‣ Меню 🔍 Разделы
Вход для подписчиков на электронную версию
Введите пароль:

Продолжается Интернет-подписка
на наши издания.

Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.

Православный
интернет-магазин





Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Блаженная схимонахиня Мария», Антон Жоголев

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Святое Белогорье

Духовная история Белогорья вращается вокруг имени Святителя и Чудотворца Иоасафа и его святых нетленных мощей,


Минуло шесть лет с того времени, когда на духовной карте России появилась новая епархия — Белгородская. Белгород был кафедральным городом давно. В послепетровскую эпоху "на свещнице Белграда возсиявый" христианскими добродетелями прославился Епископ Белгородский и Обоянский Иоасаф (Горленко). И с тех пор вся духовная история Белогорья вращается вокруг имени Святителя и Чудотворца Иоасафа и его святых нетленных мощей, второе обретение которых совершилось 10 лет назад. А канонизирован был Святитель в царствование Императора Страстотерпца Николая Александровича в 1911 году. Еще одна круглая дата: 90 лет со дня прославления.

Ангел Русского Белграда
— Тот день, без сомнения, стал Торжеством Православия. На прославление Святителя Иоасафа в 20-тысячный в то время Белгород со всей России прибыло сто пятьдесят тысяч паломников, — сказал мне настоятель Преображенского кафедрального собора, где покоятся нетленные мощи Святителя, митрофорный протоиерей Олег Кобец, — весь город стал подобием храма. Но вскоре за торжеством последовало испытание…
В бывшей Курской губернии безбожники дерзко, кощунственно вскрыли раку с мощами Святителя, и мощи исчезли из Белгорода. К их второму обретению в феврале 1991 года оказался причастен пенсионер Аркадий Васильевич Соколов, которому еще в "годы застоя" комендант музея истории религии и атеизма (ныне — Казанский собор) в Петербурге приказала закопать хранившиеся в подвале музея мощи Святителя Иоасафа.
Дочь А.В. Соколова, Людмила Аркадьевна, написала письмо на имя Митрополита Ленинградского и Ладожского Иоанна (Снычева): "Преосвященнейший Владыко! Дерзаю к Вам обратиться. 6 февраля я со своим сыном прощалась в Свято-Троицком соборе со святым преподобным Серафимом Саровским (мощи преподобного Серафима были перенесены тогда из Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры в Москву — ред.). Затем я отправилась проведать своих родителей. Поведав им о счастливом втором обретении мощей преподобного Серафима, я увидела, что отец мой разволновался. Он сказал, что, наконец, дождался того времени, когда может открыть тайну, которую хранил 20 лет.
Мой отец всю жизнь проработал бригадиром плотников. В 1970 году отца попросили убрать подальше "мумию", которая лежала в подвале Казанского собора… Мой отец завернул мощи святого в простыни и вместе со своим другом В.И. Прудниковым поднял их на чердак. Мой отец и его друг надеялись, что в сухом и чистом шлаке одного из отсеков перекрытия чердака мощи сохранятся.
Рассказав мне, отец изложил это на бумаге и предложил В. Прудникову подписаться как второму свидетелю, но Владимир Иванович заколебался… Через несколько дней после этого разговора В. Прудников трагически погиб: он упал с колокольни собора "Спас-на-крови"…
28 февраля, когда я ехала в Казанский собор и повторяла про себя молитву, вдруг почувствовала, что в груди у меня возникло золотое сияние, и в середине него три раза появился лик Господа нашего Иисуса Христа. Я посчитала это одобрительным знаком и уже не сомневалась, что дело наше угодно Богу…"
В тот же день на чердак собора поднялась (хотя вход туда был закрыт для всех, кроме сотрудников музея) съемочная группа Александра Невзорова "600 секунд". А Митрополит Иоанн наложил на письмо резолюцию: "Опустить неизвестные мощи в нижнее помещение собора. Произвести опознание мощей. Комиссию по открытию и идентификации мощей останков утверждаю".
Так были вновь открыты мощи Святителя Иоасафа Белгородского.
В освидетельствовании и облачении мощей участвовал и ректор Курского епархиального училища игумен Иоанн (Попов), ныне — Архиепископ Белгородский и Старооскольский, первый Архиерей на новой Белгородской кафедре. Он был, надо отметить, поражен тесной связью Святителя Иоасафа с великим событием Преображения Господня:
— После нахождения мощей, по Промыслу Божиему, они были перенесены в Спасо-Преображенский собор Петербурга, чтобы в дальнейшем занять свое место в Преображенском соборе города Белгорода.
Действительно судьбоносное совпадение. Вскоре после перенесения святых мощей из Петербурга в Белгород начался расцвет Святого Белогорья, его преображение. Сегодня Белгородская епархия — одна из самых динамично развивающихся в России. И не только по числу вновь открытых храмов.
После 1995 года открыта Белгородская Духовная семинария с миссионерской направленностью, перед зданием которой только что освящен памятник Святителю Иоасафу. По благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II развивается социально-теологический факультет Белгородского госуниверситета, в епархии создан Православный духовный центр во имя Небесного Покровителя Белгорода. На въезде в город освящена часовня-ротонда, в которой, по замыслу Архиепископа Иоанна, Ангел благословляет каждого въезжающего в Белый город. Возрождаются монастыри. И преизобилует Божия благодать, осеняющая этот южнорусский, теперь — порубежный край.
Впрочем, государственные границы не в силах разъединить Православных. Единение в совместном служении, на Божественной литургии в день памяти Святителя Иоасафа засвидетельствовали перед Богом и людьми Архиепископ Белгородский и Старооскольский Иоанн и Епископ Сумский и Ахтырский Иов, прибывший на белгородский юбилей из соседней области Украины.
— Подвигом поста и молитвы Святитель Иоасаф лишил свое тело "работы истления", — отметил протоиерей Олег Кобец, — ничем другим, как силой Божией это чудо невозможно объяснить. Даже атеистам нечего сказать.
Ничем другим не объяснить и чудо духовного возрождения Белогорья. А сила Божия, как известно, совершается в немощах человеческих. Кто обращался к Святителю Иоасафу, знает, как быстро откликается Господь по его молитвам. Сколько слез покаяния, молитвы, радости исцеления изливается каждый день у этой раки! — отец Олег смотрит в сторону святых нетленных мощей, — мы имеем перед собой образ действия благодати в мире.
Святитель Иоасаф в земной жизни был очень ревностен и горяч в молитве, в служении, в попечении о своей пастве и пастырях Церкви, особенно велико значение его ходатайства пред Господом за иереев. Одного из них он разрешил от страшной клятвы, прозорливо познав духовным взором его беду. Еще до революции были записаны десятки свидетельств чудесных исцелений у его святых мощей.
До сих пор изустно передается потрясающий случай: калека, страдавший сильнейшим искривлением позвоночника и конечностей, так что и смотреть на него страшились, припав к мощам Святителя вдруг распрямился на глазах у всех, присутствующие слышали при этом громкий хруст его костей. Происходят чудеса и теперь. Так, недавно отец Олег Кобец получил письмо от женщины, которая сообщила, что она молилась у мощей Святителя Иоасафа об исцелении от неизлечимой, как полагали врачи, раковой опухоли. Ей постепенно стало лучше, грозная болезнь отступила, смертный приговор был отменен повелением Свыше. В благодарность исцеленная по молитве Святителя женщина совершила паломничество на родину святого на Украину, к родовой усыпальнице рода Горленко.
Святитель Иоасаф духовно тонко чувствовал людей и эпоху, в которой он жил (далеко не лучшую для Христовой Церкви — после петровских реформ поредевшее население южных губерний России в массе не знало даже Символа веры), почти все время проводил в поездках по огромной епархии. Святитель писал стихи, в Белгороде сейчас издается его поэма "Брань честных семи добродетелей с семью грехами смертными", написанная на церковно-славянском языке в силлабической, современной святому, системе стихосложения (с равным количеством слогов в каждой строке). Святитель ярко изображает сражения добродетельных войск под командованием великих святых с греховными полками во время Святой Великой Четыредесятницы. На страницах — пехота и артиллерия, звуки сигнальных труб и команд, огонь, дым и кровь. Яркий сюжет, глубина богословской мысли… Брань завершается в "Победоносный Воскресения день" победой Христа над смертью.
— Как сие солнце ясно, так светло я предстал сейчас Престолу Божию, — сказал Угодник Христов, глядя из окна своих покоев на восходящее солнце…
Современники могли убедиться в нетлении его тела. Похороны Святителя Иоасафа промыслительно задержались на несколько месяцев. А слава о нем прошла сквозь века.
— Вчера на крестном ходе Святитель обозревал свой град, — медленно и задумчиво произнес в день праздника Архиепископ Белгородский Иоанн, — испытываем ли мы самих себя? В вере ли мы?..

Святитель Николай Ратный

В Преображенском кафедральном соборе с недавнего времени пребывает и еще одна великая святыня: Чудотворный образ Святителя Николая Ратного.
Редкая икона. Она относится к Можайскому типу икон Великого Архиерея. Как известно, в образе Николы Можайского присутствуют меч и храм, которые Святитель держит в воздетых к Небу руках. Меч — оружие Покровителя Церкви Христовой, Защитника обиженных и оклеветанных. На Ратной иконе — так же воздетые к небесам — благословляющая десница и Святое Евангелие в левой руке Святителя.
Давно это было. Со стороны Дикого поля на белгородские земли то и дело "накатывались" волнами вооруженные до зубов кочевники и чинили мирным белгородцам всякое насилие и произвол. В один из набегов решили они ограбить Коренскую пустынь, что была близ села Устинка. Да только настоятель пустыни, как повествует летопись, "взял из церкви Икону Святителя Христова Николая, и неся оную с братией творили молитвословие, что увидевше Татаре идти против Православных не дерзнули, и обращаясь вспять пришли в замешательство, отчего многие из них попадали и потонули, а прочие побежали в степи, и по сему случаю Святитель Христов Николай назван Ратным". Вероятно, впрочем, что свое название икона получила значительно раньше, во времена Иоанна Грозного. Ее история теряется во мгле веков. Чудотворный образ, по преданию, был в ставке самого фельдмаршала М.И. Кутузова, который благословлял им войска в 1812 году, а также на русско-японском фронте в войну 1904 года.
Весной 1904 года Епископ Курский и Белгородский Лаврентий вручал копию Чудотворной иконы Императору Николаю Второму, посетившему Белгород накануне крестного хода с образом к тому месту, откуда Святитель Христов Николай когда-то погнал разбойников.

"С сею иконою предки наши отражали набеги хищных своих соседей, — обратился Владыка к Царю. — Веруем, что за молитвами Святителя Николая и теперешние враги наши смяты будут храбростию Твоих воинов и падут пред их стойкостью. Мы же усердно и непрестанно молим Господа: Господи! Спаси Царя и славное воинство Его и услыши ны, в Он же аще день призовем Тя…"
Николай Александрович горячо поблагодарил белгородское духовенство за подарок, приложился к иконе и передал ее адъютанту. Потом вошел в собор и спустился по лестнице в пещеру с мощами Святителя Иоасафа… Последний раз Император Николай II побывал в Белгороде в декабре 1911 года, накануне дня памяти Своего Покровителя, Святителя и Чудотворца Николая, вместе со всей Августейшей Семьей.
…Образ Святителя Николая Ратного пропал. В безвестности он пережил эпоху атеизма так же, как и мощи Святителя Иоасафа Белгородского, с той только разницей, что икона никогда не покидала пределы Белогорья. Исследователь истории Чудотворного образа А.Н. Крупенков так описывает начало его второго обретения: "В конце 1980-х годов небольшая группа верующих женщин приезжала из с. Устинки в Белгород, в Иоасафовский собор. Им было откуда-то известно, что здесь хранится старинная икона Святителя Николая. Конечно, эти женщины преклонного возраста не могли знать, та ли эта самая чудотворная икона, с которой их предки совершали крестные ходы, или нет… Но вполне вероятно, что это и есть та самая.." И вера не посрамила их. Размеры и вид иконы точно совпали с ее историческим описанием. Вот только риза на Чудотворной оказалась совсем не из "чистого золота", как свидетельствовал историк, не была она украшена "стразами и хрусталиками". Понятно почему… Но толстый затвердевший слой копоти говорил о том, что перед образом постоянно горели лампады и свечи — молитвенный дар человеческих сердец.
Из реставрации, из Сергиева Посада, икона вернулась в Белгород, в Преображенский собор, в мае 1994 года, спустя три года после возвращения мощей Святителя Иоасафа.

продолжение

09.11.2001
2056
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
2
Пока ни одного комментария, будьте первым!

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Содержание:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Православный
интернет-магазин



Подписка на рассылку:



Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:
Пожертвование на портал Православной газеты "Благовест":

Вы можете пожертвовать:

Другую сумму


Яндекс.Метрика © 1999—2024 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru