Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:


Продолжается Интернет-подписка
на наши издания.

Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.






Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Блаженная схимонахиня Мария», Антон Жоголев

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Он пришел, чтобы дать Свой Лик

В Самару прибыла икона Спаса Нерукотворного для главного храма Вооруженных сил России.

В Самару прибыла икона Спаса Нерукотворного для главного храма Вооруженных сил России.

14 сентября, на церковный Новый год, в Самару прилетел… Христос Спаситель! Странно Ему было немного, что никто особенно-то и не встречает в аэропорту «Кряж». Нет, конечно, встретили те, кому положено в таких случаях встречать. И даже молебен, надо полагать, отслужили. И - всё. Ни цветов, ни постеленных под ноги пальмовых ветвей (впрочем, откуда тут пальмам взяться), ни паломников, ни даже болящих, жаждущих прикоснуться к «телеси Иисусови», чтобы исцелиться, как исцелилась та евангельская кровоточивая… Странным Ему показался такой вот уж очень что-то официальный прием. Но выводов пока что делать не стал: любит Он Самару. Поехал, ладно уж, в Кафедральный собор. А куда же еще Ему в незнакомом городе направляться? Но и там встретили Его тоже вежливо, и все же прохладно как-то. Выставили почетный караул из двух военных с аксельбантами и… словно забыли… каждый своим делом занят. И как будто не до Него совсем.

Очереди к Прибывшему не было ни на утро следующего дня, ни на третий день пребывания, когда уже и молва могла бы облететь дома верных и привести их в храм на поклонение. Но нет, почти что никто так и не пришел. Оно и понятно: многие в Экспо-Волгу пошли, там сейчас Православная выставка-ярмарка в самом разгаре. А Спаситель так и остался стоять, охраняемый неизвестно от кого двумя подтянутыми военными в красивых парадных мундирах с аксельбантами. И простоит вот так вот в одиночестве, прерываемом редкими да случайными визитерами, у нас в Самаре до 19 сентября. Когда и улетит в другой город, где, надо полагать, Его ждут, и где Его встретят как должно, а не по протоколу. И очередь выстроится нешуточная из тех, кто всегда ждет встречи с нашим Спасителем Христом. Не все ведь такие как мы, полусонные.

Наверное, вы уже догадались, что речь идет о прибывшей в наш город великой Православной святыне – образе «Спас Нерукотворный», созданном на личные средства Президента России Владимира Владимировича Путина для строящегося в Москве главного храма Министерства обороны России. Этот святой образ совершает сейчас облет городов России, чтобы потом уже навсегда прибыть в русскую столицу и украсить главный наш армейский Свято-Воскресенский храм.

Пришел я 16 сентября в Покровский кафедральный собор, чтобы поклониться этому Образу. Думал, придется в очереди постоять, но был неприятно удивлен тем, что никакого ажиотажа вокруг святыни не было. Возле больших размеров иконы, поразившей меня своим великолепием, а главное – образом Самого Христа, выполненным на очень достойном уровне, не было никого, кроме двух военных. Ну то есть совсем никого. Не то что там очереди, а считай что совсем без паломников… Потом все-таки люди подходить начали понемногу. Но тоже довольно редко и робко.

- До чего мы дожили! – проскрипела мне недобрым голосом старушка-«соборянка». Я было подумал, это она, как и я, возмущается духовной спячке нашего Православного люда, «не заметившего» прибытия такой вот большой святыни. Но нет! Речь, оказалось, совсем о другом. – Надыть, полиция уже и святые иконы теперь охраняет…

- Это не полиция,– объяснил я, даже и удивившись такому вот подходу. – Это представители Министерства обороны сопровождают святыню по городам России. Это - почетный эскорт, почетный караул. И причем здесь «охраняют»? Сопровождают!

Устыдилась старушка своих же слов. Перекрестилась. Извинилась даже за свое несправедливое высказывание и пошла прикладываться к образу. Пошел и я следом за ней. Приложился. Да, большая святыня посетила Самару. Надо поскорее дочери позвонить, чтобы не пропустила такой встречи.

Спрашиваю у воинов скорее из вежливости, можно ли сделать снимок. Однако услышал неожиданное: никак нет. Запрещено.

- Кем запрещено? - удивился я. – Теми, кто привез сюда икону, или наши, самарские запретили?

- Ваши, - коротко ответил мне служивый человек.

Ну, со своими-то, местными я договорюсь уж как-нибудь. Но обидно стало. И так народ не идет к святыне. Так тут и фотографию для газеты не сделать. Чтобы и не узнал никто, какой радости себя лишил.

Пошел искать, у кого бы из соборного духовенства попробовать благословение получить. А тут как раз батюшка из алтаря выходит. Незнакомый мне, но, может, он меня знает? Да, заочно знает, заодно и познакомились: отец Алексий Храмков. Фамилия какая подходящая для священника кафедрального собора! Объяснять ему начал, так, мол, и так, а он сразу все понял и пошел к военным. Сказал им: это свой. Он для церковной газеты фотографирует. Военный кивнул. Я достал фотоаппарат и сделал нужные снимки. А пока снимал, отец Алексий кратко рассказал мне об иконе. И о изображенных на створках образа-складня четырех образах Божией Матери – Владимирском, Казанском, Тихвинском и Смоленском, изображенных над картинами четырех битв разных эпох. Не важно, танковое ли это сражение, или бой на мечах богатырских, Пресвятая Богородица во все времена помогает русским ратникам… Потом батюшка снова ушел в алтарь. Словно для того только и выходил, чтобы дать мне благословение. А я довершил съемку и снова помолился перед образом.

Спас Нерукотворный - образ особенный. Можно сказать, квинтэссенция того, что несет нам Православная икона. А несет нам икона в первую очередь образ Самого Христа. Чтобы человечество в суете не забыло, каким Он явился на землю, единственный Богочеловек Иисус. И хороший иконописец тот, кто лучше других, правдивее, честнее донесет до современников Его дивный образ. Ничего прекраснее Которого на всей планете Земля нет, не было и не будет.

Вот какое напутствие дал художнице Маргарите Васильевне Сабашниковой (1882-1973), жене поэта Максимилиана Волошина, старец Макарий Верхотурский: «Летом 1910 года в Париже на бульваре св. Мишеля писатель Алексей Ремизов рассказал мне о пастухе, виденном им на Урале близ Верхотурья. "Когда этот пастух на восходе солнца молится на коленях, обративши лицо к утренней заре, или вечером, повернувшись к заходящему солнцу, то все его стадо - коровы, овцы и козы - стоит неподвижно, голова к голове, повернувшись туда же". Эту картину я должна видеть, подумала я»). И вот едет она в Верхотурье. «Скит был расположен в лесу, в истинно райском местечке, на берегу тихого, совершенно прозрачного озера. Монах показал мне хижину: "Там он живет с курами". Я довольно робко подошла к хижине. Дверь была открыта, но загорожена несколькими жердями. В пустом помещении, с маленькими запертыми окнами, среди кудахтающих и взлетающих кур стоял человек высокого роста, несколько сгорбленный. Руки с открытыми ладонями он держал поднятыми вверх, как будто силился ими уловить какие-то невидимые потоки. Лицо его было вне возраста. Глубокие морщины говорили о заботах, но заботах не о себе. Его глаза, казалось, не знали сна. Одет он был по-крестьянски, только на голове монашеская скуфейка. Иногда он повертывался то в одну, то в другую сторону и смотрел кругом и наверх, как будто всматриваясь во что-то. То и дело он обращался к курам и говорил с ними. Он был очень серьезен и строг. Нечто захватывающее было во всем его существе, чувствовалось какое-то настоящее присутствие, как будто прямой взор от лица к лицу. "Он, должно быть, старец", - подумала я и стала у двери на колени, потому что знала, что к старцу обращаются на коленях.
Но он посмотрел на меня через плечо и тихо сказал: "Не надо становиться на колени". Затем он прикрикнул на ссорившихся кур и подошел ко мне, все еще с поднятыми руками. "Чего Вы хотите от меня?" - спросил он. "Благословите меня", - ответила я в смущении, так как совсем не готовилась к беседе. - "Мы не попы и не монахи, чтобы давать благословения". И он посмотрел поверх стен, как будто в какие-то дали. Затем опять спросил меня: "Может быть, Вы хотите о чем-то спросить меня?" - "Я, собственно, только хотела видеть Вас". И вдруг я высказала то, что меня последнее время так мучило.

Он спросил - с кем я здесь и вообще о моей семье. Затем, внезапно, обращаясь на "ты": "Чем ты занимаешься?" - "Живописью". Его лицо озарилось неописуемой радостью: "Ах, как это хорошо, как хорошо! - сказал он. - Бог на всех вещах напечатлел Свой Лик. Я мало понимаю, у меня мало слов, но те слова, которые Бог вложил мне в сердце, их я скажу". Он начал говорить, все еще как будто всматриваясь в какие-то дали. Как будто он силился увидеть что-то над моей головой. Руки он держал все еще поднятыми и иногда скрещивал их на груди. Казалось, ему было трудно говорить. Речь его была неясной, иногда слишком тихой. Больше половины я не понимала. Я схватывала только отрывки:
"Христос хочет дать Свой Лик. Он пришел, чтобы дать Свой Лик, а не отнять Его. Только туркам и татарам можно простить, если они этого не знают. Но мы, христиане, должны знать, что с тех пор, как Он жил на земле, все: камень, облако, цветок - это Его Лик. И если евангелист Лука написал Младенца с Матерью, то этого хотел Младенец. Он хотел дать людям Свой Лик. Да и та женщина - она ведь только расстелила полотенце, простой кусок холста, - и Макарий показал руками это движение, - Лик же Свой дал Он. Так и ты должна расстелить свою душу... надо жаждать... работать и иметь терпение. Вставай ночью и молись, чтобы Бог в твоих картинах узнал Свой Лик; свою работу к Его работе причисли, своими творениями Его творения делай, потому что Он взыскует Своего Лика... молись о благодати. Иона Пророк был святой, но и он ведь три дня был во тьме. Как же мы, грешники, можем быть без тьмы? Даже в то время, когда Христос жил на земле, ангел Господень только раз в году сходил, чтобы оживотворить воду. Ты об этом читала? А мы - чего же мы хотим? Целителей у нас много... без Целителя; так далеко зашли мы в своей учености". Помолчав немного, он сказал: "Какой великий дар тебе дан! Какую же тебе еще надо любовь? Тем даром ты ведь и познаешь. Теперь я все сказал, что имел сказать".

Сам Христос хочет дать нам Свой Лик! Запомним эти слова… А мы – почему же мы отворачиваемся от Него! Сегодня в Самаре словно Сам Христос пребывает в Своем Нерукотворном образе, выполненном искусной кистью большого мастера. Кто успеет, сходи и приложись, поклонись, помолись. Такие встречи бывают не часто. Пропустишь сейчас – потом не наверстаешь.

Справка. Образ Спаса Нерукотворного создан главным художником Сретенских мастерских в Москве Михаилом Леонтьевым. Створки складня медные, изготовленные методом гальванопластики, с элементами серебряных вставок, с вкраплениями полудрагоценных камней. Вверху можно увидеть образ Архангела Михаила – предводителя воинства небесного, внизу – мощевик. Слева и справа – Владимирская, Смоленская, Тихвинская и Казанская иконы Божией Матери, образы которых в разное время отечественной истории помогали выстоять в борьбе с врагами. На складне изображены и фигуры других почитаемых святых, в том числе покровителей видов и родов Вооружённых Сил: Николая Чудотворца, Андрея Первозванного, пророка Илии, святой великомученицы Варвары, Александра Невского, Фёдора Ушакова, князя Владимира, княгини Ольги. Образ помещён в позолоченный складень. Можно сказать, что в целом икона «Спас Нерукотворный» вместе с киотом представляет собой словно бы храм в миниатюре.
В течение года икону провезут по многим соединениям и воинским частям российской армии, по храмам. Она побывает в 120 городах, посетит более 150 храмов, 300 соединений и воинских частей, преодолев около 57 тысяч километров. Свой путь святыня начала в городе-герое Севастополе 30 апреля 2019 года. А завершит его икона 9 мая 2020 года, в 75-ю годовщину Великой Победы, в главном храме Вооружённых сил России, который строится в Москве в парке «Патриот».

36
Добавьте в соц. сети:
Комментарии

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Пожертвование на газету "Благовест":
банковская карта, перевод с сотового, Яндекс.Деньги

Яндекс.Метрика © 1999—2019 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru