‣ Меню 🔍 Разделы
Вход для подписчиков на электронную версию
Введите пароль:

Продолжается Интернет-подписка
на наши издания.

Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.

Православный
интернет-магазин





Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Блаженная схимонахиня Мария», Антон Жоголев

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Рождественские чтения

становятся главным общественным форумом Русской Церкви


В третий раз я принял участие в работе крупнейшего форума Русской Церкви — Рождественских чтений в Москве. Из года в год статус этого масштабного мероприятия повышается, но неизменным остается главное: форум этот, как и двенадцать лет назад, так и сейчас, объединяет людей, для которых церковное служение стало и смыслом, и целью, и даже стилем всей жизни. И потому, несмотря на вполне оправданный и неизбежный «формализм» такой громоздкой конструкции, как Чтения, объединяющей несколько тысяч человек, группирующихся вокруг различных сторон церковной жизни, форум этот является все же в основе своей неформальным, а точнее — незаформализованным мероприятием. В нем остается место для действия Духа Божия, без Которого любые, даже самые важные церковные мероприятия теряют смысл…

Посвящается Новомученикам
В Татьянин день, 25 января, Кремлевский Дворец съездов был полон все-таки не совсем обычной публикой. Где еще встретишь столько мужчин с бородами, а женщин в косыночках, как не на открытии Чтений?! Больше тысячи человек со всех уголков России собрались в главном зале страны. В фойе, в праздничной толпе мелькают известные многим лидеры — диакон Андрей Кураев, председатель общества «Радонеж» Евгений Никифоров, — но атмосферу все-таки задают не они, а простые люди с мест, которые приехали в Москву, выкроив на поездку гроши из своих скромных «бюджетов», чтобы поделиться своим опытом церковного служения и вобрать в себя опыт других людей — таких же, как они, церковных тружеников.
По традиции, открыл Чтения Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Двенадцатые Рождественские чтения посвящены памяти Новомучеников и Исповедников Российских. И потому эта тема была главной в докладе Святейшего Патриарха. «Соборное прославление Новомучеников и Исповедников Российских явилось воистину промыслительным деянием. Оно становится духовной основой возрождения нашей Церкви и нашего народа. Высочайший, светлый, побеждающий смерть мученический подвиг Новомучеников Российских по своему величию сопоставим только с мученичеством первых христиан. Именно благодаря Новомученикам не была убита душа народа, и ныне Русская Православная Церковь воссоздается их святой кровью», — сказал Предстоятель Русской Церкви.
Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, возглавляющий комиссию по канонизации Московской Патриархии, посвятил свой доклад духовным основам и практике канонизации святых в Русской Православной Церкви.
На сегодняшний день в Соборе Новомучеников и Исповедников Российских прославлено 1538 человек, но работа по канонизации Новомучеников далеко не завершена, и потому руководитель комиссии по канонизации поделился с собравшимися теми правилами, которыми следует руководствоваться при подготовке канонизации святых. Недопустима практика сбора подписей в епархиях за канонизацию того или иного подвижника (это порой используется в нецерковных целях). Мощи канонизированных подвижников благочестия обретаются только с благословения Святейшего Патриарха. Мощи еще не прославленных подвижников до их канонизации не должны выставляться для поклонения верующих в храмах.
Материалы следственных дел (при правильном к ним отношении) могут быть использованы в подготовке канонизации новомучеников. Ведь мученические древние акты также составлялись язычниками, и с той же самой целью — доказать юридическую правоту применяемой карательной меры по отношению к человеку. Материалы следственных дел содержат много сведений биографического характера, еще они ценны тем, что, скрепленные подписью пострадавшего, становятся свидетельством его позиции во время мучения. Ведь рядом с пшеницей, посеянной Христом, растут и плевелы. Неправомерно всех погибших в лихую пору мирян и священников считать мучениками только на основании самого факта их убийства. В годы гонений испивали чашу страданий и люди, которые пребывали в расколах и разделениях. Но если не может быть и речи о канонизации расстрелянных, пребывавших в обновленчестве, то иное отношение у Церкви к тем пострадавшим, кто пребывал в так называемых «расколах справа». Нельзя ставить в один ряд обновленческую схизму, граничащую с ересью, и «правую оппозицию» (движение «непоминающих»). Нет никаких оснований в трагической гибели обновленцев видеть жертву за Христа и за Церковь. Действия же «правых» оппозиционеров были обусловлены по-своему понимаемой заботой о благе Церкви. Поэтому нет канонических затруднений при канонизации «правых», таких, как Митрополит Кирилл (Смирнов), епископ Виктор (Островидов).
Нельзя допускать канонизацию людей, которые по тем или иным причинам совершили страшное нравственное падение, к которому относится: отречение от веры или от сана, согласие на осведомительство, лжесвидетельство против себя или против ближнего. Малодушие, лежащее в основе таких поступков, не избавляло от расправы. Вот почему для канонизации важна не только реабилитация человека перед государством, но более важна побеждающая все искушения вера в Христа.

Что в портфеле у Министра?
Проблема образования на Чтениях всегда находится в центре внимания. Вот и на этот раз все с нетерпением ждали выступления Министра образования Российской Федерации Владимира Филиппова. Ведь от его позиции во многом зависит судьба русской школы — пойдет ли она по пути сближения с Церковью, или же забуксует в частоколе прежних атеистических догм. И выступление этого государственного человека верующих не разочаровало.
По словам Министра, новые образовательные стандарты заметно улучшают условия для духовного воспитания детей. Они дают больше возможности для воспитания нравственности на уроках литературы. В школах будут изучать жития святых… Аплодисментами зала были встречены слова Владимира Филиппова о том, что в Министерстве образования принято решение пересмотреть все учебники по истории России и убрать из них все те псевдолиберальные высказывания, которые направлены на искажение реальных фактов нашего прошлого.
«Учитель связует память поколений. Он является ключевым звеном в системе воспитания. И потому так важно недавнее решение президента России платить зарплату учителям не из местных бюджетов, а из бюджета федерального», — сказал Министр.
«Одежда вещь бездушная, но сильно влияющая на душу». Эти слова Министра народного просвещения середины XIX века С. Уварова вспомнил нынешний Министр образования для того, чтобы еще раз поставить вопрос о необходимости введения в современной школе опрятной униформы. «Всевозможные игры и телешоу настраивают нашу молодежь на легкую добычу в жизни, на удачу без труда. Мы же, несмотря на противодействие некоторых чиновников, будем стремиться вводить в школах предмет Основы Православной культуры, чтобы дети за школьной партой приобщались к духовной традиции своих предков».
Доклад Министра показал, что вопреки отчаянным попыткам либеральных кругов союз Церкви и Министерства образования прошел испытание на прочность. А это многого стоит.

Не дипломатия — свидетельство о Христе!
Свое выступление Председатель Отдела внешних церковных связей (ОВЦС) Московской Патриархии Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл назвал отчетом перед церковной общественностью за истекший год. Само это заявление говорит об авторитете Чтений как главного общественно-церковного форума страны, почти что «малого поместного собора», где высшие церковные иерархи, клирики и миряне действуют соборно, с доверием друг к другу.
«Церковь есть видимое, реальное присутствие Христа в человеческой истории. И как дьявол боролся со Христом во время Его земной жизни, так и сейчас он борется с Церковью руками тех, для кого свидетельство Церкви неприемлемо», — начал свой доклад один из лучших ораторов Русской Церкви.
— Внешнее церковное служение — это не церковная дипломатия, — продолжил он. — Это не интрига, направленная на выживание Церкви. Это — свидетельство! Свидетельство о Христе и о тех ценностях, которые Церковь исповедует пред нехристианским миром.
Этот принципиальный тезис был далее «расшифрован» конкретными ситуациями в церковной политике.
Начался долгожданный диалог о молитвенном и каноническом единстве Русской Православной Церкви и Русской Зарубежной Церкви. Исторические причины разделения двух Русских Церквей давно канули в лету, и пришло время для объединения. При наличии доброй воли благодатию Божией все накопившиеся друг к другу вопросы будут решены. По крайней мере, большинство людей сегодня и в нашей Церкви, и в Русской Зарубежной Церкви, этого желает и за это молится. И Господь, верю, не посрамит наших надежд. Сейчас у Русской Православной Церкви Заграницей 323 прихода, тогда как у Московского Патриархата за рубежами России имеется 269 приходов. Это сопоставимые цифры, которые свидетельствуют о том, что международный авторитет Русской Православной Церкви заметно возрос.
Отношения с католическим миром также являются важными для церковной дипломатии. Ни одна Церковь или конфессия в современном глобальном мире не может порознь справиться с теми процессами, которые сегодня происходят в планетарном масштабе. Нужно сотрудничать, взаимодействовать. Но невозможно одной рукой вести диалог, а другой рукой совершать миссию на территории России и Украины, как это делает Ватикан. Мы за честные отношения с Римско-Католической Церковью, но мы категорически против католической экспансии на канонической территории Русской Православной Церкви. За минувший год изменений к лучшему в отношениях с Ватиканом не произошло. Напротив, католические униатские епархии открыты в Одессе и Харькове. И потому широко обсуждаемая в масс-медиа возможность встречи Патриарха и Папы пока нереальна. Ведь при встрече два религиозных лидера должны протянуть друг другу руки, но это создало бы ложную картину взаимоотношений Православных и католиков. Причем католические миссионеры сразу же использовали бы эту встречу в своих целях. Мы не можем вводить в заблуждение наш народ. Мы не можем совершать символические действия, которые будут противоположны реальности, — сказал руководитель ОВЦС.
Евросоюз создает законодательные стандарты для Европы, и сегодня ни одно государство не может игнорировать эти стандарты. Если Россия примет законы, которые не будут соответствовать стандартам Европы, то немедленно подвергнется критике, весьма чувствительной для нашего правительства. Нужно не игнорировать Евросоюз, а работать там, чтобы привнести свое понимание проблем человека, мира и религии. А культурная среда, в которой формируются эти законодательные стандарты, отличается крайним обмирщением и практическим игнорированием роли религии в жизни общества. Либеральный подход к религии предполагает, что вера является частным делом человека. Верить можно дома, но нельзя привносить свою христианскую мотивацию в политику, в общественную жизнь, в законодательство. Вот с этим мы не согласны и категорически выступаем против того, чтобы Христианство, Церковь были загнаны в гетто. Чтобы Христиане были лишены возможности мотивировать свои поступки христианской моралью. И поэтому мы находимся в диалоге с Евросоюзом. Тем более что скоро в Евросоюз войдут Эстония, Латвия и Литва — а там сотни тысяч наших Православных граждан.
Из внутренних проблем Митрополит Кирилл больше всего внимания уделил налоговому законодательству о земле, согласно которому Церковь должна платить аренду за ту землю, на которой построены храмы. «Никакая плата аренды за землю, на которой стоят наши храмы, для нас невозможна по моральным соображениям, — твердо сказал оратор. — Эти храмы были отняты у нас государством. На этой земле пролита кровь Новомучеников. И мы не можем платить аренду за землю, орошенную Христианской кровью. Ни при каких условиях!..»
Сейчас на рассмотрении в Государственной Думе находится законопроект, согласно которому земля отдается религиозным организациям в безсрочное пользование на все время существования юридического лица. Это компромиссное решение, не до конца устраивающее Церковь, но все же снимающее остроту проблемы. Со временем нужно добиться того, чтобы земля была передана в собственность Церкви безвозмездно.
Феномен Глазьева
На Чтениях мне довелось дважды слушать выступления этого, пожалуй, самого перспективного современного политика. На открытии форума он выступил с кратким докладом, в котором подчеркнул, что теперь у Церкви в Государственной Думе есть пусть и не большая, но своя фракция — «Родина», которую и возглавляет Сергей Юрьевич Глазьев. Он заверил участников Чтений, что его фракция в Думе будет твердо и последовательно защищать интересы Православного народа.
В дни работы Чтений стало известно, что Глазьев решил выставить свою кандидатуру на грядущих президентских выборах и бросить вызов самому Путину. Во время заседания в Кремлевском Дворце съездов собирались подписи на его выдвижение на пост президента. Это не удивительно. Ведь с инициативой такого выдвижения выступил Союз Православных граждан. И Глазьев, по факту, является кандидатом в президенты от Православных граждан (как бы ни относились к этому вынужденные быть осторожными и предусмотрительными официальные представители Московской Патриархии, справедливо заявляя, что Церковь в России вне политики).
Более развернуто свою позицию по взаимодействию Церкви и государства политик изложил 28 января на встрече с Православными журналистами. В своем выступлении он подчеркнул, что сейчас у нас в стране грубо нарушается право граждан на информацию. Многие Православные вынуждены отказаться от просмотра телевизионных программ, так как даже на государственных телеканалах очень много безнравственных, растлевающих фильмов и передач, которые напрямую оскорбляют чувства верующих и особенно сильно калечат души детей. Нужно создавать общественные советы на государственных телеканалах, которые бы поставили заслон безнравственным антиправославным программам.
Замечу в скобках, что этой проблеме на Чтениях, отвечая на вопросы из зала, уделил особое внимание даже Святейший Патриарх Алексий II. В одной из записок от жителя юга России говорилось, что телеканал «Дарьял-ТВ» 26 апреля прошлого года, в день Святой Пасхи, показывал эротический фильм «Связь» во время трансляции праздничного ночного Богослужения. Автор записки, Г. Смыков, подал протест на безнравственные действия телеканала в Министерство печати и информации. Святейший Патриарх по этому поводу заметил: «Если бы больше людей ответили протестами на этот поступок, Министерство печати было бы вынуждено прореагировать на массовые жалобы». К сожалению, по словам Патриарха, Церковь не имеет возможности содержать свой телеканал. А эфирное время на основных телеканалах очень дорогое. И потому приходится довольствоваться теми единичными передачами, которые на сегодня есть: «Слово пастыря» и некоторыми другими. В другой записке Святейшего Патриарха спрашивали о возможности прямой трансляции Чтений по телевизору. Патриарх Алексий II высказал свое отношение к проблеме кратко: «Я даже не уверен, — сказал он, — что по телевидению покажут хотя бы краткий сюжет о том, что в Москве начались Рождественские чтения».
— Без восстановления морально-нравственных норм в предпринимательской деятельности, без восстановления социальной справедливости в распределении доходов эффективная экономика в нашей стране не будет создана. Пока же основой экономики является обогащение любой ценой. Путь к крупным состояниям лежал у нас через разворовывание государственной собственности, через присвоение чужого имущества (в виде заниженной природной ренты на эксплуатацию природных ресурсов, грабительской приватизации, завышения цен монополистами). Такая экономика не имеет будущего, — сказал руководитель фракции «Родина» в Госдуме С.Ю. Глазьев.
Чтобы устранить чиновничий произвол в отношениях государства и Церкви, необходимо принять закон о партнерских отношениях между ними, основанных на доверии и прежней «симфонии» светской и духовной властей. В этом законе должно быть прописано право участия Церкви в государственных средствах массовой информации. «Верующие имеют право слышать с экранов телевизоров голос своих пастырей», — считает политик.
Вместо по-своему харизматичных противников — Ельцина и Зюганова — пришла пора побороться за власть их преемникам, столь мало похожим на своих «крестных отцов», — Путину и Глазьеву. Возможно, нервом политической жизни на ближайшие годы станет противостояние этих прагматичных политиков новой формации. И если успех Путина на ближайших выборах скорее всего предрешен, то через четыре года расклад сил может оказаться совсем другим. Подчеркнуто-официальный, «закрытый» экономист и интеллектуал Глазьев — не самая удобная мишень для пропагандистской машины нынешней власти, которая попробует перемолоть его еще до выборов. Сумеет ли Глазьев выдержать этот жесткий натиск? И при этом еще достучаться до сердец своих потенциальных избирателей? Это зависит от того, насколько окажется живуч в сознании большинства людей «миф» о действующем президенте Путине как о Православном политике и русском государственнике, с которого и началось его восхождение на политический олимп. И не столь важно, есть ли у Глазьева «государственная» харизма. Ведь и у Путина в 1999-м году особой харизмы при всем желании было невозможно обнаружить. Вопрос тут в другом: «поставит» ли Господь на этого лидера? Признает ли Церковь «своим» политиком Глазьева? Пришло ли время для действительно Православного человека на верху властной вертикали страны? Возможен ли в принципе феномен Глазьева — человека, давно и последовательно ориентирующегося в политике на Православные ценности, — или время таких людей еще не пришло? Все эти вопросы складываются в один большой вопрос: какое будущее готовит Господь России? А точнее: какое будущее мы заслужим? Конечно, пока еще трудно представить, что этот бывший министр правительства Гайдара, бывший депутат Госдумы от КПРФ способен повести за собой народы России. Скорее, в нем аккумулировались наши надежды. Но остается вопрос: оправдает ли он их…
Ответ Глазьева на вопрос, прихожанином какого храма он является, приведу целиком из-за его поистине государственной важности:
— Я хожу в храм Трех Святителей на Кулишках. Мой духовный наставник — отец Владислав Свешников, — сказал он.
Политики рождаются из… ожиданий. И за перипетиями политической борьбы нет-нет, да и мелькнет лучик Правды Божией, которой никаким рейтингам и пиарам не заменить. Кого коснется и осенит этот Божественный луч, тот и придет первым.
“…потому что она пляшет”
“Осталось потомство у Иезавели, но и благодать подвизается с Илиею. Иродиада тоже здесь, Иродиада все еще пляшет, требуя голову Иоанна, и ей отдадут голову Иоанна, потому что она пляшет”. Эти грустные слова Святителя Иоанна Златоуста пришли на память во время концерта на открытии Рождественских чтений, который состоялся 25 января в Кремлевском Дворце съездов. Концертная программа началась с пения тропаря Царственным Страстотерпцам. Ведущие праздничного концерта заявили, что вся программа посвящается Царской Семье. Планка, что и говорить, была поднята высоко. И большинство концертных номеров этой высокой планке вполне соответствовали. Но…
На сцену неожиданно вышла скандально известная балерина — солистка Большого театра Анастасия Волочкова. Хореографическая композиция “Ангел” (хореограф — с японской фамилией) начала исполняться ею под пение Молитвы Господней — “Отче наш…” Могу говорить лишь о своих ощущениях. Сначала я не поверил своим ушам. Потом огляделся вокруг: люди сидели как ни в чем не бывало — смотрели, как балерина извивается и задирает ноги, изображая полет, а фоном при этом звучат слова самой главной Христианской молитвы. Захотелось скорее уйти, но я лишь прижался к креслу — осилил (к стыду моему!) журналистский интерес. Потом Волочкова стала плясать под “Аве Мария”. Молитва эта католическая, но это не оправдание для невежества и религиозного хамства. Когда танец закончился, зал прорвало аплодисментами одних и свистом, криками, возгласами других. Все же не меня одного покоробила эта кощунственная пляска. Я не берусь судить об искусстве Волочковой, наверное, все было на высшем уровне. Я лишь о том, что кружиться в танце под “Отче наш” — это что-то доселе неслыханное…
Наверное, избыток толерантности (если она переходит в робость) является грехом. И вместо того чтобы испуганно прижиматься к креслам, кто-то (лучше, если священник, — а их в зале было немало!) должен был спокойно выйти на сцену, остановить пляшущую балерину, вежливо попросить ее прекратить танец под слова молитвы. Но этого, увы, не произошло. Случилось другое.
С десяток человек сразу выбежали из зала. Средних лет женщина кричала громче всех: “Православные! Где наша вера!?” Кто-то шикал на нее, кто-то с ней соглашался. А концерт продолжался. Хотя всем стало как-то не до него… Словно электрический разряд пробежал по залу, когда на сцену вышли человек двадцать католических монахов в сутанах, приехавших из какого-то венгерского монастыря, и стали стройно петь свои латинские молитвенные гимны. Свист усилился, а та же женщина ходила по залу и уверяла всех, что те, кто молится (?) с еретиками, по правилам святых апостолов подлежат отлучению. На всякий случай я поскорее выскочил из зала. И не я один. Но и в фойе уже шли вовсю шумные разборки…
Весь вечер и утро я думал о происшедшем. Дело не в “злом умысле” каких-то мифических “темных сил”. Дело в нас с вами. Если уже стало и такое возможно, то, значит, наша вера уже годна разве только на попрание людям. Точила под сердцем и другая мысль: а ведь я сам-то не ушел из зала, не хлопнул дверью, не прокричал “позор”, а растерянно оглядывался по рядам, ища какой-то поддержки…
На следующий день на пленарном заседании в зале церковных соборов Храма Христа Спасителя только и разговору было, что о Волочковой. Обстановка накалилась, когда один высокий церковный иерарх почему-то называл “кликушами” не Волочкову с ее японским хореографом, а тех, кому не по душе пришелся “танец Иродиады”. А другой иерарх высказался в том смысле, что он всего лишь наблюдал “высокое искусство” и его религиозное чувство отнюдь не было оскорблено. Из зала раздались недовольные возгласы. В президиум посыпались записки с вопросами.
Но наконец слово взял фактический распорядитель Чтений — председатель Отдела религиозного образования и катехизации Архимандрит Иоанн (Экономцев).
— Я не знал о том, что будет в выступлении Волочковой, — признался он. — Анастасия Волочкова — верующий человек, и поверьте, она не хотела никого обидеть. И если бы мы сказали ей, она безусловно изменила бы свою программу. Это очевидно. Там просто искушение произошло. Я прошу прощения и за себя, и за Волочкову у всех, кого оскорбил ее танец…
Редко бывает, когда покаянные слова встречают… аплодисментами! А тут Архимандриту Иоанну аплодировал весь огромный зал. Мы выдержали трудный экзамен. На душе сразу стало легко. Словно бы не только Архимандрит Иоанн, но и я, и все мы — допустившие это — попросили друг у друга прощения. И простили друг друга. И почему-то надеюсь: Бог простил всех нас. Даже и Волочкову.
На этом скандал сразу забылся, и Чтения понеслись дальше — к своей святой и соборной цели.
На снимках: Во время выступления Патриарха Алексия II. Слева направо — Архмандрит Иоанн (Экономцев), Министр образования России Владимир Филиппов; Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл; Кандидат в президенты России Сергей Глазьев (слева) и руководитель Союза Православных граждан Валерий Лебедев.
Фото автора

Антон Жоголев
06.02.2004
907
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
1
Пока ни одного комментария, будьте первым!

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Содержание:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Православный
интернет-магазин



Подписка на рассылку:



Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:
Пожертвование на портал Православной газеты "Благовест":

Вы можете пожертвовать:

Другую сумму


Яндекс.Метрика © 1999—2024 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru