‣ Меню 🔍 Разделы
Вход для подписчиков на электронную версию
Введите пароль:

Продолжается Интернет-подписка
на наши издания.

Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.

Православный
интернет-магазин





Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Блаженная схимонахиня Мария», Антон Жоголев

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

О делах текущей жизни

Сокровенный дневник Митрополита Иоанна (Снычева).

Сокровенный дневник Митрополита Иоанна (Снычева).

Уважаемый Антон Евгеньевич, отправляю Вам полный текст дневниковых записей Владыки Иоанна за 1983 и 1987 годы. В книге «Плач сердца», опубликованной в 2023 году санкт-петербургским издательством «Царское дело», дневниковые записи даны в сокращении: только то, что раскрывало тему книги. Да и невозможно было вместить в одной книге такой огромный материал. А издать в настоящее время несколькими томами Дневник Митрополита Иоанна (Снычева), Вы сами понимаете, очень сложно. Слава Богу, что и издать замечательную книгу появилась возможность, и продолжить публикацию в полном объеме тоже, надеюсь, получится.

Да и уже опубликованные в книге «Плач сердца» записи за эти годы в некоторых случаях сокращены. Вы это увидите, если сверите текст оригинала с изданным.

Ниже я передаю Вам некоторые мои замечания к Дневнику. Их я делала не для публикации, а для себя, но, думаю, Вам будет интересно. А может быть и читателям пригодится.

Спаси Вас Господь за Ваши труды.

Алла Петровна Семенова, г. Самара.

Приводим ниже предваряющую публикацию запись хранительницы Архива двух самарских Владык - Митрополита Мануила (Лемешевского) и Митрополита Иоанна (Снычева) - Аллы Петровны Семеновой:

В дневниковых записях Владыки Иоанна в пору его служения на Куйбышевской/Самарской кафедре очень мало замечаний по поводу общественной и политической жизни в стране. Владыка знал, конечно, обо всем происходившем, но по апостольским наставлениям давал оценку всему происходящему только в свете Божественного учения. Сам же жил в Боге и занимался только церковными делами и церковной жизнью. Прекрасно Владыка понимал, что происходит в мире, знал все события мирового значения, но в политических делах участия не принимал, пред власть имущими (шла позднесоветская эпоха!) сохранял архиерейское достоинство. Старался миром решить злободневные вопросы, но не шел на компромиссы с властями, если вопросы касались веры и сохранения святынь. Делал всё, чтобы сохранить благочестие в людях, без внимания не оставлял ни одного заблудшего человека. Все тонкие воздействия лукавого на простого человека видел сразу, предостерегал, объяснял, терпеливо ждал осознания, молился за всех, понимая, что никакое преображение без Бога невозможно. Ну и «хвостинский» (так называет в Дневнике) не оставлял Владыку без своего пакостного внимания.

Владыка Иоанн к каждому богослужению относился ответственно. Отмечал в Дневнике всё, что сопутствовало богослужению: количество людей в храме, пение хора, поведение духовенства. Фиксировал свои чувства во время службы: как холодное сердце размягчалось молитвой, какие помыслы приходили во время служения, какие картины рисовались пред внутренними очами, было ли единение в молитве с духовенством, хором и паствой и т.д.

Есть много записей о встречах и разговорах с Митрополитом Алексием (Ридигером) - будущим Святейшим Патриархом Алексием II. Отношения с ним хорошие, дружеские, что нашло отражение в Дневнике.

В Дневнике мало описаны личные отношения с верующими из паствы, но сохранилось много писем к духовным чадам из монастырей и разных городов, написанных Владыкой за время служения в Куйбышеве. В этих письмах - глубина его духовных знаний, прозорливость в знании того, что необходимо конкретному человеку в данный период его жизни для духовного укрепления. Одинаковых писем («под копирку») Владыка не писал. Создается впечатление, что человек во время написания находился рядом с Владыкой и что последнему видна вся душа человека со всеми ее немощами. Это - тайны духовной жизни, поэтому Владыку и называют иногда духовидцем, потому что он знал эти тайны и знание это использовал во благо людям.

Сохранились и его замечательные проповеди, которые он произносил в храмах епархии. Известно, что верующие приходили и из разных городов и сел, приезжали к Владыке в архиерейский дом, и со всеми он разговаривал, разрешал жизненные вопросы и укреплял на пути спасения. Паству, простых мирян принимал в канцелярии в определенные дни. Часто прием длился несколько часов и приходилось Владыке принимать и по 30, 40, а иногда и более человек за эти часы, а потом еще ехать на вечернее богослужение.

Дневниковые записи Владыки Иоанна в апреле-мае 1987 года становятся отрывочными, неполными. Сказалась болезнь и многочисленные переживания из-за нестроений в разных приходах (хвостинский старался!), которые просто сыпались на Владыку перед его поездкой в Иерусалим в начале июня 1987 года.

«О делах текущей жизни» -такое название своим дневниковым записям дал сам Владыка Иоанн.

Дневник Архиепископа Куйбышевского и Сызранского Иоанна (Снычева). 1983 год. Куйбышев/Самара.

1 января (суббота). Служил Литургию и Новогодний молебен. Просил у Господа благословить всех нас в наступающем лете. Зачитали послание Патриарха и Священного Синода к архипастырям и настоятелям и пр. в связи с юбилеем, 60-летием образования СССР. Послание написано неплохо.

Вечером служил всенощную. Служба прошла спокойно. Накануне Нового года выпал снег.


Архиепископ Куйбышевский и Сызранский Иоанн (Снычев). Фото 1970-х годов.

2 января (воскресенье). С утра и весь день было молитвенное настроение. Служил Литургию. Хор почему-то пел с ошибками, но молитвенное настроение не прерывалось.

4 января (вторник). Сегодня в четыре часа дня был на приеме у председателя Облисполкома Владимира Алексеевича Погодина вместе с настоятелями Покровского собора и Петропавловского храма и секретарем Епархиального управления А.А. Савиным. Присутствовали заместитель председателя В.С. Романов, первый секретарь обкома [Е.Ф.] Муравьев и уполномоченный И.Н. Климов.

Я поздравил председателя с 60-летием образования СССР и вручил ему приветственный адрес. Прием был теплый и радушный. Это была первая моя встреча на высшем уровне.

5 января (среда). Сегодня температура понизилась. Градусник показывал -12. Ветер тихий. До обеда был на воздухе. Вечером молился в соборе. Приближается праздник Рождества Христова.

6 января (четверг). Сердце с утра немного прибаливало. В таком состоянии я и служил Литургию. Служилось трудновато. Казалось, что все силы вышли вон. Сказывается нездоровье.

Вечером служил всенощную. Настроение праздничное. Оба хора проявляли усердие в пении. Я, о. Олег и Николай Зимарский пропели светилен. Пропели слабовато. Не хватало сил и дыхания. Прими, Господи, наши немощные благохваления.

7 января (пятница). Рождество Христово. На улице мороз 15 градусов, а на душе тепло. Славильщики начали приходить с семи часов утра. Приходилось отрываться от молитвы. Были дети, были и взрослые. Около девяти часов утра пришел малый хор. Прославили Христа. Пропели тропарь, кондак, концерт «Ликуют ангели» и многолетие. Пропели хорошо. Господи, прими наше малое моление, в Твое имя возносимое.

Служил Литургию. Народа было много, а вот силешек у меня было маловато. Голос никак не шел. Прямо хоть всё говори обычной речью. Литургия прошла торжественно. Рождество называют трехдневная Пасха.

В домашней обстановке разделили праздничную трапезу с семинаристами и с домочадцами. Сегодня у меня полная нагрузка. Господь укрепляет. Сердце успокоилось.

Вечером молился в соборе. «Малыши» [малый хор] разусердствовались и службу растянули почти на три часа. За всенощной отвлекали от молитвы то староста, то о. протодиакон. Просто искушение. Прости, Господи, немощь нашу.

8 января (суббота). Служил литургию в Петропавловском храме. Народа было много. Без искушения не обошлось. «Большаки» [большой хор] так пропели мне на облачение [церковное песнопение на встречу и облачение Архиерея], что я готов был прервать их пение и запеть с народом. Это настоящий ужас! Казалось, что поют какие-то нищенки, а не хористы. Слава Богу, что хоть обедню пропели нормально, а то прямо-таки плачь, да и только. Заметил, что регент в песнопении «Единородный» не совсем точно допускал трактовку «Распныйся же, Христе Боже». Это место получилось у него не выражение скорби, а бездушие.

Когда регент подходил ко мне под благословение, я ему напомнил: «Судя по тому, что «Херувимскую» (Попова) и «Милость мира» (Соколова) хор пропел хорошо, то очевидно, что певцы могут петь, тогда почему же облачение пропели так безобразно?». Он весь встрепенулся и быстро заговорил: «Я сам не знаю, что случилось, я просто был в шоке: на спевке пели хорошо, а сегодня пели просто ужас!» - «Ужас не ужас, а вот если и на Крещение будет так, то я просто прерву ваше пение и запою с народом». Он согласился.

Обедал у о. Николая Богдана.

В час дня выехали в Сызрань. Дорога была неплохая. Температура плюсовая, асфальт мокрый. От Жигулевска начались туманы, и это затрудняло поездку. Но, слава Богу, доехали благополучно.

Немного отдохнул и в 17.30 начали всенощную. Народ был рад моему приезду, и когда я шел к алтарю при встрече, многие крестились и вслух произносили: «Слава Тебе, Господи». С момента моей болезни здешняя паства молилась со слезами о моем выздоровлении - вот общими молитвами Господь и воздвиг меня от одра болезни.

Всенощная прошла хорошо.

Построили здешние киот на горнем месте. Хорошо сделали. Алтарь стал как-то уютнее. Художник Сережа [cкорее всего речь идет о ставшем впоследствии известным сызранском иконописце Сергее Саксонове. Написанные им иконы публиковались на обложках журнала «Лампада»], здешний житель, совершенствуется в живописи. Очень хорошо нарисовал Евангелистов и некоторых святителей. Помоги ему Господь.

За ужином в доме настоятеля вспомнил о своих молодых годах, когда меня забирали в армию. Очень полезным было это воспоминание.

9 января (воскресенье). Отдыхал хорошо. На улице немного подморозило.

Позднюю Литургию начали в девять часов утра. Народа было много. Хор пел прилично. Служба прошла по-праздничному. После Литургии говорил поучение. Благословлять ни вчера, ни сегодня не стал. Еще не совсем окрепли силы.

Трапезовали у настоятеля. Обед прошел в теплой обстановке. У о. Андрея Оболенского недавно скончалась матушка Анастасия. Теперь он вдовец.

В начале второго часа дня отбыли в Ульяновск. Дорога была хорошая, и мы прибыли туда в половине четвертого дня. Остановились у о. Даниила. Он немного поправился.

Вечером я нигде не служил. Отдыхал. По телефону договорился о встрече с уполномоченным.

10 января (понедельник). Ночь прошла спокойно. Температура на дворе -2 градуса. Часов в девять утра принял старосту и предревкомиссии из Неопалимовского храма [храм в Ульяновске, Владыка Иоанн был временно управляющим Ульяновской епархией]. Разговор касался чисто церковных дел. Интересно вот что получилось. Я предложил ввиду болезни благочинного освободить о. Даниила от обязанностей настоятеля и приходского священника и оставить его просто благочинным и почетным настоятелем. Все трое отказались от такого предложения. Отцу благочинному хочется быть настоящим настоятелем, а не номинальным.

В 10.30 встретились с новым уполномоченным Михаилом Васильевичем Ивановым [Уполномоченный Совета по делам религий при Совете Министров СССР по Ульяновской области]. Я был с Андреем Андреевичем (Савиным). Принял он нас весьма радушно. Мне помог раздеться и предложил попить чайку. Все вопросы, поставленные мной, решал быстро и положительно. Обещал положительно решить вопрос с назначением пятого священника в Неопалимовский храм. Мне очень понравилось его суждение о повышении цен на требы:

- Пожалуйста, - сказал он, - повышайте, но мне кажется, что это не в вашу пользу. Лишние деньги вы так и так отдадите на памятники архитектуры или в фонд мира, а верующие вынуждены будут страдать материально. Как Вы смотрите на это?

- Я смотрю на это так: в городских храмах нет смысла повышать цены на просфоры и требы. Средств у них достаточно. А в сельских храмах повысить немного можно. Им нужны средства.

На мое предложение совсем отменить незаконное донесение исполнительными органами председателям сельсоветов о выезде священника причащать больных уполномоченный ответил, что его (донесения) и не существует. Разрешил мне написать циркуляр священникам и исполнительным органам, чтобы они не извещали местные власти о выезде священника на требы (причащение и соборование). И даже сказал, чтобы и квитанции не выписывали.

Беседа продолжалась около часа. Впечатление от встречи осталось очень хорошее. Мы мирно расстались.

Днем я принял церковный совет Воскресенского храма. Жаловались на о. Бориса Крыжина, на его властолюбие. Трудно работать с ним. Я обещал им помочь. Нужно поговорить с о. Борисом и сделать ему соответствующее наставление.

Вечером служил в Воскресенском храме и благословлял народ.

Интересное явление получилось. Староста попросил власть имущих выделить для моего сопровождения в храм трех милиционеров, а ему выделили пятьдесят человек. И в храм я приехал, что называется, «с почетом».

После всенощной ужинали у о. Бориса. За трапезой решали кое-какие церковные вопросы. Трудно о. Борису смиряться, но потихонечку смиряется.

11 января (вторник). Ночь прошла благополучно. На улице небольшой морозец и ветерок. Повторилась вчерашняя история. Выделена была группа милиционеров охранять меня. Оказывается, эта охрана - затея уполномоченного, а не старост, как мне сказали. Было разъяснено дежурившим, что Архиепископ занимает положение такое же, как командующий военным округом. Вот почему и был выделен наряд милиции[1]. Литургию в Неопалимовском храме начали в девять часов утра. Народа был полон храм. Служба прошла очень торжественно, по-пасхальному. Молодец Людмила!

Металлическое облачение на престоле сделано хорошо. Престол выглядит величественно, да и в алтаре стало уютнее. За Литургией чувствовал теплую молитвенную атмосферу. Это хорошо. Народ я благословлять не стал. Преподал общее благословение после поучения.

«Стража» моя немного замерзла и все спрашивала моего шофера, когда кончится служба. Вот бедненькие!

Трапезовали у о. Даниила. Чувствовалось оживление. Настроение у всех праздничное. Слава Богу за всё! Дай Бог, чтобы мир спасительный царил в приходах.

Выехали из Ульяновска в 13.20, и в 17.30 мы были уже дома. Интересно получилось. Когда мы выезжали из Ульяновска, на одной из улиц нас остановил работник ГАИ. «Неужели Гена [шофер Владыки Геннадий Аксенов, о нем читайте в первом за этот год выпуске газеты «Благовест» и на 15 странице выпуска] нарушил правило движения?» - подумали мы. Оказывается - нет. Работнику ГАИ (женщине) сообщили, что по этой улице будет проезжать Архиепископ, которого охраняла милиция. Вот она и решила остановить нас, чтобы своими глазами посмотреть, кто я таков? Посмотрела, вежливо улыбнулась, и мы поехали дальше.

Внук о. протодиакона Анатолия Роман чудит: смотрел он по телевизору похороны Л.И. Брежнева, видел, как гроб опустили в яму и закопали. На следующий день увидел по телевизору Брежнева, ребенок побежал к матери с криком: «Мама! Мама! Вылез!» - «Да кто вылез-то?» - «Леонид!». Все невольно улыбнулись.

13 января (четверг). Что-то неладное творится с диаконом Е. Беркутовым. Дважды его вызывал уполномоченный, но он так и не явился. Уполномоченный заявил, что Беркутов стал неуправляемым, и сказал, что было бы лучше отправить его в другую епархию.

Вечером служил всенощную. Служба прошла очень хорошо. Слава Богу, хор налаживается.

14 января (пятница). Обрезание Господне. На улице сыро, температура плюсовая. Кажется, весна на дворе, а не зима.

Служил Литургию. Настроение было молитвенное. А вот немощь телесная удручала меня. Служить было трудновато, не хватало сил. Даже приходили мысли: «Наверное, скоро я совсем не смогу служить». Да будет воля Твоя, Боже. На молебне совсем обезсилел. Господи, помоги. Кое-как вытянул. Хор пел хорошо, а «малышки» мои просто пищали.

Дома принял и угостил пятерых семинаристов: Валентина Гетя [позднее Митрополит Симон (Валентин Петрович Гетя); бывший Митрополит Орловский и Болховский (2019). В 1995-2019 годах управлял Мурманской епархией], Евгения Жувагина, Мишу Солуянова, Ваню Литвенко и Вячеслава из ЛДС. С Валентином договорились, чтобы он по окончании семинарии поступал в академию и хотя бы года два проучился там.

Вечером служил всенощную Преподобному Серафиму Саровскому. «Малыши» пели отдельные песнопения просто превосходно. Помоги им Господь.

15 января (суббота). На дворе весна. Плюсовая температура. Странные явления в природе. Какую тайну содержат они в себе? Разгадать трудно.

Я служил Литургию и молебен. Репертуар у певцов был сложный и они едва справлялись. Чувствовалась рассеянность, мешавшая молиться. Но за все слава Богу!

После обеда отправились с Геннадием на рыбалку. Наловили немного рыбешки, но без приключений не обошлось. На обратном пути застряли и более часа выбирались из плена. Ко всенощной минут на 20 запоздали. Прости нам, Господи.

Всенощная прошла хорошо.

16 января (воскресенье). На улице морозно, -7 градусов. Наконец-то зима вступает в свои права.

Утром перед самой службой внезапно появился наплыв нечистых мыслей. В этом я увидел вражеское приражение, стремящееся перед Литургией осквернить мое сердце. «Господи, помилуй меня!» - взмолился я, и вмиг всё исчезло. Литургию совершил спокойно.

Матушка Серафима (Денисова) из Тольятти прислала нашей Вале письмо весьма назидательное. Оно все проникнуто духовной мудростию и любовию и дышит древним свято-отеческим духом. Есть еще на нашей грешной земле сосуды Божественной благодати.

18 января (вторник). Навечерие Крещения. На улице мороз до -10. Ветерок холодный. Я служил Литургию и водосвятный молебен. На душе мир. Мысли и чувства охвачены событием праздника. Освящать было не холодно.

Вечером служил всенощную. За службой подошел ко мне регент. Просил прощения за то, что не удержался от выпивки и сорвал спевку. «Смотри, - сказал я ему, - враг ходит за тобой по пятам. Как только приходит великий праздник, так ты склоняешься на его зов и теряешь самообладание». Он сознаёт, что поступает плохо, но гордыня не дает ему покоя. После моего увещевания он сказал мне:

- Долго еще будет эта девка управлять тут? - это он о Тамаре.

- Сколько Бог благословит, - ответил я ему.

- Ну тогда мне здесь делать нечего, нужно уезжать.

- Дело твое, смотри сам. Но только знай, если уедешь, то возврата сюда тебе не будет.

- Ну что ж. Жалко, что пятнадцать лет я трудился, а теперь какая-то девка управляет хором. На левом хоре мне скучно.

- А «девка»-то управляет совсем не плохо, слава Богу, - укорил я его.

- Ну что ж, тогда всё ясно, - ответил он.

Жалкий он человек. Никак не поймет своих немощей и болезней. Самолюбие не допускает. До литии постоял он в алтаре, а потом совсем ушел из храма.

Всенощная прошла хорошо. Сердцем ощущался великий праздник.

Днем в понедельник приезжал о. диакон Евгений Беркутов. Хотел преподнести мне вместо покаяния пакет с деньгами. Я пресек его дерзание. Посоветовал ему поехать в Ульяновск, пойти к уполномоченному и с ним уладить дело.

19 января (среда). Крещение. Немного морозно - градусов семь. Служил Литургию. Пение было стройное и умилительное. Когда запели «Елицы», сердце мое не удержалось от умиления. К очам подступили слезы. Казалось, что мы празднуем Пасху.

На молитве «Призри с небесе» я был охвачен глубиною Божественной любви. Храм расширился и наполнился неземными звуками. Сердце затрепетало, и я едва смог произнесть молитву. Идя на горнее место, я плакал от умиления. Какая же великая благость Божия к роду человеческому!

Служба прошла торжественно. После Литургии освящал воду во дворе храма.

Вечером за чаем перед всенощной между моими чадушками едва не разгорелся огонь раздора. Пришлось заливать его водой святоотеческих наставлений. Мало когда великие праздники проходят без искушений. Господи, сохрани нас от зла.

Вечером служил всенощную. Пел малый хор. Пел неплохо. Я с о. Олегом [Булыгиным] и Николаем пропел светилен.

20 января (четверг). Служил в Петропавловском храме. Народа было много. Хор на этот раз пел по-праздничному и встречу, и Литургию.

Трапезовал у о. Н. Богдана.

21 января (пятница). Сегодня ночь прошла безпокойно. Поднялся сахар. Искушение и только.

Днем получил сведения от ульяновского уполномоченного, что он разрешает назначить в Неопалимовский храм пятого священника. Слава Богу, вопрос теперь за кандидатом.

22 января (суббота). Вечером служил всенощную. Служба прошла хорошо, а вот слабость телесная посетила меня. Очевидно, действует и поднявшийся в крови сахар, и погода - на улице пурга.

23 января (воскресенье). Пурга прекратилась, и появилось солнце. Мороз -7 градусов.

Служил Литургию. Странная вещь: во время молитвы «Призри с небесе», стоя на амвоне, я неожиданно почувствовал потерю равновесия и готов был упасть. Но я немного отошел от края амвона, и страх упасть быстро исчез.

После обедни был в гостях у нашего настоятеля о. Димитрия [Логачевского]. За трапезой была и регент Тамара. Горячо обсуждали дисциплину хора. Причин недисциплинированности певцов много, и все их при наших условиях жизни не устранить. Остается только терпеть и трудиться.

24 января (понедельник). Сегодня днем делали кардиограмму. Показания неплохие. Но я себя этим не успокаиваю. Для меня сейчас каждый день - как последний день моей жизни.

Вечером пришел ко мне о. диакон Владимир Семенов с супругой. Он недоволен занимаемой им должностью псаломщика. Хочется ему быть штатным диаконом. Но при его теперешнем семейном положении осуществить пока его желание нет возможности. Надо трудиться в этой должности и заочно оканчивать семинарию. Бог даст и в свое время будет штатным диаконом.

Приходила матушка Евгения Бондеко. Раньше она всё плакала, что ее дети не идут к ней жить. Причина была в бабушке, а теперь бабушка живет в другом месте и все разрешилось хорошо.

25 января (вторник). Мороз на улице -17. Сегодня я принимал людей в канцелярии. Принял всех.

Звонил в Москву к Митрополиту Алексию [будущий Патриарх Московский и всея Руси Алексий II (Алексей Михайлович Ридигер) - в ту пору Митрополит Таллинский и Эстонский, Управляющий делами Московской Патриархии]. Имел с ним небольшой разговор. Спрашивал его, как относиться к поздравлению с Рождеством Христовым и высказываниям архиепископа Охридского и Македонского (Ангелария (Крстеского). Оказывается, в Сербской Церкви произошел раскол. Охридская архиепископия отделилась от Сербской Церкви и создала свою автокефалию. Но ее Сербский Патриарх не признал. Вот почему Охридский архиепископ свидетельствует, что к ним нет любви от Православных Церквей. Митрополит Алексий посоветовал ничего не отвечать архиепископу Охридскому.

Звонил в редакцию ЖМП. Ничего нет утешительного. Библия выйдет где-то в мае-июне, а молитвословы вообще неизвестно когда.

26 января (среда). Утро морозное: -20. Это уже настоящий январь. Но долго ли продержится такой мороз?

Вчера приехал ко мне некто Федоров Илья, объявивший себя священником. Рукоположен, как он говорит, архиереем Тимофеем в Полтаве в марте 1931 года. Я просмотрел списки архиереев и среди них не нашел православного епископа с таким именем в то время. Значит, Федоров рукоположен обновленческим архиереем. Проводил его восвояси.

27 января (четверг). Сегодня повалил снег. На улице -5.

Утром навестил уполномоченного. Беседа была краткой. Я его поблагодарил за помощь в приобретении нового кузова для легковой машины и просил разрешения на рукоположение во иерея диакона Константина Сибряева. Уполномоченный сказал, что подумает и потом даст ответ.

Принимал людей в канцелярии до часа дня. Принял всех, никому не отказал.

Сегодня меня известили, что в Сорочинске умерла Дарья Ефимовна (Вологужева).

28 января (пятница). На улице -2. Утром было солнечно, а во второй половине дня повалил снег.

Днем звонил в Москву к Митрополиту Алексию. Митрополит поблагодарил меня за присланный ему сборник и письма.

Вечером побывал на спевке большого хора. Прослушал, как они поют, и сделал кое-какие замечания. Стараются отрабатывать вещи. Это хорошо.

29 января (суббота). На улице +2. Снова пришла весна в январе месяце. Чудо!

Получил сегодня письмо из Ленинграда от Анны Кадыковой. Сообщает очень интересное. 21 января пошла она с семинаристом Вячеславом искать могилки родителей Митрополита Мануила. Пришли они на кладбище Александро-Невской Лавры, пробирались сквозь снег к могилкам, но найти не могли. Устали, бедные. Неожиданно Анна упала в глубокий снег, схватилась за оградку какой-то могилы, поднялась и глазам своим не поверила: на крестах написано: «Виктор» и «Вера» Лемешевские. Это были могилки родителей Митрополита. Усопшие через падение Анны в снег дали о себе знать. Дивны дела Твои, Господи! [Родители Митрополита Мануила Виктор Густавович и Вера Ивановна похоронены на Никольском кладбище Александро-Невской Лавры - могила сохранилась.]

Вечером служил всенощную. Служба прошла хорошо. Благословлял всех.

Приехали утром ко мне мои оренбургские чадушки Вера и Таня Доновы.

30 января (воскресенье). Температура 0 градусов. Тепло. Перед службой молитвенно настроил себя. Приехал в храм к Литургии в мирном устроении духа. Но, увы, не обошлось без искушения. Мне хотелось, чтобы «Ис полла» после входа малого спели на мужских голосах. Запели женщины, и я немного расстроился. Господи, прости меня. Я подумал, что Тамара забыла мою просьбу, но потом выяснилось, что мужчины не захотели петь без спевки.

Вера Дон. рассказала об Оренбургском архиерее, что он почти никого не принимает. Многие вопросы решает только через своего секретаря Татьяну, даже финансовые.

Печальным был для меня сегодняшний день. Одна из моих чадушек так неприязненно относится к Жене, что страшно делается за ее душу. Как трудно воспитывать людей в благочестии.

1 февраля (вторник). Днем принимал людей, а вечером был в соборе на акафисте Божией Матери. После молебного пения изъяснял в храме Св. Писание.

2 февраля (среда). Погода продолжает быть теплой. На прием прибыл о. Михаил Мокрополов из Димитровграда. Сообщил, что дело с ремонтом храма приостановилось. Препятствует главный архитектор города. Ремонт как таковой разрешает, но расширять не дозволяет. Новый староста ходатайствует перед уполномоченным о реконструкции храма. Ходатайство направлено в Облисполком.

3 февраля (четверг). Трудновато было на приеме. Приходили люди со своими скорбями, и я не знал, как им помочь. Господи, Ты Сам утешь их.

Вопрос о рукоположении диакона Константина Сибряева всё еще решается. Со страхом подходят к решению этого вопроса. Чего-то боятся.

Мой секретарь (А.А. Савин) сегодня отбыл в Москву.

4 февраля (пятница). На улице с утра температура плюсовая. Зима так и не вошла в свои права.

Из Димитровграда о. Михаил сообщил приятную новость. Им официально разрешили реконструировать храм и даже построить новый молитвенный дом на Ульяновской улице. Дай Бог сему осуществиться.

5 февраля (суббота). Во дворе легкий морозец: -2 градуса. Народ обезпокоен повышением цен на хозтовары и овощи. Трудно будет малооплачиваемым пенсионерам. Обезпокоены также введением дисциплинарной строгости на работе[2]. Вечером служил всенощную. За неделю наскучаешься по храму, и приятно воспринимаешь действие церковной обстановки на душу в субботний вечер. Всё так мило и так возвышенно.

Чадушко, принесшее мне много огорчений в течение недели, сегодня опомнилось и принесло раскаяние. Дай, Господи, утвердиться ей в добром настроении духа.

6 февраля (воскресенье). Служил Литургию. «Большаки» мои пели великую ектению Дикина хорошо, но в самом конце по невнимательности ошиблись.

Сегодня в два часа дня венчался Миша Сушков, наш ризничий.

7 февраля (понедельник). День испытаний. Вновь буря со стороны Н. Не хочет видеть Т. Вскрываю ее грех, так она ничего не хочет слушать. Встает и дерзко выходит. И только поздно вечером она приходит в себя и, хотя и с трудом, но соглашается с моими доводами. Как трудно управлять людьми!

В девять часов вечера пришли ко мне гости: Елизавета из Пюхтиц и трое из Чувашии. Беседовал с ними. Голова была тяжелая и беседовал с трудом.

Днем имел беседу с уполномоченным относительно диакона Константина Сибряева. Дозволил рукоположить его во священника, но высказал мне, что не так уж необходимо это делать.

Из Ульяновска звонил о. Даниил. Сообщил, что умер о. Александр Логинечев, заштатный батюшка.

10 февраля (четверг). Посетил меня сегодня утром о. Варфоломей (Калугин) [ныне Архимандрит Варфоломей духовник Троице-Сергиевой Лавры]. Он в качестве духовника направляется в Иерусалим. Рассказал о трудностях, которые ожидают его в Святом граде. Ходатайствовал за своего брата о. Михаила [Калугина], чтобы я перевел его в Покровский собор. Это трудновыполнимо. Лучше о. Михаилу оставаться в Петропавловском храме.

11 февраля (пятница). Утром пошел снег. К вечеру он усилился. Половину дня провел на воздухе.

Вечером служил всенощную. Настроение было не совсем молитвенное. Тамара-регент выбрала такие напевы, что казалось, наступил Великий пост. Чувствовал усталость.

В девять часов вечера позвонил мне наш уполномоченный. Известил меня, что со мной желает встретиться некий Алиев из Москвы. Договорились о встрече завтра в три часа дня. Кто такой Алиев? Я не знаю. И почему ему нужно встретиться со мной? Завтра выяснится.

Наде исполнилось сегодня 30 лет [по-видимому, Надежда Михайловна Якимкина, в 1990-е годы бухгалтер Самарского епархиального управления, духовное чадо Владыки Иоанна]. Я поздравил ее и преподнес небольшой подарок.

12 февраля (суббота). На улице опять весна. Служил Литургию. Чувствовал себя неплохо. Рукоположил во иерея диакона Константина Сибряева. Очень идет ему сан священника. Такое впечатление, что он уже много лет был иереем.

Отслужил и молебен трем Святителям. Трудно мне было петь на молебне. Не хватало сил. Говорил небольшое поучение.

В три часа дня состоялась встреча с Алием Алиевым. Алиев пишет работу о религиях. Задал мне ряд вопросов по этой теме. В частности, спросил, почему на Западе да и у нас в России наблюдается тяготение молодежи к религии. В общей беседе мы пришли к выводу, что существует несколько причин этому явлению: и неудовлетворенность современной жизнью, и страх, что новая война неизбежна. Боятся предсказаний Апокалипсиса.

На вопрос о том, можно ли рассматривать религию как орудие в руках того или иного государственного строя, я ответил, что Церковь не зависит от социального статуса государства. Материальными ценностями она не связана.


Памятник Митрополиту Мануилу и Митрополиту Иоанну в Самаре.

Был задан вопрос: зачем же молиться, если по религиозным убеждениям в жизни человека существует судьба. Я ответил, что Православная Церковь не признает этого догмата. Учение о безусловном предопределении судьбы человека есть в Англиканской церкви, а у нас нет. Спасение Богом предоставлено всем, а дальше будет зависеть от самого человека, как он будет употреблять усилия в достижении спасения.

Удовлетворили ли мои ответы Алиева, не знаю, но сам он сказал, что вполне удовлетворен нашей беседой. Мы мирно расстались.

Вечером я служил всенощную. Искушение произошло во время службы. Пели Добровольского «Ангельский собор удивися». Главного солиста не было, и дали пропеть соло другому басу. «Ангел же к ним рече глаголя» он так спел, что сама регент едва удерживалась от смеха. Кое-как взяла себя в руки. А хористы языки себе покусали - так смешно им было.

13 февраля (воскресенье). Температура +2. В семь часов утра выехали в Тольятти. На дорогах слякоть и лужи. В 8.30 мы были уже на месте.

Литургию начали в 9.30. Народа было много. Интересное чувство возникло у меня при входе в храм: храм показался мне каким-то бедным и жалким. Да и пение было не ахти какое возвышенное. Пели слабее обычного. Надо было перестраиваться на здешний лад, а это оказалось сложно сделать. Сослужили мне о. Николай Манихин (настоятель) и о. Валерий Марченко. Диакон Владимир просто искушал меня. Говорил ектении скоропоспешно, скрадывая слова, даже рассмешил меня: вместо «Яко Человеколюбец» произнес «Яко Чеколюбец». Сделал ему замечание.

Говорил поучение на тему сегодняшнего Апостола. Преподал общее благословение.

Трапезовали у о. настоятеля. Староста рассказал мне, что план на строительство храма утвержден, но составление проекта займет почти целый год, так что, если начнется строительство, это будет еще нескоро. Все боятся, как бы быстро не соорудили церковь.

В 13.30 выехали из Тольятти. В три часа дня были уже дома.

14 февраля (понедельник). Погода теплая. Днем я отдыхал, а вечером служил всенощную. Чувствовал слабость в своем организме. Служба прошла хорошо.

15 февраля (вторник). Небольшой морозец. И это уже хорошо. Служил Литургию. На первый взгляд народа было много, но гораздо меньше, чем в прошедшие годы. Уменьшается моя паства. Господи, помилуй! За службой настроение было молитвенное. Чувствовался праздник. Вот только «Большаки» смутили меня своим замешательством в пении «Агиос». Не могли сразу начать, и произошла большая пауза.

Звонил сегодня о. Николай из Инзы. Сообщил мне, что у них был уполномоченный, который отказался помочь исполнительному органу сделать надбавку к зарплате священника. Причина выставлена такая: якобы священник огорчил работника райисполкома. Придется мне по этому поводу поговорить с уполномоченным. Вообще на о. Николая местные власти точат зуб, жаждут его удаления за его активность. И уполномоченный к этому уже начал склоняться. Хочет со мной поговорить о переводе о. Николая в другой приход.

Вечером приходил ко мне наш алтарник И. Жаждет он уйти в монастырь. Но в нем есть болезненные странности: кажется ему, что его преследует диавольская рука и толкает его на погибель. Совершал он и кражи, и пил ртуть, но вреда не получил. Говорю ему: «Если тебя не примут в монастырь, то что ты будешь делать?». Отвечает: «Не знаю, но тут жить больше не могу, уеду куда-нибудь». Я пояснил ему, что так поступать нельзя. Куда-нибудь ехать опасно. Нужно иметь определенное место, причем, душеполезное. 21 февраля он собирается лететь в Почаев. Если его там примут, то он останется в монастыре. А если нет, то должен возвратиться сюда.

16 февраля (среда). На улице мороз -5 градусов. Под утро видел сон. Как будто бы меня осудили на смерть, и я должен взойти на гору и броситься вниз. И я взошел без страха. Помолился Богу, всех благословил и приготовился к падению, чтобы принять мученическую смерть. Проснулся.

В канцелярии принимал людей. Разговаривал по телефону с Митрополитом Алексием Таллинским. Именины свои он будет справлять в Москве, так что поездка в Таллин отменяется. Просил его поговорить с Митрополитом Антонием о напечатании моей диссертации в Богословских трудах. Обещал это выполнить.

Разговаривал с Ульяновским уполномоченным об о. Николае Шитове. Он против него ничего не имеет, но местные власти к нему не расположены. Без моего согласия переводить о. Николая никуда не будет. Затронули в разговоре Бирлю. Было у нас намерение перенести этот приход в Лебяжье, где имеется очень хороший храм, но, как заявил уполномоченный, местные органы власти против. Более менее исполнимым может быть перенесение молитвенного дома в Бирле, расположенного на окраине села, ближе к поселению.

Какое же наше естество немощное. Услышал на рыбалке от мужиков срамные речи, и они, как мухи, полезли в голову. С большим трудом отогнал их. Господи, помилуй.

Вечером был в гостях у Ивановых. Аня сегодня именинница [Анна Степановна Иванова - личный секретарь Владыки Иоанна в пору его служения на Санкт-Петербургской кафедре]. Собралось нас человек двенадцать. Странная вещь - как беден наш лексикон. Два-три слова скажешь и молчание. Не было зажигающего разговора.

17 февраля (четверг). Утро морозное, -8 градусов. Воздух чистый. В канцелярии я неожиданно почувствовал какой-то сердечный прострел. Я испугался. Принял лекарство. Боли прекратились, но неловкость в сердце ощущалась до самого вечера.

Пришла одна благочестивая прихожанка Петропавловского храма и сокрушалась, что недостойно причащалась Христовых Тайн: во время принятия Тайн изо рта у нее вылилось несколько капель. А причащал о. Николай М. Вина, конечно, священника. Он всё сделал торопливо, небрежно.

Получил извещение от ректора МДА о том, что о. Вячеслав Тарасов, будучи на экзаменационной сессии с 1 по 8 февраля, не сдал ни одного предмета. Вот как поступают мои заочники-батюшки. Гуляют по матушке Москве и не думают о занятиях. Делаю о. Вячеславу строгий выговор.

Вечером служил всенощную. Прославляли Царицу Небесную ради Ее иконы «Взыскание погибших» [чтимая икона Божией Матери «Взыскание погибших» - известная реликвия Самарской епархии; хранится в Покровском кафедральном соборе. Праздник иконы - 18/5 февраля]. Служба прошла торжественно. На акафист и полиелей выходило 14 священников и 5 диаконов.

18 февраля (пятница). На улице -8. Во дворе у нас появились снегири. Значит, пока будет зима.

Сегодняшним днем испытал на себе милость Царицы Небесной. Во время встречи, когда я подошел к святому образу «Взыскание погибших» и приложился к Нему, то вдруг почувствовал как что-то неземное вошло в мое сердце - то была материнская теплота Богоматери. Сердце не выдержало, и я заплакал. Всю Литургию я чувствовал эту теплоту и таинственное присутствие Пречистой в храме.

Во время пения «Аллилуия» послышался шум у иконы «Взыскание погибших». Народ заволновался. Алтарник Николай стал что-то поправлять у иконы, поднял свечу, и балдахин загорелся. Быстро потушили. С каким же благоговением нужно относиться к святыням!

После Литургии торжественно отслужили молебен с водосвятием. Народа было много. Чувствовался праздник.

19 февраля (суббота). Хотя я и был на воздухе целый день, но не почувствовал отдохновения. Сахар не понизился.

Вечером служил всенощную. Настроение молитвенное. Хор пел хорошо. И «малыши» пели неплохо.

20 февраля (воскресенье). Утром допустил греховное волнение. Пришла Варвара, а мне нужно было одного человека поисповедовать. Вот и подумал про себя: «Как это все не вовремя приходят». Господи, прости меня за роптание.

Варвара сообщила, что Лизу сестра встретила сурово. Догадалась, где она была, и стала ей угрожать, что обо всем расскажет м. игумении. Вот ведь как врагу тошно, что Лиза побывала у меня.

Служил Литургию. Что-то не хватало у меня сил. Дослужил кое-как, но дух был бодр.

Вечером принимал людей. У всех свои горести. Надо всех утешить и всем подать полезный совет. А как трудно сего достичь. Люди разные и по-разному воспринимают советы.

22 февраля (вторник). Утром принимал людей в канцелярии, а вечером был на акафисте в соборе. Самочувствие было среднее. Удивительная вещь: народом управлял о. диакон Аркадий и при всей своей музыкальности рука его никак не согласовывалась с пением. Он задавал ритм свой, а народ - другой. Больной он все-таки человек.

23 февраля (среда). Вечером приходил ко мне о. Михаил Мокрополов. Пожаловался на уполномоченного, который приказал исполнительному органу понизить жалование о. Михаилу на 50 рублей. Вместе с тем, уполномоченный разрешил строить молитвенный дом в размерах 24х12 метров и в высоту на 6 метров.

24 февраля (четверг). Приезжал ко мне староста Воскресенской церкви Серафим Григорьевич. Жаловался на настоятеля о. Бориса Крыжина. Он стремится заменить исполнительный орган новыми лицами, ему угодными. Старостой хочет сделать А. Зайцева, церковного хулигана. Я попросил Серафима Григорьевича передать о. Борису, что если он допустит Зайцева стать старостой, то я уберу его с настоятельства и вообще уволю за штат. Нужно думать не о своих интересах, а о церковной пользе.

Приехал о. Николай Шитов. Кругом одни печали. Дали власть бабенкам, а они то малодушествуют, то предательством занимаются. Как скорбно на всё это смотреть.

25 февраля (пятница). Звонил я сегодня заместителю председателя Облисполкома В.С. Романову относительно Христорождественского храма в поселке Волжском [Большая Царевщина]. Этот памятник архитектуры передан Облпотребсоюзу, который намерен произвести в нем перестройку и разместить в здании два магазина: «Детский мир» и «Сувениры». Вот я и звонил с просьбой помочь передать культовое здание Церкви и сохранить его как памятник архитектуры. Последовал отказ. Романов сослался на то, что Министерство культуры разрешило не функционирующие культовые здания приспосабливать к бытовым нуждам, при этом не нарушая внешнего вида.

26 февраля (суббота). С самого утра повалил снег и поднялась пурга. Сегодня из Москвы приехал фотограф Юрий Петрович, который будет делать цветные снимки нашего Покровского собора.

Приехали Петровские чадушки: Татьяна, Анна и Тамара. Они завтра будут причащаться Св. Тайн.

Вечером служил всенощную. Пели неплохо. Вот только мои «малыши» оскудели. На клиросе их было более двадцати человек, но не было трех ведущих и пение было уже не то. Пищали, а не пели.

Странное явление! До службы сахар у меня был понижен, а после службы сразу подскочил на 2 процента. Господи, помилуй меня грешного. Впрочем, удивляться этому нечего. Были сердечные переживания, вот они и отразились на показании сахара.

27 февраля (воскресенье). Служил позднюю Литургию. Ум отвлекался суетой. Приходилось бороться. «Большаки» «Тебе поем» спели молитвенно.

За трапезой в домашней обстановке прочитал я своей братии наставления Симеона Нового Богослова о том, как искать духовного отца и как относиться к нему. Чтение принесло пользу. Оно смирило тех, кто не совсем право относился к духовному отцу и допускал ошибки в отношениях с другими людьми.

1 марта (вторник). Март встретил нас холодом. На улице мороз -30. Вот куда зима передвинулась. Говорят, весь март будет морозным. Да, какое-то знамение в природе, но к добру ли сие?

Не очень хорошее было у меня самочувствие на приеме в канцелярии. Какая-то нервозность и истощение мозговое. Слушаю людей и плохо соображаю. Трудно мыслить и голова тяжелая.

Приехал о. Иоанн Подфедько с матушкой. Просился перевести его в Димитровград. Отказал ему в этом. Всякие проводы туда опасны для прихода. Опять начнется нестроение. Я отказал, и он сообщил, что уедет в другую епархию.

Интересный наш кандидат во священники из Выборга. Сразу заявил, чтобы ему была предоставлена квартира из трех комнат, обставленная мебелью, и чтобы имелась посуда. Ну что ж, придется всё это учесть.

Вечером был на акафисте. В начале акафиста чувствовал физическую немощь, а потом вмиг всё прошло. Появилось желание спеть: «К кому возопию, Владычице». Не решился. Убоялся тщеславной мысли. Спел с о. Евгением Иноземцевым и о. диаконом Аркадием «О, Всепетая Мати». Получилось неплохо.

2 марта (среда). На улице морозно: -25. Что будет дальше, не ведаю.

Сегодня приехали из Пюхтиц м. Артемия и Валентина-полевщица. Вечером пригласил их к себе, угостил ухой, а затем побеседовал с ними. Матушка игумения проводила их в отпуск радушно. Благослови Господь здешнее их пребывание.

Утром беседовал с о. Евгением [Иноземцевым]. Вопросы у него чисто церковного характера. Исповедал его.

Без переживаний не обошлось. Враг ополчается на меня, используя при этом близких мне людей. Как больно бывает, когда послушники становятся учителями, не будучи таковыми внутренно по опыту. Все хотят учить, а не учиться. Трудно таких послушников воспитывать в духе настоящего благочестия.

3 марта (четверг). Мороз жмет. Утром до -30. Я принимал людей в канцелярии. Принимал спокойно. Более двадцати минут беседовал с о. Константином Сибряевым. Благонастроенный он человек. Всё переживает за свое рукоположение во священника и спрашивает, как вести себя в тех или иных условиях жизни, чтобы не уронить достоинства священного сана. Очень переживает потерю страха Божия среди певцов левого хора. Безконечные возникают у них то споры, то разговоры, а то и смех. И как всё это ликвидировать, не приложишь ума. Люди перестали воспринимать и наказание, и отеческое вразумление. Жалобы на недисциплинированность певцов были и в старые времена. Певцы издревле народ разболтанный.

4 марта (пятница). Мороз держится крепко. Мой шофер Геннадий уехал в Чебоксары на свадьбу к родным. Его временно заменил наш ризничий Миша Сушков. Ездили с ним на рыбалку. На уху поймали.

Поздно вечером звонил о. Михаил Мокрополов из Димитровграда. Неутешительное сообщил он. С реконструкцией храма происходит что-то неладное. Сначала разрешили строить молитвенный дом одного размера, потом размеры урезали в два раза. И в назначении платы певцам какая-то неувязка. Попросил о. Михаила приехать и точнее рассказать обо всем происходящем, чтобы предпринять что-то разумно.

5 марта (суббота). Утром -21 градус. С Мишей ездили на рыбалку. Возвращаясь, чуть было не попали в кювет. На дороге лед. Миша притормозил на скорости, и машина заюлила туда-сюда. Отделались тем, что машину развернуло в обратную сторону. Опасная была ситуация.

Вечером служил всенощную. Чувствовал себя не очень хорошо. Какая-то телесная вялость и душевное нечувствие одолевали меня.

На днях скончался в Брянске о. Геннадий Почекайлов. Причина смерти пока еще для меня не известна. Приедут его родственники и тогда сообщат точно.

6 марта (воскресенье). Мороз уменьшился до -6 градусов. Сразу почувствовалось дыхание весны. Я служил позднюю Литургию. Сам себе удивлялся, что служить было легко. Голос был управляемым. В двух местах хором были допущены паузы. Паузы длинные, недопустимые. Придется сделать замечание регенту. «На реках Вавилонских» Веделя спели высоковато и трудновато.

Сегодня мой племяшка Владимир венчался с р. Б. Людмилой. Благословил их на брак. Пусть с Богом живут.

7 марта (понедельник). Утром была метель. Мороз -10. До обеда писал письма, а потом был на воздухе.

Приезжал о. Михаил Мокрополов. Рассказал подробно о всех неурядицах, происходящих в Димитровградском приходе. Есть там люди, которые без конца пишут в горисполком всякую грязь на исполнительный орган и духовенство. Это наглые предатели Церкви, питающие свои сердца злобою.

Уполномоченный действительно определил размеры церкви 18х12х6 м. Это меньше, чем теперешний молитвенный дом. Горисполком стремится полностью подчинить своей власти исполнительный орган и диктовать ему свои распоряжения даже в финансовой области.

8 марта (вторник). Погода потеплела. Температура -2. Принимал людей в канцелярии. Приехал из Ижевска диакон Н. У него не всё в порядке в семейном отношении. С первой женой он разошелся и вступил во второй брак, уже будучи в сане диакона. Просил моего совета, как ему быть. Я посоветовал ему официально снять сан и трудиться в церкви на низших должностях. Он согласился со мной.

К концу приема я устал. Началось нервное перенапряжение. Вот ведь какое мне испытание!

Вечером служил всенощную. Пришли очень грустные мысли. Обозрел я свою домашнюю обстановку, и как-то горько мне стало. Я почувствовал себя одиноким. Не находилось человека, который по-настоящему слушался бы меня и стремился жить свято. Пришла память смертная. И как мне хотелось уединиться в алтаре и плакать пред Богом о помиловании.

Утешен был умиленным пением малого хора. Не заметил, как прошла всенощная. На душе посветлело.

9 марта (среда). 1-е и 2-е обретение главы Иоанна Крестителя. Во сне видел Митрополита Никодима. Спрашивал его, имеет ли он милость у Бога? «Да, - ответил он мне, - я нахожусь в обители Преподобного Сергия». Рассказал мне, как его душа отделялась от тела и как душа после разлучения согрета была Божественным светом.

На улице сильный ветер и идет снег. Служил Литургию. Без искушения не обошлось. Внутри сердца возникла у меня какая-то неприязнь к Л. Каждое ее движение, ее голос раздражали меня. Я не чаял момента, когда можно было бы войти в алтарь и не видеть ее. Мне казалось, что она поет и восхищается своим голосом.

Пели леваки (левый, любительский хор) хорошо, но молитвенной настроенности у меня не было. Пением я был окрадываем. Успокоился только после причащения. Но дома опять мне захотелось плакать о том, что меня духовно обокрали за Литургией «самомнительным» пением. Прости меня, Господи.

10 марта (четверг). Мороз -10 градусов. Солнечно. Я принимал людей в канцелярии. Пришедших на прием было много.

Сегодня у меня день какой-то тревоги. Разговаривал по телефону с ульяновским уполномоченным. Был им огорчен. В январе мы с ним договорились о пятом священнике в Неопалимовскую церковь, и он дал согласие. А теперь заколебался и отказал. Неправильно он мыслит и о псаломщике. По его убеждению псалмы в церкви может читать только псаломщик. А если зачитает певец, то уже нарушается законодательство о культах. Суждение весьма странное. Надо будет это суждение в корне изменить.

Из разговора с уполномоченным выяснилось, что в Димитровграде официального решения из Совета на реконструкцию храма не было. Надо начинать с обращения в горсовет и т.д.

Наш куйбышевский уполномоченный дал согласие на рукоположение Миши Сушкова.

Продолжение следует.


[1] Обратим внимание на этот факт. В позднесоветские годы, когда, как говорится, государственного атеизма еще никто не отменял, Правящий Архиерей в восприятии государственных структур по сути дела уже приравнивался к крупному руководителю - с соответствующим к нему отношением. Как это стало возможно в стране, в которой еще так недавно массово ссылали и заключали в тюрьмы и лагеря, и даже расстреливали священнослужителей и верующих мирян? Во-первых, дал свои плоды великий подвиг новомучеников и исповедников Церкви Русской; они своей мученической кровью отстояли право нашего народа на сохранение веры отцов. А во-вторых, взяло верх великое смирение Русской Церкви! Именно Ее смирение перед властями предержащими, перед казенными и неказенными атеистами, в итоге и привело к тому, что в последние годы советской власти Церковь начала возвращать свое влияние на общество - пусть и в ту пору по-прежнему допускалось множество искажений и экивоков. А совсем вскоре, в перестройку, и вовсе вышла из строжайшей и долгой опалы. С одной стороны - подвиг новомучеников, с другой - великое смирение… Вот благодаря чему наша Церковь выжила и сохранилась и сейчас заняла достойное и подобающее Ей место в жизни страны - А.Ж.

[2] Во время правления Ю.В. Андропова во многих городах начались милицейские проверки в кинотеатрах, крупных универмагах и др., во время которых проверялись документы с целью выявить прогульщиков работы. 7 августа 1983 года было принято постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР «Об укреплении социалистической трудовой дисциплины», предусматривавшее наказания за прогулы и опоздания на работу, пьянство на рабочем месте. Это стало одним из самых запомнившихся особенностей недолгого правления генерального секретаря ЦК КПСС Андропова.

117
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
4
Пока ни одного комментария, будьте первым!

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Содержание:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Православный
интернет-магазин



Подписка на рассылку:



Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:
Пожертвование на портал Православной газеты "Благовест":

Вы можете пожертвовать:

Другую сумму


Яндекс.Метрика © 1999—2024 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru