, среди части монашествующих начало зреть смущение (этому настроению поддался и духовник Оптиной пустыни, постригавший старицу в схиму схиигумен Илий).

И тогда было принято единственно верное решение обратиться к высшей Церковной власти за благословением на то, чтобы уже официально, по форме, стать «исключением». На это и дано было ей (впрочем, с невысказанной, но подразумевающейся оговоркой) Высочайшее разрешение (см. документ № 4).


Документы 6, 7, 8.

Отъезд блаженной из Оптиной пустыни порождает множество вопросов. Знала ли она о своей скорой кончине? Уверен, знала. И несмотря на это, пустилась в тяжелый, изнурительный путь. Дивеево, Мордовия, Москва, Вышний Волочек... Во всяком случае, возвращаться в родную обитель она явно не собиралась. Начинался, как думали некоторые, какой-то новый этап в ее земном странствии. А оказалось - земное странствие подходило к концу, и эта поездка носила совсем особый характер дороги к месту упокоения.

Почему блаженная схимонахиня Мария покинула Оптину? Была ли «обида» на тех, кто до конца не поверил ей, не вместил ее слов? Так могут думать лишь те, кто совсем не знает старицу. Она ни на кого не обижалась. Тем более, в Оптиной пустыни она оставляла многих вполне принявших и полюбивших ее монахов. Тогда в чем же дело? Этого не знает никто и вряд ли когда-либо узнает. Но можно предположить следующее. Согласно широко известному пророчеству, в Оптиной пустыни перед концом света будет еще семь светильников. И мы видим, как набирается это число. Убиенные оптинцы иеромонах Василий, иноки Ферапонт и Трофим...

Старица Мария, быть может, затем и уехала перед смертью из великого монастыря, чтобы не «ускорять» время по своему смирению и по воле Божией...

209




Пожертвование на газету "Благовест":
банковская карта, перевод с сотового, Яндекс.Деньги

Яндекс.Метрика © 1999—2019 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru