Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:




Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.







Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Святыни

На южном рубеже России

К 400-летию Астраханской епархии.


В этом году в августе отмечает свое 400-летие Астраханская епархия. В 1602 году все земли от границ Казанской епархии до низовий Волги — в том числе и часть входящих в состав будущей Самарской губернии — были объединены в Астраханскую епархию. О славной истории этой епархии и ее сегодняшнем дне мы беседуем с клириком Успенского кафедрального собора г. Астрахани иереем Димитрием Романовым, который также несет послушание краеведа, историка епархии.

— Астраханское ханство вслед за Казанским было покорено державным Царем Иоанном Грозным, — рассказывает отец Димитрий. — К Московскому государству были присоединены обширнейшие территории, и встал вопрос о духовном окормлении региона. Царь послал туда знаемого им игумена Кирилла, ученика и сподвижника преподобного Антония Сийского. Преподобный Кирилл получает из рук Царя как благословение Владимирскую икону Божией Матери. На Заячьем бугре основывается новый город со старинным названием Астрахань. Там игумен Кирилл закладывает камень в основание Владимирского храма, устрояет первый монастырь.
— Но до этого Христианство уже пришло на эти окраинные земли?
— В годы золотоордынского ига над Русью в стане Сарай-Бату было очень много рабов-христиан. В ставку хана ездили русские князья, побывали здесь и Митрополиты Московские — Феогност, Алексий. Была образована Сарайская епархия, в 1261 году в Киеве состоялась хиротония первого Епископа Сарайского Митрофана. Астраханская епархия явилась духовной наследницей Сарайской. Огромная территория Астраханской епархии простиралась от предгорий Кавказа — Азовское море, Прикаспийская низменность — вплоть до Уральских гор, и граничила наша епархия с Казанской.
— Здесь прошла и духовная граница — между добром и злом. Эти два полюса олицетворяли Митрополит Иосиф и Стенька Разин…
— Степан Разин был коварным и страшным обольстителем. Оборотень, который то отправлялся пешком на богомолье в Соловки, то, сбрасывая личину мнимого благочестия, хулил Христа и святых, глумился над святынями, предавал мучениям и смерти священнослужителей. В советское время Стеньку изображали как борца за народное счастье, но, как видно из истории, блага от него не было. Где он появлялся, поднимались пожары, воцарялся пьяный разгул, воровство и жестокость. Астраханский Святитель Иосиф призывал к благоразумию соблазненный народ, призывал к отрезвлению смутьянов, оглашая грамоту от Царя Алексея Михайловича, который обещал помилование осознавшим свой грех и покаявшимся разбойникам. Но не тут-то было…
Разин не боялся ничьей крови, никого не щадил. Это его боялись — даже в близком окружении. Считали, что он имеет отношение к колдовству, поскольку мог завораживать взглядом… Степан Разин в 1670-м году штурмом взял Астрахань, и за один день было пролито море крови, зверски убит был и доблестный воевода князь Прозоровский. Зло не остается безнаказанным, и Стенька был пойман, казнен в Москве. Но остался атаман Васька Ус.
1671 год стал последним годом жизни Митрополита Иосифа. 11 мая разбойничий казачий круг приговорил к смерти Святителя Иосифа. Святой старец (ему шел уже 74-й год жизни) призывал разинцев вразумиться, принести покаяние Царю и Богу. Но бунтари как звери почуяли вкус крови и уже не могли остановиться, пока не растерзают… Разбойники на пороховом дворе предают Святителя ужасным пыткам, а потом возводят на высокую дозорную башню-раскат и сбрасывают вниз. Мученик-Митрополит обагрил землю своей кровью, и все отчетливо услышали стук упавшего тела. Этого стука даже палачи испугались. Они метались по кремлю и, встречая священнослужителей, кричали: "Что вы, попы, стучите, наводите страх!.."
— А были посмертные чудеса от мощей Митрополита Иосифа?
— Уже в первую ночь по кончине Священномученика Иосифа стали твориться чудеса. Болящий крепо-стной крестьянин по молитвам Святителя Иосифа получает исцеление. На вершине раската виделись большие свечи, ярко горящие по ночам. Несколько дней гроб Митрополита стоял открытым, народ приходил прощаться со Святителем, затем тело поместили в каменный склеп. Через три года, когда смута улеглась, достали гроб Святителя Иосифа, открыли крышку — святые мощи были полностью нетленны. Так они пребывали открытыми три дня, народ приходил, принося покаяние. И у святых мощей произошли новые чудеса исцелений.
— Кто был первым Архиереем в Астраханской епархии?

— Поставленный первым Архиереем новой епархии, игумен Астраханского Троицкого монастыря Феодосий был выходцем из Ярославской епархии. Убиение Царевича Димитрия произошло в бытность Феодосия настоятелем Толгского монастыря, что неподалеку от Углича. Есть сведения о том, что игумен Феодосий присутствовал на погребении Царевича Димитрия.
И вот в Астрахани смута, народ присягнул Лжедмитрию, но Святитель Феодосий с амвона кафедрального собора объявляет, что это — самозванец. Святителя предают оскорблениям, биению, заключают в острог. Его сподвижники — священнослужители кафедрального собора — претерпели мученическую смерть. Многих сбросили вниз с раската. Обезумевшая толпа растерзала соборного протопопа Фому и иерея Кондрата, а протодиакон Никифор был живьем сожжен на костре.
Святителя Феодосия отправили "на царский суд" — к Самозванцу. Он безбоязненно обличил Лжедмитрия: "Не ты прирожденный царь, а убиенный Димитрий, и мощи его в Угличе поныне лежат". Мужество астраханского Святителя обезоружило Самозванца. Ждали жестокой расправы над Святителем, но такого указа не последовало.
Вскоре правда восторжествовала, и прахом казненного народом Самозванца выстрелили из пушки в сторону Запада, откуда он пришел. Ревностный проповедник истины Святитель Феодосий удостаивается сана Архиепископа и вместе с будущим Патриархом Филаретом, в ту пору Митрополитом Ростовским, отправляется в Углич за мощами Царевича Димитрия, и мощи с честью переносятся в Архангельский собор, в усыпальницу Царей.
Архиепископ Феодосий направился в любимую Астрахань, но не доехав, преставился в г. Царицыне. Мощи его, будучи непогребенными почти целый год, похоронены в Казанском Спасо-Преображенском монастыре. Но Святитель Феодосий является некоторым астраханским жителям, совершает исцеление расслабленной женщины и слепой от рождения девицы, — и повелевает им возвестить местному Архиепископу Онуфрию о сих чудесах и просить, чтобы он вернул мощи в Астрахань. В1617 году нетленные мощи Святителя Феодосия торжественно, крестным ходом возвращаются в Астрахань и упокояются в кафедральном соборе.
— А кто из Астраханских Новомучеников прославлен Церковью?
— Одним из первых Новомучеников был Святитель Митрофан (Краснопольский), Архиепископ Астраханский, расстрелянный 6 июля 1919 года. Это был удивительный человек, его называли столпом Церкви. На Всероссийском Соборе Русской Православной Церкви 1917-1918 года, когда стоял вопрос о высшем Церковном правлении, он возглавил комитет по восстановлению Патриаршества. Именно Архиепископ Митрофан в самое трудное для этого время добился прославления Святителя Иосифа. Их судьбы перекликаются в истории нашей епархии.
Около шести лет служил на Астраханской кафедре Святитель Фаддей, будущий Священномученик Тверской. Велико было почитание Владыки Фаддея в Астрахани, на домашних божницах его фотографии стояли рядом с иконами. Мученичество он претерпел в Тверской епархии. В 1937 году Святитель был в преклонных летах, уже за штатом. Но одно только имя Фаддея низлагало богоборцев — и власть не оставила его в покое. Его арестовали, и в тюрьме уголовная шпана издевалась над ним. Почтенному старцу не было места даже на нарах, его загнали под нары, туда бросали всякие нечистоты. И тогда Сама Матерь Божия вступилась в его защиту. Она явилась главарю этих уголовников и сказала: "Если вы еще тронете этого святого мужа, умрете страшной смертью". Этот покаявшийся главарь прошел всю войну и остался жив, и свидетельствовал об исповедническом и мученическом подвиге Святителя. 31 декабря Святителя Фаддея собирались вести на место расстрела, но совершили еще более жесткое глумление. Связав ему за спиной колючей проволокой руки, его утопили в яме с нечистотами… И только 15 января его тело было вывезено благочестивыми людьми и погребено около разрушенного храма "Неопалимая Купина". В 1996 году его мощи были обретены. Частицу его мощей удалось получить и нашей епархии — храму в с. Марфино. Сами мощи находятся в Вознесенском кафедральном соборе Твери.

— А каков сегодняшний день Астраханской епархии?
— Сейчас в Астрахани действует девять храмов, возрождаются сельские приходы, создаются воскресные школы для детей и взрослых. Духовенства не хватало — Владыка Иона (в этом юбилейном для епархии году он стал Архиепископом) привлек много верующих людей к служению Церкви… В последние пять лет Астрахань стала объектом всероссийского внимания. Каждый год здесь проходят межрегиональные конференции, на которых обсуждаются насущные вопросы Православия.
— Расскажите об астраханских святынях.
— В Астраханском кремле близ Троицкого монастыря похоронен Первостроитель Астраханский преподобный Кирилл, и над его могилой в память об избавлении от пожара града Астрахани возведена часовня. В усыпальнице Успенского собора более двадцати захоронений Астраханских Архиереев, здесь же погребены грузинские цари Вахтанг и Теймураз. Когда Грузию завоевали турки, царственные изгнанники были вынуждены искать пристанища в России. Многие Архиереи, чьи захоронения находятся в Успенском соборе, особо чтимы в епархии. Например, дивный строитель Успенского собора Митрополит Самсон (мощи его полностью нетленны).
Ближе к нашему времени — Епископ Герасим (Добросердов), прославленный в 1988 г. в Соборе Сибирских святых. Епископ Герасим до своего поставления на Астраханскую кафедру много лет возглавлял Самарскую епархию. Ему было больно до слез расставаться с любимой самарской паствой, но, подчиняясь определению Священного Синода, на склоне дней своих он в 1878 году прибыл в Астраханскую епархию. Этот великий подвижник воистину был правилом веры, образом смирения и кротости.
В народе очень чтим непрославленный подвижник — старец Иакимушка. Был он, говорят, псаломщиком Иоанно-Златоустовской церкви в г. Астрахани. Бабушки, которым сейчас лет под девяносто, помнят его — благочестивого, наделенного даром прозорливости старца. Сами они в ту пору были маленькими девочками. Скончался Иакимушка в 1911 году. От него явлены многие чудеса, исцеления, помощь в житейских нуждах. Особенно возросло его почитание в Великую Отечественную войну, верующие разбирали землю с его могилки.
На том же старом городском кладбище похоронена блаженная Евдокия. В феврале 1973 года, когда происходило осквернение Успенского собора, вскрывались захоронения, для всех было шоком, как эта старушечка смогла пробраться через оцепление КГБ прямо на место творившейся там вакханалии. В нижнем храме просеивали через сито останки Архиереев, сдирали облачения. Были осквернены и останки грузинских царей. Меч из чистого серебра увезли в Москву. Из златотканой царской одежды Теймураза даже извлекли все золотые нити… Всем, кто присутствовал при осквернении останков, — а среди них были директор краеведческого музея, специалисты из Москвы, — всем она предсказала страшную погибель и каждому сказала, кто какой смертью умрет. Все так и сбылось. Только один человек из этой группы, таксидермист Владимир Ильич Головачев, уцелел, он живет и поныне: он знал Евдокию, потому что реставрировал ей икону, и, увидев блаженную, спрятался за колонну — и она его не увидала. Видимо, был в этом Промысел Божий, потому что впоследствии Головачев определял, где чьи мощи. При вскрытии он нумеровал каждый череп, антрополог — врач-анатом определяла, какому времени принадлежат останки. У него сохранилась тетрадь с записями, по которой потом восстанавливали захоронения.
Ближе к осени 1973 года все останки вместо гробов уже были сложены в фанерные ящики, но в подвале, где их поставили, проходило отопление, и из-за чрезмерного скопления влаги все начало сыреть, тлеть. Нетленные мощи превратились в косточки. Но, несмотря ни на что, остались неподверженными тлению отдельные фрагменты — десница Святителя Иосифа, левая рука неизвестного Святителя (по многим признакам я склоняюсь к мнению, что это рука Епископа Герасима).
— Есть ли в Астраханской области чудотворные иконы?
— Были чудотворные иконы — но они все безследно исчезли. Владимирская икона Божией Матери, которая находилась в Успенском соборе, в 1931 году была изъята, и след ее затерялся. Была и Феодоровская икона в селе Иванчуг. 7 (20) августа 1669 года эта икона, дерзко лишенная Разиным драгоценной ризы и брошенная в воду, в пламенном вихре поднялась перед судном атамана. От лика Пресвятой Девы исходило сияние невиданной силы и огненные стрелы. Сама Матерь Божия в Феодоровском образе, почитаемом на Руси как покровитель Царствующего Дома Романовых, заградила путь разбойникам… После революции, дочь одного протоиерея тайно вывезла чудотворный образ сначала в Киев, потом во Францию…
— В прошлом году в Астрахань прибыла новая икона, покровительница всего Волжского края…
— Волжская икона Божией Матери была написана по благословению оптинских священнослужителей. Сейчас остро стоят вопросы экологии Волги, всего Прикаспия. Издавна Волга питала рыбными ресурсами Россию. Ныне происходит вырождение рыбных пород, человек губит великую реку. Но мы можем, осознавая всю опасность происходящего, через Матерь Божию обратиться к Подателю всех благ Господу, чтобы охранить эту удивительную реку от умирания.
Икона не случайно создана по типу иконы Божией Матери "Взыскание погибших". Погибших наших душ, современного общества, тонущей в грехах молодежи… Ведь то, что невозможно исправить человеку, возможно Богу. Надеемся, что будущее за этой иконой, она еще проявит себя. Эта икона пребывала около года в Астрахани, в Казанском храме, сейчас она ушла из наших пределов к устью Волги — в селение Удомля Тверской епархии, в Благовещенский женский монастырь. Там начинаются истоки Волги. И, будем надеяться, по молитвам к Божией Матери она сохранит Волжский край — от истоков до устья.

На фото: фрагмент фрески "Святые, в земле Астраханской просиявшие". Казанский храм, г. Астрахань; Казанский храм; Крестный ход в кремле с мощами Святителя Иосифа Астраханского.

cм. также:

Ольга Ларькина
23.08.2002
1361
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
8
Пока ни одного комментария, будьте первым!

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Пожертвование на газету "Благовест":
банковская карта, перевод с сотового, Яндекс.Деньги

Яндекс.Метрика © 1999—2018 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru