‣ Меню 🔍 Разделы
Вход для подписчиков на электронную версию
Введите пароль:

Продолжается Интернет-подписка
на наши издания.

Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.

Православный
интернет-магазин





Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Блаженная схимонахиня Мария», Антон Жоголев

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Мы - русские, с нами Бог!

Выставка с таким названием Народного художника России Василия Нестеренко прошла в московском Манеже.

Выставка с таким названием Народного художника России Василия Нестеренко прошла в московском Манеже.

Об авторе. Игумен Кирилл (Сахаров) родился в 1957 году на Донбассе в шахтерской семье. Член Союза писателей России. Кандидат богословия. Окончил Московский педагогический институт, Московскую Духовную семинарию и Духовную Академию. Подвизался в Свято-Даниловом монастыре в Москве. С 1992 года - настоятель московского храма Святителя Николая на Берсеневке. По словам игумена Кирилла, его храм «практикует старообрядный, а лучше, древнерусский чин», находясь при этом в юрисдикции Московского Патриархата.

В самом центре Москвы, в Манеже, с 11 мая по 25 июня проходила выставка Народного художника России Василия Нестеренко «Мы - русские, с нами Бог!». На ней было представлено около 800 полотен, это и большие панорамные картины, и небольшие пейзажи. Художник работает в разных жанрах, он сам говорит, если человек получил хорошую академическую выучку, и надо написать пейзаж - он напишет пейзаж, если решит написать портрет, сможет сделать и это. А вершина мастерства художника - это большие монументальные исторические полотна. Такие полотна составляют основу выставки. Картины Нестеренко выставлялись по всему миру. Еще во время учебы в институте была выставка в США, потом были выставки в Токио, в Пекине, Праге, Париже, даже в Ватикане была его выставка. И конечно, во многих городах России.

Выставка называется «Мы - русские, с нами Бог!» Эти слова великий полководец Александр Васильевич Суворов произнес во время тяжелейшего перехода Русской армии через Альпы, когда наши воины были зажаты в каменный мешок. На военном совете он обратился к офицерам с такими словами: «Помощи ждать теперь неоткуда, одна надежда только на Бога, другая - на величайшую храбрость и высочайшее самоотвержение войск. Нам предстоят большие испытания, но мы русские и с нами Бог, спасите, спасите честь и достояние России». И им удалось невозможное - они перешли через Альпы, вырвались из западни и даже привели с собой военнопленных. Вера в Бога, сила, мужество, самоотверженность - это лучшие качества русского солдата.


30 мая Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил выставку Народного художника России, действительного члена Российской академии художеств Василия Нестеренко «Мы - русские, с нами Бог!», проходившую в ЦВЗ «Манеж» в Москве.

Большой цикл работ посвящен участию наших войск в защите территориальной целостности и независимости Сирии. А рядом находятся работы, которые уже рассказывают о нашей спецоперации на Украине. Картина «Недругам России» написана в 2017 году, она входит в цикл работ, посвященных Сирии. Нестеренко получил соответствующее разрешение, отправился в Сирию, прибыл в место, где находятся наши военные. Но что такое «собирать натурный материал» в таких условиях? Ему выдали сопровождающего, он ходил только с ним, ему было запрещено делать зарисовки военной техники, даже портретные зарисовки военных были запрещены. В боевых условиях действует режим строгой секретности. А сказать свое слово художнику так хотелось своим искусством! И, конечно же, поддержать наших воинов в Сирии. Замысел большой картины возник спонтанно. Всем нам знакома «Письмо запорожцев к турецкому султану» Ильи Ефимовича Репина. Сами военнослужащие предложили современному художнику: «А давай ты напишешь что-то подобное, но на сегодняшний лад». Он схватился за эту мысль, но поскольку доступа к интернету там не было, то композицию картины Репина воссоздавал в новых условиях исключительно по памяти. И ему удалось сохранить связь своей картины с полотном Репина. Художник изображает бойцов в веселый момент, хотя и после боя. Действительно, был налет, и ребята собрались, чтобы написать письмо «турецкому султану», но уже современному, заокеанскому, и в этот момент их «поймал», запечатлел художник. Здесь много перекличек: у лейтенанта за ухом вторая авторучка - у Репина на картине второе перо у писаря; на полотне Репина был волк - здесь волкодав. У двух русских художников множество таких перекличек - позы, развороты, общий настрой. Ему очень хотелось передать колорит, который дал Репин, но в условиях современной российской военной униформы этого не получилось, зато получилось другое. Василий Нестеренко на картине «Недругам России» передал многонациональный характер современной Российской армии - на одной заставе собралась словно вся Россия: русский, якут, ингуш, и еще белорус… Все вместе как единое воинское братство.

В Сирии также написан цикл из трех картин - у них даже одинаковые рамы, словно обожженные войной. Эти картины о древнем городе Пальмира. Этот город возник в начале первого тысячелетия на пересечении караванных путей. Город процветал, но постепенно жизнь уходила, и уже в 20-е годы XX века рядом возник современный город, как говорят, с высоким уровнем жизни. Было хорошо, комфортно работать там. Сама же Пальмира в 1980 году была включена в список культурного наследия ЮНЕСКО. Старинный город-музей очень сильно пострадал в 2015 году от варварских действий
боевиков ИГИЛ (запрещенная в России террористическая организация). Древняя Пальмира слева, а справа современный город Тадмор, с танком на детской площадке. А главная картина в центре - «Возвращение к жизни». В город, разрушенный войной, возвращается девушка с ребенком. Написано - «мин нет», на русском - с переводом на английский. Но всё же художника предупреждали внимательно смотреть под ноги. Вот и у девушки-сирийки на холсте во взгляде тревога, неуверенность, но есть в нем и надежда. Есть недоверие, но это - их дом, и они возвращаются.

На выставке много картин, которые выставляются впервые, это результат поездки художника в конце 2022 года в места проведения спецоперации вооруженных сил России - в Донбасс, Новороссию. Большая картина - «Защитница Новороссии». Как называет ее сам художник - это картина-памятник. А вот картина «Помоги». Наверное, самая сложная картина, потому что она говорит о человеке, который еще маленьким пережил Великую Отечественную войну, и не думал, что военные действия вернутся на его родину. Картина «Взыскание погибших» - храм разрушен, но уцелела фреска. «Взыскание погибших» - образ, к которому обращаются в минуту опасности.


Картина В. Нестеренко «Клятва Князя Пожарского.

Историческое полотно «Клятва Князя Пожарского». Начало XVII века, Смутное время на Руси. Поляки засели в Московском Кремле. И вот князь Пожарский дает клятву в Спасо-Преображенском монастыре в Ярославле, что будет защищать землю Русскую, прогонит захватчиков из Москвы. Над ним развевается знамя с образом Казанской Богоматери. Чудотворную Казанскую икону к тому времени только недавно обрели. И вот этот список с иконы был принесен князю Дмитрию Пожарскому в Ярославль. Эта картина художника имела неожиданное продолжение. В Ярославле к 1000-летию города установили в Спасо-Преображенском монастыре мозаичную стелу с её изображением.

По словам самого Василия Игоревича, женский портрет - его любимый вид портрета. Зрители на выставке обязательно обращают внимание на портрет мамы художника. Мама в жизни каждого человека - самый главный человек. А для Нестеренко вдвойне, потому что отца он очень рано потерял, ему было всего 9 лет, и матери пришлось заменить ему и отца тоже. Вырастить ребенка сложно, а вырастить из сына большого русского художника требует еще больших сил, и его мама сделала всё, совершила свой материнский подвиг. Она поддерживала его в студенческие годы. Она присутствовала на открытии этой важнейшей выставки в Манеже. До сих пор она остается для сына внутренней опорой, и это чувствуется, глядя на ее портрет. Очень теплое, душевное, трепетное отношение к матери. Опять глаза - очень говорящие, живые, глубокие. И теперь уже Василий Игоревич стал опорой для своей семьи. У Василия Нестеренко большая семья - четверо детей, старший заканчивает школу, и ждут пятого ребенка. На картине изображена его жена Ольга со старшим сыном Иваном. Картина написана в 2005 году. Эта картина была заглавной картиной на выставке в Пекине, в 2015 году, произвела там фурор. Она вся словно светится на фоне среднерусского пейзажа.

А вот картина «Бабье лето». Девушка-костромичка изображена. Бабье лето… Уже закончена летняя страда, теперь период свадеб, и вот она стоит и думает, выберут ли ее, позовут ли замуж в этом году. Традиционно в русском пейзаже бабье лето изображается - голубое небо, золотистые листики. Всё немножко уже тронуто осенью, листья слегка пожухли. Пейзаж здесь, конечно, выступает фоном. Но во многих картинах художника Нестеренко пейзаж - это едва ли не главный персонаж. Красиво, глаза отдыхают, цвета похожи на цвета передвижников - коричневатый, голубоватый, охра, такой молочно-серый. Не яркие, не броские, и всё очень родное. Природа один из главных источников вдохновения для художника.

Он очень много путешествует по России, и не только по средней полосе, ездит и на дальние рубежи. «На дальних рубежах» - картина так и называется. Она дала название серии картин, привезенных художником из дальних путешествий по России. Василий Игоревич посетил Дальний Восток, объездил Сахалин, побывал на Камчатке, на Алтае. Несколько раз в год он старается выбираться в те места, где, возможно, еще и не ступала нога художника. Когда он показывает картины местным жителям, они смотрят на полотна и удивляются: «Мы никогда не думали, что вокруг нас так красиво! Вроде все знакомо, а смотрим на картину - такая красота».

Еще на выставке мое внимание остановила серия картин, посвященных Святой горе Афон. Художник в 2015-2016 гг. расписывал храм святого великомученика Пантелеимона на Афоне. Еще задолго до этого, в середине 1990-х, он паломником побывал в этих местах, так как испытывал потребность хотя бы на время отрешиться от суетных мыслей. Ведь замечено, что на Афоне совершенно иной бег времени, иное восприятие мира, там всё располагает к тому, чтобы подумать о вечном. Вот на картине «С крестом» мы видим монахов, которые совершают вечернюю молитву. Художник говорит, что так в его представлении выглядит подлинная гармония. Перед тобой простирается безкрайнее море. И ты стоишь на горе, вдыхаешь морской воздух.

Василий Игоревич настоящий художник, и потому просто не может не писать картины. Его спрашивают: «Сколько вы можете прожить без кисти?» Отвечает: «Два-три дня еще держусь, дальше уже тянет взять в руки карандаш, кисть». А самое трудное для него - отдых на пляже. И эта необходимость отдыхать его не на шутку мучит, у него есть потребность работать постоянно. Понимает, что так нельзя. Надо же и собираться с силами, а всё равно так пока что и не научился просто отдыхать.

В монастыре Старый Русик находится храм в честь св. Пантелеимона. Освященный в 1920 году, он стоял сто лет не расписанным внутри. Нестеренко вместе с командой сделали всю роспись. Нужно было успеть за год. Ведь в 2016 году отмечалось тысячелетие присутствия русского монашества на Святой горе Афон. Успели!..

Обращает внимание светописанный образ Богородицы. Что значит светописанный? С греческого «фотография» переводится, как свет и писание. А почему фотография, и с чем связано само появление такого необычного образа? На рубеже XIX-XX веков на Афоне были трудности с продовольствием, а у Русского Свято-Пантелеймонова монастыря было два подворья - в Москве и в Таганроге. Еженедельно отчаливали с российских портов корабли с провизией для Афона. А монахи раздавали нуждающимся милостыню в виде лепешек хлеба. В какой-то момент священноначалие приняло решение прекратить подобную практику раздачи милости всем просящим, потому что этот хлеб принимали не только благочестивые люди, которые действительно нуждались в этом, но и не очень нуждающиеся так называемые «сиромахи», порой праздно расхаживающие от монастыря к монастырю. И вот в последний день, когда допускалась еще раздача всем милостыни, была сделана как бы прощальная фотография. И когда ее проявили, то увидели, что на этой фотографии видна Монахиня - Пресвятая Богородица с хлебом. Вот что поразительно: этот негатив снимка в 2015 году на Афоне нашли в архивах! Всем известно, что женщинам нет доступа на Афон. Святая Гора - удел Божией Матери, и Она освящает ее Своими стопами. Еще в 1903 году, когда впервые увидели на негативе фотопленки Деву Марию - решили, что нужно каким-то образом изобразить это чудесное событие в иконографии. Но шла Первая Мировая война, вскоре в России произошла первая революция. И только в 2003 году, к 100-летию появления на фотографии образа Богородицы, такое изображение пишется на сводах храма Свято-Пантелеймонова монастыря. Его видят все русские паломники. Но мало кто задумывается о том, как же было трудно писать этот образ! Художнику приходилось писать лежа. Уже через 8-10 минут затекала спина, а работать приходилось по 12-15 часов. И это был подвиг, который совершали художники. Впоследствии, когда Василия Нестеренко спрашивали: «Как вам это удалось сделать?» - он говорил: «Ну, только, наверное, с Божией помощью».

Главный храм Вооруженных Сил России - Патриарший Собор в честь Воскресения Христова в парке Патриот в Подмосковье. Нестеренко и здесь внес свою лепту - четыре панно в четырех приделах храма. Здесь написано самое крупное в мире изображение Спаса Нерукотворного - 19 с половиной метров. Изначально планировалось, что храм будет посвящен только Великой Отечественной войне, но в дальнейшем концепцию расширили, и храм стал памятником всем воинам, которые в разные времена защищали нашу Родину.

Храм Христа Спасителя. С него началась масштабная подвижническая работа художника по росписи храмов. В зале Церковных Соборов картина «Возрождение патриаршества». Она нам напоминает о важном событии в 1917 году. Поместный Собор впервые за два столетия избирает Святейшего Патриарха. В трудное революционное время нашей стране нужен был пастырь, а слово Патриарх и переводится как Пастырь. Избрание проходило в Храме Христа Спасителя. Старец-схимник Алексий после усердной молитвы жребием указал на будущего Патриарха! Интронизация Святейшего Патриарха Тихона проходила в Успенском соборе Кремля, и на картине изображено это событие.

Августовская икона Богородицы была написана во время Первой Мировой войны. О чудесном явлении Богородицы нашим воинам говорили солдаты, причем свидетельства были из разных мест. Кто-то был в окружении, кто-то перед боем горячо молился, но примерно описывают одинаково, что сначала увидели ночью на небосводе яркую звезду, потом видели образ Богоматери, затуманенный снизу облаком, потом черный крест, и снова сияющая звезда. Царица Небесная поднимала дух нашим бойцам, призывала смело идти в наступление…


Картина Василия Нестеренко «Мы - русские, с нами Бог!»

Панорамная картина «Мы - русские, с нами Бог!» (она дала название всей выставке) написана Нестеренко по воспоминаниям одного из очевидцев героического события, инженера-фортификатора Сергея Янкова. Он написал в 1939 году книжку про осаду Осовца. Сейчас руины этой крепости находятся на территории современной Польши, а тогда это было в границах Российской Империи. Первая Мировая война, немцам нужно занять Осовец, ведь рядом находится транспортный узел Белосток. Крепость Осовец окружают непроходимые болота. «Там, где миру конец, там стоит крепость Осовец» - песню с такими словами сложили защитники крепости. С сентября 1914 года крепость не могут взять враги. Ее осаждают, обстреливают. Но воины держатся твердо. И вот в августе 1915 года немцы решили применить газ. Но газ нельзя было просто распылить, нужно дождаться попутного ветра. Много дней враги ждали нужных им погонных условий, и ранним августовским утром 1915 года они варварски пускают газ на наших бойцов - защитников Осовца. Поражающая глубина этого газа была 12 км, ширина около 2 км. Разнятся данные, но эти наиболее достоверные. Те, кто были внизу в окопах, умерли сразу. Погибло около полутора тысяч защитников крепости, но комендант крепости призвал оставшихся в живых хоть в рукопашную биться и стоять до конца. Чаще всего называют число воинов - 57 человек, но их было несколько больше, около сотни. Потому что выжившие с разных позиций тоже бросились в неравный бой. Вместо криков «ура» были слышны хрипы, вместо обычных лиц - обожженные хлором с бромом, с появившимся на лицах воинов зеленым оттенком. На немцев это произвело деморализующее впечатление, они были отброшены. Часть немцев вбежала в газовое облако, их погибло около тысячи человек. Но это, конечно, не умаляет подвига русских солдат. Германцев буквально смяли, и это дало время русской артиллерии заговорить и отбросить врагов. Допускаю, что на картине есть какие-то исторические неточности, но главное был показан могучий дух тех людей, которые даже в такой безвыходной ситуации, не имея защиты от газа, стояли до конца. Выживших было немного, и среди них как раз Янков, который и написал эти воспоминания. Он служил потом в Красной Армии. О героических защитниках Осовца было известно еще до Второй Мировой войны. Но широкой публике об «атаке мертвецов» стало известно лишь в середине 1990-х годов. Подвиг безпримерный. И картина великолепная! Как замечательна и вся выставка.

89
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
1
Пока ни одного комментария, будьте первым!

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Содержание:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Православный
интернет-магазин



Подписка на рассылку:



Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:
Пожертвование на портал Православной газеты "Благовест":

Вы можете пожертвовать:

Другую сумму


Яндекс.Метрика © 1999—2024 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru