Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:




Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.







Подписка на рассылку:
Электропочта:
Имя:

Наша библиотека

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)


Сон разума рождает чудовищ…

Нужно ли каяться в снах, если они были нечистыми?


Читал у святых отцев о творении поклонов Господу. Объясните, пожалуйста, разницу между разными видами поклонов, и когда применяются или не применяются те или иные виды поклонов.
Виталий Костышин


Еще в Ветхозаветной Церкви были известны поклоны как поклонение Богу. Поклон выражает наше благоговение перед Богом, перед святынями. Духовный смысл его в том, что поклон есть движение души, и творится он с молитвой. Ни в коем случае нельзя считать поклон чем-то вроде физического упражнения — смысл поклона в благоговейном, молитвенном преклонении перед Богом. У нас в Русской Православной Церкви есть Устав, и в специальной главе Типикона подробно говорится о поклонах. Великие — земные поклоны — постоянно кладут во время Великого поста. Склоняясь в земном поклоне, молящийся касается лбом пола. Есть и полупоклоны — поясные.
Весь день после причащения Святых Таин, а также в Пасхальные дни, до праздника Святой Троицы, земные поклоны не делаются. В воскресные дни земные поклоны заменяются поясными.
Обязательно надо делать поклон, когда священник выносит Святую Чашу перед Причастием на Божественной Литургии. Если позволяет место, сделайте три поклона, а когда в церкви стоит много народа, положите хотя бы один поклон. Это великая святыня, поэтому кланяются ей как те, кто причащается Святых Таин, так и все присутствующие на литургии. Перед святыми мощами кладут земные поклоны.
По усмотрению духовника на тяжко согрешившего может быть наложена епитимия в виде поклонов. Духовник может назначить 15, 30 поклонов, бывает, что и намного более — все зависит от конкретных обстоятельств. Епитимия дается на какой-то определенный период — на 7 дней, на 40 дней или иной срок — как скажет священник. Выполнять ее надо неопустительно.
Поясные поклоны всегда присутствуют в нашем молении пред иконами, в храме и в келейной молитве. Надо ли вам класть земные поклоны в домашней молитве — об этом спросите совет своего духовника.

Нужно ли каяться в снах, если они были нечистыми?
Мария Кудрявцева


Сон как явление физиологическое имеют естественное происхождение и необходимы для жизни человека. Но сны бывают разные — одни от Бога, другие от лукавого. Поэтому, если человеку довелось во сне оскверниться чем-либо, связанным с блудным грехом, то надо найти в церковном молитвословии и прочесть "Правило от осквернения". При его выполнении призывается благодать Святаго Духа, очищающая от всякой скверны плотской и душевной, от всякого мечтания. Даже если вы не найдете полное правило от осквернения (оно, к сожалению, есть не во всех молитвословах), читайте хотя бы соответствующую молитву от осквернения. Она есть в каждом молитвослове. Есть еще молитвенное правило от злых помыслов. К нему прибегают, если во сне совершили деяние, связанное с убийством, вороством, причинением иного вреда другим людям, нарушением заповедей Божиих. Если сон прорастает греховным помыслом, тогда необходимо покаяние. Каяться надо в греховных помыслах, которые приходят на душу бодрствующему человеку, когда мысль, всеваемая от лукавого, принимается человеком как своя и разрабатывается им далее. Темой для исповеди является совершенный или вошедший в помыслы грех. А покаяние в греховных снах священник может принять на исповеди лишь для для того, чтобы дать какие-то конкретные советы, кому и как помолиться — но не более.
Надо знать, что греховные сны случаются от нашего невоздержания: многопития, многоядения, многоспания, а также от гордости и от тщеславия. То есть в дни, когда человек оскверняется грехопадениями во сне, ему необходимо внимательно исследовать свой образ жизни и более строго попоститься, не искушаться чревоугодием.

На фото: Клирик Успенского кафедрального собора г. Астрахани иерей Димитрий Романов; "Сон разума рождает чудовищь", гравюра Ф. Гойи.

Иерей Димитрий Романов, г. Астрахань
13.09.2002
Дата: 13 сентября 2002
Понравилось? Поделитесь с другими:
1
1
Комментарии

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail: Ваш телефон:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:





Яндекс.Метрика © 1999—2018 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru