Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:




Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.







Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Задайте свой вопрос священнику

Отвечает священник

Опасное самочиние

На вопросы читателей отвечает иерей Алексий Богдан, ключарь Покровского кафедрального собора г. Самары, руководитель миссионерского отдела Самарской епархии.

На вопросы читателей отвечает иерей Алексий Богдан, ключарь Покровского кафедрального собора г. Самары, руководитель миссионерского отдела Самарской епархии.

Мы с сестрой Ириной приняли крещение в 2000 году. Ирине сейчас 33 года, она человек семейный, у нее есть дети. После крещения они всей семьей стали постоянными прихожанами самарского храма Иоанна Богослова. Спустя год они познакомились в храме с прихожанином Петропавловской церкви г. Самары Александром Васильевичем Васиным. Им его порекомендовали как сильного молитвенника и человека праведной жизни. Александр Васильевич вскоре стал частым гостем в доме моей сестры. Он расспрашивал ее о родных и близких, давал советы и быстро завоевал доверие Ирины и ее мужа. Нередко он «пророчествовал» о судьбах людей. Так, мне он настойчиво предлагал выйти замуж за его знакомого. Когда я отказалась следовать его советам, Ирина заявила, что не желает больше видеть меня в ее доме, что я нарушила волю Божию и никогда больше не буду счастлива.

У семьи Ирины начались проблемы и в отношениях с родителями. Васин говорил, что родители их не ходят в храм и потому «отбирают благодать у своих детей и внуков». Вскоре Ирина и ее муж отказались от своих родителей и потребовали свою долю наследства. А Васин предложил за большую сумму денег произвести отчитку одной нашей родственницы. А потом и всех нас он стал называть одержимыми и предлагал пройти у него отчитку. Родители обращались за советом к настоятелю храма Иоанна Богослова протоиерею Николаю Мезинову. Отец Николай сказал, что вокруг Васина образовалась своего рода секта и что сам Александр Васильевич одержим идеей спасать Церковь от бесов и колдунов. В приходском листке этого храма прихожан предупреждали о том, что доверять Васину и проходить у него «отчитки» не следует.
Однажды Ирина все-таки пустила меня к себе в дом, но сразу сказала: «ты бесноватая, и тебя надо отчитывать». Как только я отказалась, меня выгнали. Ирина остриглась наголо, на вопросы о детях не отвечает. Одна из ее дочерей, которой 11 лет, уже больше года не посещает школу и живет в квартире у Васина. Оказывается, девочка заболела и Васин ее «исцелил», и теперь все ему за это благодарны…
Что нам делать, как помочь сестре? Ни я, ни родители не знаем, что предпринять. Вот почему мы обратились за советом к священнику-миссионеру Самарской епархии.

Татьяна Александрова, г. Самара.

На вопросы читателей отвечает иерей Алексий Богдан, ключарь Покровского кафедрального собора г. Самары, руководитель миссионерского отдела Самарской епархии.

«Создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16, 18), — такими словами Спаситель утвердил существование Церкви на земле. Вот уже две тысячи лет дьявол тщетно пытается Ее уничтожить. Если не удается через внешние гонения, то он пытается разрушить ее через внутренние расколы и нестроения. Семидесятилетний атеистический плен, жесточайшие гонения на Церковь тоже сделали свое дело. Лишенные религиозного образования и общения с носителями благодати, старцами, которых сейчас почти не осталось, вместо того, чтобы следовать завету Святителя Игнатия Брянчанинова читать Святых Отцов и Священное Писание, порой верующие создают свое собственное мнение о духовности, которое считают единственно верным. На этой почве они сами попадают в сети дьявола и увлекают других. И если они не отказываются от Церкви, все же находятся в состоянии тяжкого духовного недуга, называемого «духовной прелестью» или самообманом. Своими действиями они смущают только что пришедших к вере людей или создают некое направление внутри Православия, дух которого отстоит как от святоотеческой традиции, так и от всего учения и истории Церкви.
Таким искажением стало появление неких заклинателей-экзорцистов, которые при помощи каких-то самочинных молитв и чтения Евангелия пытаются «отчитывать» и лечить людей.
Из истории Церкви известно, что в первые века Христианства при крещении Святой Дух изливал на всех крещеных обильные дары. Среди прочих был дар заклинания злых духов. В эпоху гонений этот дар был распространен среди Христиан. Со временем заклинательные молитвы вошли в чин крещения. Поэтому отпала необходимость в особом чине экзорцистов. По мере угасания харизматических даров росло число случаев безчинных злоупотреблений практикой совершать заклинания, почему Церковь вынуждена была закрепить соответствующее служение за определенной степенью клириков. В 24-м правиле Лаодикийского Собора экзорцисты причисляются к «церковному чину», а согласно 26-му правилу того же Собора лицам, не поставленным Епископом, запрещено совершать заклинания в церквах и частных домах.
В наше время право совершать заклинания принадлежит священнослужителям (большей частью монашествующим), имеющим особое разрешение от Правящего Архиерея или Патриарха. Причем это те люди, которые получили за свою подвижническую жизнь особую благодать Божью и дар изгнания духов.
С другой стороны, беснование — это следствие греховной жизни человека. Из Евангелия мы знаем, что бесы сами не могли даже войти в свиней. Тем более с человеком без попущения Божьего не может случиться подобное. И преподобный Иоанн Кассиан Римлянин пишет, что, «прежде чем овладеть человеком, бес овладевает его умом». Поэтому и изгнание злого духа совершает не столько чтение заклинаний, сколько покаяние в грехе, через который бес вошел в человека, и чистота жизни. Без воли Божией, без личного участия человека и священнику изгнать беса не удастся. В Евангелии описывается случай, когда даже Апостолы не могли изгнать злого духа из бесноватого. Самовольное присвоение себе права «отчитывать» есть свидетельство не столько о святости жизни этого человека и умении «расправляться с бесами», сколько о том, что сей несчастный сам одержим духом гордыни и самомнения. Так, прихожанин церкви святых Апостолов Петра и Павла Александр Васильевич Васин тоже берется за отчитки. Все это есть своеволие и самочиние. Даже если рядовой священник, облеченный саном, начнет читать положенные при отчитках молитвословия, это не гарантия исцеления бесноватого. Бывали случаи, когда по гордыне священнослужителя бес в него самого входил. В «Достопамятных сказаниях о жизни святых отцов» есть свидетельства, что даже отшельники высокой жизни по своему смирению отказывались исцелять бесноватых, считая себя последними грешниками. А если и происходило исцеление, достаточно было одного вида или нескольких слов подвижника, чтобы бес, не терпя высочайшего смирения, вышел из человека. Описывается случай, когда под предлогом выплатить деньги за приобретенные корзины привели отшельника в дом для исцеления бесноватой девушки ее отец и его друг-монах. Бесноватая, подбежав, ударила его по лицу, а старец подставил ей другую щеку, и бес, не вынеся смирения подвижника, оставил девушку. В житии святого мученика Трифона рассказывается, что бес покинул больную за три дня до прихода святого — настолько ему было невозможно терпеть присутствие святого. Святой преподобный Иоанн Кассиан Римлянин в «Собеседованиях египетских отцов» пишет: «Кто желает повелевать нечистыми духами, или чудесно подавать здравие болящим, или являть пред народом какое-либо из дивных знамений, тот хотя призывает имя Христово, но бывает чужд Христа, поелику, надменный гордостью, не следует Учителю смиренно… Посему-то отцы наши никогда не называли тех монахов добрыми и свободными от заразы тщеславия, которые хотели слыть заклинателями и для того с величайшею надменностью разглашали о себе, что они уже заслужили или надеются скоро получить это благодать. Большее чудо составляет выгнать из себя пороки, нежели бесов из других».
Блаженной памяти старец Паисий Святогорец в книге «Духовная борьба» говорит: «Если мы примем только один гордый помысел, к примеру, подумаем: «Вот сейчас я своей молитвой сделаю так, что бес пулей вылетит из одержимого», — то такой помысел сразу же воспрепятствует Божественной помощи, и мы поможем дьяволу оставаться в несчастном». Из всего видно, что любая попытка в нарушении всех правил Христианской жизни и канонов Церкви, когда кто-то пытается произвести заклинание над одержимым, грозит бедой самому заклинателю. Следует сказать, что подчас людей, страдающих каким-либо психическим или физическим заболеванием — к примеру, болезнью Паркинсона или защемлением какого-либо нерва, почему-то считают бесноватыми. Попадает такой в монастырь и становится предметом пристального наблюдения со стороны некоторых, которые готовы в каждом видеть колдуна или бесноватого.
Во избежание попадания в сети такой лжедуховности Православному Христианину в современном мире необходимо быть очень осторожным. Подобные лжезаклинатели создают вокруг себя некое сообщество со всеми признаками секты: почитание руководителя, самозамкнутость, самоспасенность, осуждение остальных членов Церкви, отсутствие Церковного авторитета, который есть Правила Соборов и творения Святых Отцов. Неофиту на первых порах трудно разобраться, куда он попал, поскольку подобные группы ратуют за восстановление древних порядков, очищение Церкви от многовековых наслоений, возвращение к апостольским временам. Нужно учитывать, что Церковь — живой организм. И 2000 лет существования Церкви — ее жизнь и становление. Поэтому даже по виду благочестивое желание восстановить институт экзорцистов, как это было в древности, грозит впадением в лжедуховность, модернизм и неообновленчество. Сколько бы объявилось прельщенных лжезаклинателей, отстаивающих свои права на проведение отчиток?! И это в то время, когда царят разврат, беззаконие и забвение всяких правил и морали. Посему личное благочестие и правильная духовная жизнь — гарантия от беснования и попадания в сети неоэкзорцистов.

Фото Д. Фомичева.

Иерей Алексий Богдан
ключарь Покровского кафедрального собора г. Самары, руководитель миссионерского отдела Самарской епархии

См. также
.
11.03.2005
2289
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
4
2 комментария

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Пожертвование на газету "Благовест":
банковская карта, перевод с сотового, Яндекс.Деньги

Яндекс.Метрика © 1999—2018 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru