Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:


Продолжается Интернет-подписка
на наши издания.

Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.






Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Блаженная схимонахиня Мария», Антон Жоголев

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Прости нас, Государь!

В центре Самары больше месяца провисел рекламный плакат, призывающий народ к покаянию за гибель Царской семьи.

В центре Самары больше месяца провисел рекламный плакат, призывающий народ к покаянию за гибель Царской семьи.

Этим летом, в отпуске, пережил я одну неожиданную встречу. Вскоре после Царского дня, 17 июля, вернулся с дачи в Самару и по каким-то делам ехал по улице Полевой. Краем глаза следил за обстановкой вокруг, не только за дорогой. И вот взгляд споткнулся о необычный плакат. На нем – вся святая Царская семья, и надпись: Простите нас! А еще – призыв к всенародному покаянию в грехе цареубийства. Обдало жаром, а потом и холодом. Остановил машину, стал крутить головой по сторонам: что это такое? Вокруг – все как всегда. Даже хуже, чем мы привыкли. Другие и, как на грех, особенно неприятные плакаты: зазывания в «мужской спа-салон» (нетрудно догадаться, о чем тут речь), еще что-то похожее, всё как на подбор. Чтобы ни у кого, глядя на эти «отмороженные» плакаты, и сомнения не закралось в правоте высказанного на этом царском плакате: «грех цареубийства народом нашим нераскаян».


Оказалось, не я один споткнулся в те летние дни об эти неожиданные лики святых на рекламном банере. Когда вышел на работу, оказалось, что чуть ли не вся редакция наша так или иначе встретилась с этим плакатом, который появился точнехонько перед Царским днем. Журналистское любопытство – свойство неисправимое. Связался с рекламной фирмой «Цвет», ответственной за установку этого рекламного банера. Но нужный человек был в отпуске. Сказали лишь только, что заказала установку плаката некая Ирина, и если она захочет, то сама с нами свяжется. Ей наши координаты передадут. Не связалась, не захотела… Может, и правильно. К чему афишировать свои добрые поступки. Больше награды за это получит от Господа. Так мы и не узнали, кто и почему разместил такой вот необычный плакат в нашем городе. То ли это какая-то масштабная акция была. То ли поступок одиночки. Но дело, конечно, не в этом. И потому я не стал продолжать поиски тех, кто такой плакат задумали и оплатили. А все дело в самом присутствии Царя на нашей улице, в нашей жизни. В наших сердцах. Никуда он не ушел, наш Царь, не запрятался в пыльные учебники истории. Он все еще присутствует в нашем времени гораздо более явственно, чем многие сиюминутные политические деятели. Влияет на умы не менее сильно, чем современные так называемые «властители дум» с телеэкрана. Все об него, о нашего Царя, по-прежнему спотыкаются. Но перешагнуть через Царя ни у кого не получится. Только набьют себе шишки, а все равно не уйдут от его простого, светлого, все понимающего царского взгляда, от его мудрых и чуточку печальных глаз.

А еще – от скорбного лика его расстрелянной супруги.

От вопрошающих, но не укоряющих взоров казненных царских дочерей. И особенно трудно вынести на себе такой незамутненно чистый, почти детский, но уже и мученический взор Царевича Алексия. Распятую на штыках надежду и светлое будущее России…

Каждый с ними обязательно встретится в этой жизни… И навсегда запомнит момент прикосновения. Для меня, обычного юноши начала восьмидесятых, комсомольца и будущего «идеологического работника», эта встреча случилась в Питере, тогда еще Ленинграде. Мой сокурсник по журналистскому факультету где-то раздобыл целую пачку журналов с ятями - «Ниву». И вот листая их у него в съемной коморке, уже тогда цветных, иллюстрированных, вдруг как бы случайно наткнулся на эти обреченные и прекрасные Царские лики… Даже вздрогнул от изумления, когда их увидел! Вся та помойная ложь, которая на них тогда лилась потоками (сейчас ложь так же льется, но более изощренная), тут же сошла на нет, вдруг показалась никчемной и глупой. Их лики сказали мне все о них лучше любых книг. А ведь тогда они еще и не были прославлены Церковью (разве что Зарубежной, но это было тогда так далеко от нас!). На той картинке они еще не были и мучениками даже. Когда их запечатлел не то фотограф придворный, не то художник, они жили в царском дворце, венценосцами, а не в Ипатьевском мрачном доме особого назначения. Но все уже читалось, угадывалось, угляделось. Так вот быстро и просто Царь сделал меня своим подданным. Достаточно было одно только царского взгляда.

…А уже вскоре после встречи с этим плакатом на пыльной Полевой улице мне пришло письмо от давнего друга «Благовеста», самарского предпринимателя Максима Афонасьева. Вот что он написал:

Антон Евгеньевич, добрый день!
Тут недавно спор был в социальной сети по поводу баннера на Полевой, про Царя, должны ли мы каяться за грех цареубийства, ведь раз не мы это делали, то и каяться тут не в чем.
Меня зацепил и напомнил эту историю сегодняшний отрывок Евангелия от Матфея, 96 зачало, XXIII, 29-39., где Господь прямо обличает фарисеев, там есть такие слова: «да придет на вас вся кровь праведная, пролитая на земле, от крови Авеля праведного до крови Захарии, сына Варахиина, которого вы убили между храмом и жертвенником. Истинно говорю вам, что всё сие придет на род сей».
В толковании профессора Лопухина на это чтение говорится (первое, что нашел быстро в интернете, и так как книги Лопухина входят в образовательный курс семинарии, то нет оснований не доверять источнику): «При рассмотрении этого стиха первый вопрос о том, почему были виноваты современные Христу книжники, фарисеи и народ иудейский, что на них должна была прийти вся кровь праведная от крови Авеля до крови Захарии. В убийстве Авеля был виновен Каин, а не они. Почему же они подлежали за это, согласно словам Христа, ответственности?
Это объясняется тем, что в жизни как отдельных лиц, так и целых обществ и даже народов бывает сосредоточение как добра, так и зла. Убийство Авеля было выражением злобы Каина, но эта злоба развилась и дошла до чрезвычайного усиления в современных Христу фарисеях и книжниках. Отсюда обычное библейское воззрение, что потомки наказываются за грехи отцов, грехи, в которых потомки, собственно, фактически неповинны. Современные Христу книжники и фарисеи были так развращены, так дурны, что должны были нести ответственность и за прежние преступления, потому что были способны и готовы совершить не только их, но и гораздо большие».
Интересно было бы мнение кого-то из священников, как это проецируется на ситуацию с нашим Государем. Мне интересно и ваше мнение, а может, уже разбирали этот вопрос именно в свете этого Евангельского чтения.
Максим.

Тем же вечером я наспех написал ответ:

Здравствуйте, Максим Альбертович!
Вы привели цитату из Лопухина очень важную. К ней разве я что-то могу добавить? А священники на такие темы не часто говорят. Сам я считаю, что конечно же убийство Царской семьи стало таким преступлением, которое легло на весь русский народ страшной тяжестью. Даже на Церковь легло. Но Церковь вину перед Царем искупила канонизацией (хотя лучше бы и правильнее было канонизировать в лике мучеников, а не страстотерпцев, но это все-таки частности). Многие люди в плане личном уже покаялись за себя и за своих предков в грехе допущения Цареубийства. Но в целом этот грех с нашего народа не смыт, лежит на народной душе проклятием, отсюда и источник многих наших бед. То, что наш народ топчется на месте все эти годы и воцерковилась лишь очень малая его часть, имеет своей причиной и грех цареубийства. Как быть? Я не знаю. Воцерковленная часть народа исповедует Царя святым, а это уже покаяние в грехе против Царя. Невоцерковленная часть народа (а это девять десятых наших соплеменников) даже не понимает, о чем идет речь. И как примирить одно с другим, мне не ведомо.
Символом нашей русской нераскаянности в грехе цареубийства, зримым и наглядным символом этого упорства в грехе является мавзолей Ленина в Москве. О каком покаянии в грехе цареубийства вообще можно говорить, когда на главной площади столицы лежит в почете труп главного гонителя Церкви и цареубийцы? Если мы допускаем это по сей день, то чему же удивляться. Наверное, по этой причине глухой нераскаянности нашего народа столь неожиданно появился такой плакат на улице нашего города. Это сродни чуду. Весть о необходимости покаяния для всех. Кто-то ударится взглядом об этот плакат. Кто-то задумается. Кто-то удивится. Но в любом случае что-то в душе содрогнется. И может быть эта «мелочь» приведет к серьезным последствиям и для конкретных людей, и для общества в целом.
Я же свою задачу вижу в том, чтобы писать о Царской семье, о трагедии в Екатеринбурге, и мы пишем об этом. Просто читают нас в основном те, кого и так не надо убеждать в этом. А те, кого бы надо убедить, нас не читают. Но тут появился в городе такой плакат. Это важное дело. Моя мама, когда увидела этот Царский плакат, заплакала. Так ее это коснулось глубоко!
Наверное, и другие люди тоже отреагируют. Во всяком случае, этот плакат всем напомнит о том, что спрятано под спудом, что мешает нам, влияет на нас, но никак не получается поставить правильный диагноз. А тут он стал нагляден, этот диагноз: цареубийцы. А в это понятие, как части целого, входят и такие слова: предатели, трусы, маловеры, а то и вовсе безверы... И если бы это подспудно не болело у всего общества, таких плакатов бы не было. А так куда бы мы ни пошли, оказывается, что кружим всегда вокруг одной и той же темы царской.
Храни Вас Бог на многая лета!
Антон Жоголев.

И вскоре получил ответ:

Спаси Господи!

По толкованию Лопухина меня вот что озарило и стало даже жутко от этого (но может я неправильно понял): люди, сегодня живущие и гневно осуждающие Царя (я бы даже сказал злобно, считающие его участь справедливой), по смыслу этого евангельского чтения приравниваются к тем, кто физически осуществил убийство. И если (можно предположить, что) таких людей много, то тогда получается, что действительно мы живем в обществе, виновном в этом.

С уважением,

Максим Афонасьев.

Я не стал продолжать разговор, потому что не нашел, что добавить к сказанному. И этими же днями плакат с Царской темой убрали с улицы нашего города. Срок аренды рекламного банера истек.

Как бы не истекло и время для нашего покаяния…

Антон Жоголев.

12
Добавьте в соц. сети:
Комментарии

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Пожертвование на газету "Благовест":
банковская карта, перевод с сотового, Яндекс.Деньги

Яндекс.Метрика © 1999—2019 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru