‣ Меню 🔍 Разделы
Вход для подписчиков на электронную версию
Введите пароль:

Продолжается Интернет-подписка
на наши издания.

Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.

Православный
интернет-магазин





Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Блаженная схимонахиня Мария», Антон Жоголев

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Память о русской трагедии (18+)

К 100-летию голода в Поволжье.

100-летитю голода в Поволжье.


Истощенный мужчина во время голода (Самарская губерния).

Недавно на глаза попалась запыленная папка с отпечатанными листами и фотографиями. Взял ее в руки, еще не догадываясь, что именно там увижу. И вот в ладони посыпались жуткие фотографии умученных голодом людей, еще живых, изможденных, и уже отмучившихся, умерших. Эти копии снимков попали ко мне еще в 1995 году из самарских архивов. Тогда я готовил публикации по Самарскому голоду 1921-22 годов. В ту пору в Поволжье голодало более миллиона человек. Эти фотографии (часть из них я успел опубликовать в 1995 году) давно считались мной утерянными. Но вот они вновь легли на рабочий стол и властно требуют к себе внимания. Вопиют об этом!.. Тем более что и дата говорит сама за себя: ровно сто лет назад у нас в Поволжье разразилась невиданная по масштабам трагедия, унесшая жизни сотен тысяч людей!

А листки… Это были листки тоже далеко не обычные. В середине 1990-х я сделал ксерокопии поистине страшных, кричащих, промокших от крови документов. Подлинники их хранятся в Самарском краеведческом музее (куда переехал когда-то давно Музей голода - был такой!) и Государственном архиве по Самарской области. Отчеты уполномоченных Помгола (Комитет помощи голодающим) и работников милиции о тех жутких картинах, которые им открылись в вымирающих от лютого голода волостях и деревнях. Ничего более жуткого я нигде не читал. Такого не придумает и «король ужаса» Стивен Кинг. А тут документально подтвержденная правда, часть которой мне тогда приоткрылась. Некоторые из этих документов частично вошли в статьи «Благовеста», посвященные самарскому голоду 1921-22 годов. Но большая часть этих документов до сих пор еще нигде не публиковалась. Правда, Самарская областная научная библиотека недавно оцифровала и выложила в свободный доступ в интернете книгу совершенно уникальную - «Книгу о голоде», изданную в Самаре в 1922 году. Там по горячим следам еще публиковались страшные картины голода. Не приглаженные. Не ретушированные. Всем, кто заинтересуется такой темой, рекомендую познакомиться с этой по-своему честной книгой (хотя и редактировал ее небезызвестный большевик Антонов-Овсеенко). И даже теперь еще далеко не все документы я решусь опубликовать. Слишком страшно! И все же некоторые документы в год юбилея все-таки нужно представить на суд читателей. Напоминаю, что всё это под знаком 18+. И вообще людям с расшатанными нервами и богатым воображением лучше не видеть этих документов. Этой страшной правды лучше вовсе им не знать. Не для всех она может оказаться полезной. Но кому-то надо узнать правду о том страшном времени, когда люди из-за голода теряли человеческий облик и становились хуже диких зверей.

…И в сухих протокольных строках советского бюрократического отвратительного новояза, на котором писались сообщения с мест, вдруг невольно зазвучала призывным, набатным слогом поистине библейская поэтика. Только ей одной и оказалось по силам передать подлинные эпические масштабы беды. Когда обычные люди «при исполнении» столкнулись с бедствием такого масштаба, увидели страдания такой глубины и безысходности, то никакие другие глаголы, кроме библейских, уже просто не подходили для описания ими увиденного.

Ответы о духовных причинах и корнях этой библейской по масштабу трагедии надо искать тоже в Библии. Чтобы отвратить от идолов и вернуть к правой вере Свой народ, Бог проводил израильтян через тяжелые испытания. Так и народ Нового Израиля - богоносный русский народ - стал проходить через нечеловеческие, страшные испытания сразу же после своего духовного падения: богоотступничества и цареубийства. Еще вот только-только закончилась гражданская война. Еще не откричались ораторы на митингах перед рабочими в Москве; еще не спрятали с глаз долой трупы расстрелянных в Крыму белых офицеров-врангелевцев, поверивших посулам большевиков; еще первые робкие нэпманы не начали кутить в столичных ресторанах, тщетно убеждая себя и других, что «можно жить как прежде и при советах», - как здесь, в Поволжье, свинцовой тучей легла на огромную территорию мрачная тень голода… Думаю, что именно в те времена и вошла в русский язык пословица: меня на мякине не проведешь. Потому что вместо хлеба тогда повсеместно использовали суррогаты, а то и муку из желудей, одним словом, мякину.

Голод сопровождает в той или иной степени всю историю человечества. И чудовищные последствия голода отмечены еще в Библии (см. 4 Книга Царств, 6:25-29). Вот и публикуемые ниже документы содержат жуткие подробности такой силы, что их не всем рекомендуется читать. О том, что в голодающем Поволжье в 1921-22 годах были зафиксированы случаи людоедства, давно известно. Об этом говорит Википедия, об этом написано в научных монографиях, сняты документальные фильмы. И это, конечно же, не станет новостью для образованного читателя. Но, во-первых, поражают масштабы тогдашней беды. А во-вторых, как раз сегодня эта мрачная тема получила еще и новые «краски».

В те самые дни, когда пишу эти строки, в Москве на ВДНХ проходит выставка BODY WORLDS - «Миры тела». Этой «научно-познавательной» выставке был присвоен возрастной ценз 12+. Однако экспонаты далеко не безобидные: освежеванные, нарезанные на ломтики, разделенные на органы и затем забальзамированные трупы экспонируются в ВДНХ! Немецкий анатом Гюнтер фон Хагенс еще в 1995 году открыл первое шоу BODY WORLDS в Токио. С тех пор он ездит по миру, выставляя тела покойных на потеху неразборчивой публике. Гвоздем программы является экспонат, изображающий совокупляющуюся пару, - часть одной из главных коллекций под названием «Цикл жизни», включающей пластифицированные тела беременных женщин и нерожденных детей. Такое вот циничное и эпатажное отношение к смерти…

И все это выставляется в Москве в канун страшного юбилея - 100-летия голода в Поволжье! Когда жуткие образы голодной смерти поражали воображение всех, кто по долгу службы оказывался в эпицентре беды.

Что это как не попытка снять уже последние самые табу, венчающего шкалу человеческого греха?

«Вол знает владетеля своего, и осел - ясли господина своего; а Израиль не знает [Меня], народ Мой не разумеет. Увы, народ грешный, народ обремененный беззакониями, племя злодеев, сыны погибельные! Оставили Господа, презрели Святаго Израилева, - повернулись назад. Во что вас бить еще, продолжающие свое упорство? Вся голова в язвах, и все сердце исчахло. От подошвы ноги до темени головы нет у него здорового места: язвы, пятна, гноящиеся раны, неочищенные и необвязанные и не смягченные елеем. Земля ваша опустошена; города ваши сожжены огнем; поля ваши в ваших глазах съедают чужие; все опустело, как после разорения чужими» (Исайи 1: 3-7).

Историческая справка.

Голод в Поволжье 1921-1922 годов - массовый голод в России на территориях, контролируемых большевиками. Регионы Южного Урала и Поволжья пострадали наиболее длительно и массово. Пик голода пришелся на осень 1921 - весну 1922 года. Голод охватил 35 губерний, особенно сильно пострадали Самарская, Саратовская губернии. В ходе борьбы с голодом советское правительство впервые приняло помощь от капиталистических стран. Изъятие церковных ценностей якобы для борьбы с голодом одновременно послужило советским властям инструментом осуществления массированной атаки на Православную Церковь. Американская администрация помощи (АРА) накормила около 11 миллионов человек. Главная причина голода - засуха 1921 года, от чего погибла прочти третья часть всех посевов, в некоторых районах урожай не превышал количество семян, затраченных на посевную. Урожайность в 1921 году составила 43 процента от уровня 1913 года. А также проводимая большевиками продразверстка, уничтожение частной торговли и денег, политика военного коммунизма, разрушительные последствия Гражданской войны.

(сохраняется авторское написание)

20 ноября 1921 г. № 71.

Тимашевскому Районному Уполномоченному Общественного питания.

Настоящим Черновский Волкомвзаимопомощи доводит до сведения, что на почве голода в среде населения проявляются панические разъезды во все стороны в подыскании продуктов питания исключая хлеба, хотя бы павших животных на степи. Масса случаев под видом отправки детей в детский дом в село Павловку, когда не доезжая до названного дома бросают в степи, и дети, как говорится, от голода и холода помирают. Оставленные дети среди степи в течение одной ночи замерзали и масса сельчан приводит детей в Комитет и оставляет их.

Председатель Комитета (подпись)

13 декабря 1921 г. № 54.

Вознесенский Волкомитет [Бузулукского уезда Самарской губернии] Крестьянской взаимопомощи доводит Вас до сведения, что положение волости катастрофическое, голод берет свой верх, население чуть ли не все опухло, масса умирает, а 7 декабря с.г. был более печальный случай на почве голода, в селе Г[аврило].Архангельском родной отец убил свое дитя. Волкомитетом были приняты все меры к спасению голодающих, а именно: съездом Комитетов и Советов 6 сентября было постановлено создать Волостной фонд в 400 пуд. хлебом и 200 пуд. мяса и 200 пуд. картофеля, которые были израсходованы к 10 октября, затем вторично съездом 12 октября постановлено было собрать волостной фонд в 1900 п., который давно пришел к концу и в настоящее время все граждане волости выбились из сил, питаются суррогатами, от которых масса заболеваний, как то опухший изнеможенный человек начинает плясать и выходя из сил рвет на себе волосы, факт засвидетельствован местным фельдшером. А потому просим как можно скорее поддержку, иначе мы все погибнем.

Кроме того сообщается, что подобные доклады посылались Вам неоднократно, но ответов на них от Вас не получалось, тогда как все люди волости стоят на краю гибели от голода.

Председатель Кр. комитет. Вз. помощи (подпись неразборчива)

Секретарь Щеколдин

Начальнику Бузулукской Уездной Милиции

от Начальника 4-го Андреевского района Адаева

декабря 17 дня 1921 года.

Доношу, что я 17 декабря с.г. прибыл в с. Андреевку той же волости сего же числа принял от бывш. Нач. милиции т. Бочуркина и приступил к исполнению своих служебных обязанностей Начмилиции. И о происшедшим обязан донести Вам в кратком содержании о происшествиях в 4-м Андреевском районе:

I. По пути моего следования до Андреевки в некоторых волостях, не исключая Ефимовскую, Любимовскую и в Андреевской волости, встретил небывалые [ранее у нас] древние случаи людоедства древних Индусов, Индейцев и дикарей северного края. В селе Любимовке преследован гражданин, 14 декабря с.г. [он] вырыл из могилы еще лет 14 девушку перерубил на несколько частей, сложил части тела в чугуны, голова разрублена на двое попалена, людоед сознался, что им готовится для употребления. Людоед с женой следуют к судье третьего участка со всеми вещественными доказательствами в виде мяса мертвеца.

Со слов членов Любимовского волисполкома видно, что это дикое людоедство по селу Любимовке массовое, которое творится в глухие ночи: идет варка тел мертвецов, но фактически преследован [только] один гражданин.

II. Прибываю в Андреевскую волость в Управлении Начмилиции 4-го района, [там] лежит в каретне голова без туловища и часть ребер 60 лет, старухи, туловище съедено гражданином села Андреевки той же волости Андреем П., который сознался, что ел и не отдавал голову и мертвое тело.

Явление весьма печальное, встречи таких случаев, голод все усиливается и усиливается, голодные граждане обращаются в хищных зверей. Положение не ладное, народ по всем признакам озверел, ничто им не страшно, кроме голода, решительный на все, ненавидящий к Советской власти и на советских работников. Более выяснить ничего не могу, так как незнаком [с обстановкой], как вновь прибывший.

В районе по отношению бандитизма выяснить ничего не мог, мною будет высылаться еженедельно секретная сводка с нарочным. О более важных историях телеграфно. Согласно поступившей телеграммы от Вас и Политбюро от 12 декабря все людоеды и вещественные доказательства, кои при милиции будут направляться Вам, которые находятся у Нарсудьи направятся им по его подсудности.

Начальник милиции 4-го района Адаев.

Подпись руки Начмилиции Адаева Андреевский Волисполком

Свидетельствует Председатель Волисполкома Якушев.

Телеграмма.

Акт

1922 года января 29-го дня Романовский сельский комитет [ныне Саратовская область] Взаимопомощи сего числа производили обо всем возникшем положении населения Романовки каковое в настоящее время находится безвыходном положении смертности от голода с каждым днем увеличивается в последние дни января стали умирать голодной смерти от 10 до 20 человек в день трупы умерших в землю не зарываются а складываются для этого общественный амбар, в котором накопилось до 60 человек народ до того обессилен от плохого питания которого голодают ужасно слушать были случаи дохлых собак кошек употребили в пищу решительный случай что гражданин с. Романовки Сиргованцев набрал у соседа своего Николая Чефелисива мерзлое человечье калло то есть говно обжарил на сковородке и употребил в пищу чего недопустимо и ужасно слушать посему написав в настоящем акте каковой представить в принадлежности.

За Председателя Комитета (подпись неразборчива)

Член Комитета (подпись неразборчива)

Секретарь (подпись неразборчива)

Р.С.Ф.С.Р.

В Самарский Губсоюз

В район. Рабоче-Крестьян. Союз потребителей Пугачевский уезд Самарской губернии, 1922 г.

Доклад

Настоящим имею доложить, что мною с 1-го января с.г. не было сделано Вам доклада, ввиду моего отсутствия в СамГуб-Ком по приказу Укома Пугачевской организации Р.К.П.В. по охране элеватора подгрузов. По возвращении из Самары передо мной открылась ужасная картина: столовая не функционирует благодаря отсутствию продовольствия с 12 января с.г. Детская смертность в связи с этим увеличилась. Дети в большинстве лежат больные, остальные обращаются с вопросами, «скоро ли будут кормить», и все как тени похудалые, другие с опухшими отекшими лицами; не секрет, что хотя раньше они и питались, но питание один раз в 24 часа является только поддержкой к домашнему питанию, но некоторые не имеют дома, его перерыв создал для них полную голодовку. Относительно взрослого населения могу доложить следующее: люди ходят как призраки с отвратительно опухшими лицами с огнеблуждающими глазами, при встрече вместо приветствия спрашивают «когда же нам будет помощь». Как сказочные фараоны, выплывающие из морской пучины, спрашивают: «Когда кончина мира». А смерть своей беспощадной костлявой рукой косит во всю ширь, - и полог общей голодной смерти навис над нашим несчастным краем; картина ужасная, все съели: скот, траву, кошек, собак - остается лишь одно самое ужасное самопоедание, съедать друг друга, человек человека. И, увы, этот страшный факт свершился.

3-го января был доставлен в милицию полусъеденный труп умершего от голода 1-го января гр. Долгошеева Ивана, украденного из дома женщинами Александрой Ш. и Б-ой Екатериной с дочерью 14 лет Анной, не имевших совершенно никакого питания, - которые часть трупа съели, а остальное тело разрубили на куски для дальнейшего питания. Хоронить некому. Власть выгоняет натурой голодных рабочих, которые обессилели, еле ходят - доходят до кладбища и обессиленные падают на снег, готовые сами той же участи, на кого они виновны. После того, что уже поели траву, скот, кошек, собак, даже и падали от них нет. Остается одно - поедать из общей могилы разлагающиеся трупы.

О ужас… Дальше предвидится еще хуже. Помогите пока не поздно

Райуполобещепита /подпись неразборчива/.

Выписка из письма из с. Славинки Пугачевского уезда.

...Еще недавно, пока снег не покрыл своим покровом землю, там шла оживленная работа. Человек прилагал последние усилия, чтобы сохранить жизнь себе, своим близким и своей кормилице скотине. Рыл для еды глину, собирал траву: лебеду, подсвекольник, копеечник, репьи, катун. Сушил, молотил, ел и прятал в зиму, что себе, что скотине. Эту работу не останавливала даже смерть тех, кто питался этими продуктами. Так, в селе Славинке Самовольноивановской волости, Пугачевского уезда семья в один день съела ведро каленых репьев - на другой день три девочки подростков лежали мертвые под образами. Мать оплакивала их смерть, а соседка плакала, что не ее дети умерли и она не избавлена от ужаса видеть их постепенное угасание. Там съедены суслики, кошки, собаки, дохлая скотина, валявшаяся в поле несколько дней. Не побрезговали дохлым котенком, вынутым из помойки, лошадиным выкидышем, отбросами. Все съедалось, лишь бы только не испытать ужаса смерти. Съедалось бодро, с шуткой и присказкой, что кошка, суслики и собаки все равно что вкусная утятина, с надеждой, что скоро к тебе придет помощь откуда, куда еще в прошлом году брался последний запас хлеба, скотины. Теперь деревня замерла и угасает без материальной поддержки, без медицинской помощи, так как медицинский персонал сам голодает и нет лекарств. Лошади часть пала. Большая часть съедена. Людям от земли взять нечего, она покрыта снегом. Привезти чего либо для питания из города не на что и не на чем. Ходатайство Уполномоченного того же села Славинки о доставке каким либо способом продуктов питания, осталось безрезультатным. Неужели сердца людей также занесены снегом и покрыты льдом?......

Подпись верна: Мартынов (не очень разборчиво).

1922 года февраля 2 дня.

ПРОТОКОЛ

1922 года Января 31 дня. Председатель Б-Каменского волостного исполкома Самарского уезда Кузнецов, в виду полученных сведений о том, что семейство гражданина села Большая Каменка Николая Егорова К-а [фамилию не указываем - ред.] съели труп умершего своего сына в возрасте 6 лет, сего числа производил проверку этих сведений, допрашивал нижепоименованных лиц, которые объяснили:

Жена Николая К-ва - Василиса Алексеева, 40 лет, не грамотная, под судом не состояла, нахожусь в замужестве 23 года, религии Православной, живем в своем доме в селе Каменке, занимается домашним хозяйством и хлебопашеством, весной сего года производили посев хлеба 2 десятины, подсолнечников около 1 десятины, а также производили посадку огородных овощей и бахчей. Урожая собрали со всем сором только менее одного пуда, подсолнечника не уродилось, бахчей также не было, а огородных овощей уродилась только капуста, которой было приготовлено 17 ведер.

Семейство наше состоит из мужа 43 лет, двух сыновей в возрасте 14 и 12 лет, а также умерших от голода стариков свекра и свекрови и сына Александра в возрасте 6 лет, тоже умершего от голода (съеденного).

Скота у нас было по лету 2 лошади и одна корова, 8 овец, одна свинья и 8 кур. Долго держались за корову, хотели спастись молочком от нея, но корова не стала доить и пришлось ее продать, в надежде купить хлеб, но первоначально муж ея почему-то хлеб не купил, а затем таковой быстро поднялся в цене так что за проданную корову можно было купить 1 1пуда хлеба, тогда мы решили хлеб не покупать, а купили конины мяса.

Заготовили по осени разных суррогатов лебеды до 15 пудов, листков разных около 7 мешков и глины 1 воз до 20 пудов, до сего времени все съели. В первых числах января месяца запасы уничтожились до конца, проели имеющуюся одежду женское пальто за 15 фунтов лебедовой муки, самовар за 4 фунта мяса конины, две юбки и две скатерти за 13 фунтов капусты, пиджак старшего сына за 1 фунт пшена.

На оставшиеся деньги купила кожурки подсолнечных семян, питались этими кожурками, а затем 4 дня ничего не ели и на этот период времени умер младший сын Алексей 6 лет.

Не имея более ничего съестного я подала мысль сварить и съесть этого ребенка, первоначально колебались, но голод заставил решиться я его изрубила на куски, сварила щи, поставила на стол все заплакали, не решаясь начать есть, а потом первоначально начала есть я, а затем все остальные и через два дня труп ребенка съели не осталось ни одной косточки даже кишки промыли водой и тоже съели. Прошла неделя голод заставил находить выход, тогда я взяла двенадцатилетнего сына и пошла с ним на кладбище с мешком где разыскали в снегу труп девочки около 12-14 летнего возраста отрубили ему топором ноги и голову разрубив на куски положили в мешок и на салазках увезли домой которым питались 4 дня, мясо очень вкусное, хотя тощее и первоначально было есть противно, а впоследствии привыкли и если бы скоро нас не обнаружили мы бы еще стали питаться трупами с кладбища.

Варила я их большею частью по ночам, дабы не узнали соседи, но кто-то все же выяснил.

Имеющиеся в настоящее время мои дети питаются в Американской столовой. Ранее же двое были записаны в Советскую столовую, но получаемую пищу делили на все семейство, особенно старались поддержать больного мужа, который до того истощился, что лежит в постели не вставая и приходится его ворочать с боку на бок для отправления естественных надобностей.

Показание мое справедливо, одно могу добавить, что есть трупы была вынуждена, боясь голодной смерти, идти же что либо у кого украсть боялась что поймают и убьют. Не грамотная.

Опрошенныя дети К-ой Василий 14 лет и Александр 12 лет показания своей матери дословно подтвердили, добавив, что они действительно ели человеческие трупы что их заставило в виду переживаемого ими форменного голода так как получаемого питания в Советской столовой было не достаточно тем более, что получаемую порцию они отдавали своему больному отцу. Оба неграмотные.

Вышеизложенное постановил написать в настоящий протокол который отослать на зависящее распоряжение Начальнику милиции 3 уч. Самарского уезда.

В виду сильного истощения и слабости Николай К-в не допрошен.

Председатель Волисполкома (подпись)

В Бузулукский У с о б е з.

Акт № 2

1922 года Марта 23 дня. Настоящий акт составлен членом Бузулукского уездного исполкома т. Щербовских совместно с председателем Сухореченского Волпомголода т. Назаровым и председателем Волкома (фамилия неразборчива) в следующем:

Сего числа мною, Щербовских, обнаружено следующее: до сведения моего дошло, что умерла в д. Яковлевке Сухореченской вол. девица (имя неразборчиво) Ж. возраст 15 лет, но почему-то до сего времени не было похорон ея. Я, получив эти сведения, отправился в дом Ж., где были братья умершей Константин 19 лет и Афанасий, 17 лет, Леонтьевичи Ж, на вопрос мой, где у вас сестра (имя неразборчиво) Ж., сказали, что она умерла 16 марта, а труп ея они съели. При обыске обнаружился череп головы, остальные кости, по их заявлению, съедены.

Постановили: изложенное занести в настоящий акт, братьев Ж. изолировать и ввиду их бедности сделать распоряжение о немедленном зачислении их на паек.

Акт этот представить в Укомиссию.

Подписи. Печать.

Приложение: череп.


Бугуруслан. Укомголод

От председателя райкомголода Пономаревск. района А. Рожнова

Доклад

Довожу до Вашего сведения, что в Пономаревском районе население переживает самые ужасные бедствия на почве голода - болезни, смерть и замерзание на дорогах дошло до неимоверных размеров. Катастрофа голода в нашем районе вызывает самые ужасные и невыразимые меры. Взрослые граждане от изнеможения сил, вызванного голодовкой, падают среди улиц и умирают в безчисленном множестве. Трупы мертвых собираются по улицам и складываются администрациями некоторых сел и деревень в пустые амбары, так как для таковых рыть могилы гражданами, измученными голодом, не представляется возможным ввиду их безсилия. Некоторые трупы гражданами относятся на кладбище и зарываются только лишь в снег. Но последний с помощью ветра уносится, и трупы валяются наруже, кои растаскиваются собаками, отчего и граждане находятся в самом безвыходном и невыносимом положении.

Година великих испытаний - мать великих дел

Только что возвратился из района. Впечатления свежи. Деревня мрачна. Черные тучи горя, слез обложили ее. Нет сил, нет горьких слов, нет ярких красок, чтобы выразить, зарисовать действительность. Нужды деревни - ужасы голода. Поели все: хлеб, скотину, суррогаты, трупы палых животных. Остается одно, кое близко, дикое, отвратительное, мерзкое - это людоедство. Кругом болезнь, кругом смерть. Помощи нет. Голод бушует, разыгрывается как ветер на просторе, преград ему нет. В дикой пляске сей, он как бы играя уносит десятки, сотни несколько дней назад здоровых, молодых - сильных жизней. Невольно поддаешься общему течению горя, леденеет кровь, голова отказывается думать, а руки работать. Осень жизни пришла. Сумерки заката. Откуда ждать помощи? Где спасение? А оно есть. Я в это верю и это чувствую, и потому из груди невольно вырывается зов: «Грядущая весна, радостная и сильная: ты можешь поднять от спячки тяжелое колесо жизни, ты воскресишь природу - леса, горы и воды. Ужели же не будешь в силах разбудить этого маленького - ничтожного сытого человека. Ужели в твоей широкой богатырской груди не соберется достаточно духа и звуков крикнуть: «Проснись». Слышишь, умирает от голода брат, видишь его глаза, наполненные слезами, слышишь ли его стоны изстрадавшейся груди и мольбу о помощи к тебе?

Сытый, если тебя не разбудила великая политическая борьба, то проснись же от стонов твоего брата, прислушайся к завету твоих предков, оставивших тебе имя «Христианин» и заповедавших тебе слово «Любовь». Исполни эти заветы - время пришло. Наступила пора таких творений.

Уполномоченный по питанию Сергиевского района Бугурусланского уезда.

Подготовил Антон Жоголев.

От редакции. Долг нашей памяти - запечатлеть в бронзе титанический образ того тяжелейшего испытания, которое обрушилось на Поволжье в 1921 году. Ставят в Самаре памятники киногероям, недавно вот поставили памятник даже Бабе Яге, и где к тому же? В парке имени Гагарина, где зарыты во рвах расстрелянные репрессированные в годы сталинщины. И нигде нет до сих пор ни одного даже памятного знака, тем более, ни одного памятника в Самаре, который напоминал бы нам о трагедии поистине мирового масштаба! Напоминал бы о самом страшном факте самарского голода. Конечно, страшные события и даты тяжело вспоминать, но и забывать о них опасно. Хотя бы затем, чтобы беда не повторилась. А тут - еще и память о тысячах и тысячах людей, погибших от голода. Неужели этот столетний юбилей памяти о самарском голоде в нашем городе, ставшем эпицентром трагедии, не будет отмечен установкой достойного памятника?

124
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
2
Пока ни одного комментария, будьте первым!

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Содержание:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Православный
интернет-магазин



Подписка на рассылку:



Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:
Пожертвование на портал Православной газеты "Благовест": банковская карта, перевод с сотового

Яндекс.Метрика © 1999—2021 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru