‣ Меню 🔍 Разделы
Вход для подписчиков на электронную версию
Введите пароль:

Продолжается Интернет-подписка
на наши издания.

Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.

Православный
интернет-магазин





Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Блаженная схимонахиня Мария», Антон Жоголев

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

"Рождественские чтения — проявление соборности"

Участница Чтений делится своими впечатлениями о работе этого крупнейшего форума Русской Церкви…

Привести людей ко Спасителю — во все времена было и остается главной задачей Церкви. 

26 января, Москва, два часа дня, Боровицкие ворота Кремля. К ним выстроилась длинная очередь — пропускной пункт не в состоянии быстро пропустить всех, кто пришел в этот час сюда. Очередь необычная — в ней Православные священнослужители и монашествующие, ученые, педагоги, писатели, журналисты, приехавшие со всех концов необъятной России на XI Международные Рождественские образовательные чтения. Они открылись в Государственном Кремлевском Дворце, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и при поддержке Президента России В.В. Путина. Дискуссии на Чтениях охватили многие важные стороны современной жизни. Было шесть тематических направлений, более пятидесяти секций и круглых столов проходили в течение недели во многих залах Москвы, на них выступило около тысячи докладчиков. В центре внимания нынешних Чтений были курс «Основы Православной культуры» в системе образования.

Юрий Александрович Гусев, референт отдела катехизации Московской Патриархии, был директором третьих и четвертых Рождественских чтений. Он рассказал мне, что на третьи Рождественские чтения из епархий приехало около двухсот человек. А сейчас прибыло почти девятьсот, и это не считая москвичей. На открытие Чтений в Кремлевском Дворце съездов в последние три года собирается шесть тысяч человек. Интерес к Чтениям заметно растет. На нынешних Чтениях много ученых, — профессоров, докторов наук, это значит, что наука, которая у нас долгие годы была атеистической, открыла для себя Православие. На Чтения приехали с Украины, из Белоруссии, Эстонии. Делегации очень большие: только с Украины приехало около пятидесяти человек.

В своем Слове на открытии XI Рождественских Чтений Его Святейшество Патриарх Московский и всея Руси Алексий II сказал, что сегодня мы стали на путь возрождения Святой Руси. Однако нам нужно преодолеть тяжкое достояние, оставленное двадцатым веком. Вот почему нашему обществу, особенно детям и молодежи, так необходимо сегодня знакомство с Православной культурой. Не нужно сердиться на тех, кто пока этого в должной мере не понял и не может избавиться от навязчивой боязни попасть под власть некоей новой идеологии. Эпоха, в которую мы вступаем, обращает к Церкви свои вызовы. Судьба России, ее будущее — в руках педагогов, воспитателей, учителей. Нет и не может быть школы без воспитания, без стремления помочь ребенку стать личностью нравственной, самостоятельной, одухотворенной, способной отдавать себя другим людям, народу, Отечеству.
Министр образования Российской Федерации Владимир Михайлович Филиппов в своем докладе подчеркнул, что образование в нашей стране благодаря позиции Президента страны Владимира Путина определено Правительством РФ среди трех других приоритетных направлений на 2003-2005 годы. Большое значение имеет с позиции справедливости образования введение единого государственного экзамена для выпускников школ и поступающих в вузы. В 2003 году его будут сдавать уже около 50-ти процентов выпускников школ.
Однако это высказывание министра не нашло на Чтениях поддержки большинства их участников, которые считают, что это отучает людей мыслить, а отсутствие сочинений — отход от наших традиций. Наше образование всегда было сильно тем, что учило людей размышлять.
Министр говорил о комплексной программе воспитания — от детского сада до вузов — на 2002 — 2004 годы, в которой особое внимание уделяется духовно-нравственному и патриотическому воспитанию. Оно должно противодействовать растлению человеческой природы, искоренять недостатки, облагораживать нравы и чувства, пробуждать силу духа. Здесь педагоги должны действовать вместе с Русской Православной Церковью. Координационный совет по взаимодействию Министерства образования РФ и Московской Патриархии уделяет внимание ключевым проблемам духовно-нравственного воспитания, именно он разработал и утвердил программу преподавания курса «Основы Православной культуры». Такие советы могут быть созданы и на местах.
Министр вручил высший знак Министерства образования РФ — недавно учрежденную медаль «За милосердие и благотворительность» — Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II. Предстоятель Русской Церкви, получая награду, сказал, что этот знак отличия относится не к нему лично, а ко всей Русской Православной Церкви.
Основной доклад на Чтениях — «Российская культура и образование в свете взаимодействия науки и религии» прочитал Архимандрит Иоанн (Экономцев). Вот главные мысли доклада: «Православие уже вторую тысячу лет составляет основу отечественной культуры, поле, в котором развивались все ее компоненты. Причины нынешнего глубочайшего кризиса светского образования носят сугубо мировоззренческий характер. Только Православие может дать светскому образованию самое главное — отчетливое видение духовной вертикали, различение добра и зла, умение показать духовную высоту, святость, истину. У нас не было университетов, но у нас были монастыри. Высшее образование на Руси принципиально отличалось от западноевропейского, поскольку носило глубоко личностный характер. Именно такой характер отношений между учителем и учеником, вполне соответствующий характеру отношений между Иисусом Христом и Его учениками, мы стремимся воссоздать. Православная форма образования связана и с литургической жизнью, с воцерковлением учеников и родителей. Наша задача — сделать все возможное для установления взаимопонимания с деятелями культуры. Мы за диалог с наукой. Приоритетными для нас являются теперь не взаимоотношения Церкви и государства, а религиозно-мировоззренческие вопросы современной культуры и образования, роль Православия в развитии русского национального самосознания. История предоставила нам редкую возможность сплотить общество вокруг Церкви.
У Церкви нет соблазна вернуться под крыло государства, в чем нас упрекают господа «либеральные демократы» — ибо Церковь сама простирает над государством свои молитвенные крылья. «Итак молите Господина жатвы, чтобы выслал деятелей на жатву Свою» (Мф. 9, 38), — заповедано нам в Евангелии».
Пленарные заседания проходили в зале Церковных Соборов храма Христа Спасителя.
Самым ярким стало не заявленное в программе выступление на Чтениях Митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла. Тема его доклада — «2002 год в истории Церкви и Отечества». Он проанализировал кризис, который возник в прошлом году в отношениях между Русской Православной Церковью и Римо-Католической Церковью. Сказал, что прошлый год был очень тяжелый: страшные удары природной стихии, которые усугубились ударами злой человеческой воли — террористическими актами. Много вопросов было обращено к Церкви: «Почему это происходит с нами?» У всех нас — от священников до мирян — должен быть ясный ответ. Такая ситуация может быть благоприятной, чтобы достучаться до человеческих сердец. Тайна жизни раскрывается человеку во всей полноте в момент страдания, когда это страдание исцеляется и преодолевается верой. Современный человек перестал уповать на Бога. То, что наша страна проходит через такие катаклизмы, дает нам особую силу и возможность свидетельствовать о вечных, непреходящих религиозных ценностях, о безсмертии человеческого духа.

Все темы заседаний невозможно перечислить. Это секции «Церковь и армия», «Церковь и право», «Православие и экономика», «Православие и медицина», «Тоталитарные секты и методы противодействия им», «Православная журналистика» и другие. Впервые прошла секция «Святые, новомученики и исповедники нового времени». Это не только знамение времени, но и дань памяти новомученикам. Прошла секция «Церковно-славянский язык в школьном образовании и книжной культуре». О том, что церковно-славянский язык, который является колыбелью русского языка, должен обязательно преподаваться в школе, говорил на секции «Русская литература в контексте Православной культуры: проблемы и надежды» писатель Владимир Николаевич Крупин. Он привел пример, когда одну строку молитвы приходится переводить шестью-семью предложениями современного русского языка. Общее мнение участников этой секции: преподавание «Основ Православной культуры» в школе — это только начало большой работы.
В работе столь крупного форума, естественно, не могло все пройти гладко. Для меня самым неблагоприятным впечатлением на Чтениях стали выступления диакона Андрея Кураева и сектоведа Дворкина на секции «Православная журналистика». Ими было заявлено, что «борьба с ИНН» — не что иное как «активность маргиналов», и даже модернистская позиция, опасная для единства Церкви. И это говорят люди, которые столько сделали для того, чтобы в черном свете представить перед общественностью и церковной иерархией тех, кто не желает менять имя на «налоговый номер»! После выступлений двух полемистов, у многих возникло впечатление, что других проблем, кроме как прославление Григория Распутина, Царя Иоанна и борьба с ИНН, у Православных журналистов больше не существует. И весь пафос их выступлений сводился к тому, чтобы внушить журналистам мысль не писать на эти темы. Вот почему, мне кажется, не удивительно, что на фоне таких выступлений очень известных полемистов некий священник Борис (фамилию его уточнить не удалось) договорился до высказываний, близких к кощунственным. Его выступление на тему «Историческая иконография как искажение церковного сознания»(!) — само название знаменательно! — закончилось грубым выпадом против всеми чтимой и внесенной в Календарь Русской Православной Церкви Державной иконы Божией Матери. Вот его слова: «Из Дома Премудрости Богородица превращается в преемницу Дома Романовых. Это возгревание культа «удерживающего» — все это ведет к расколу. Православие для тех, кто почитает эту икону, явилось цареславием». И это говорится о чудотворной иконе, которая явилась в день отречения Государя, став символом того, что Божия Матерь взяла Россию под Свой покров! Такие невзвешенные высказывания, от каких бы заслуженных людей они ни исходили, подрывают авторитет этого высокого форума Русской Церкви.
На заключительном заседании Чтений Архимандрит Иоанн (Экономцев) зачитал Обращение участников Чтений к Президенту страны, Правительству, Государственной Думе. В нем говорится о том, что сегодня мы переживаем время духовной агрессии, и должны ответить на этот вызов. Православное образование — это те ступеньки, которые ведут человека в Церковь, к Богу. Остро прозвучали слова о выставке «Осторожно, религия!», которая проходила в Центре Сахарова в Москве, — что это оскорбление Православия и всего русского народа, и участники Чтений требуют привлечь к ответу ее устроителей. Единое мнение участников Чтений: введение в школах «Основ Православной культуры» — это требование всего народа, никаких социальных и правовых препятствий к их преподаванию нет. Мы должны защитить наших детей от духовной агрессии средствами образования, культуры, Православной литературы.
Святейший Патриарх Алексий II говорил в самом начале Чтений, что все мы, Православные, должны вести в приходах, в школах, вузах кропотливую и последовательную работу по воспитанию подрастающего поколения. Каждый из нас должен чувствовать ответственность за будущее нашей страны, за будущее молодежи, которой созидать и строить Россию.
В XI Рождественских чтениях участвовала самарская делегация. Один из ее участников, первый проректор Самарской Духовной семинарии игумен Вениамин (Лабутин), так оценил значение Рождественских чтений: «Рождественские чтения имеют очень важное значение для Церкви. Это проявление соборности — объединение разных людей — интеллигенции, деятелей науки, культуры, служителей Церкви, — причем объединение не механическое, а на почве верности Господу Иисусу Христу вокруг Церкви Христовой на благо созидания человеческой души».

На снимках: икона "Спас" кисти преподобного Андрея Рублева; Патриарх Московский и всея Руси Алексий II открывает Чтения; выступает Министр образования России Владимир Филиппов.

Людмила Белкина
07.02.2003
1012
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
0
0
Пока ни одного комментария, будьте первым!

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Содержание:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Православный
интернет-магазин



Подписка на рассылку:



Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:
Пожертвование на портал Православной газеты "Благовест":

Вы можете пожертвовать:

Другую сумму


Яндекс.Метрика © 1999—2024 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru