Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:


Продолжается Интернет-подписка
на наши издания.

Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.






Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Блаженная схимонахиня Мария», Антон Жоголев

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Святыни

Родители Преподобного Серафима

В Курске ищут мощи родителей Преподобного Серафима.

В Курске ищут честные останки родителей Преподобного Серафима.

Много святых связанно с древним Курском. Преподобный Феодосий Киево-Печерский вырос в нем, преподобный Исаакий (Антимонов) Оптинский был родом из этих мест, приезжали в Курск и святой праведный Иоанн Кронштадский, и Царь Николай Второй. А имя преподобного Серафима Саровского высечено на камне, что установлен рядом с величественной колокольней Сергиево-Казанского кафедрального собора: «С этой колокольни упал отрок Прохор Машин». И чудесным образом остался цел и невредим. Прохор, будущий великий старец Серафим, родился в Курске 19 июля (1 августа н. ст.) в 1758 г. в семье купцов Исидора Ивановича и Агафьи Фотиевны Машниных.

О курском периоде жизни преподобного Серафима Саровского известно очень мало. Настоятельница Свято-Троицкого Курского женского монастыря монахиня Серафима полагает, что дом родителей Прохора находился рядом с обителью, и первые духовные впечатления будущего Саровского подвижника связаны именно с этим монастырем. Уже в XX столетии, в то страшное лихолетье, которое предсказывал преподобный, на пепелище Свято-Троицкого монастыря маленькая девочка Аня нашла обгорелую дощечку и принесла ее домой, на дрова. Отец пытался расколоть доску топором, но не смог: на дощечке лишь появились зарубки от топора. Тогда ее целиком бросили в печь, но огонь в печи тут же погас. В 70-е годы на обгоревшей доске понемногу проявился лик преподобного Серафима. В ноябре 2000 г. Анна Ильинична Мальцева (та самая девочка Аня) передала икону Свято-Троицкому монастырю…
В возрасте около десяти лет (уже после падения с колокольни строящегося собора) Прохор тяжко заболел. На его выздоровление не надеялись. Мальчик увидел во сне Богородицу, Которая обещала ему исцеление, он рассказал сон матери. Вскоре из Знаменского монастыря в Коренную пустынь отправился крестный ход с иконой Божией Матери «Знамение» Курской Коренной. Застигнутое сильным ливнем шествие свернуло во двор Машниных. Агафья Фотиевна поднесла болящего Прохора к образу, после чего отрок стал быстро поправляться. Из Курска же вместе с пятью товарищами из почтенных купеческих семейств в 1775 году Прохор Машнин отправился в Киев, где получил благословение старца Досифея на монашество.
Из Киева Прохор не ушел в Саров, как его друзья, но жил в родном городе больше двух лет, хотя мать еще перед уходом в Киев благословила его на постриг.
Он ждал окончания святого дела своей семьи, конца строительства и освящение Сергиево-Казанского собора. Он не хотел уходить не помолившись в новом храме. Этот храм и сам Прохор стали теми сокровищами, которые отдал Богу недолгий род Машниных. Постройку собора начинали преуспевающие подрядчики и купцы, после окончания строительства превратившиеся в беднеющих мещан. По ходу дела Машнины утрачивали вкус к стяжанию капитала и обретали смысл жизни в стяжании Духа Святого.
В 1748 году (согласно ревизским сказкам) в Ильинском приходе г. Курска проживали братья Антон и Сидор, сыновья Ивана Мошнина. Сидор Иванович писал уже не Мошнин, а Машнин, так же писались потом и его жена, и их дети и внуки. Женой Исидора Ивановича стала Агафья, Фатеева дочь (ее отец, Фатей Завозгряев, был из старинного курского посадского рода), дети их — Параскева, Алексей и Прохор. Когда Прохору было два года, скончался его отец. Об этом в книге Ильинской (приходской его церкви, близ которой возносится в небо Сергиево-Казанский собор), 1760 года, 10 мая записано: «Купец Исидор Иванов, сын Машнин, 43 лет; погребение отправлял священник Петр Калмыков с причтом».

По разному сложились судьбы двух братьев — Прохора (Серафима) и Алексея Машниных. Один выбрал монашескую стезю и стал всероссийским молитвенником и чудотворцем. Другой остался в Курске — покоил старость своей матери Агафьи, видимо, продолжал купеческое дело своего рода. Но связь двух братьев не прервалась: в свой приезд в Курск для сбора пожертвований на Саровский монастырь батюшка Серафим встречался со своим братом и предсказал ему следующее: «Знай, когда я умру, то и твоя кончина вскоре последует». Все так и случилось: после смерти преподобного Серафима в январе 1833 года, через несколько месяцев умер и его брат Алексей. Но до этого ему в Курск пришел из Сарова вместе с вестью о смерти брата-подвижника его прижизненный портрет — тот самый, что сейчас хранится в Сергиево-Казанском соборе г. Курска.
После смерти мужа с 1760 по 1778 годы Агафья Фотиевна одна продолжала подряд и руководила строительством Сергиево-Казанского собора. На его месте раньше стоял скромный деревянный храм преподобного Сергия, входивший в Ильинский приход. В 1751 году Сергиевский храм сгорел. На пепелище была обретена чудом уцелевшая в огне Казанская икона Божией Матери. На строительство городского собора на месте сгоревшей церкви были собраны большие средства, проект был заказан кому-то из учеников известного архитектора Растрелли в Санкт-Петербурге.
Место под закладку собора в 1752 году освятил Преосвященный Иоасаф, епископов Белгородский, прославленный в лике святых через несколько лет после канонизации преподобного Серафима.
Исидор и Агафья Машнины пользовались уважением и доверием своих земляков. О матери Серафима Саровского сохранилось предание, что она отличалась особенным благочестием, без которого, конечно, невозможно было завершить то грандиозное начинание, которое навсегда вписало ее род в историю России. Но до нас не дошло вообще никаких сведений ни о характере, ни о жизни этой замечательной строительницы и подвижницы. Не удалось собрать их и приезжавшему в середине XIX века в Курск Н.А. Мотовилову, «служке» преподобного Серафима. Что делать! Курск рождает гениев и святых, но почти не помнит о них. С тех пор мало что изменилось…
Агафья Фотиевна почила в Бозе в 1800 году, о чем в книге Ахтырской церкви, в приходе которой жили тогда Мошнины, сделана запись: «… 1800 год февраля 29 числа, вдова мещанка Агафья, Фатеева дочь, Сидорова жена, Машнина, 72 лет, погребение отправлял священник Василий Псарев с причтом».
Все. Нить истории обрывается.
Что дальше? Почему до сих пор не найдены утраченные в XX веке могилы родителей Саровского чудотворца? И где они?
Конечно же, в Курске. Но все дальнейшее в этом рассказе — только предположение, более или менее достоверное. Вероятно, Исидор Машнин был похоронен в центре города, на своем Ильинском приходском кладбище. Теперь от него не осталось следа. Рядом с Ильинским храмом высится здание областного УЗД и, конечно же, его окрестности давно перерыты. Между этим зданием и Свято-Троицким женским монастырем монахиня Серафима показался мне крест, образовавшись естественным образом на одном из деревьев и как бы склонившийся к месту погребения Исидора Машнина. Может, это и так. Может, и была здесь когда-то его могила… Ахтырское кладбище, на котором, вероятнее всего, хоронили мать преподобного, тоже не сохранилось. Где же тогда искать?
Хочется верить, в советские годы, еще до войны, когда закрывали и ломали приходские кладбища в самом центре Курска, благочестивые люди не допустили поругания останков родителей Серафима Саровского и перенесли их на более отдаленное, действующее Никитское кладбище, сохранившееся по сей день. Изначально они вряд ли были там погребены. Само Никитское кладбище было образованно Указом Правительствующего Сената лишь спустя 10 лет после смерти Исидора Мошнина. Да и в 1800 году священник Ахтырской церкви «с причтом» вряд ли хоронил бы вдову Агафью на «чужом» Никитском погосте. Зачем, если имелось свое, Ахтырское… «Каждый поп знай свой приход», — это неписаное правило действует и теперь, сложилось оно давно, что исключения из него делались крайне редко.

Никаких документов, подтверждающих, что родители Серафима Саровского перезахоронены у южной стены Никитского храма, нет. Но есть свидетельства прихожан и ктиторов этой церкви.
Анна Александровна Филипенко, 1922 года рождения, певчая Никитского храма сообщает о том, что ныне покойная схимонахиня Иоасафа (в миру Елизавета Тихоновна Зикеева) жила в городе Курске напротив Ахтырского храма. Как ее родители, так и она сама знали о том, что захоронений отца и матери преподобного Серафима у Ахтырского храма не было. Они твердо были уверенны, что Исидор и Агафья похоронены у Никитскского храма. Летом 1979 года схимонахиня Иоасафа показала Анне место захоронения Исидора и Агафьи «и предупредила меня, чтобы я никогда не проходила мимо этого места, не поклонившись родителям преподобного». Анна помнит и маленькие еле заметные холмики на могилах у южной стены, которые в 80-е годы оказались закатаны под асфальт по распоряжению настоятеля Никитского храма.
Очевидно, что любая версия захоронения нуждается в проверке. Архивные данные очень скудные и давно исчерпаны еще известным историком Церкви протоиереем Львом Лебедевым, который изучал этот вопрос в 80-е годы. В те годы Православные могли пользоваться исключительно архивными документами и собственными предположениями. Теперь пора начинать раскопки. Многие в Курске считают, что в этом случае Господь по молитвам Батюшки Серафима непременно даст знамение верным — и проверять кости на ДНК не придется. Ведь приближается 100-летие прославления преподобного Серафима. Информацию о возможном месте захоронения Исидора и Агафьи с глубоким интересом восприняла этой весной игуменья Сергия, настоятельница Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря. Сейчас Дивеевские сестры молятся о том, чтобы Господь открыл мощи новых святых, давших миру великого чудотворца. Известно желание игуменьи Сергии построить часовню на месте захоронения родителей преподобного Серафима. Но Курское Епархиальное управление пока медлит. Раскопки не начаты. На месте предполагаемого захоронения родителей преподобного Серафима разбросаны кучи песка и щебня. Никто пока не торопится их убирать. Это тем более странно, что в Курской епархии вообще нет обретенных мощей, несмотря на то, что так много святых имен связано с древним Курском… Будут ли обретены мощи родителей преподобного Серафима — покажет время. Но то, что дали жизнь великому праведнику и чудотворцу люди праведные, заслужившие народное почитание и прославленные у Бога — несомненно.

Евгений Муравлев, г. Курск

Фото Дмитрия Фомичева

На снимках: Прижизненный портрет преподобного Серафима Саровского; Стена Сергиево-Казанского кафедрального собора г. Курска; Место предполагаемого захоронения родителей преподобного Серафима Саровского у южной стены Никитской церкви г. Курска.


05.07.2002
2661
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
-1
2
Пока ни одного комментария, будьте первым!

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Пожертвование на газету "Благовест":
банковская карта, перевод с сотового, Яндекс.Деньги

Яндекс.Метрика © 1999—2019 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru