‣ Меню 🔍 Разделы
Вход для подписчиков на электронную версию
Введите пароль:

Продолжается Интернет-подписка
на наши издания.

Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.

Православный
интернет-магазин





Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Блаженная схимонахиня Мария», Антон Жоголев

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Дорога жизни

К 80-летию снятия Блокады Ленинграда.

К 80-летию снятия Блокады Ленинграда.

Когда более тридцати лет назад я приехал в Сомино служить в храме святых Апостолов Петра и Павла, для меня одним из неожиданных открытий стал тот факт, что именно здесь, в Бокситогорском районе Ленинградской области, начиналась в 1941 году Дорога жизни. Я с удивлением увидел в поселке Подборовье масштабный мемориальный комплекс с машиной-полуторкой на пьедестале, посвященный Началу Дороги жизни.


Протоиерей Геннадий Беловолов у Поклонного креста, воздвигнутого на месте Начала Дороги жизни.

До этого я, как и все, знал только о ледяной ее части по Ладожскому озеру, а о лесной, проходившей от железнодорожных станций Подборовье и Заборье, и составлявших ее двухстах километрах, то есть 2/3 всей дороги, ничего не слышал.

Мне, с одной стороны, стала очень интересна эта история, хотя о ней было мало сведений. С другой стороны, показалось не только несправедливым, но и обидным для тех людей, которые живут в этом краю, что в общенациональной памяти эта страница Дороги жизни почти забыта.

Начиная с первых лет служения, я как мог старался напомнить об этой исторической теме. Когда встал вопрос о строительстве церквей в Подборовье и Заборье, я решил посвятить эти Божьи храмы героической памяти Дороги жизни. Закладку храма в Подборовье я приурочил к 50-летию Победы в Великой Отечественной войне - 9 мая 1995 г.

А храм в Заборье по благословению Правящего Архиерея был посвящен Божией Матери Невской Скоропослушнице, в праздник которой - 22 ноября - была открыта Дорога жизни.


Надпись на камне у подножия Креста напоминает о том, что именно отсюда в 1941 году началась Дорога жизни...

В этот день мы всегда совершали службу и панихиду памяти героев Дороги жизни. В память о снятии блокады для этого храма была написана большая икона святой Нины, в день которой и произошло это историческое событие.

Я всегда участвовал в торжественных митингах в День Победы и в Подборовье, и в Заборье, и в Сомино.

В 2017 году удалось восстановить старинный Николо-Феодоровский храм в поселке Лидь, бывший в годы войны первым храмом по лесному маршруту Дороги жизни. А в 2021 году на месте, где близ поселка Лидь соединяются в лесу две дороги из Подборовья и Заборья и возникает одна Дорога жизни, был установлен камень-монумент, а позже и памятный Крест-Свеча, которые зримо напомнили о том, что забывать нельзя. Это место сразу стало нашим местом исторической памяти и местом духовной силы.

В этом году в канун юбилея снятия Блокады я ездил к памятному Кресту-Свече в начале Дороги жизни. В центре креста - на крестовине - изображен золотой круг, который одновременно символизирует и терновый венец Спасителя и восходящее солнце как символ его Победы. И в то же время как символ страдания народа в те страшные 900 дней и ночей Блокады Ленинграда…

Когда я приехал ко кресту, солнце было в стороне за лесом. Как только начал молитву, солнце оказалось точно за крестом и соединилось с кованым солнцем на кресте. Крест будто ожил и заиграл светлыми лучами зимнего солнца. Казалось, само солнышко заиграло на небе и поздравило нас с Петербургской Победой.

Уже три года здесь проходят мероприятия памяти Дороги жизни. Более того, несколько лет назад в календарь исторических дат Ленинградской области был внесен день открытия Дороги жизни - 22 ноября. Теперь наряду с днем начала Блокады 8 сентября и днем снятия Блокады 27 января - в Ленинградской области вспоминается и день Начала Дороги жизни.

Особым событием к 80-летию снятия Блокады для меня стало то, что о Начале Дороги жизни вспомнили в Санкт-Петербурге, и в «Музее хлеба» (ул. Михайлова, д. 2, у метро «Финляндский вокзал») 17 января 2024 г. была впервые открыта специальная выставка, посвященная Началу Дороги жизни.

На сайте «Санкт-Петербургского музея хлеба» сообщается:

«В нашем музее открылась выставка «Начало Дороги Жизни - восточный берег Ладоги», посвященная 80-летию полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. Выставка рассказывает о строительстве коммуникаций для доставки продовольствия в голодающий город из глубины СССР на восточный берег Шлиссельбургской губы Ладожского озера зимой 1941-1942 годов. Экспонаты выставки помогают представить всю сложность экстренной прокладки автомобильных и железнодорожных путей по необжитым местам восточного приладожья. В основу выставки положены материалы летней экспедиции музея в Бокситогорский район Ленинградской области по местам прокладки знаменитой «Военной автомобильной дороги № 102», которая огромным полукружием обогнула занятый врагом Тихвин и обезпечила подвоз продовольствия в Кобону в самый критический период Блокады - в декабре 1941 г.

На выставке представлены предметы военного быта: зажигалки, котелки для еды, ложка с кружкой, фляга, кисет, набор инструментов военного топографа, каска. Представляют интерес фотографии взорванных железнодорожных путей и разрушенных станций в районе Ладоги, а также цветные зарисовки В.Г. Карымова из цикла «По дороге жизни». Выставка создана в рамках музейного форума «Дневные звёзды» и в содружестве с музеями Ленинградской области и с Центральным музеем железнодорожного транспорта Российской Федерации. Выставка открыта до 25 февраля».

Иоанн Кронштадтский и Блокада

Как ни удивительно, но Всероссийский Батюшка был, хотя и косвенно, причастен к созданию Дороги жизни.


Инженер-путеец Александр Васильевич Ливеровский был автором проекта Дороги жизни, спасшей многие тысячи ленинградцев.

Блокадный город во время войны во многом спасла Дорога жизни, которая была сложным инженерно-техническим проектом. Но многие ли знают автора этой дерзновенной идеи и ее воплощения? Здесь нужно назвать имя выдающегося отечественного инженера Александра Васильевича Ливеровского (1867-1951), который обладал удивительно масштабным мышлением, был захвачен грандиозными стройками Царской России в эпоху Императора Николая Александровича, в частности, проектировал и участвовал в строительстве Великого Сибирского пути. Его пылкий и созидательный дух вдохновил его поступить в Институт путей сообщения, где в процессе учебы он участвовал в стройках века стальных магистралей Империи: занимался топографической съемкой Лозово-Севастопольской железной дороги, на строительстве Уфа-Златоустовской железной дороги познакомился со знаменитым писателем и инженером Николаем Гариным-Михайловским. А затем было строительство Транссибирской магистрали.

Это был величайший проект XIX века, и причастность к нему много значила в судьбе будущего создателя Дороги жизни. В его ведении оказался участок Кругобайкальской дороги, где ему пришлось пробить несколько тоннелей и соорудить в прибрежных скалах четыре противообвальные галереи. На строительстве он показал себя человеком предприимчивым, мыслящим нестандартно. К своему участку относился по-хозяйски, так что даже построил небольшую электростанцию, которая давала свет и тепло, а в конечном итоге помогала строителям трудиться в две смены. Ему первому пришло в голову завести на Байкале специальную флотилию для подвоза необходимых стройматериалов. В итоге движение по Кругобайкальской дороге открылось досрочно, что очень помогло для переброски войск на фронт Русско-японской войны.

В 1912-1915 годах Ливеровский руководил строительством Восточно-Амурской стальной магистрали, самой трудной части Транссибирской железной дороги. Там под его руководством был построен самый большой мост Евразии - через Амур. Мост, заложенный в день рождения Цесаревича Алексея 30 июля 1913 г. и открытый в день его Ангела 5 октября 1916 года, был назван в его честь - Алексеевским мостом. Его еще называли и называют «Амурское чудо». На чугунной памятной доске было увековечено среди других имен имя Александра Ливеровского.

После нескольких реконструкций мост существует и функционирует и поныне. Его изображение знают все граждане России, поскольку он запечатлен на 5-тысячной купюре. Ливеровский к тому времени заслужил репутацию крупнейшего русского инженера-путейца.

Ливеровский беззаветно любил свою работу и отдавался ей всей душой. Он говорил о вдохновлявшей его идее: «Что может быть радостнее, чем видеть как где-то в глухой тайге, в пустынной, безлюдной, бездорожной местности изо дня в день растут насыпи, углубляются выемки, расступаются горы, давая проход рельсовому пути, смиряются буйные потоки, оседланные красивыми мостами, и многоводные величественные реки подчиняются всепокоряющему человеческому уму... Воображаемое становится действительностью. Есть из-за чего работать. Есть ради чего учиться...»

После февральской революции Ливеровский был приглашен возглавить Министерство путей сообщения. В первые дни советской власти его арестовали, но вскоре отпустили. Оказалось, что инженер «из бывших» необходим новой власти. Александр Васильевич принял сложное решение служить России, независимо от власти, и стал главным экспертом наркомата путей сообщения. Многое в отрасли в те годы держалось на опыте Ливеровского. Он преподавал, создал курс «Постройка железных дорог», написал несколько учебных книг. Десятки крупнейших советских строителей-железнодорожников называли себя учениками Ливеровского.

Его знания и опыт были необходимы новой власти. Поэтому ему никто не напоминал о верной службе Царю и работе во Временном правительстве. Ливеровского посылали за границу на конференции и переговоры - для заключения контрактов. В Париже и Берлине ему доводилось общаться и с русскими эмигрантами. Не раз ему предлагали покинуть Советский Союз, предлагали крупные контракты. Но старый царский инженер только покачивал головой: «Из России не уеду. Никогда». В годы индустриализации он возглавляет строительство железной дороги Ленинград-Рыбинск.

Александр Васильевич являлся одним из экспертов проекта Московского метрополитена. Вопреки мнению многих специалистов, он доказал целесообразность глубокого заложения тоннелей московской подземки. Изначально ее собирались тянуть местами наружным способом и прямо под мостовой, что грозило постоянным обрушением сводов. В 1933-м году его дважды арестовывали, но уже в мае 1934 года он снова возглавлял работы по ремонту той самой Кругобайкальской дороги, со строительства которой когда-то начинал.

Главным делом жизни Ливеровского, обезсмертившим его имя, стало участие в создании Дороги жизни. Осенью 1941 года профессор Ливеровский оказался в осажденном городе на Неве. Старому инженеру пришлось пережить самые черные дни и ночи блокады. Он работал в Оборонной комиссии по технической помощи фронту Института инженеров железнодорожного транспорта. Будучи в преклонном возрасте, он продолжал помогать сражающемуся городу, участвовал в работе Комитета Обороны, был консультантом Управления военно-восстановительных работ Ленинградского фронта. В дни боев и на Ораниенбаумском плацдарме Ливеровский часто выезжал на передовую, осматривал разбитые рельсовые пути, руководил их ремонтом. Руководил также и строительством противотанковых заграждений. А ведь ему было уже глубоко за семьдесят! Когда остро встал вопрос о прокладке пути через Ладожское озеро, Ливеровский засел за расчеты. Дорога должна была получиться крепкой, надежной, экономичной, с хорошей пропускной способностью. Профессор работал над этой проблемой днем и ночью, он изучал плотность льда, особенности донного рельефа, снеготаяния. Ходить он уже самостоятельно не мог, загибался от дистрофии, но требовал, чтобы его вывозили на Ладогу - для проверки работ солдат, возводивших насыпи и пути. Именно Ливеровский внес безценное предложение маскировать дорогу с помощью оптического обмана, и вражеские бомбардировщики часто бомбили совсем другие, «не активные» участки Ладоги.

Дорога жизни спасла жизни многих тысяч человек, и в этом огромная заслуга Александра Васильевича Ливеровского.

В годы войны инженер-путеец был награжден медалью «За оборону Ленинграда» (1942), орденами Трудового Красного Знамени и Красной Звезды… А к 80-летию его удостоили высшей государственной награды Родины. Но это была не «юбилейная» награда. Без оглядки на болезни он продолжал воспитывать строителей железных дорог. Он прожил еще 5 лет. И ушел из жизни одним из крупнейших российских строителей-путейцев. Его могила сохраняется на Шуваловском кладбище в Санкт-Петербурге. Удивительная судьба, единственная в своем роде!


Петербургский храм Святителя Иоанна Милостивого возведен на переднем рубеже обороны блокадного города - в память о погибших в блокаду.

Но при чем же здесь Иоанн Кронштадтский?

Дело в том, что Александр Ливеровский родился в семье агронома-лесничего Василия Евгеньевича Ливеровского и детство провел в семейном доме в селении Лебяжье, что находится за Ораниенбаумом напротив Кронштадта. Недалеко от селения Лебяжье был принадлежавший семье участок леса, который так и назывался «Лаверовский лес». Сейчас он, к сожалению, вырублен и застроен. Дом Ливеровских сгорел совсем недавно, в 2007 году, уцелел только флигель, на котором была размещена мемориальная доска в память Алексея Ливеровского.

А вот учился Александр в Кронштадтской классической гимназии, которую он блестяще окончил в 1885 году первым среди шестнадцати сверстников, с золотой медалью. Именно в эти годы в гимназии преподавал Закон Божий протоиерей Иоанн Ильич Сергиев. Это был один из последних выпусков отца Иоанна в гимназии, в которой он состоял законоучителем в течение 25 лет - с 1862 по 1887 год. Во время обучения Александра отец Иоанн был уже маститым Всероссийским пастырем. Отец Иоанн любил учеников, как своих детей, учил их вере, добру и служению Богу, Царю и Отечеству. Можно только представить себе, какое глубокое впечатление он оставил в душах своих воспитанников, в том числе и у Александра Ливеровского. Сколько раз воспитанники брали благословение у своего доброго учителя, исповедовались ему и причащались из его рук. Все это не могло пройти даром. Жаль, что в советское время Александр Васильевич не мог оставить воспоминания о годах своей учебы в гимназии и своем добром законоучителе. В становлении личности будущего великого инженера-путейца большую роль сыграл Кронштадтский пастырь. Отец Иоанн учил его беззаветной любви к Родине и жертвенному служению ей. В этом смысле Иоанн Кронштадтский через своего талантливого ученика тоже принял участие в созидании Дороги жизни.

Не случайно в начале Дороги жизни в поселке Подборовье в Бокситогорском районе в 1995-1997 гг. был построен первый в Санкт-Петербургской Митрополии храм во имя святого Иоанна Кронштадтского, освятивший то место, где начиналась будущая Победа города на Неве.

Храм на переднем рубеже обороны блокадного города

Юбилейный день 80-летия снятия блокады я встретил на линии обороны Санкт-Петербурга в годы войны - в Южно-Приморском парке. Именно здесь (г. Санкт-Петербург, Красносельский район, ул. Доблести, дом 29, строение 1) располагается храм св. Иоанна Милостивого, настоятель которого - протоиерей Валерий Швецов.


Настоятель храма Святителя Иоанна Милостивого протоиерей Валерий Швецов (слева) и автор статьи протоиерей Геннадий Беловолов.

С отцом Валерием мы дружим уже четверть века - с 1999 года. Отец Валерий всегда был глубоким почитателем святого Иоанна Кронштадтского, а с 1999 по 2015 гг. он исполнял обязанности благочинного Красносельского округа Санкт-Петербургской епархии, в которую входит и Кронштадт. Поэтому он периодически бывал в Кронштадте и мы с ним не раз встречались как по службе, так и по дружбе.

Отец Валерий занимается большой социальной работой - окормляет больницы, социальные учреждения, духовно руководит сестричествами при них. При Психоневрологическом интернате № 7 он устроил храм святого праведного Иоанна Кронштадтского.

Главным делом отца Валерия стало строительство храма Святителя Иоанна Милостивого в Южном Приморском парке в Санкт-Петербурге.

История храма началась в 2000 году, когда была официально зарегистрирована приходская община. В 2007 году был установлен поклонный крест. В 2011-2012 годах начато строительство каменного храма Святителя Иоанна Милостивого с причтовым домом. 30 апреля 2015 года на строящемся храме были установлены купола и кресты. 25 ноября 2016 года в храме была совершена первая Божественная литургия. Освящение храма связано с именем известного петербургского молитвенника протоиерея Иоанна Миронова.

Но главное, что храм возведен на переднем рубеже обороны города в годы блокады и стал храмом-памятником, который увековечил память погибших в блокаду. В храме хранится список чтимой иконы Божией Матери Хлебная, прославившейся чудесной помощью в блокадном городе.

В храме чувствуется благодатный дух братской молитвы и теплая атмосфера приходской семьи. С радостью встретил здесь старых леушинских прихожан Владимира Знахура и инокиню Илариону, которые стали теперь прихожанами этого храма. На службе я помолился и помянул павших в блокаду. Неподалеку от этого места в Гатчинском районе был открыт памятник «Мирным жителям, жертвам войны».

Протоиерей Геннадий Беловолов,
директор Мемориальной квартиры Иоанна Кронштадтского, г. Кронштадт.

84
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
9
Пока ни одного комментария, будьте первым!

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Содержание:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Православный
интернет-магазин



Подписка на рассылку:



Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:
Пожертвование на портал Православной газеты "Благовест":

Вы можете пожертвовать:

Другую сумму


Яндекс.Метрика © 1999—2024 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru